Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Понятие инвентаризации дебиторской задолженности



2019-12-29 249 Обсуждений (0)
Понятие инвентаризации дебиторской задолженности 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Согласно ст. 12 Федерального закона от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" для обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности организации обязаны проводить инвентаризацию имущества и обязательств, в ходе которой проверяются и документально подтверждаются их наличие, состояние и оценка. В этой связи существуют Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденные Приказом Минфина России от 13 июня 1995 г. N 49 "Об утверждении Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств".

В соответствии с п. 1.2 Методических указаний: "под имуществом организации понимаются основные средства, нематериальные активы, финансовые вложения, производственные запасы, готовая продукция, товары, прочие запасы, денежные средства и прочие финансовые активы, а под финансовыми обязательствами - кредиторская задолженность, кредиты банков, займы и резервы".

Согласно п. 1.3 Методических указаний инвентаризации подлежит все имущество организации независимо от его местонахождения. Так как дебиторская задолженность относится к имуществу организации, следовательно, она подлежит обязательной инвентаризации. Таким образом, инвентаризация – средство учета дебиторской задолженности.

Что касается сроков и порядка проведения инвентаризации дебиторской задолженности: статьей 12 Закона N 129-ФЗ установлено, что порядок и сроки проведения инвентаризации определяются руководителем организации и прописываются в приказе об учетной политике , за исключением случаев, когда проведение инвентаризации обязательно. Случаи обязательного проведения инвентаризации установлены в п. 2 ст. 12 вышеназванного Закона. В частности, инвентаризация дебиторской задолженности обязательна перед составлением годовой бухгалтерской отчетности [3].

Любая проверка дебиторской задолженности должна начинаться с проверки наличия документов по инвентаризации и правильности их заполнения. Во всех представленных документах проверяются наличие и подлинность подписей должностных лиц, а также отсутствие подчисток и исправлений.

При инвентаризации дебиторской задолженности проверяются расчеты:

- с покупателями и поставщиками;

- с бюджетом по налогам и сборам и с внебюджетными фондами по взносам;

- с персоналам, в том числе с подотчетными лицами;

- с персоналом по прочим операциям.

Проверку можно начать с актов сверки расчетов (образец представлен в Приложении работы). Унифицированной формы акта нет, поэтому организация должна утвердить в приложении к учетной политике свой вариант акта. В нем должны быть указаны дата и номер документов на отгрузку, стоимость товаров (работ, услуг), сумма НДС, а также суммы оплаты и реквизиты платежных документов. Учитывая, что цель инвентаризации дебиторской задолженности заключается в подтверждении данных бухгалтерской отчетности и бухгалтерского учета, акты сверки нужно составлять по состоянию на отчетную дату. Акт сверки оформляется по каждому дебитору в двух экземплярах. Первый экземпляр остается в бухгалтерии, а второй направляется дебитору (кредитору), с которым производилась сверка.

Инвентаризация расчетов с дебиторами непосредственно заключается, во-первых, в выявлении непогашенной своевременно дебиторской задолженности и, конечно, проверке правильности и обоснованности числящихся на счетах бухгалтерского учета сумм дебиторской задолженности.

"Проверке должен быть подвергнут счет "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" по товарам, оплаченным, но находящимся в пути, и расчетам с поставщиками по неотфактурованным поставкам. Он проверяется по документам в согласовании с корреспондирующими счетами". (Пункт 3.45 Методических указаний.)

При проверке расчетов с покупателями и заказчиками необходимо проверить, не числятся ли в составе полученных авансов суммы, которые следует зачесть в счет уже отгруженной продукции.

При инвентаризации расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами происходит сверка данных бухгалтерского учета по счетам 68 "Расчеты по налогам и сборам" и 69 "Расчеты по социальному страхованию и обеспечению" с суммами налогов, исчисленных в декларациях, а также с суммами, перечисленными в оплату налогов и сборов.

