Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Материальная культура и архитектура Европы 5-10 вв.



2019-12-29 243 Обсуждений (0)
Материальная культура и архитектура Европы 5-10 вв. 0.00 из 5.00 0 оценок




Тема 2 «Архитектура и материальная культура эпохи Средневековья»

Терминология

Базилика – прямоугольное в плане сооружение

Баптистерий - крещальня

Декор (фр. décor, от лат. decorare - украшать) – в архитектуре система деталей и частей, не имеющая конструктивного или технического назначения, а служащая только для украшения фасадов и внутренних помещений.

Неф – расстояние между колоннами христианского храма. Самый просторный – центральный неф. В восточной части завершался алтарем, расположенным в апсиде.

Апсида – полукруглый или граненый выступ восточной стены храма.

Конха апсиды - перекрытие апсиды четвертью сферы.

Трансепт - поперечная галерея, пересекающая храм по центральной оси «юг-север»

Нартекс - преддверия храма

Радиальные арки

Распор купола

Парус

Арка

Аркада

Аркатура

Экседра

Стиль (фр. style) – общность изобразительных приемов, отвечающая определенному времени или эстетическому направлению.

Хоры - восточной части храма, предназначенной для духовенства (хора)  

крипты – небольшие подземные помещения под хорами романской церкви, перекрытые сводом (для хранения реликвий, погребений).

Клуатры – примыкающие к церкви прямоугольные в плане дворы, по сторонам которых располагаются галереи с богато декорированными аркадами

Зальный храм - тип средневековой церкви, имеющей одинаковую высоту центрального и боковых нефов

Подпружные арки

Кампанилы – Колокольнипредставляют собой самостоятельные сооружения, расположенные на расстоянии от храма.

Каркас (фр. carcasse)- остов, костяк архитектурного сооружения, скульптуры или декоративного изделия.

Нервюра – готическая арка стрельчатой формы,

Аркбутан – перекидная арка в готической конструкции

Контрфорс – внешняя опора готической конструкции

Окно-роза

Крабы - украшения аркбутанов и ребер башенок в виде стилизованных листьев.

Фиал – башенка со шпилем в декоре готического храма

Пинакль - декоративная остроконечная башенка в декоре готического храма

Вимперг – высокий фронтон над окнами и дверями готического храма 

Тимпан

Перспективный портал

Эмпоры – арки галерей готического храма

 

Материальная культура и архитектура Византии

1. 330г. - основание Константинополя.

2. 395г. – окончательный распад Римской империи на Западную и Восточную. Сложение могущественной феодальной империи – Византии.

3. 4-5 вв. – период формирования византийского искусства (соединение эллинистического и восточного искусства); формирование нормативов средневекового искусства.

4. 527-565гг. - правление императора Юстиниана, период первого расцвета византийского искусства.

5. 867-1025 гг. – период правления Македонской династии формирование византийского зрелого средневекового стиля

6. 1204г. – разграбление Константинополя крестоносцами.

7. 1261г. – восстановление империи при Михаиле Палеологе. Период византийского «Палеологовского» Возрождения.

8. 15 в. – турецкое завоевание Византии

 

Раннехристианский период на территории Западной Римской империи. Признание христианства государственной религией римской империи в 313 г. обусловило начало строительства христианских храмов.  

Раннехристианские храмы – прямоугольные в плане базилики (форма и название заимствованы из римской традиции) с полукруглым или граненым выступом в восточной части, ориентированные по оси «запад-восток». Конструкция раннехристианских базилик очень проста – тонкие стены из кирпича; перекрытия – деревянные фермы. Античные римские строительные приемы практически не применялись. Внешнее архитектурно-декоративное убранство очень скромное. Базилика Петра в Риме – не сохранилась (на ее месте в 16 в. построен собор святого Петра), пятинефная базилика.

Структура базилики: внутреннее пространство разделено на три или пять нефов. В восточной части завершался алтарем, расположенным в апсиде. По центральной оси «юг-север» храм пересекал трансепт.

После окончательного распада империи центр развития искусства и архитектуры перемещается на восток. Продолжается развитие античной традиции круглого храма – строительство культовых сооружений центрического типа (баптистерии и мавзолеи). Строятся здания крестообразной формы, соединяющие два типа раннехристианских храмов – базиликального и центрического (мавзолей Галлы Плацидии в Равенне – 440г.).

