Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Материальная культура и архитектура Средневекового Востока (7-17 вв.).



2019-12-29 352 Обсуждений (0)
Материальная культура и архитектура Средневекового Востока (7-17 вв.). 0.00 из 5.00 0 оценок




Архитектура Индии (7 - середина 13вв.) С 7 в. распространение индуизма. Особенно интенсивное каменное храмовое строительство было в районах Декана и Южной Индии. В 7-8вв. развивается храмовое пещерное строительство. Новые грандиозные по масштабам храмы, заполненные монументальными рельефами, отражают драматизм эпохи, прославляют подвиги божеств и легендарных героев. Крупнейшие индийские пещерные комплексы Эллоры и острова Элефанта, строительство которых начато в 7-8 вв. достраивались до 13в. Храмы Эллоры, отличает сложность форм, масштабность внутренних дворов. Двух- и трехэтажные залы, высеченные друг над другом в толще скалы, достигали в глубину до 40м. Скульптура заполняла все внутреннее и внешнее пространство храмов, составляя неразрывное целое с их стенами. Длинные галереи, многоколонные террасы, были покрыты горельефными, почти отрывающимися от стены изображениями брахманских, а порой и буддийских божеств, героев эпоса, показанных в непрерывном движении, полных напряжения и энергии. Капители и базы массивных пухлых колонн покрыты сложными скульптурными узорами.

Скальные и наземные храмы 7в. Махабалипурама близ Мадраса высечены целиком из огромных валунов вместе с дополняющими их статуями. Они образовали совершенно новый тип ансамбля. Стоящие на открытом пространстве и представляющие взору скульптурные изображения на своих стенах, эти храмы были не столько произведениями архитектуры, сколько огромными скульптурными монументами. Все внимание уделялось внешней отделке фасадов с пилястрами, нишами, колоннами, портиками. Внутреннее пространство было незначительным или отсутствовало вовсе. Дхармараджаратха представляла собой кубическую в основании, ступенчатую пирамиду, увенчанную по углам и сторонам ярусов кровли нарядными шлемовидными шатрами. Арджунаратха воспроизводило тип сельской хижины. Бхимаратха – тип двухэтажной постройки со сводчатым перекрытием.

Тип монолитного скального храма, сформировавшийся на юге страны, в Махабалипураме, в 8 в. достиг вершины своего развития. Огромный строительный и скульптурный опыт позволил мастерам вырубать в скалах грандиозные и неповторимые в своей выразительности пространственные комплексы. Таков классический памятник раннего индийского средневековья – храм Кайласанатха в Эллоре. По своим архитектурным формам храм Кайласанатха приближен к ступенчатым ратхам Махабалипурама. Это сказочный по богатству скульптурного оформления, окруженный двором, трехчастный монумент. Увенчанное ребристым куполом пирамидальное узорчатое здание рождалось под руками мастеров постепенно, словно высвобождаясь от всего лишнего, подобного гигантской статуе. Каждая деталь его была глубоко символичной – огромный восьмиметровой цоколь, завершающий нижнюю часть главного храма, опоясан горельефными трехметровыми фигурами священных львов и слонов.

К 9 в. активно внедрялась техника кладки из тесаного камня (на севере – известняк, на юге песчаник, мрамор и гранит). В храме Парашурамешвара 8 в. башня и мантапа еще тяжеловесны и незатейливы по очертаниям. Но уже в сооружениях Бхубанешвары 10 в. (например, храм Муктешвара), планировка становится более сложной, умножается число ритмически повторяющихся башен, массивные узорчатые входные ворота – торана организуют ансамбль и придают ему особую нарядность. Самым крупным, нарядным и богатым по оформлению храмом Бхубанешвары является Лингараджа, выстроенный на рубеже 10-11 вв.

В 10в. отчетливо выявились характерные различия между северными и южными типами построек. Северный тип отличался мягкими, криволинейными, словно набухающими очертаниями своих высоких башен, увенчанных – амалака («плод лотоса»). Южные храмы увенчивались многоярусной пирамидальной башней.

В начале 11в. в крупных городах почти одновременно возникли большие комплексы наземных храмов, отразившие особенности местных архитектурных школ. В целом система индуистского храма была несложной: ядро храма составляло кубическое по форме святилище – вимана с небольшим внутренним пространством – гарбха-гриха («чрево храма»), где помещалась главная святыня, недоступная взорам толпы. Вимана увенчивалась башней – шикхара, самой высокой частью храма. За ней следовал притвор и многоколонный зал или галерея – мантапа, место собрания молящихся.

В 13в. создан масштабный храм в Конараке, посвященному богу солнца Сурья. Сорокаметровая пирамида, венчающая здание, поставлена на высокий кубический постамент, украшенный 24 (по 12 с каждой стороны) 3-х рельефными метровыми колесами и фигурами скачущих коней. В 13-17 вв., в южных храмах по-прежнему остаются доминирующими высокие башни, но меняется их смысл и назначение. Они венчают уже не сам храм, утративший свою былую роль и скрытый от глаз оградой, а входные ворота – гопурам.

На севере Индии с 13в. началось широкое строительство культовых сооружений, характерных для стран Ближнего Востока – мечетей, минаретов, мавзолеев и медресе. В строительстве, вместо прежней сухой кладки напуском, была введена кладка на растворе, позволившая возводить широкие арки и купола, прежде никогда не применявшиеся в индийской архитектуре. Мусульманские культовые здание возводились в Индии на каменной платформе и украшались по углам шлемовидными куполами, что сближало их с образцами домусульманского зодчества.