"При инвентаризации подотчетных сумм проверяются отчеты подотчетных лиц по выданным авансам с учетом их целевого использования, а также суммы выданных авансов по каждому подотчетному лицу (даты выдачи, целевое назначение)". (Пункт 3.47 Методических указаний.) Прежде всего проверяется, представило ли подотчетное лицо в бухгалтерию авансовый отчет об израсходованных суммах по истечении срока, на который аванс был выдан. При проверке отчетов комиссия проверяет наличие первичных документов, подтверждающих расходы, произведенные подотчетным лицом.

В ходе инвентаризации расчетов с персоналом по прочим операциям проверяется полнота отражения в бухгалтерском учете сумм займов, предоставленных работникам, а также выявление задолженности по оплате процентов и погашению займов. Также проверяются расчеты по возмещению материального ущерба, причиненного работниками в результате брака, недостач и хищений денежных и материальных ценностей.

По итогам проведенного анализа выявляют две группы обязательств:

- задолженности, которые будут погашены;

- долги, нереальные для взыскания.

Для оформления результатов инвентаризации применяют форму N ИНВ-17 "Акт инвентаризации расчетов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами" (утвержденной Постановлением Госкомстата России от 18 августа 1998 г. N 88 "Об утверждении Унифицированных форм первичной учетной документации по учету кассовых операций, по учету результатов инвентаризации") и приложение к ней "Справка к акту инвентаризации расчетов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами" (образцы представлены в Приложении 2) [5].

Акт должен быть составлен в двух экземплярах и подписан ответственными лицами инвентаризационной комиссии на основе данных о выявленных по документам остатках сумм, числящихся на соответствующих счетах. Один экземпляр акта передается в бухгалтерию, другой остается у комиссии.

В акте должны быть указаны:

- наименование организации-дебитора;

- счета бухгалтерского учета, на которых числится задолженность;

- суммы задолженности, подтвержденные и не подтвержденные дебиторами;

- суммы задолженности, по которым истек срок исковой давности.

По видам задолженности к акту инвентаризации расчетов прилагается бухгалтерская справка, в одном экземпляре (Приложение к форме N ИНВ-17). ). Справка составляется в разрезе синтетических счетов бухгалтерского учета и является основанием для составления акта.

В "Справке к акту инвентаризации расчетов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами" указываются:

- наименование, адрес, ИНН организации-должника;

- сумма задолженности;

- основание, по которому образовалась дебиторская задолженность;

- дата образования задолженности;

- первичные документы, подтверждающие факт возникновения задолженности, их реквизиты;

На основании бухгалтерской справки руководитель организации в случае необходимости издает приказ о списании просроченной и (или) нереальной ко взысканию суммы дебиторской задолженности. Если организация не создавала резерв по сомнительным долгам, то списанная дебиторская задолженность, причем в сумме, в которой она отражена в бухгалтерском учете (с НДС), относится на финансовые результаты.

Результаты инвентаризации расчетов должны быть рассмотрены на заседании инвентаризационной комиссии, состав которой утверждает руководитель организации. В ее задачи входят выявление причин, по которым необходимо внести уточнения в регистры бухгалтерского учета, и формирование рекомендаций по отражению в учете результатов инвентаризации. Руководитель организации, ознакомившись с выводами и предложениями инвентаризационной комиссии, издает распорядительный документ, в котором утверждается предложенный комиссией порядок регулирования расхождений.

Обнаруженные при инвентаризации расхождения между фактической суммой дебиторской задолженности и данными бухгалтерского учета должны быть отражены в учете и отчетности того месяца, в котором была закончена инвентаризация, а результаты годовой инвентаризации - в годовой бухгалтерской отчетности.

Итак, подведем некоторый итог. Для признания операции по списанию дебиторской задолженности

необходимы следующие документы:

- договор с организацией-дебитором.

- первичные документы, подтверждающие факт задолженности (например, накладные);

- акт по форме N ИНВ-17;

- приказ руководителя о списании суммы дебиторской задолженности.

В случае наличия вышеназванных документов и при отсутствии резерва по сомнительным долгам дебиторская задолженность подлежит списанию на финансовые результаты как нереальная ко взысканию (безнадежная).

 



2019-12-29 249 Обсуждений (0)
Понятие инвентаризации дебиторской задолженности 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Понятие инвентаризации дебиторской задолженности

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (249)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)