Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Глава II. Привлечение внебюджетных средств



2019-12-29 213 Обсуждений (0)
Глава II. Привлечение внебюджетных средств 0.00 из 5.00 0 оценок




Бюджетные ассигнования, выделяемые на культуру в нашей стране, явно недостаточны. При этом, нет веских оснований полагать, что в ближайшее время положение коренным образом изменится в лучшую сторону.

    При переходе к рыночной экономике, организации культуры получили возможность обращения к дополнительным источникам финансирования. Использование благотворительных пожертвований и спонсорских взносов, позволяет хотя бы отчасти восполнить дефицит их финансовых потребностей наряду с бюджетными ассигнованиями. Таким образом, в повседневной практике наследие советской эпохи мирно уживается с восстанавливаемыми традициями дореволюционной России, равно как и с перенесенным на отечественную почву опытом западных коллег.

Благотворительность, меценатство, спонсорство — эти термины, обозначающие различные типы поддержки культуры. Однако сущность стоящих за ними явлений ускользает как от авторов отдельных исследований, посвященных проблемам финансирования культуры, так и от практиков, занимающихся управленческой, в том числе фандрейзинговой деятельностью в сфере культуры и искусства.

Проведенный анализ, данных в российском законодательстве определений спонсорства и благотворительности показал, что это два по сути разных направления поддержки культуры, имеющих разную социально-экономическую природу, социально-культурные корни и результаты. Согласно закону "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях" под благотворительностью понимается "добровольная деятельность граждан и юридических лиц по бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передаче гражданам или юридическим лицам имущества, в том числе денежных средств, бескорыстному выполнению работ, предоставлению услуг, оказанию иной поддержки".

Зафиксированное в законе "О рекламе" определение спонсорства подчеркивает коммерческий характер этого рода взаимоотношений. Таким образом, разведение понятий спонсорства и благотворительности на основе современных нормативных правовых актов помогает ориентироваться в конкретных ситуациях, когда возникает вопрос о том, с каким явлением мы имеем дело.

Ситуация заметно осложняется при введении в систему третьего элемента, а именно при попытке сопоставления меценатства со спонсорством и благотворительностью. На сегодняшний день это явление никак не отражено в российском законодательстве. Представленный на рассмотрение в Государственную Думу законопроект "О меценатах и меценатстве" пока не рассматривался, хотя и его вступление в силу в первоначальном виде также не способствовало бы решению затронутой проблемы. Трактовка мецената как "физического или юридического лица, безвозмездно передающего средства (финансовые, материально-технические) для сохранения и развития культурного достояния Российской Федерации в формах, определяемых законодательством Российской Федерации", практически ставит знак равенства между меценатством и благотворительностью, одной из основных целей которой является "содействие деятельности в сфере образования, науки, культуры, искусства, просвещения, духовного развития личности", позволяя понимать меценатство, как разновидность благотворительной деятельности и подводя этот род деятельности под закон "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях". Однако, на мой взгляд, ранее существовали определенные различия между этими явлениями и, в значительной степени, именно они обусловили "расцвет" меценатства в конце XIX — начале XX столетий в России. Рассмотрение "исторических корней" благотворительности и меценатства, анализ спонсорства, как еще одного из возможных дополнительных источников финансирования культуры, будет способствовать совершенствованию механизмов их стимулирования в современной социоэкономической ситуации.

 

Благотворительность

      Среди рассматриваемых способов экономического обеспечения культуры, благотворительность имеет наиболее древние корни. Своим появлением она обязана принятию на Руси христианства. Практика нравственного поведения, предложенного религией, считавшей милосердие и сострадание, стремление принять нужды другого как свои условием духовного здоровья, довольно быстро распространилась во всех слоях русского общества. Пожертвования "на храмы и монастыри", раздача милостыни осуществлялись независимо от сословной принадлежности.

Изначально благотворительность была инструментом спасения души и имела адресный характер. Пословица: "В рай входят святой милостыней, нищий богатым питается, а богатый нищего молитвой спасается", весьма выразительно обозначает взаимный интерес между бла­готворителем и благополучателем. Нищенство считалось в Древней Руси не экономическим бременем для народа, не язвой общественного порядка, а одним из средств нравственного воспитания народа. Помощь (деньги) — благодарность — молитва — (направленные на одного конкретного человека или на содействие общественному благополу­чию) по такой схеме осуществлялись благословленные церковью формы деятельного самосовершенствования. Таким образом, мотивация благотворительности имела религиозную природу.