Новый этап в развитии индийской архитектуре приходится на 16-17вв. Складывается новый стиль, отличающийся торжественной величавостью и грандиозностью форм. Особой роскошью отмечены столицы правителей Агра и Фатхпур-Сикри. Дворцовые и храмовые сооружения Индии 17в. знаменуют отход от былой грандиозности. Излюбленным материалом стал белый мрамор, из которого построен один из самых значительных памятников Агры 17в. – мавзолей Тадж-Махал. Созданный строителями разных стран – Индии, Турции, Ирана, Афганистана, он увековечивал память умершей жены Шах-Джахана. Просторный, луковичной формы купол, придают сооружению особую стройность и невесомость.

Архитектура арабского Востока. Стремления к замкнутости пространства здания – одна из главных особенностей арабской средневековой архитектуры. Стены любого сооружения (мечети, дворца, медресе, караван-сарая), подобно стенам домов и городских укреплений, представляли собой преграду. В 7в. сложился тип колонной арабской мечети. Внешний вид ее напоминает крепость, окруженную глухими стенами, в которых пробиты входы, но ни один не выделен в качестве главного. Смысл здания сосредоточивался внутри. Особое значение приобрел открытый квадратный или прямоугольный двор, отнесенный арочными галереями. С древних времен рядом с мечетью воздвигался минарет (сторожевая или сигнальная башня, маяк). Она непосредственно примыкает к мечети, реже располагается отдельно. Формы минаретов различны - квадратные в плане минареты, круглые, слегка сужающиеся кверху. Ствол минарета завершался кольцевым балконом, карнизом и легкой надстройкой в виде фонаря. Необычным силуэтом отличались минареты Османской Турции – очень высокие, многогранные и многоярусные.

Мировую известность «Великих минаретов» арабского зодчества 12в. получили три минарета:

1) минарет в Рабате - так называемая «Башня Хасана»

2) минарет в Севилье, перестроенный в колокольню католического собора «Ла Хиральда».

3) минарет в Кутубие (воплощенный тип Магрибского минарета) - состоит из двух квадратных башен разной величины, увенчанных зубцами и сферическим куполом.

Тип колонной мечети в своих законченных формах складывался постепенно. Знаменитая мечеть в Иерусалиме «Куббат ас-Сахра» (Купол скалы - внутри мечети находится обломок скалы) – святыня иудеев, христиан и мусульман. Это центрическое, увенчанное куполом здание образует в плане круг, опоясанный двумя восьмиугольными формами. Основывается на традиции ранневизантийской архитектуры.

При строительстве Мечети Омейядов в Дамаске были использованы строительные материалы и архитектурные детали предшествующего здания, в частности, стройные мраморные колонны с коринфскими капителями. Однако вытянутый прямоугольный план христианской базилики был решительно переориентирован, согласно особенностям арабского зодчества. Внутреннее пространство устремлялось не в глубину, следуя продольному движению колоннады, а в ширину. Три ряда двухярусных аркад на колоннах, пересекли движения к южной стене с михрабами (обозначающими направление Мекки). Светлый зал мечети, все части которого равны по высоте, просматривается в разных направлениях.

Город Самарра (с арабского «Приятная для глаз») поражает обширностью занимаемого пространства, огромными размерами зданий. Руины Самарры на 33км тянутся вдоль широкого русла Тигра. Строительство города начато в 847г., при халифе аль-Мутаваккиле. Главная улица Самарры которая шла параллельно берегу реки Тигр, была шириной 100м. Большая мечеть Самарры считается самой крупной в мусульманском мире. Она занимала 38000м2. Внешняя стена имеет полукруглые башни и 16 входов. Огромный минарет аль-Мальвия имеет необычную форму: на квадратном основании усеченный конус высотой 50м, охваченный внешним спиральным обходом-пандусом с пятью оборотами спирали. В 11в. были сооружены городские ворота с массивными башнями, знаменитая мечеть аль-Азхар.

Большая мечеть в городе Кордова, в Арабской Испании, заложенная в 785г., строилась до конца 10в. В плане это огромный прямоугольник (200х144м), охваченный каменной стеной с контрфорсами и многочисленными входами. Основное пространство занимает колоссальный молитвенный зал, в котором расположено свыше 800 колонн, образующих 19 нефов. Купол на нервюрах. Восьмиугольная звезда Кордовского купола образовано пересечением двух квадратов. Колонны несут двухъярусные аркады, выполнены из белых и красных клинчатых камней. Особенно хороша центральная, превосходящая по размерам две боковые, михрабная ниша, которая ведет в небольшое помещение с перекрытием в форме раковины, вытесанным из одного куска белого мрамора.

 

Особенности средневекового культового зодчества Ирана нашли свое воплощения в архитектуре прославленной Соборной мечети в Исфахане. В центре мечети – огромный открытый двор, окруженный двухъярусными галереями. По осям высятся четыре прямоугольных портала с погруженными в тень айванами (арочными сводчатыми залами).

Одно из монументальных сооружений иранской средневековой архитектуры – мавзолеи, возведенные из кирпича.  Самый старый мавзолей (башня Кабуса) расположен на высоком холме в долине Горгана. Его круглая, слегка сужающаяся вверх башня высотой 51м., с 10-тью ребристыми выступами завершена гладким покрытием в виде конуса. Постепенно иранские мавзолеи приобрели купольную форму (огромный восьмиугольный мавзолей Ольджейту – Ходабенде в Сольтании).

В 15в. храмовую архитектуру Ирана отличает монументальность форм, красота убранства. Возводились высокие порталы с минаретами, мечети венчали ребристые голубые купола на высоких барабанах. Для облегчения тяжести купольного свода применяли углубления-сталактиты. Фасады покрывал сплошной ковер изразцовой облицовки..

 



2019-12-29 352 Обсуждений (0)
Материальная культура и архитектура Средневекового Востока (7-17 вв.). 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Материальная культура и архитектура Средневекового Востока (7-17 вв.).

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (352)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)