Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Архитектура и материальная культура эпохи и тальянского Возрождения



2019-12-29 238 Обсуждений (0)
Архитектура и материальная культура эпохи и тальянского Возрождения 0.00 из 5.00 0 оценок




Тема 4 «Архитектура и материальная культура эпохи Возрождения и Нового времени»

Терминология

Кампанила (итал. campanile – «колокольня») — квадратная (реже круглая) в основании высокая (4, 5 и более этажная) колокольня, как правило, стоящая отдельно от основного здания храма. Прообразом кампанилы стали средневековые городские башни.

Палаццо (итал. palazzo, от лат. palatium — дворец) — итальянский городской дворец-особняк 15-18 вв. Название происходит от Палатинского холма, где древнеримские императоры возводили свои дворцы. Палаццо представляет собой тип городского дворца-особняка. Является одним из первых типов здания универсального назначения. Классический тип палаццо — трехэтажное здание с величественным фасадом, выходившим на улицу, и уютным двором. Композиционным центром здания был внутренний дом, обнесенный арочными галереями. Первый этаж отводился под служебные помещения, на втором располагались парадные комнаты и залы, на третьем — жилые комнаты.

Беффруа – (ст.-франц. beffroi, от франкск. l'effroy – набат, тревога) первоначально беффруа служили дозорными сторожевыми башнями, где висел набатный колокол. В 13-14 вв. постепенно утратили военное значение и превратились в ратушные башни — символ свободы и независимости средневекового города.

Архитектурная тяга (также поясок) — архитектурный элемент в виде горизонтального пояса или выступа. Тяги используются для расчленения поля стены (например, для разделения этажей) и для обрамления панелей.

Рустовка стена, сложенная из крупных камней правильной формы с обтесанными краями и обработанной лицевой стороной. Обработанные таким образом камни называют рустами.

Киворий (греч. κιβώριον, лат. ciborium) - алтарная (навес) над алтарем, поддерживаемая колоннами. В плане чаще всего представляет собой квадрат, состоит из четырех арок, опирающихся на четыре колонны.

Ризалит или резалит (от итал. Risalita «выступ») — часть здания, выступающая за основную линию фасада и идущая во всю высоту здания. Эти архитектурные элементы обычно симметричны по отношению к центральной оси здания. Различают средние, боковые и угловые ризалиты. Ризалиты вносят разнообразие в пространственную организацию фасада. В отличие от боковых корпусов, они составляют единое целое с основным объемом постройки

Тектоничность -  термин тектоника обозначает зрительное (зримое) воплощение внутренней конструкции (например, архитектурной, живописной или графической) — в том виде, как она проявляет себя через соотношение отдельных частей формы (пропорции) или членение на составляющие элементы.

Архитектура и материальная культура эпохи и тальянского Возрождения

 

  1. Проторенессанс

Дученто………………………………1280-1310 гг. - конец 13-начало 14 вв.

  Треченто……………………………..1310-1400 гг. - 14 в.

  1. Раннее Возрождение

Кватроченто…………………………1400-1490 гг. - 15 в.

  1. Высокое Возрождение

Чинквеченто………………………...1490-1530 гг. - конец 15-первая треть 16 вв.

  1. Позднее Возрождение Венеции…...1530-1600 гг. - 16 в.

Основа искусства – стремление к возрождению идеалов античности: приверженность к реальности, жизнерадостность, преклонение перед красотой земного мира. Обращение к античной традиции в архитектуре проявилось в отказе от готических форм, возрождении античной ордерной системы, в антропоцентристском характере сооружений, классической соразмерности пропорций, в разработке в храмовом зодчестве центрического типа зданий с легко обозримым пространством интерьера. Развивается гражданское строительство. Формируется тип городского дворца – палаццо. Разрабатывается новая конструктивная система кирпичного здания с кирпичными и деревянными перекрытиями, которая сохранилась в европейской архитектуре до 20 в. Совершенствование ремесленной строительной техники.

Изменение круга заказчиков архитектуры – наряду с церковью и крупными феодалами заказчиками становятся цеховые объединения, купеческие гильдии, городские власти и частные лица.  

