Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Финансово-кредитная поддержка малого предпринимательства



2019-12-29 229 Обсуждений (0)
Финансово-кредитная поддержка малого предпринимательства 0.00 из 5.00 0 оценок




Самой обременительной для государственного бюджета и одновременно самой привлекательной для предпринимательства является финансово-кредитная поддержка, включающая льготное кредитование, предоставление гарантий под кредиты коммерческих банков и др.  В соответствии с законодательством финансово-кредитная поддержка предпринимательства направлена в основном на стимуляцию малого предпринимательства.

Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», вступивший в действие с 1 января 2008 г., впервые определил предметом государственного регулирования отношения, которые возникают между юридическими и физическими лицами, органами государственной власти и самоуправления муниципальных образований не только в сфере развития малого бизнеса, но и среднего предпринимательства.

Так же на законодательном уровне даны понятия инфраструктуры поддержки, виды и формы финансовой поддержки.

Выделяют следующие формы государственной финансово-кредитной поддержки малого предпринимательства[38]:

- субвенции и субсидии физическим и юридическим лицам;

- бюджетные кредиты, займы, ссуды;

- государственные и муниципальные гарантии.

Правовые основы предоставления бюджетных средств в форме субвенций и субсидий субъектам предпринимательства, в том числе и малого предпринимательства, установлены в Бюджетном кодексе РФ, введенным в действие с 1 января 2000 г.

В научной литературе по-разному оценивается прямое бюджетное субсидирование малого предпринимательства[39]:

- не обладает гибкостью и оперативностью, поскольку осуществляется через государственные ведомства;

- ставит субъектов малого предпринимательства в неравное положение (субсидий на всех не хватает);

- в нынешних российских условиях практически невозможно избежать нарушений и злоупотреблений со стороны органов власти при выдаче субсидий.

Следующей формой государственного финансирования малого бизнеса является предоставление кредитов, займов, ссуд субъектам малого предпринимательства.

Согласно ст. 8 Закона № 88 государственные и муниципальные фонды поддержки малого предпринимательства имеют право на предоставление субъектам малого предпринимательства льготных кредитов, беспроцентных ссуд, краткосрочных займов. Но в законе закреплено лишь право, но не обязанность на предоставление фондами льготных кредитов.

Предоставление кредитов, займов, ссуд субъектам малого предпринимательства осуществляется за счет средства из государственного бюджета, фондов и могут передаваться предпринимателям на условиях возвратности и, как правило, платности. В этих случаях следует говорить о государственном кредитовании предпринимательской деятельности.

Недостатком системы предоставления кредитов через фонды является ее громоздкость. Фонды применяют достаточно сложные процедуры отбора, экспертизы и кредитования проектов, предъявляют традиционные для коммерческих банков требования к условиям и срокам возврата кредитов, их обеспечению и гарантиям. Создаются такие условия, что льготный кредит получить практически невозможно (требуются всевозможные справки, растягиваются сроки оформления кредита и т.д.). Вследствие этого лишь незначительное количество малых предприятий получает такую помощь.

Несмотря на имеющиеся издержки, все же финансирование через фонды для малых предприятий более выгодно по сравнению с другими кредитными учреждениями. Это выражается в более продолжительном сроке кредитования, пониженном проценте ставок по кредитам, предоставлении бесплатного консультирования конечным заемщикам и др. Таким образом, трудности получения кредитов от фондов компенсируются их дешевизной.

Бюджетный кредит может быть предоставлен малому предприятию на основании договора на условиях возмездности, возвратности и только при условии предоставления заемщиком обеспечения исполнения своего обязательства по возврату указанного кредита. Способами обеспечения исполнения обязательств по возврату бюджетного кредита могут быть только банковские гарантии, поручительства, залог имущества, в том числе в виде акций, иных ценных бумаг, паев в размере не менее 100% предоставляемого кредита. При этом обеспечение исполнения обязательств должно иметь высокую степень ликвидности. Обязательным условием предоставления бюджетного кредита является проведение предварительной проверки финансового состояния получателя бюджетного кредита финансовым органом или по его поручению уполномоченным органом.

