Урок на тему «Иррациональные уравнения» (10 класс)
Цель: обобщить и систематизировать способы решения иррациональных уравнений и умения применять их в различных ситуациях. Основными методами решения иррациональных уравнений являются: 1) метод возведения обеих частей уравнения в одну и ту же степень, т. е. замена уравнения уравнением ; 2) метод введения новой переменной. Однако зачастую иррациональные уравнения решаются с помощью рассуждений, основанных на анализе структуры уравнения, путем установления множества допустимых значений неизвестного, извлечения корня -ной степени из степени с показателем , на основе теорем равносильности. Отметим и то, что иррациональные уравнения могут содержать один, два и больше корней, причем они могут быть одной степени или разных степеней. Проиллюстрируем сказанное конкретными примерами. 1. Решите уравнения: а) ; б) ; в) . Исследование структуры уравнения а) показывает, что оно не имеет корней, так как , и потому ; в случае б) имеем при допустимых значениях и . Анализ структуры уравнения в) показывает, что его решением является каждое значение , для которого одновременно и . Этому требованию удовлетворяет . 2. Решите уравнения: а) ; б) . Подкоренные выражения просты, поэтому целесообразно, прежде всего, выявить множество допустимых значений неизвестного. Легко установить, что область определения уравнения а) – пустое множество, а потому уравнение не имеет решений. В случае б) уравнение может иметь решение при , т. е. при . Учитывая, что левая часть уравнения имеет смысл при , получаем, что уравнение имеет единственный корень: . 3. Решите уравнения: а) ; б) . Уравнения а) и б) можно записать соответственно в виде: а) ; б) , которые, в свою очередь, равносильны уравнениям: а) ; б) . Решим уравнение б), для чего воспользуемся методом интервалов: 1) при уравнение равносильно уравнению , корнем которого является ; 2) если , то исходное уравнение равносильно уравнению или , которое не имеет решений; 3) при уравнение преобразуется в уравнение , или , откуда . Часто решение иррациональных уравнений основывается на возведении обеих частей уравнения в одну и ту же степень. Рассмотрим, например, решение уравнения . Запишем данное уравнение в виде и возведем обе его части в квадрат. Получим , , , . Так как при возведении обеих частей уравнения в одну и ту же степень возможно появление посторонних корней, то обязательна проверка найденных корней. Число удовлетворяет исходному уравнению, а число нет. Уравнение можно решить с применением теорем равносильности. Известно, что уравнение равносильно системе Заданное уравнение равносильно системе которая имеет единственное решение . К решению исходного уравнения можно было бы применить и метод введения новой переменной. Запишем данное уравнение в виде . Положив , получаем . Продолжение решения не вызывает трудностей. Рассмотрим еще пример уравнения, содержащего квадратные, кубические и другие корни. Решите уравнения: а) ; б) . Положив в уравнении а) и , приходим к системе уравнений и , откуда , ; , ; , . Подставив в одно из равенств значения или , получим , , . Область допустимых значений уравнения б) такова: . Если - корень уравнения, то , или . Но , следовательно, уравнение б) не имеет решений. Систематизация и обобщение указанных способов решения иррациональных уравнений и составляет содержание рассматриваемого урока. Осуществляется она в процессе выполнения следующих упражнений: 1. Назовите, какие из данных уравнений иррациональные: а) ; б) ; в) ; г) ; д) ; е) .
Иррациональные уравнения, содержащие только квадратные корни.
I. Уравнения, решаемые с помощью анализа структуры уравнения. 2. Решите каждое из уравнений: а) ; б) . II. Уравнения, решаемые установлением множества допустимых значений неизвестного. 3. Решите уравнения: а) ; б) . III. Уравнения, решаемые с помощью извлечения квадратного корня. 4. Решите уравнения: а) ; б) . IV. Уравнения, решаемые с помощью теорем равносильности. 5. Дано уравнение . Почему и где в нижеуказанных в связи с его решением рассуждениях «потерян» корень? , , , , , , , , . Решений нет. Найдите «потерянный» корень. 6. Дано уравнение . Прокомментируйте следующие его решения: а) , , , , ; б) , , . а. , , , ; б. , , , . V. Уравнения, содержащие один корень. 7. Решите уравнения: а) ; б) . VI. Уравнения, содержащие два корня. 8. Решите уравнения: а) ; б) . Иррациональные уравнения, содержащие квадратные, кубические и другие корни.
9. Решите уравнения: а) ; б) .
Учитывая сложность темы «Иррациональные уравнения», для обобщающего урока целесообразно планировать сдвоенный урок. Формы выполнения упражнений могут быть различны: выполнение упражнений у доски, комментированное решение, самостоятельная работа и т. д. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Следует отметить, что включение учащихся в деятельность по отысканию обобщений математических фактов играет большую роль в воспитании качеств творческой личности. При этом ученики учатся самостоятельно ставить и решать новые для них задачи, учатся продуктивному умственному труду. Кроме того, такая деятельность способствует лучшему усвоению знаний, обнаружению связей между ними, учит рассматривать определенные факты, закономерности с более общей точки зрения, с позиции общих закономерностей, что чрезвычайно важно при изучении математики. ЛИТЕРАТУРА.
1. Саранцев Г. И. «Упражнения в обучении математике». – М.: Просвещение, 1995. 2. Саранцев Г. И. «Общая методика преподавания математики» - М.: Просвещение, 1999. 3. Оганесян В. А., Колягин Ю.М., Луканкин Г. Л., Саннинский В. Я. «Методика преподавания математики в средней школе». – М.: Педагогика, 1976. 4. Пойа Д. «Как решать задачу?». 5. Зильберберг Н. И. «Урок математики. Подготовка и проведение». – М.: Просвещение, 1996. 6. Епишева О. Б., Крупич В. И. «Учить школьников учиться математике». 7. Пичурин Л. Ф. «Воспитание учащихся при обучении математике».
Популярное: Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (352)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |