Сущность самостоятельной работы учащихся заключается в организации самостоятельной познавательной деятельности. Она является одним из важных средств подготовки учащихся к активной самообразовательной работе и в этом состоит ее основная дидактическая цель.
Анализ учебно-програмной документации, перспективно- тематических планов по специальностям НПО, а также анализ теоретической и методической литературы по теме нашего исследования позволил нам определиться с подходами к разработке системы самостоятельных работ и её комплексного учебно-методического обеспечения.
Для успешного осуществления самостоятельной работы учащихся необходимы:
1. Комплексный подход организации самостоятельной работы по всем формам аудиторной работы;
2. Сочетание всех уровней (типов) самостоятельной работы;
3. Обеспечение контроля за качеством усвоения.
Структура разрабатываемой системы самостоятельных работ учащихся должна включать:
1. Выполнение заданий на уроках
2. Выполнение домашних работ;
3. Подготовка индивидуальных заданий по текущим темам, разработка проектов;
4. Написание рефератов, докладов, аналитических статей;
5. Подготовка к контрольным и проверочным работам;
6. Выполнение итоговой творческой работы по теме (разделу);
7. Выполнение конкурсных заданий по линии НОУ.
Выделение самостоятельной работы на уроке в отдельно разрабатываемую систему, по мнению авторов ряда публикаций, не является целесообразным, так как может рассматриваться и разрабатываться только в едином ключе с целями преподавания и учения, дидактическими, воспитательными и развивающими, методами, используемыми на уроке. Поэтому самостоятельные задания, выполняемые на уроке, представлены в перспективно-тематическом плане по теме «Технология обработки отдельных деталей и узлов одежды», а средства обеспечения самостоятельной работы учащихся в предлагаемом учебно-методическом комплексе.
Виды самостоятельных работ используемых на уроках систематизированы в таблицу «Содержание самостоятельной работы учащихся на уроке» (таблица 2). В таблице наглядно представлены виды выполняемых на занятии самостоятельных работ и средства обеспечения самостоятельной работы учащихся, а также задания на самостоятельное домашнее изучение.
Таблица 2
Виды самостоятельных работ учащихся используемых на уроках
домашнее задание
| заполнить таблицу «Методы обработки рельефов»
| составить последовательность выполнения операций при обработке пат
|
средства обеспечения самостоятельной работы
| учебник (1), макет узла «обработке рельефов в тканях с пленочным покрытием», конфекционная карта, образцы технологического узла « Обработка рельефов в изделиях из тонких тканей»
| таблица «Особенности обработки мелких деталей», учебник (1), конспект, карточки –задания,
|
виды выполняемых самостоятельных работ
| На этапе закрепления знаний: учащимся предлагается выполнить задание, используя учебник (1): ответить на вопросы для самопроверки в конце параграфа.
На этапе углубления и расширения знаний: учащиеся получаю задания по мини-группам:
1 группа - анализирует макет узла, выявляет метод технологической обработки;
2 группа - составляет последовательность обработки узла в верхней одежде (пользуясь учебником и конспектом составляют по аналогии с рассмотренным на занятии методом последовательность обработки узла)
3-я группа – выявляет особенности обработки узла в тканях с высокой степенью прорубаемости (учащиеся рассматривают и сравнивают свойства тканей различного ассортимента с высокой степенью прорубаемости, делают вывод об особенностях обработки узла в данной группе тканей).
Учащиеся выполняют задания индивидуально, далее в группах идет совместное обсуждение проблемы и вырабатывается согласованное мнение.
