Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Финансовые рычаги и стимулы



2019-12-29 378 Обсуждений (0)
Финансовые рычаги и стимулы 0.00 из 5.00 0 оценок




 

При расходовании фондов финансовых ресурсов, как централизованных, так и децентрализованных,  исполь­зуются финансовые рычаги, связанные с финансировани­ем капитальных вложений,  расходованием оборотных средств, фондов экономического стимулирования, дотаций, пенсионных источников, сумм страховых возмещений по всем видам страхования, пособий, стипендий и др.

Каждый финансовый рычаг выполняет определен­ную функцию и имеет конкретную характеристику. Однако в совокупности они взаимосвязаны между собой и представляют целостную систему показателей, используемых при организации и регулировании фи­нансовых отношений.

Участвуя в формировании и использовании фондов денежных ресурсов, финансовые рычаги должны воздей­ствовать на экономическую деятельность хозорганов, сти­мулировать экономический рост, повышение производи­тельности труда, улучшение качества продукции, выпол­нять все другие задачи, связанные с организацией про­изводства в условиях коммерческого расчета. Воздейст­вие финансовых рычагов на развитие общественного про­изводства зависит от функций, которыми они наделены, и от реализации этих функций на практике. Так, истори­ческий опыт показывает, что налоги при правильном их применении приносят огромную пользу государству, а при ошибочном — непоправимый вред. Даже техниче­ский момент в налоговой практике играет очень важную роль. Классическим примером этого в истории советской экономики является факт замены продразверстки прод­налогом. В результате этого, налог стал взиматься в другой форме и это привело к положительным результатам, хотя тяжесть обложения сохранилась почти на прежнем уров­не. Отсюда вывод — все финансовые рычаги требуют к себе самого внимательного отношения, как при их разра­ботке, так и при применении.[5,c.89]

Важное значение играет, как в производственной, так и непроизводственной деятельности система финансовых стимулов, являющихся рычагами воздействия на общественное производство. Превращение финансов в инстру­мент, обеспечивающий органическое включение товарно-денежных отношений в механизм управления рыночной экономикой, усиление воздействия финансов на произ­водство в современных условиях хозяйствования проис­ходит путем совершенствования всех форм финансовых отношений, в том числе и посредством активизации фи­нансовых стимулов — поощрением за хорошие показате­ли деятельности и применением санкций за нарушения.

Различного рода стимулы, выражающие содержание финансового механизма, могут быть применены при формировании доходов, накоплений и фондов. Широкий спектр различных льгот предусмот­рен по налогам, взимаемым в бюджет путем частичного или полного освобождения предприятий от их уплаты. Целью стимулирования является увеличение средств, на­правляемых на мероприятия, связанные с развитием про­изводства, с социальными потребностями работников, природоохранными действиями, благотворительными це­лями, расширением производства отдельных видов про­дукции (работ, услуг). При сокрытии же доходов или уплате их с опозданием применяются разного рода санкции как экономического, так и административного характера, вплоть до уголовной ответственности.

Льготы и санкции применяются и при организации финансирования и кредитования производственной дея­тельности предприятий и организаций всех форм собст­венности. Например, они могут быть применены за неце­левое использование средств, несвоевременное погашение банковских ссуд.

Важное значение имеет и разработка количественных параметров каждого элемента финансового механизма, т. е. определение ставок, норм и нормативов выделения и изъятия средств, объема отдельных фондов, уровня расходования финансовых ресурсов и пр.

Одним из основополагающих принципов деятельности законодательных и исполнительных органов, связанных с применением финансовых рычагов и стимулов, разра­боткой норм и нормативов, является оперативный учет изменений хозяйственных процессов и своевременное воз­действие на них, направленное на повышение эффектив­ности экономического развития государства.

ГЛАВА 3

 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

 

Отечественный и зарубежный опыт свидетельствует о том, что популизм, характерный для современных демократий, раз­рушительно воздействует на финансовую систему, подрывая доверие общества к правительству, не способному выполнять взятые на себя обязательства. В конце XIX в. французский тео­ретик в области финансов Г. Жез высказал мысль, которая не потеряла своей актуальности и в настоящее время: «Опытом доказано, что законодательные собрания особенно в демогра­фических странах относятся расточительно к народным день­гам. Они очень легко поддаются всяким гуманитарным побуж­дениям и подчиняются интересам выборной рекламы. Таким образом, проблема может быть выражена в следующих сло­вах: парламент расточителен, некомпетентен и безответствен».[8,c.37]

При выработке финансовой политики важно учитывать кон­кретные условия, особенности. как внутренней политики, так и международную обстановку, реальные возможности государ­ства в финансировании непроизводственной сферы. Она дол­жна быть направлена на поддержание экономического равно­весия, ослабление циклических кризисов, сглаживание соци­альных антагонизмов. Большое влияние при этом должно уделять­ся определению рациональных форм изъятия доходов предприятий в пользу государства, а также доли участия населения в формиро­вании финансовых ресурсов государства.