Однако в отличие от протестантской этики, рассматривавшей богатство, полученное в результате применения своей творческой инициативы как свидетельство избранности — знак богоугодных дел, православие декларировало принцип "нестяжательства" и основывало свои суждения о добре и зле на уверенности в том, что "блаженны нищие духом, ибо они наследуют Царствие Божье". Подозрение, что любое богатство — неправедное и что "легче верблюду пройти сквозь игольное ушко, чем богачу попасть в рай", способствовало созданию негативного отношения к предпринимательству как роду деятельности и к предпринимателям, как членам общества. Отсюда неприятие миром (общиной) деловой расчетливости и предприимчивости, характерных для наиболее удачливых представителей купечества. Благотворительность позволяла символически выравнивать уровни благосостояния, примиряя общество с мыслью об успешности его отдельных членов.

В период Нового времени традиционные царские милостыни трансформировались в императорские пожертвования на организацию богоугодных учреждений. Единичные при Елизавете I и Екатерине II, во время правления императора Павла Петровича, они стали систематической помощью, распределяемой через ведомство учреждений императрицы Марии на нужды приютов, воспитательных домов и богаделен. К 1917 г. в подчинении ведомства находилось 683 благотворительных заведения. Росту благотворительности способствовала ее государственная поддержка. Она имела преимущественно не экономический, а социальный характер. Примеры благотворительности подавали члены императорской семьи: Великий князь П. Г. Ольденбургский основал сеть детских ночных приютов, императрица Александра Федоровна работала хирургической сестрой в госпитале, созданном на ее личные средства и т.д. Общественное признание и возможность перехода из одного сословия в другое делали благотворительность еще более привлекательной для предпринимателей. Около 5 тысяч благо­творительных обществ и более б тысяч благотворительных заведений, действовавших в стране в начале XX века, на три четверти обеспечивались именно из частных источников, среди которых на первом месте шли именно купеческие средства.

Таким образом можно отметить следующее: во-первых, изначальную ориентацию благотворительности на социальную сферу; во-вторых, её природу, основанную на христианской этике; в-третьих, действенный характер социальный мотивации; и в-четвертых, значительный экономический эффект этого вида поддержки общественного благосостояния.

После Октябрьской революции благотворительность была объявлена буржуазным явлением. Государство взяло на себя все социальные расходы на образование, здравоохранение, охрану материнства и детства, сохранение и развитие культуры, на выплату пособий, стипендий, пенсий и т. д. В Советском Союзе благотворительность не имела законного социального статуса. Что же касается милосердия, то в самые сложные для страны годы — годы Великой Отечественной войны — массовый общенародный патриотизм породил различные формы гуманитарной помощи, и история хранит бесчисленное количество подвигов советского народа, совершенных на ниве милосердия.

"Реанимация" благотворительности произошла в 1985—1991 гг. С принятием в 1995 году закона "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях" благотворительность в России получила официальный юридический статус.

Возрождающееся и достаточно активно развивающееся благотворительное движение в современной России имеет ряд особенностей, среди которых можно выделить следующие:

— многообъектность благотворительной деятельности. Среди объектов благотворительности — дети, женщины, пенсионеры, сироты, безработные, инвалиды, вынужденные переселенцы и т.д.

— четко выраженная социальная направленность. Благотворительность направлена прежде всего на помощь остро нуждающимся, социально обездоленным.

— значительно меньшие масштабы содействия развитию культуры и искусства, чем в дореволюционной России, ориентированность благотворительности на добровольные пожертвования не столько отдельных лиц, сколько различных коммерческих структур.

 

Спонсорство

Вотличие от благотворительности и меценатства, термин "спонсорство" появился в нашем лексиконе недавно. Хотя, как было сказано выше, меценатство, имеющее несколько вековую традицию, до сих пор не получило определения в отечественном законодательстве, а понятие спонсорства дано в законе "О рекламе" (1995). Точка зрения российских юристов на это явление вполне совпадает с позицией их западных коллег. Спонсорство, как модель поддержки культуры, отличается от меценатства наличием коммерческой заинтересованности спонсора, просчитыванием экономического эффекта вклада, тогда как меценатство ориентировалось на личный вкус и общественную пользу.

     При разумном подходе спонсорство может являться взаимовыгодным коммерческим соглашением, учитывающим и интересы общества, и тенденции развития культуры. Однако для России спонсорство пока явление новое, применяемое на уровне западных методов 70-х годов XX века — разовые взносы, финансирование отдельных проектов.

 



2019-12-29 213 Обсуждений (0)
Глава II. Привлечение внебюджетных средств 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Глава II. Привлечение внебюджетных средств

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (213)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)