По окончании работы каждая мини-группа представляет и защищает
результаты своей работы.
| На этапе обобщения и систематизации знаний: учащимся предлагают заполнить таблицу «Особенности обработки мелких деталей»; работа выполняется индивидуально (учащиеся пользуясь конспектом и учебником (1) формулируют особенности обработки каждого вида деталей и заносят полученные данные в сравнительную таблицу)
На этапе закрепления знаний: учащимся предлагается выполнить задание по микрогруппам: исправить ошибки в предложенных схемах и последовательностях обработки различных мелких деталей (учащиеся сравнивают предложенные схемы со схемами в конспекте, учебнике, анализируют, составляют последовательности выполнения операций, выявляют несоответствия, делают выводы).
|
тема урока
| Обработка вытачек, рельефов
| Обработка мелких деталей
|
домашнее задание
| заполнить таблицу «Методы обработки отлетных кокеток (прямых, фигурных, овальных) »
| составить подборку моделей модной одежды с кокетками различных видов
|
средства обеспечения самостоятельной работы
| учебник,
план-конспект, карточки с заданиями и инструкциями по выполнению заданий, образец технического рисунка и технического описания изделия, комплекта содержащего рассматриваемый технологический узел «кокетка», конфекционная карта и сравнительная таблица по свойствам тканей, периодическая литература (1, 2, 3).
| инструкции по выполнению задания, алгоритм разработки мини-словаря, таблица «Особенности обработки кокеток с отделочными деталями»
|
виды выполняемых самостоятельных работ
| На этапе углубления и расширения знаний:
Из общей группы выбираются две мини-группы: разработчики и аналитики, одна занимается разработкой моделей одежды (технические рисунки) с различной формой кокеток, соответственно классификации (составление технического рисунка модели одежды, составление технического описания, анализ конструктивных особенностей предложенной модели, особенностей эксплуатации), другая – анализом результатов и подведением итогов - анализируют современные модные тенденции, предлагают методы обработки кокеток в разработанных моделях, предлагают материалы (анализ периодических изданий, журналов мод, конфекционных карт и сравнение результатов анализа с предложенными моделями, подбор и обоснование метода обработки деталей в предложенных моделях с опорой на учебную литературу)
| На этапе закрепления знаний:
работа с карточками заданиями - заполнение учащимися пробелов в определениях, указаниях на параметры швов, размеры отделочных деталей.
На этапе углубления и расширения знаний:
работа с книгой, конспектирование – самостоятельное изучение пункта плана урока (составление тезисного плана изучаемого материала, запись определений в мини-словарь по теме, заполнение таблицы на выявление особенностей изучаемого метода обработки кокетки)
|
тема урока
| Методы обработки кокеток
| Обработка кокеток с использованием отделочных деталей. Способы соединения кокеток с деталями
|
При разработке и практической реализации различных видов самостоятельных работ следует намечать их дидактические, развивающие и воспитательные цели, проектировать использование различных источников знаний. Кроме того, задания должны предусматривать разные уровни познавательной деятельности учащихся.
Внеурочная самостоятельная работа представлена в разрабатываемом комплексе учебно-методического обеспечения самостоятельной работы учащихся как:
1. Индивидуальные самостоятельные работы учащихся по теме.
Тематика индивидуальных самостоятельных работ учащихся (на примере темы «Технология обработки отдельных деталей и узлов одежды»), методические рекомендации по выполнению работы, дополнительные учебные материалы, список рекомендуемой литературы.
Задания для индивидуальных самостоятельных работ студентов разрабатывались с учетом видов учебной деятельности, в которую включаются учащиеся при их выполнении. Результатами должно стать приобретение учащимися профессиональных, трудовых знаний, умений и навыков, а также знаний, умений и навыков исследовательской работы.
Классификация самостоятельных работ студентов по видам ученой деятельности оформлена для большей наглядности в таблицу 3
Таблица 3
Классификация самостоятельных работ учащихся по видам учебной деятельности при изучении раздела «Технология обработка узлов и отдельных деталей»
Виды учебной деятельности
| учебно-исследовательская
| исследование множества авторских определений каждой единице терминологического минимума, выявление единого приемлемого в рамках заданной темы понятия.
| исследование проблемы перевода графического объекта (технического рисунка) в текстовую информацию (техническое описание), поиск способа решения данной проблемы
|
учебно-практическая
| оформление терминологического словаря, составление исторических и историко-биографических справок подбор иллюстраций, схем и рисунков.
| разработка технического описания заданной модели на основе проведенного анализа выбранной модели по алгоритму, плану описания, представленному в рекомендациях по выполнению задания.
