Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Глава 2. Методологические основы исследования



2019-12-29 247 Обсуждений (0)
Глава 2. Методологические основы исследования 0.00 из 5.00 0 оценок




 

В связи с тем, что окружающая нас действительность усложняется, руководство зарубежных банков постепенно приходит к  выводу о необходимости использования информационных технологий с целью полноценной оценки эффективности функционирования банковского сектора.

Многообразие существующих трактовок термина «эффективность» вызывает вопрос о том, что именно следует понимать под эффективностью вообще и эффективностью деятельности коммерческого банка в частности.

Термин «эффективность» является многозначным понятием и отражает отношение различных аспектов деятельности: результата и затрат, результата и целей, результата и потребностей, результата и ценностей. Многокритериальность понятия «эффективность» требует особых способов согласования критериев между собой, и в зависимости от того, как они будут строиться, будут получаться различные значения эффективности.

Эффективность есть соотношение затрат ресурсов и результатов, полученных от их использования.

Согласно приведенным определениям ключевыми понятиями при определении экономической эффективности являются экономический результат деятельности организации (выход) и использованные для его достижения ресурсы (входы). Эффективность функционирования банков оказывает существенное влияние на экономическую деятельность.

Различаются три основных типа эффективности. Все они предложены британским экономистом М. Фарреллом [15]. В 1957 г. он опубликовал статью «Измерение производственной эффективности», где ввел понятие «операционная эффективность» (operational efficiency). Фаррелл разделил операционную эффективность на три составляющие:

· техническая или производственная эффективность (technical
efficiency);

· эффективность распределения (allocative efficiency);

· экономическая эффективность (economic efficiency), объединяющая в себе два ука­занных вида эффективности.

Техническая эффективность характеризует внутреннюю организацию деятельности банка и представляет собой возможности банка по сокращению издержек при сохранении заданного выпуска (ориентация на входы) и возможности по увеличению выпуска при сохранении заданного уровня потребляемых ресурсов (ориентация на выходы).

Эффективность распределения вызвана тем обстоятельством, что любая организация действует не как закрытая система, а как часть всего рыночного механизма в целом. Организация должна оптимизировать не только потребляемые ею пропорции ресурсов, но и пропорции выпускаемой продукции. При этом возможно три варианта деятельности: минимизация расходов (ориентация на входы); максимизация доходов (ориентация на выходы); максимизация прибыли (одновременная ориентация и на входы, и на выходы).

При статистическом исследовании эффективности работы банков проблема определения результатов деятельности по ряду причин приобретает дополнительную сложность.

Во-первых, деятельность банка невозможно рассматривать как простой поток обработки входных ресурсов и выпуска полученной продукции. Работа банка обычно рассматривается как набор точечных временных характеристик, отражающих объемы привлеченных и инвестированных ресурсов. Во-вторых, банк является мультипродуктовой организацией, причем результаты его деятельности невозможно измерить без четкого определения его целей. Таким образом, выпуск банков является по своей сути целым набором параметров, причем некоторые из них имеют нематериальную природу. В-третьих, не всегда возможно четко разделить входы и выходы деятельности банков.

Наличие значительного числа компонентов показателя эффективности, определяемых разными причинами и зависящих от многих факторов свидетельствует в пользу комплексности данного показателя и, как следствие, нетривиальности его расчета. Данный факт привел к разработке целого ряда методик оценивания эффективности деятельности банков.

Оценка эффективности банков представляет собой достаточно сложную аналитическую проблему. Она требует решения ряда принципиальных задач методологического характера. В частности, отсутствуют общепринятые понятия эффективности, банковского экономического эффекта, унифицированные разработки по показателям оценки эффективности и т.д.

В нашем банковском сообществе под эффективностью понимают, как правило, рентабельность бизнеса. Основным анализом банков считается анализ финансовых коэффициентов, таких как ROE, ROA и т.д., а также единственного коэффициента эффективности - cost/income ratio. Несмотря на активную критику за рубежом подхода финансовых коэффициентов, подменяющего комплексный анализ эффективности, он продолжает повсеместно применяться в нашей стране. Используемый подход к оценке эффективности не позволяет учитывать такие ее характеристики как многофакторность, относительность и стохастичность.

