Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


СУЩНОСТЬ БАНКРОТСТВА, ВОЗМОЖНЫЕ ЕГО ПРИЧИНЫ И МЕРЫ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ ПО ОТНОШЕНИЮ К ПРЕДПРИЯТИЮ-ДОЛЖНИКУ



2019-12-29 149 Обсуждений (0)
СУЩНОСТЬ БАНКРОТСТВА, ВОЗМОЖНЫЕ ЕГО ПРИЧИНЫ И МЕРЫ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ ПО ОТНОШЕНИЮ К ПРЕДПРИЯТИЮ-ДОЛЖНИКУ 0.00 из 5.00 0 оценок




ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ.. 3

1. СУЩНОСТЬ БАНКРОТСТВА, ВОЗМОЖНЫЕ ЕГО ПРИЧИНЫ И МЕРЫ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ ПО ОТНОШЕНИЮ К ПРЕДПРИЯТИЮ-ДОЛЖНИКУ.. 4

2. МЕТОДЫ ДИАГНОСТИКИ БАНКРОТСТВА.. 14

3. СОДЕРЖАНИЕ ПЛАНА ФИНАНСОВОГО ОЗДОРОВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ.. 20

4. ПРАКТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ И ВЕРОЯТНОСТИ БАНКРОТСТВА НА ПРИМЕРЕ ООО «АЛЬФА». 23

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.. 35

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ.. 37

ПРИЛОЖЕНИЕ 1. БУХГАЛТЕРСКИЙ БАЛАНС.. 38

ПРИЛОЖЕНИЕ 2. ОТЧЕТ О ПРИБЫЛЯХ И УБЫТКАХ.. 40


ВВЕДЕНИЕ

 

Переход России к рыночным отношениям возродил институт несостоятельности (банкротства). В условиях административно-командной системы управления экономикой, допускавшей деятельность заведомо убыточных предприятий, он был практически неприменим. Между тем объективным следствием экономического развития общества по рыночной модели является то, что постоянно какая-то часть экономической инфраструктуры сталкивается с финансовыми затруднениями, которые она уже не в состоянии самостоятельно преодолеть. Фактически это означает, что долги предприятия превышают его активы, для удовлетворения требований всех кредиторов имущества недостаточно. По сути, банкротство - это обратная сторона медали успешного предпринимательства, объективный процесс при рыночной экономике. Даже крупные предприятия не всегда могут избежать риска банкротства. Пример тому - банкротство известных как российских, так и зарубежных холдингов.

На нынешнем этапе развития российской экономики выявление неблагоприятных тенденций развития предприятия, предсказание банкротства приобретают первостепенное значение. Вместе с тем, методик, позволяющих с достаточной степенью достоверности прогнозировать неблагоприятный исход, практически нет. Более того, нет единого источника, который бы описывал большинство известных методик.

Цель данной работы – дать краткий обзор основных методик прогнозирования банкротства, встречающихся в литературе, а также произвести оценку вероятности банкротства на примере реального хозяйствующего субъекта.

Для достижения заявленной цели в курсовой работе решены следующие задачи:

- выполнен теоретический анализ основных моделей прогнозирования банкротства, используемых на практике;

- произведен практический анализ вероятности банкротства современного предприятия, функционирующего в условиях рыночной среды.

Объект исследования – финансовое состояние предприятия и вероятность его банкротства.

Предмет исследования – финансовая отчетность предприятия ООО «Альфа».

 


СУЩНОСТЬ БАНКРОТСТВА, ВОЗМОЖНЫЕ ЕГО ПРИЧИНЫ И МЕРЫ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ ПО ОТНОШЕНИЮ К ПРЕДПРИЯТИЮ-ДОЛЖНИКУ

 

В соответствии с Федеральным Законом РФ « О несостоятельности (банкротстве)» под банкротством (несостоятельностью) предприятий понимается признанная арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и исполнить обязанность по уплате обязательных платежей.

История становления и развития рыночной экономики в развитых странах показывает неравномерность процесса функцио­нирования предприятия, наличие колебаний значений объемов производства и сбыта продукции. Возникновение спада произ­водства определяется как кризисная ситуация и рассматривается как некая общая для всех предприятий закономерность, тесно увязанная с характером их жизненного цикла, которая может воз­никнуть на любой из его стадий. Спад производства обусловлива­ет состояние банкротства, которое характеризуется продол­жительностью во времени и длится на протяжении второй фазы жизненного цикла предприятия, различаясь при этом «амплиту­дой падения» на каждом интервале (этапе) фазы. По глубине бан­кротства различают его стадии:

• I стадия — допустимое банкротство — характеризует за­рождение негативного состояния, возникает на этапе жиз­ненного цикла «реорганизация», когда появляется угроза потери прибыли от предпринимательской деятельности;

• II стадия — критическое банкротство — определяет уси­ление негативных тенденций на этапе «спад», когда затра­ты на осуществление деятельности приходится возмещать за счет средств кредиторов;

• III стадия — катастрофическое банкротство — возникает на этапах «банкротство» и «ликвидация» жизненного цикла предприятия, сопровождается его закрытием или принуди­тельной ликвидацией, следствием которых является распро­дажа имущества для погашения требовании кредиторов. В этом случае должник теряет право самостоятельно управлять и распоряжаться своим имуществом. Это право переходит к ликвидаторам — лицам, назначенным для управления имуще­ством должника и принудительной его ликвидации.

На каждой стадии развития негативной тенденции состояние предприятия имеет свои отличительные признаки:

- на стадии I: задержки с предоставлением отчетности, снижение ее качества; изменения в структуре баланса: резкое уменьшение денег на счетах; увеличение дебиторской и кредиторской задолженности, их старение и разбалансирование; снижение объемов продаж; необоснованная смена поставщиков; изменения в cтруктуре управления; всевозможные реорганизации предприятия (открытие и закрытие представительств, филиалов, дочерних обществ и т.п.); скрытое снижение цены предприятия, падение курса его акций; снижение доходов (прибыли) от основной деятельности;

- на стадии II: трудности с наличностью; уменьшение поступления денежных средств от хозяйственных операций; конфликты в высшем руководстве; нарушение сроков выплаты заработной платы; рост текучести кадров; ухудшение социально-психологического климата в трудовом коллективе; установление нереальных цен на продукцию; внеочередные проверки финансово-контролирующих органов; затруднения в получении коммерческих кредитов; возникновение убытков;

- на стадии III: неудовлетворительная структура баланса; скопление на складе готовой продукции, которая заведомо не реализуется; падение объема производства; низкая заработная плата; сокращенный рабочий день (неделя); возрастание убытков; недостаток оборотных средств; неспособность погасить срочные обязательства.

Из сказанного следует, что банкротство — хотя и болезненный, но закономерный процесс, а значит, подлежит управлению. Состояние неплатежеспособности предприятий неравномерно по внешним признакам, согласно чему управление им сложно и неуниверсально. Оно осуществляется как на макроуровне — посредством созданной системы мониторинга, так и на микроуровне хозяйственной деятельности - в результате антикризисного управления.

Деятельность предприятия подвержена влиянию многочислен­ных факторов. В целях антикризисного управления деятельностью предприятия необходимо знать характер их влияния. По на­правлению этих влияний факторы различаются на положительные и отрицательные. Очевидно, несостоятельность предприятий обусловлена влиянием последних. Кроме того, по степени зависимости от субъекта хозяйственной дея­тельности все факторы делятся на внешние и внутренние. Амери­канские ученые отмечают, что треть вины за банкротство обуслов­лена отрицательным воздействием внешних факторов; а остальная часть - внутренних. В России — наоборот. Почему? Чтобы отве­тить на этот вопрос, рассмотрим различия факторов по их со­держанию.

Внешние факторы:

- экономические: уровень доходов и накоплений населения (по­купательная способность); платежеспособность экономических партнеров, кредитная и налоговая политика государства; изменение рыночных ориентаций потребителя, конъюнктуры внутреннего и мирового рынков, государственное регулиро­вание, уровень развития науки и техники, инфляция;

- социальные: изменение политической обстановки внутри страны и за рубежом; международная конкуренция, уро­вень культуры предпринимателей и потребителей их про­дукции, организация досуга населения, нравственные при­тязания и религиозные нормы, определяющие образ жизни; демографическая ситуация.

- правовые: наличие законов, регулирующих предпринима­тельскую деятельность (например, упрощенная и ускорен­ная процедура регистрации предприятий); защита от государственного бюрократизма, совершенствование налогово­го законодательства, методов учета и форм отчетности, развитие совместной деятельности с привлечением ино­странного капитала; обеспечение гарантии сохранности прав на собственность и соблюдения договорных обяза­тельств; защита фирм друг от друга, потребителей от не­доброкачественной продукции.

- природно-климатические и экологические: наличие матери­альных ресурсов, климатические условия, состояние окру­жающей среды и т.п.

Внутренние факторы:

- материально-технические — факторы, связанные с уровнем развития техники и технологии, внедрением в производство научных открытий, совершенствованием орудий и предметов труда. К ним относятся: замена морально и физически уста­ревшего оборудования; ремонт действующего оборудования; механизация и автоматизация производства; электрификация производства; химизация производства; строительство, ре­конструкция, увеличение использования производственных площадей; создание и внедрение принципиально новых тех­нологий, обеспечивающих сокращение затрат, экономию ре­сурсов, повышение качества; углубление специализации ма­шин; экономия материальных ресурсов; освоение альтерна­тивных источников энергии и т.п.

- организационные — факторы, обусловленные совершенст­вованием организации производства, труда и управления; выбором организационно-правовой формы. Все они объе­динены в три группы:

а) организация производства: размеще­ние предприятия по территории страны; организация транспортных связей; специализация, кооперация и раз­деление, организация материально-технического снабже­ния и сбыта продукции; организация энергоснабжения, ремонтного обслуживания; организация системы контро­ля за качеством; организационно-техническая подготовка производства; проведение текущего и капитального ре­монта; организация бесперебойной работы оборудования; повышение сменности работы оборудования; организа­ция внутрипроизводственного материально-технического снабжения и т.п.;

б) организация труда: рациональное разделе­ние и кооперация труда; организация и обслуживание ра­бочих мест; улучшение санитарно-гигиенических условий труда, доведение их до комфортных; устранение производ­ственных вредностей и опасностей; внедрение передовых приемов и методов труда; организация рациональных ре­жимов труда и отдыха; укрепление трудовой и производ­ственной дисциплины; развитие коллективных форм тру­да; совершенствование системы стимулирования труда; нормирование труда; развитие многостаночного и многоагрегатного обслуживания; рациональная расстановка и эффективное использование кадров и т.п.;

 в) организация управления: формирование организационной структуры; создание экономичной и дей­ственной управленческой структуры; координация работы предприятия внутри страны и за рубежом; привлечение высококвалифицированных специалистов; эффективная организационно-экономическая форма; совершенствова­ние стилей и методов управления; финансовый, кадровый, инвестиционный менеджмент; управление ценовой поли­тикой, издержками, амортизационной политикой и т.п.;

- социально-экономические — факторы, связанные с составом работников, уровнем их квалификации, отношением работ­ников к собственности, условиями труда и быта, эффектив­ностью стимулирования труда. К ним относятся: матери­альная и моральная заинтересованность; уровень квалифи­кации работников; уровень культуры труда; отношение к труду; изменение форм собственности на средства произ­водства и результаты труда и т.п.

В зависимости от преобладания причин возникновения банкротства предприятий в экономике различают следующие их типы:

- предприятие-банкрот, функционирующее в сбалансирован­ной экономике, — это предприятие, которое не могло вы­полнить ранее взятые на себя обязательства по субъектив­ным причинам;

- предприятие-банкрот, функционирующее в экономике мас­сового банкротства, — это предприятие, которое не годится для решения экономических задач в перспективе.