Еще одной формой бюджетного финансирования малого предпринимательства являются государственные и муниципальные гарантии. Использование государственных и муниципальных гарантий по кредитам коммерческих банков под проекты создания и развития малых предприятий имеет несомненные преимущества. Государственные и муниципальные гарантии – это не только эффективный путь использования государственных и муниципальных ресурсов, но и средства привлечения частных ресурсов.

Предоставление субъектам малого предпринимательства государственных гарантий предусмотрено постановлением Правительства РФ «Об утверждении порядка предоставления государственных гарантий на конкурсной основе за счет средств Бюджета развития Российской Федерации и положения об оценке эффективности инвестиционных проектов при размещении на конкурсной основе централизованных инвестиционных ресурсов Бюджета развития Российской Федерации» от 22.11.1997 № 1470, а так же Законом № 88. В данном постановлении предусмотрены льготы для субъектов малого предпринимательства, участвующих в конкурсном размещении централизованных инвестиционных ресурсов Бюджета развития РФ.

На примере Ростовской области можно увидеть реальную ситуацию получения государственной поддержки, оказываемой в рамках реализации областной целевой программы развития малого предпринимательства в Ростовской области на 2006-2008 годы представлены в таблице 4.

 

Таблица 4 – Количество удовлетворенных обращений за предоставлением отдельных видов государственной поддержки[40]

Вид поддержки Доля получивших поддержку, в %
В среднем 75,7
Субсидирование %-ной ставки по кредитам, займам, лизинговым платежам 80,3
Субсидирование на развитие 59,1
Субсидии на открытие собственного дела 74,4
Субсидии на компенсацию части арендных платежей 64,3
Субсидии на компенсацию части расходов на землеустроительные услуги 50
Муниципальные гарантии по кредитам и займам 59,4
Софинансирование обучения 73,3
Проведение семинаров 83,8
Издание методической литературы 97

 

Из приведенных данных таблицы следует, что за отдельными видами поддержки, оказываемой в рамках Ростовской областной целевой программы, обращались 71% предприятий. При этом в результате обращений предпринимателей в 75,7% случаев принималось положительное решение, и поддержка оказывалась с полноценным соблюдением обязательств государства. Высокой долей положительных решений о предоставлении поддержки характеризуются направления по субсидированию процентной ставки по кредитам, займам и лизинговым платежам малых предприятий (80,3%), предоставлению субсидий на открытие собственного дела начинающим предпринимателям (74,4%) и софинансированию обучения (73,3%).

Главный недостаток государственного финансирования малого предпринимательства состоит в том, что бюджетные финансовые ресурсы зачастую не доходят до реально функционирующих малых предприятий. Сложившаяся система контроля не обеспечивает целевого использования бюджетных ресурсов. Практика свидетельствует о том, что выборочное предоставление прямых льготных кредитов и субсидий оказывает меньшее стимулирующее воздействие на формирование финансов малых предприятий, чем осуществление государственной поддержки в форме гарантированного кредита.

На данный момент, согласно проекту «Развитие малого и среднего предпринимательства» перечня проектов по реализации Основных направлений деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года, планируется расширение доступа малых и средних компаний к финансированию проектов, которое традиционно включалось в приоритеты программы, а в условиях глобального экономического кризиса, проблема доступа к финансам малых и средних компаний обострилась.

Уже в 2009 году в рамках программы поддержки малого и среднего предпринимательства будет обеспечена[41]:

- грантовая поддержка 7 000 – 10 000 начинающих;

- субсидирование затрат на уплату процентов для 25 млрд. рублей кредитов малых компаний.

В 2009 году за счет средств федерального бюджета (30 млрд. рублей) начинается реализация программы ОАО «Российский банк развития» по рефинансированию кредитов субъектов малого и среднего предпринимательства, а также кредитованию микрофинансовых, лизинговых и факторинговых организаций.




2019-12-29 229 Обсуждений (0)
Финансово-кредитная поддержка малого предпринимательства 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Финансово-кредитная поддержка малого предпринимательства

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (229)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)