Пиза. Пизанский собор или Кафедральный собор Пизы (Duomo di Pisa) начали возводить в 1063г. Инициатором и руководителем строительства стал пизанский архиепископ Бускето ди Джованни Джудиче. Он спроектировал здание, объединившее элементы ломбардского, исламского и византийского архитектурных стилей, создав пизанский романский стиль, ставший основой для тосканской архитектуры. В начале 12 в. преемнику Бускето ди Джованни Райнальдо было поручено спроектировать фасад собора (дошел до наших дней в измененном виде). Первоначально в плане собор имел вид греческого креста, с куполом на пересечении. Но сейчас пятинефный собор имеет вид латинского креста. Элегантность и стремление ввысь придают фасаду из белого и серого мрамора несколько ярусов аркад. Многочисленные арки и чередование белого и черного мрамора внутри создают ощущение огромного пространства. Колонны из черного гранита, сформировавшие две колоннады в нефах, были привезены из мечети в Палермо, завоеванной пизанцами в год основании храма.

В 1152г. на Пьяцца-деи-Мираколи (Площадь Чудес) близ Дуомо и Пизанской башни было начато строительство нового баптистерия Сан-Джованни (автор проекта Диотисалви). После его смерти дело продолжил Никола Пизано. Это самый большой баптистерий в Италии. Его архитектура являет собой пример того, как романский стиль трансформировался в готический: нижняя часть романская, с полукруглыми арками, верхняя — уже со стреловидными нервюрами. У баптистерия три яруса. Первый из них украшают округлые арки романского стиля На втором и третьем уже преобладают готические элементы: резьба по камню, устремленные ввысь стрельчатые арки, росписи. Завершил строительство баптистерия Селино ди Несе. Он к уже имеющемуся шатровому куполу построил еще один, круглый. Строительство баптистерия было завершено в 1363г. Баптистерий, выстроенный на той же неустойчивой песчаной почве, что и Пизанская башня, тоже «падает», но почти не заметно: угол наклона баптистерия в сторону собора составляет всего 0,6°.

В 1173 г. начато строительство колокольни собора (Пизанская башня). Башня построена из белого мрамора, первый этаж оформлен аркатурой, остальные этажи окружены галереями, внешняя часть которых образована колоннами с классическими капителями, опирающимися на закрытые арки. Ее строительство с перерывами продолжалось почти 2 века – до 1360г. Проект башни был ошибочен с самого начала — Еще в период закладки маленького трехметрового фундамента было установлено, что глинистый грунт под колокольней проседает. Почву укрепили. К 1178г., когда было возведено три этажа башни, был замечен значительный уклон в южную сторону (наклон составлял 50см) и строительство отложили почти на 100 лет. В 1272г. постройку возобновили под руководством Джованни ди Симоне. К 1284г. было построено шесть этажей с лоджиями-галереями, высота башни составила 48м. Несмотря на то, что Джованни ди Симоне пытался выпрямить ось здания, отклонение башни продолжалось. Крен составил 90см от вертикальной оси, строительство снова приостановили. В 1319г. был построен седьмой этаж, в 1360г. последний, восьмой этаж (колокольный). Наклон составил 1,5м от вертикали. Высота Пизанской башни – 56,7м.

Архитектура дученто.

Флоренция. Арнольфо ди Камбио (1240?-1302): автор проекта палаццо Веккио (1298-1314гг.). Палаццо Веккио – крепость, замкнутая в себе и противопоставленная жилым кварталам. Следование романской традиции – большие плоскости стен, небольшой размер оконных и дверных проемов, завершение стены зубцами, наличие в структуре сооружения высокой башни (аналога донжона средневекового замка). Проект церкви Санта Кроче (начата в 1295.) - усовершенствование готической конструкции.