Не менее важно при формировании финансовой политики уде­лять внимание вопросам эффективности использования финансовых ресурсов посредством их распределения между отраслями и территориями, а также их концентрации на основных направлениях эко­номического и социального развития. Эта аксиома, что ни одно го­сударство не может в полной мере удовлетворить потребности го­сударства в целом и регионов в частности в финансовых ресурсах. Следовательно, искусство управления этими ресурсами состоит в нахождении того оптимума в распределении, при котором в данный момент создана такая финансовая среда, которая позволяет обес­печить воспроизводство всех институтов гражданского общества.

В то же время финансовая политика не должна «плестись» в хвосте событий, она должна оперативно впитывать в себя измене­ния в хозяйственной конъюнктуре, международной обстановке и, адаптируясь к ним, предлагать такие цели и задачи, решение которых будет способствовать укреплению экономического положения, росту размеров финансовых ресурсов.

Отметим, что оценка финансовой политики государства может быть дана на основании сопоставления це­лей, определяемых политикой и реальными результатами их дости­жения. При этом в расчет должны браться в первую очередь ос­новные макроэкономические показатели и только затем внутрисис­темные достижения. Грамотно сформированная и последовательно проводимая финансовая политика, как правило, характеризуется достижением макроэкономической стабильности, сбалансированно­стью государственных финансов.

Переход к рынку потребовал решения огромного ко­личества экономических вопросов, значительное число которых связано с финансами. Возникла настоятельная необходимость осуществления радикальной реформы фи­нансового механизма.

Современный финансовый механизм призван, не толь­ко создать реальную финансовую базу для обеспечения экономической самостоятельности Республики Беларусь, но и обеспечить экономическое регулирование в условиях функционирования общегосударственного рынка и мно­гоукладной экономики.[1,c.151]

Программа финансовой стабилизации государства, исходя из мирового опыта, предусматривает следующие направления и тенденции развития финансов в современ­ном периоде:

1) использование эффективных финансовых рычагов, проверенных мировой практикой (налоги, финансо­вый рынок, самостоятельность местных бюджетов и отдельных хозяйствующих субъектов);

2) стремление к установлению финансового рынка, обес­печивающего создание простора для инициативы всех
хозяйственных форм, конкуренции любых видов соб­ственности и роста финансовой эффективности обще­ственного производства;

3) развитие многообразных форм финансовых отноше­ний, широкое использование финансовых рычагов для
стимулирования трудовых коллективов на достиже­ние высоких производственных и социальных резуль­татов, обеспечение воздействия финансов на реальный
общественный прогресс, в том числе и в социальной
области.

Правительство Республики Беларусь при разработке проектов бюджетов руководствуется следующими прин­ципами: обеспечение низких темпов инфляции, сокраще­ние налоговой нагрузки на юридические лица в целях стимулирования производства, укрепление доходной ча­сти бюджета, усиление социальной направленности дохо­дов бюджета и сокращение дотаций.

С созданием новой экономической модели в нашем государстве изменились методы финансового воздействия на развитие народного хозяйства и социальную сферу. Современный финансовый механизм проявляется в огра­ниченном вмешательстве государства в деятельность субъектов хозяйствования и социально-культурной сферы посредством разнообразных косвенных финансовых инструментов, образовании внебюджетных финансовых фондов и т. д.

Среди рычагов государственного финансового регули­рования основными, как уже отмечалось, являются нало­ги. С их помощью регулируется уровень рентабельности и размер денежных накоплений, остающихся в распоря­жении предприятий и организаций, т. е. создаются по отношению к ним равнонапряженные требования со сто­роны государства. Налоговый метод финансового регули­рования полностью соответствует требованиям коммерче­ского расчета, создавая необходимый простор для функ­ционирования всех других финансовых рычагов и сти­мулов.

Действующий в настоящий момент в  респуб­лике налоговый механизм не полностью отвечает этим требованиям. Высокий уровень налогообложения хозяй­ственных субъектов ограничивает их финансовые воз­можности по росту производственных мощностей. Час­тый пересмотр видов, условий и норм налогообложения оказывает негативное воздействие на экономику, ибо это ослабляет действенность налоговых льгот, препятствует притоку иностранных инвестиций, порождает неуверен­ность в завтрашнем дне и т. д.

Перестройка финансового механизма затронула не только механизм платежей в бюджет хозяйствующих субъектов всех форм собственности, но и механизм нало­гообложения доходов населения.