|
учебно-познавательная
| выявление терминологического минимума описывающего и объясняющего способ технологической обработки узла, (работа со справочниками, энциклопедиями, справочниками)
| изучение образцов технического описания, определение основных конструкционных поясов, анализ выбранной модели (определение предназначения изделия, покроя, выявление особенностей конструкции, характера деталей конструкции изделия, вида застежки, наличия и расположения мелких деталей, вида отделки),
|
Виды индивидуальных самостоятельных работ учащихся
| выполнение задания на составление мини-словаря по заданной теме
| разработка технического описания изделия, комплекта по заданной теме
|
Виды учебной деятельности
| учебно-исследовательская
| исследование и выявление наиболее оптимального пропорционального, цветового, композиционного решения разрабатываемой модели изделия, выявление факторов влияющих на выбор метода технологической обработки узла, на форму проектируемого изделия.
| исследование и выявление
способа решения проблемы преобразования творческого источника (эскиза) в технический рисунок
|
учебно-практическая
| разработка эскизов модели изделия опираясь на сформированное цветовое и композиционное решение изделия, подбор материалов в соответствии с проектируемой формой, стилевым решением, назначением, образной идеей, методом обработки, разработка чертежей конструкции заданного технологического узла, составление схем выполняемого узла, изготовление макетов узлов.
| демонстрация навыков изображения условно-пропорциональной фигуры человека, реализация идеи модели изделия на основе анализа стилевого направления, пропорций, композиционного решения изделия, оформление технического рисунка соответственно требованиям.
|
учебно-познавательная
| просмотр с целью анализа показа мод, видеозаписей, сравнительный анализ силуэтов, цветовых палитр, форм деталей, способов отделки формулировка выводов о методах и способах обработки анализируемых моделей, формирование собственного, авторского решения модели (пропорций, цветового и композиционного решения изделия)
выделение особенностей конструкции, формы, свойств используемых материалов, анализ методов конструирования данного узла.
| анализ и выбор ассортиментной группы, стилевого направления, пропорций, композиционного решения изделия, метода графического исполнения, изучение авторских творческих эскизов, изучение требований к выполнению технического рисунка
|
индивидуальные самостоятельные работы учащихся
| изготовление образцов технологических узлов по заданной теме
| разработка технического рисунка изделия
|
Виды учебной деятельности
| учебно-исследовательская
| выявление противоречия между
объемом информации и техническими возможностями представления её в виде презентации, исследование и выявление принципов наиболее эффективного размещения, цветового решения, применения эффектов анимации принципов подачи, отбора, выстраивания информации, принципов подачи, отбора, выстраивания информации,
|
|
учебно-практическая
| составление плана представления презентации, составление слайдов на основе результатов изучения принципов подачи, отбора, выстраивания информации,
|
учебно-познавательная
| изучение принципов подачи, отбора, выстраивания информации, при наполнение ею слайдов, изучение форм проведения презентации, технических возможностей презентации как вида представления информации.
|
индивидуальные самостоятельные работы учащихся
| подготовка и осуществление презентации по заданной теме
|
2. Подготовка к контрольным и проверочным работам.
В разрабатываемом комплексе самостоятельной работы учащихся обозначен график проведения контрольных и проверочных работ, предложены рекомендации по подготовке к контрольным мероприятиям.
3. Написание докладов, аналитических статей, рефератов.
Выполняется учащимися при участии в работе спецсеминаров, участии в научной и научно-практических конференциях, семинарах, конгрессах и т.д.
4. Самостоятельная работа учащихся при подготовке к уроку.
На уроках, особенно при изучении нового материала, освещаются наиболее важные и сложные вопросы учебной дисциплины, вводится новый фактический материал.
Поэтому к каждому последующему уроку учащиеся подготавливаются по следующей схеме:
· разобраться с основными положениями предшествующего урока;
· найти ответы на оставшиеся непонятными вопросы: прочитать соответствующий теме параграф в учебнике, учебном пособии, найти в словаре, энциклопедии, спросить у одногрупников, преподавателя.