Автор первого проекта Собора Санта-Репарата (Санта Мария дель Фьоре) во Флоренции. Собор возвели на месте старого собора Санта-Репарата, который простоял девять столетий и в конце 13в. был уже слишком мал для быстро растущего города. Флоренция хотела превзойти в размере и богатстве храмы своих соперников – Сиены и Пизы. В эпоху дученто начато строительство грандиозной базилики собора. Арнольфо ди Камбио начал возведение стен. По его проекту было три больших нефа, оканчивающихся под восьмиугольным куполом, средний неф был расположен на месте старого храма. После смерти ди Камбио в 1302г. строительство собора было заморожено. Размеры собора: длина собора — 153 м, ширина в трансепте — 90 м, высота сводов — 45 м, ширина нефов — 38м, общая площадь — 8300 м2

Сиена. Ансамбль Пьяцца дель Кампо (Площади Ракушки) – площадь имеет форму раковины и делится на девять сегментов. Она имеет естественный уклон к центру, словно створки ракушки к устью. Cтроительство Палаццо Пубблико было начато Конте ди Ринфредо в 1297г. между площадями Пьяцца Меркато и Пьяцца дель Кампо, в сторону которой был обращен его главный, слегка вогнутый фасад. Место, занимаемое дворцом в композиции этой площади-амфитеатра, требовало (в противоположность обычному типу коммунального дворца этого времени) его фасадного решения. Этот протяженный, слегка вогнутый фасад еще завершен зубцами, но лишен крепостной замкнутости; большие, с ажурными переплетами тройные окна придают ему легкость, открытость, дворцовый облик. Около 1308г. Дворец был практически завершен. Специальным указом от 1297г. предписывалось одинаково оформить окна всех зданий, выходящих на Пьяцца дель Кампо, чтобы ансамбль площади соответствовал единому замыслу. В 1325-1348гг. к нему была пристроена легкая и стройная, увенчанная белой короной зубцов и машикулей угловая башня Торре дель Маджа (башня Обжоры) высотой 102м. Строители Палаццо Пубблико добились необычной для дворцовых сооружений этого времени ритмической организованности фасада, выделив его центр невысокой квадратной башней, подчеркнув горизонтали поэтажных членений, упорядочив ритм окон, расположенных на одном уровне и одних и тех же вертикальных осях.

Архитектура треченто. Распространение готических традиций, но система готических конструкций заимствовалась редко, применялся в основном готический декор: стрельчатые арки, башенки-фиалы, пинакли, круглые окна-розы.

Сиена. Собор Дуомо в Сиене был заложен в 1220г. В 1284 г. Джованни Пизано начал сооружение фасада, завершенного лишь к 1377г. Джованни ди Чекко. Дуомо по форме напоминает латинский крест, стены оформлены в виде чередования полос белого и черно-зеленого мрамора (сочетание черного с белым – геральдический знак Сиены).

Флоренция. В 1331г. возобновлено строительство собора Санта-Репарата во Флоренции. Гильдия торговцев шерстью назначила главным архитектором Джотто. В 1334г. он начал возводить колокольню собора. В 1348г. из-за эпидемии чумы строительство было прекращено. С 1349г. работы по строительству Флорентийского собора продолжил архитектор Франческо Таленти. К 1380г. был достроен неф, а к 1418г. оставалось накрыть только купол. На момент завершения строительства Санте-Мария-дель-Фьоре стал самым большим храмом Европы.

Собор в Орвието (14 в.). Строился с 1290 по 1600гг. 1290 г., в конце 13в. собор строил мастер Фра Бевиньяте из Перуджи на основе чертежей Арнольфо ди Камбио. Первоначально собор проектировался как романская базилика с центральным нефом и двумя боковыми. Однако после смены Фра Бевиньяте Джованни ди Угуччоне, церковь приобрела формы итальянской готики. Позже проект был передан Сиенскому архитектору Лоренцо Майтани для расчета несущих возможностей строения, в особенности хор. Он существенно изменил чертежи собора, приблизив его внешний вид к Сиенскому собору. Архитектура этих двух соборов часто выделяется в отдельный «Сиенский Готический стиль». Майтани укрепил внешние стены аркбутанами, которые впоследствии оказались бесполезными. В итоге эти аркбутаны были включены в заново отстроенные часовни трансепта. Также он перестроил форму апсиды в прямоугольную и добавил огромное витражное окно в виде четырехлистника. С 1310 г. Майтани работал над фасадом.