Организации и учреждения, осуществляющие неком­мерческую деятельность, самостоятельно разрабатывают свои финансовые планы. Среди экономических нормати­вов, используемых при этом, главенствующим является норматив бюджетного финансирования действующего уч­реждения. Он служит основой для расчета общей суммы финансовых средств, необходимых для обеспечения той деятельности учреждений и организаций, которая связа­на с оказанием населению и юридическим лицам бесплат­ных услуг.

Финансовое воздействие на размеры денежных дохо­дов населения наиболее эффективно осуществляется че­рез непосредственное налогообложение физических лиц. Пересмотр законодательства в этой области был направ­лен на более справедливое определение налоговых обяза­тельств граждан, соответственно размерам получаемых ими трудовых доходов. Одновременно был упрощен механизм взимания и уплаты налогов, повышена ответствен­ность налогоплательщиков за определение размеров до­ходов.

Совершенствование системы финансовых рычагов на­правлено на вовлечение в хозяйственный оборот свобод­ных денежных средств хозорганов и населения, повыше­ние эффективности их использования. В связи с этим в современных условиях происходит формирование финан­сового рынка как одного из важнейших элементов финан­сового механизма государства, который использует раз­личные экономические инструменты в виде акций, обли­гаций, чеков и других ценных бумаг, обращающихся в государстве.

Финансовый рынок, является неотъемлемым структур­ным элементом развитого товарно-денежного хозяйства и предполагает всемерное расширение и использование то­варно-денежных отношений на основе создания рыночной экономики с наличием рынков потребительских товаров, ценных бумаг, функционированием фондовых биржевых структур, разгосударствления и преобразования форм собственности, образования свободных экономических зон и т. п.

Естественно, что все это требует создания и использо­вания соответствующего финансового механизма, обеспе­чивающего наиболее полную увязку его элементов с ин­тересами государства и отдельных его членов.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Государственные финансы заключают в себе совокупность де­нежных фондов, управление и регулирование которыми осуществ­ляют центральные и местные органы государственной власти и го­сударственного управления. Управление государственными финансами включает в себя выбор целей и путей достижения этих целей. При этом политические и экономические цели интегрируются.

Можно утверждать, что в той или иной степени любое по­литическое решение, связанное с распределением и перерасп­ределением ограниченных ресурсов, есть решение экономи­ческое. И наоборот, кажущиеся, на первый взгляд исключи­тельно экономическими многие решения формируют поли­тические установки и предпочтения.

По поводу государственных финансов возникает сложная система отношений между государственным и частным сек­торами, внутри системы органов государственной власти и государственного управления, между центром и регионами.

В процессе формирования и использования государствен­ных денежных средств, происходит их распределение и пере­распределение, и естественно, стремление каждой из сторон оказывать большее влияние на этот процесс.

Государственные финансы не включают в себя всех финан­совых ресурсов страны. В нормальных условиях их распреде­ление между правительством, хозяйствующими субъектами и населением осуществляется в интересах каждой из сторон, исходя из конкретных условий данного государства. И толь­ко в исключительных случаях (в военное время или чрезвычайно­го положения) финансовые ресурсы страны и государственные финансы имеют тенденцию к объединению.

Оценка финансовой политики государства может быть дана на основании сопоставления це­лей, определяемых политикой и реальными результатами их дости­жения. При этом в расчет должны браться в первую очередь ос­новные макроэкономические показатели и только затем внутрисис­темные достижения. Грамотно сформированная и последовательно проводимая финансовая политика, как правило, характеризуется достижением макроэкономической стабильности, сбалансированно­стью государственных финансов.

Современный финансовый механизм призван, не толь­ко создать реальную финансовую базу для обеспечения экономической самостоятельности Республики Беларусь, но и обеспечить экономическое регулирование в условиях функционирования общегосударственного рынка и мно­гоукладной экономики.

Республика Беларусь более чем десятилетие находится на этапе трансформации в рыночную экономическую систему. Страна, сохранив старые элементы производства и управле­ния, старается извлечь преимущества от использования ры­ночных финансовых инструментов и рычагов. Опыт эконо­мического развития Республики Беларусь показывает, что стабильные внешнеэкономические связи государства и наци­ональных субъектов хозяйствования содействуют предотвра­щению и динамичному преодолению возникающих кризис­ных явлений в финансовой сфере. Поэтому от создания дей­ственных правовых и финансовых основ организации внеш­неэкономической деятельности в Республике Беларусь во многом зависит уровень благосостояния населения, что явля­ется приоритетной задачей любой экономической политики.

 



2019-12-29 378 Обсуждений (0)
Финансовые рычаги и стимулы 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Финансовые рычаги и стимулы

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (378)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)