В современной экономической науке разработан целый ряд методов, позволяющих прямо или косвенно измерить эффективность деятельности банка.

Можно выделить три основных группы методов измерения эффективности:

1. использование экономических коэффициентов в качестве переменных, отражающих эффективность работы банка;

2. эмпирические (экспертные) методики оценки эффективности работы банка;

3. методы, основанные на построении границы эффективности.

К группе коэффициентов относятся рентабельность активов (Return Of Assets, ROA), рентабельность собственного капитала (Return Of Equity, ROE), рентабельность инвестиций (Return Of Investment, ROI). Недостатки коэффициентного подхода не позволяют учитывать все три базовые особенности эффективности. Поэтому, на мой взгляд, использование исключительно данного подхода к анализу эффективности не может дать хорошего результата, хотя использование различных коэффициентов в качестве дополнения к другим методикам является весьма обоснованным.

Экспертные методики являются одним из наиболее часто используемых подходов к анализу различных показателей деятельности банков. Практически каждое рейтинговое агентство имеет свою собственную методику оценки надежности и эффективности работы банков. К наиболее распространенным экспертным методикам относятся:

1. рейтинги Moody's Investors Service;

2. методики The Fitch Ratings (включая The Thompson Bank Watch и IBCA).

Методики, основанные на построении границы эффективности, получают широкое распространение в современных экономических исследованиях, и, в частности, в исследованиях эффективности деятельности банков. Данные методики позволяют в полной мере использовать современные IT-технологии. При данном подходе эффективность работы банка оценивается путем его сравнения с «идеальным», который работает на пределе и наиболее оптимальным образом использует имеющиеся в его распоряжении ресурсы. Множество (гипотетическое) таких абсолютно эффективных банков получило название границы эффективности.

В рамках данного положения существуют параметрические и непараметрические методы оценки эффективности банков. Параметрические методы включают в себя метод стохастических границ (s tochastic f rontier a pproach, SFA), метод без спецификации распределения(distribution free approach, DFA) и метод густой границы (thick frontier approach, TFA). Непараметрический подход к оценке эффективности включает в себя индексный метод (productivity indexes), метод свободного расположения оболочки (free disposable hull analysis , FDH) и метод оболочечного анализа данных (data envelopment analysis , DEA).

В соответствии с этими подходами «индекс эффективности» наблюдаемых банков определяется мерой расстояния точки, описывающей производственный процесс данной кредитной организации, от некой заданной границы производственных возможностей, или границы эффективности. Банки, соответствующие этой границе, являются полностью эффективными, а неэффективность остальных кредитных организаций растет с увеличением их расстояния от заданной производственной границы. Высшим же критерием эффективности банка служит степень близости полученного показателя к границе производственных возможностей.

Параметрические методы оценки эффективности опираются на известную спецификацию производственной функции. Они предполагают эконометрическое оценивание «гра­ницы» эффективности, т.е. максимально возможного потенциального уровня эффективности банка [7]. Конкретные оценки эффективности получают, сравнивая результат деятельности банка с максимально возможным. В отличие от непараметрических подходов, где ряд банков будет иметь 100-процентную эффективность, при использовании параметрического подхода все банки могут иметь уровень эффективности ниже максимального. 

Непараметрический подход к оценке технической эффективности был изначально разработан в работе Farrell M. J. (1957) «The measurement of Productive Efficiency» и был далее развит, в том числе в работах Charnes A., W.W. Cooper, E. Rhodes (1978), Banker R.D., A. Charnes, W.W. Cooper (1984), Tone K. (2001). Этот метод рассматривает каждый банк как микроэкономическую фирму (так называемый Decision Making Unit – DMU), использующий ресурсы (inputs) для производства выпуска (outputs) с помощью некоторой производственной функции [4]. Соответственно, один банк считается эффективней другого, если он достигает, по крайней мере, не меньшего (покомпонентно) выпуска, чем другой при использовании не большего количества ресурсов (опять же покомпонентно).

 


 



2019-12-29 247 Обсуждений (0)
Глава 2. Методологические основы исследования 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Глава 2. Методологические основы исследования

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (247)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)