Собор в Милане. Создателем проекта был Симоне де Орсениго, приглашали также мастеров из Германии и Франции. Строительство началось в 1386 г., завершилось (и то не полностью) лишь к середине 20 в. В 1470г. пост архитектора занял Джунифорте Солари, пригласивший в качестве консультантов Леонардо и Браманте. Частая смена архитекторов привела к смешению стилей – готику частично разбавил ренессанс. Построен собор из лучшего Пьемонтского мрамора, его отличает огромное количество изящных шпилей (135 мраморных игл), остроконечных башенок и колонн, соединенных множеством парящих опор, изысканность фасадов и изобилие скульптур (снаружи и внутри собора более 3 тысяч).

Венеция. Палаццо Дожей на площади Св. Марка (авторы проекта – Филиппо Календарио, Пьетро Базейо и мастер Энрико?) – фасад на лагуну строился в 1309-1340гг., фасад на Пьяцетту – в 1422-1430гг. Нижний этаж двухярусная готическая галерея, украшенная резьбой по мрамору; верхний этаж – гладкие плоскости стен, облицованные белым и розовым мрамором, расчлененные готическими стрельчатыми окнами. Комбинация ажурных галерей и гладкой стены Дворца дожей насыщает весь фасад невероятным богатством композиционных контрастов.

Архитектура кватроченто. Решительный перелом в искусстве – борьба с традициями готики, опора на античные образцы. Творческое использование античного наследия. Формирование научного познания мира. Освобождение искусства от ремесленной узости. Разработка теории архитектуры. В начале 15в. оформляется Ренессансный архитектурный стиль. Образцы: проторенессансная архитектура (романский, инкрустационный стиль), готика, византийская архитектура (в области церковного строительства). Процесс развития архитектуры Ренессанса – от изменения внешних декоративных частей, к переработке основных архитектурных форм.

Флоренция. Филиппо Брунеллески (1377-1446). Новатор, основоположник ренессансной традиции в архитектуре. Раннее сооружение – Оспедале дельи Иноченти (1419-1445). Подчеркнутая горизонтальность фасада, нижний этаж – открытая лоджия с девятью арками: симметричное, уравновешенное, гармоничное по пропорциям сооружение. Создание типа гражданского сооружения. Объединяющего помещения вокруг внутреннего двора.

С 1414г. автор проекта купола собора Санта Мария дель Фьоре (1420-1436): изобрел пустотелую конструкцию, состоящую из двух оболочек, каркасной системы из восьми несущих ребер, связанных опоясывающими их кольцами, светового фонаря, замыкающего свод. Размеры купола: высота купола изнутри – 90м, общая высота с крестом – 114м, диаметр купола – 42м. Строительство купола. В 1436г. собор был освящен, несмотря на незаконченный фасад. 

Церковь Сан-Лоренцо (1421-1428) – создание типа ренессансного центрического сооружения. 

Идея купольного сооружения развита в одном из самых совершенных творений Брунеллески Капелле Пацци (построена во дворе церкви Санта Кроче в 1430-1443гг.) – прямоугольная в плане, перекрытая в центре куполом, по бокам полуциркульными сводами. Ее отличает ясность пространственной композиции, чистота линий, изящество пропорций и декора. Фасад открывается во двор шестиколонным портиком с центральным проемом. Белые плоскости стен интерьера расчленены темными полосами архитектурных тяг, выявляющими конструкцию.

Микелоццо ди Бартоломео(1396-1472). Придворный архитектор Медичи, ученик и последователь Брунеллески. Трехэтажное Палаццо Медичи-Рикарди(1444-1460) – в плане правильный квадрат, с заключенным в центре внутренним квадратным двором. Первый этаж решен в виде галереи. В оформлении уличных фасадов применена рустовка разного качества (выпуклость камней уменьшается к верхним этажам). Фасады разделены карнизами (поэтажным членением), форма окон – прямоугольная с полукруглыми завершениями.

Леон Баттиста Альберти (1404-1474) Первый теоретик Ренессанса (трактат об архитектуре: «Десять книг о зодчестве», 1444-1452) Творчество Альберти – новый шаг в развитии ренессансной архитектуры: опора на римское наследие.

Палаццо Ручеллаи (1446-1451) – новшество дворцовой архитектуры. Декор – гладкая рустовка, нарядное обрамление порталов. Главное нововведение – ордерная декорировка фасада.