В любой цивилизованной стране с развитой экономикой одним из основных элементов механизма правового регулирования рыночных отношений является законодательство о банкротстве.

Значение института банкротства заключается в том, что из гражданского оборота исключаются неплатежеспособные субъекты (в случае их ликвидации), что служит оздоровлению рынка, а с другой стороны, этот институт дает возможность ответственно действующим субъектам предпринимательской деятельности (гражданам предпринимателям и юридическим лицам различных форм собственности) реорганизовать свои дела и вновь достичь финансовой стабильности.

Что же касается России, то для нашей страны банкротство - совершенно новое явление в сфере имущественных отношений, и как для любого нового явления общественной жизни потребовалось определенное время для его адаптации и скажем так, "привыкания" предпринимателей, других хозяйствующих субъектов, а также арбитражных судов к новым правовым понятиям и категориям: "несостоятельность предприятий", "внешнее управление имуществом предприятия - должника", " конкурсное производство", "арбитражный управляющий", "конкурсный управляющий" и другим, использованным впервые в Законе Российской Федерации "О несостоятельности (банкротстве) предприятий " от 19 ноября 1992 года.

Закон о банкротстве за последние десять лет принимали трижды. Первый закон от 1992 года отличался усложненной процедурой банкротства. Поэтому неэффективные и убыточные предприятия продолжали существовать за счет кредиторов. То есть первый закон фактически не работал.

Второй - Федеральный закон от 08.01.98 № 6-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон № 6-ФЗ) действительно работал. Он принципиально отличался от первого закона тем, что его процедура начала банкротства была максимально упрощена. В итоге обанкротить стало возможным практически любое предприятие, даже вполне успешное. Этим активно начали пользоваться недобросовестные конкуренты и другие заинтересованные лица. Они могли начать процедуру банкротства организации по незначительным суммам и довести ее до конца. При этом процедуру банкротства нельзя было остановить, даже если должник готов был погасить свой долг. В результате менялись собственники предприятий-должников, продавались за бесценок дорогостоящее оборудование и недвижимость, останавливалось производство и т. д.

Закон № 6-ФЗ был явно прокредиторским. Он не выполнял основную функцию закона о банкротстве - согласование интересов кредиторов, должников и собственников. Фактически он зачастую являлся инструментом для передела собственности и недобросовестной борьбы с конкурентами.

Сегодня принят официально третий вариант закона о банкротстве - Федеральный закон от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее - Закон). Он имеет целый ряд принципиальных отличий от Закона № 6-ФЗ. Именно поэтому разработчик - Правительство РФ - издал новый закон, а не стал вносить изменения в действующий. Рассмотрим эти отличия.

1. Признаки и условия банкротства. Закон не изменил признаки банкротства. По-прежнему считается, что организация не способна удовлетворить требования кредиторов, если она не исполнила свои обязательства в течение трех месяцев. Отметим, что это относится как к денежным обязательствам по гражданско-правовым сделкам, так и к обязательным платежам (налогам, сборам, обязательным взносам).

Также считается, что гражданин не способен удовлетворить требования кредиторов, если он не исполнил свои обязательства в течение трех месяцев. При этом сумма обязательств должна превышать стоимость принадлежащего ему имущества.
Условия для возбуждения дела о банкротстве в арбитражном суде изменились незначительно. Закон № 6-ФЗ устанавливал, что для возбуждения дела задолженность организации должна составлять не менее 500 МРОТ (50 000 руб.), а задолженность гражданина - не менее 100 МРОТ (10 000 руб.). Закон о банкротстве устанавливает фиксированные значения минимальной задолженности. Для организаций это 100 000 руб., а для граждан те же 10 000 руб.