Новая форма церковной архитектуры – оформление фасада доминиканской церкви Санта Мария Новелла: сочетание четырехколонного греческого портика (вверху) с формами римской триумфальной арки (внизу). Оба яруса связаны по сторонам волютами.

Мантуанская церковь Сант Андреа (1470г.) – наиболее яркий пример творчества Альберти. Величественный фасад, имеющий форму триумфальной арки, оформление фасада двумя системами ордеров – большого и малого, грандиозность внутреннего пространства, вплотную подводят к архитектуре Высокого Возрождения.

Северная Италия – Милан, Болонья, Верона, Феррара. Характерные черты – декоративность, усложненность форм. Устойчивые романо-готические традиции. Архитекторы северной Италии работали в конце 15 в. в Москве при строительстве Кремля (Аристотель Фиораванти, Марко Руффо, Пьетро Антонио Солари, Бон Фрязин).

Милан. Антонио Авелино Филарете (1400-1469гг.). Разработал план идеального города, очертания которого имеет вид правильной звезды. Оспедале маджоре (Большой Госпиталь) – с 1456г., внес в строительство черты готики.

Болонья. Фиораванте Фиораванти (1360-1447): Палаццо коммунале, Палаццо Бевильаква (украшено граненым камнем-рустом)

Архитектура Высокого Возрождения. В первом десятилетии 16 в. центр культуры переместился в Рим. Характерная черта искусства Высокого Возрождения – увлечение классической древностью. Достигнуто гармоническое единство архитектуры и изобразительных искусств. Правление папы Юлия II (1503-1513) и Льва Х (1513-1521) – золотой век римской архитектуры. Отличительные качества – монументальность, импозантное величие, грандиозность замыслов.

Донато д`Анджело Браманте (1444-1514) – продолжатель традиций Брунеллески и Альберти. Придворный художник миланского герцога Лодовико Моро. Церковь Санта Мария прессо Сан Сатиро в Милане (1479-1499гг.), Церковь монастыря Санта Мария делла Грацие в Милане. В 1499-1514гг. работал в Риме придворным художником Александра VI Борджиа. Работы римского периода – новшество архитектуры Возрождения. Часовня монастыря Сан Пьетро ин Монторио (Темпиетто) – манифест ренессансной архитектуры. Законченная идея центрально-купольного сооружения. Ватиканские сооружения – реконструкция Ватикана. Большой двор Лоджий.

Проект собора святого Петра – Браманте отошел от базиликального плана, разработал сочетание квадрата с греческим равноконечным крестом (центрально-купольное решение). Центр композиции – купол, по размерам сходный с куполом флорентинского собора Санта Мария дель Фьоре Брунеллески (43м). Строители Собора Святого Петра – Рафаэль, Перуцци, Сангало Младший, Микеланджело.

Антонио Сангало Младший (1485-1546) – дворец Фарнезе в Риме, в духе традиций тосканской дворцовой архитектуры. Отказ от рустики, основной облицовочный материал – штукатурка, углы и отделка окон выполнены из травертина.

Рафаэль (1483-1520) – вилла Мадама близ Рима (1517г.) ансамбль павильонов, портиков, бассейнов и парковых насаждений.

Микеланджело (1475-1564) – провозвестник зарождающегося барокко. Первый проект – достройка и расширение церкви Сан Лоренцо (1517-1520гг.). В 1521-1524 гг. – строительство сакристия церкви Сан Лоренцо (усыпальницы дома Медичи).

1546г. – перестройка римского Капитолия, планировка площади. Ансамбль Капитолия – первый регулярный ансамбль в европейской архитектуре.

Собор святого Петра – крупнейшее творение Микеланджело. Габариты сооружения утратили жесткость, линия стены стала пластичной, широкое применение криволинейных форм – содействует усилению живописного, динамичного начала архитектуры. Архитектурные формы отличает особая массивность и грузность.

Венеция.

Якопо Сансовино (1486-1570) – ученик Браманте. Палаццо Корнер делла Ка-Гранде (1532-1537) Типично венецианская постройка, тяготеющая к изяществу, ажурности и тектоничности фасадов. Библиотека Сан Марко на Пьяцетте (начата в 1537г.) – основа тектоники здания: античный мотив сочетания ордера с аркадами (т.н. ордерная аркада), разработанный пышно и декоративно. 1540г. – достройка к ансамблю площади святого Марка: к подножию кампанилы небольшого изящного павильона-лоджетты.

Архитектура Позднего Возрождения. Захват и разграбление Рима испанскими войсками в 1527г., падение Флорентийской республики в 1530г. – эпоха экономического кризиса и политической и религиозной реакции. Эпоха рефеодализации. Сохранила независимость только венецианская республика. Тяжелый кризис искусства. Время угасания ренессансной культуры. Противоборство двух тенденций:

1.сохранение ренессансной основы

2. антиренессансное «маньеристское» направление

В архитектуре признаки творческого застоя. Обобщение творческого опыта в теории архитектуры: Джакомо Бароцци Виньола «Правила пяти архитектурных ордеров» (1562). Андреа Палладио «Четыре книги по архитектуре» (1570). Назревание нового стиля – барокко.

Джакомо Бароцци Виньола (1507-1573) вилла папы Юлия III, использование дугообразных по форме стен. В архитектурных деталях использует стилизацию. Церковь Иль Джезу в Риме – отход от типа центрического сооружения, возвращение к базиликальной форме. Однонефный храм. Фасад церкви развивает идеи фасада Санта Мария Новелла во Флоренции Альберти.

Архитектура Венеции. Андреа Палладио (1518-1580) – работал в Виченце и Венеции. Виднейший представитель академического направления, преклонялся перед античностью. Искал математическое выражение законов, лежащих в основе древнегреческой и древнеримской архитектуры. Палаццо Коллеони Порто (1552) – двухэтажное здание с симметричным планом. Фасад оформлен ордером, помещенном на втором этаже в виде ионических полуколонн. Первый этаж обработан рустом. Палаццо Барбарино – применены две ордерные системы. Палаццо Капитанио – ордер, охватывающий оба этажа. Загородные виллы – композиционный принцип: основа здания (дом) призматический объем, наделенный колонным портиком с фронтоном. Вилла Ротонда близ Виченцы.

 

Архитектура Нидерландов. 14-15 вв. достигает расцвета поздняя готика.Собор в Антверпене (1352-1449 гг.) – имеет горизонтальные пропорции, грузный, массивный, однобашенный.

Развивается гражданская архитектура – узкие фасады, вертикальная многоэтажная структура, фронтонное завершение. Фасады разработаны большими окнами с частыми переплетами и стрельчатыми пологими перемычками. Дом свободных корабельщиков в Генте (1530-1531) Ратуша в Брюсселе (1401-1455) – архитекторы Якоб ван Тиннен, Ян ван Рейсбрук: пышный декор фасада. Ратуша в Антверпене (1561-1564) – Корнелис де Флорис: четкое поэтажное членение. Первый этаж обработан аркадами, рустом, два верхних этажа украшены ордером.

Образец типично нидерландской архитектуры – рынок в Харлеме (1602-1603) Ливен де Кей. Лишено ордеров, выполнено из камня и кирпича.

Архитектура Германии. Развитие архитектурных форм в архитектуре происходит медленно. Освоение форм ренессансной архитектуры ограничивается декоративно-орнаментальными мотивами.

Архитектура севера Германии испытывает влияние нидерландского зодчества; юго-запада – Италии. Образец ренессансной традиции в немецком зодчестве – Гейдельбергский замок: зальное здание 1544-1546гг., дворец курфюрста Отто-Фридриха 1556-1568гг. Замок Ашаффенбург 1605-1614гг. (Георг Риденгер) – квадратное в плане здание, с прямоугольными угловыми башнями, по-средневековому тяжелое, суровое, в проработке фасадов содержит элементы барокко. Церковная архитектура сохраняет приверженность к готической традиции.

 



2019-12-29 238 Обсуждений (0)
Архитектура и материальная культура эпохи и тальянского Возрождения 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Архитектура и материальная культура эпохи и тальянского Возрождения

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (238)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.014 сек.)