2. Начало банкротства по денежным обязательствам. Оставив прежними признаки банкротства и незначительно изменив условия для возбуждения дела, законодатель принципиально изменил саму процедуру банкротства.
Раньше кредитор мог выявить, когда долг ему превысит установленные 50 000 руб., подождать три месяца и обратиться с заявлением о банкротстве должника в суд. Арбитражный судья единолично, не оповещая должника, мог принимать решение о возбуждении дела.

Теперь Закон устанавливает различные процедуры инициирования банкротства для денежных обязательств и обязательных платежей. Требования кредитора к должнику по денежным обязательствам должны быть подтверждены вступившим в законную силу решением суда (суда общей юрисдикции, арбитражного суда или третейского суда). Другими словами, для того чтобы задействовать процедуру банкротства, необходимо сначала в обычном порядке подать исковое заявление, выиграть дело в суде и оформить исполнительный лист. Только когда исполнительное производство не принесет результата, можно задействовать процедуру банкротства. Статья 7 Закона устанавливает следующий срок. Кредитор может обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом через 30 дней после направления исполнительного документа приставу. Одновременно копия исполнительного листа будет направлена должнику.

3. Начало банкротства по обязательным платежам. По обязательным платежам процедура банкротства начинается иначе. Для этого требуется решение налоговой инспекции или таможни о взыскании задолженности за счет имущества должника.
Напомним, в случае неуплаты налога в установленный срок представители МНС могут принудительно обратить взыскание на денежные средства организации на ее счетах в банках (п. 1 ст. 46 НК РФ). При недостаточности денег в банке в счет налога можно изъять имущество фирмы (п. 7 ст. 46 НК РФ). В этом случае налоговая инспекция направляет судебному приставу постановление о взыскании налога на счет имущества налогоплательщика. Если же судебному приставу не удается погасить задолженность по налогам в течение 30 дней, то уполномоченные органы могут начать процедуру банкротства.

Закон не уточняет, какие государственные структуры являются уполномоченными органами, т. е. кто будет участвовать в делах о банкротстве со стороны государства. Этот вопрос будет решать Правительство РФ.

Подчеркнем, что обоснованность требований по погашению обязательных платежей (как и по денежным обязательствам) будет рассматривать суд (ст. 48 Закона). Если он примет положительное решение, то начинается процедура банкротства.
Таким образом, инициирование банкротства усложнено по сравнению с Законом № 6-ФЗ. Однако в отличие от первого закона о банкротстве 1992 года это вполне рабочая процедура.

4. Процедуры банкротства. Статья 27 Закона вводит следующие процедуры банкротства (стадии):

- наблюдение;

- финансовое оздоровление;

- внешнее управление;

- конкурсное производство;

- мировое соглашение.

Как видно, по сравнению с Законом № 6-ФЗ добавлена еще одна процедура - финансовое оздоровление. Один из основных принципов Закона - возможность погасить долги и прекратить процедуру банкротства на любой из ее стадий. Причем сделать это могут как собственники, учредители, так и третьи лица.

Во время первой стадии - наблюдения - деятельность организации-должника продолжается в обычном порядке. Введение наблюдения автоматически не отстраняет руководителя должника. Это может сделать только арбитражный суд по ходатайству временного управляющего (в случае нарушения руководителем требований Закона).
На этой стадии проводится первое собрание кредиторов. Кредиторы получают информацию о финансовом состоянии должника.

Если наблюдение не приводит к восстановлению платежеспособности должника, то вводится вторая стадия банкротства - финансовое оздоровление. Причем с ходатайством о введении этой стадии могут выступить учредители или собственники имущества должника. На этой стадии принимается план финансового оздоровления и график погашения задолженности. План может предусматривать конкретные мероприятия по восстановлению платежеспособности должника. Например, привлечение средств внешнего инвестора.

Если стадия финансового оздоровления не приносит результата, то начинается следующая стадия - внешнего управления. На этой стадии прекращаются полномочия руководителя должника и управление делами полностью переходит к внешнему управляющему. Внешний управляющий должен попытаться сохранить предприятие и не довести его до ликвидации. При этом план внешнего управления может включать следующие мероприятия:

- перепрофилирование производства;

- закрытие нерентабельных производств;

- взыскание дебиторской задолженности;

- уступка прав требования должника;

- размещение дополнительных акций должника и т. д.

Отметим, что в качестве одной из мер восстановления платежеспособности предприятия Закон предусматривает дополнительную эмиссию акций.
Если эта стадия не приносит результата, то вводится конкурсное производство, т. е. продажа предприятия.

5. Очередность удовлетворения требований кредиторов. Закон № 6-ФЗ предусматривал очередность для пяти групп кредиторов. Первые четыре очереди были привилегированными, пятая - общая очередь. Задолженность по обязательным платежам погашалась в четвертую, привилегированную, очередь. При этом государственные ведомства могли голосовать только на первом собрании кредиторов. В дальнейшем процедура банкротства проходила без их участия.

Новый закон о банкротстве в корне меняет этот порядок. Теперь очередь состоит из трех групп кредиторов. Первые две очереди не изменились. По-прежнему в них включаются:

- требования граждан, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, а также компенсация морального вреда;

- выплата выходных пособий и оплата труда по трудовому договору и авторским договорам.

В третьей очереди производятся расчеты с остальными кредиторами, в том числе и по обязательным платежам. Таким образом, государство из привилегированной очереди переведено в общую очередь. Однако при этом государство может голосовать на всех стадиях банкротства.

6. Арбитражные управляющие. Новый закон существенно повышает требования к арбитражным управляющим. На разных стадиях процедуры банкротства это временный, административный, внешний или конкурсный управляющий. Согласно статье 20 Закона, арбитражный управляющий должен:

- быть зарегистрированным в качестве индивидуального предпринимателя;

- иметь высшее образование;

- иметь стаж руководящей работы не менее чем два года;

- сдать теоретический экзамен по программе подготовки арбитражных управляющих;

- пройти стажировку сроком не менее шести месяцев в качестве помощника арбитражного управляющего;

- не иметь судимости за преступления в сфере экономики, а также за преступления средней тяжести, тяжкие и особо тяжкие преступления;

- являться членом одной из саморегулируемых организаций (например, ассоциации).

Важной новацией является введение финансовой ответственности за проведение процедуры банкротства. Закон предусматривает два уровня страхования ответственности арбитражных управляющих и создание компенсационных фондов саморегулируемых организаций. Во-первых, арбитражный управляющий должен заключить договор страхования ответственности на случай причинения убытков лицам, участвующим в деле о банкротстве. Минимальная сумма финансового обеспечения (страховая сумма по договору) должна превышать 3 млн руб. в год. Во-вторых, в течение десяти дней со дня утверждения судом арбитражный управляющий должен дополнительно застраховать свою ответственность. Сумма страховки зависит от балансовой стоимости активов должника на последнюю отчетную дату. Кроме того, саморегулируемая организация должна сформировать компенсационный фонд (образовать общество взаимного страхования). Из него будут выплачиваться средства в возмещение убытков, причиненных членами организации при исполнении обязанностей арбитражных управляющих.
Компенсационный фонд формируется за счет взносов членов организации. Закон устанавливает минимальную величину этих взносов - не менее 50 000 руб. на каждого участника.

 




2019-12-29 149 Обсуждений (0)
СУЩНОСТЬ БАНКРОТСТВА, ВОЗМОЖНЫЕ ЕГО ПРИЧИНЫ И МЕРЫ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ ПО ОТНОШЕНИЮ К ПРЕДПРИЯТИЮ-ДОЛЖНИКУ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: СУЩНОСТЬ БАНКРОТСТВА, ВОЗМОЖНЫЕ ЕГО ПРИЧИНЫ И МЕРЫ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ ПО ОТНОШЕНИЮ К ПРЕДПРИЯТИЮ-ДОЛЖНИКУ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (149)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.016 сек.)