Искусство Византии 5-7 вв. Центры культуры – Константинополь (столица); Фессалоники (Македония), Антиохия (Сирия), Никея (Малая Азия), Александрия (Египет). Равенна – центр византийского наместничества в Италии. Упорядочение законодательства, феодализация общества, широкий размах строительства.

Архитектура. Пять основных типов византийских церквей – базилика, купольная базилика, центрический храм, крестово-купольный храм, квадратно-купольный храм.

Базиликальная разновидность церкви развивалась в Константинополе в 5 в. (описания первоначального храма на месте собора св. Софии, церковь Иоанна Крестителя Студийского монастыря, начало строительства в 463г). - трехнефные базилики с деревянными перекрытиями, двумя рядами отделявших нефы мраморных колонн с капителями коринфского типа; входили в храм через атрий и нартекс. По особенностям конструкции базилики связаны с традициями раннехристианской римской школы. В отличие от базилик римского типа, боковые нефы имели второй ярус (галерея для женщин, или гинайконит), а апсида стала подчеркнуто полигональной снаружи. Позднее в столице данный тип не применялся.

Купольная базилика отличается менее вытянутым главным нефом, перекрытым куполом без трансепта. Боковые нефы той же длины, что и главный, и имеют второй ярус для женщин. Классический пример - собор св. Софии в Константинополе. Храм, в котором размеры главного нефа существенно выросли, создавал идеальные условия для богослужения. (Церковь св. Ирины (532г., с переделками 8 в.) и церковь монастыря Хора (527, с переделками 7, 9 и 11 вв.), в Константинополе).

Центрический храм в его круговом или многоугольном вариантах широко использовался в византийской архитектуре. Более простая форма происходит от римских мавзолеев или круглых в плане помещений в римских термах (баптистерий собора св. Софии в Константинополе). Более сложный вариант имеет сходство с римскими храмами (храм Минервы Медики и храм Сан Стефано Ротондо в Риме), с храмом Гроба Господня в Иерусалиме (освящен в 335). Церковь Сан Витале в Равенне (526–547), с ее расходящимися из центра по радиусам апсидой и семью экседрами, сыграла существенную роль в становлении купольной византийской архитектуры, хотя в ней не применялись паруса. Для компенсации распора главного купола использованы полукупола. В дальнейшем этот конструктивный принцип использован в соборе св. Софии в Константинополе и в более поздних постройках с планом в виде четырехлистника (квадрифолия).

Крестово-купольный храм. Наиболее характерный византийский тип, но, тем не менее не получил широкого распространения. Для него характерен четкий крестообразный план, образованный нефом и пересекающим его широким трансептом. Средокрестье и все четыре ветви креста увенчаны куполами, которые опираются на столбы, стоящие группами, между которыми проходят боковые нефы (выдающийся образец византийской крестообразной купольной церкви, сохранившейся до наших дней собор - Сан Марко в Венеции, его прототип - церковь св. Апостолов в Константинополе). Интерьер и внешний облик храмов этого типа отличает особая пластическая красота. Их можно легко расширить в стороны и вглубь без утраты органического единства, так что в этом смысле они представляют собой единственное серьезное отступление от византийской концепции храма, исходящей из замкнутой структуры с установленным объемом. Его влияние ощущается в ряде романских церквей, например в соборе в Перигё (Франция).

Квадратно-купольный храм. Этот тип развился из типа купольной базилики. Применялся главным образом в строительстве небольших церквей, был широко распространен. Отличительные его особенности: вписанный в квадрат крест в плане и пять куполов, один над средокрестием и четыре по обратным углам креста. Совершенно иначе, чем в крестокупольной церкви, размещаются вертикально нарастающие массы и выглядит эффект симметричности форм относительно вертикальной и горизонтальной осей плана (церковь Богоматери Диакониссы 9 в., церковь св. Петра и Марка 9 в. в Константинополе и др.). 

 

Наиболее распространенная форма храмовых сооружений – базиликальная. Распространены трехнефные базилики с тремя апсидами. Акцент декора – на интерьер. Венец строительства – храм св. Софии в Константинополе – 532-537гг. Зодчие – Анфимий из Тралл и Исидор из Милета. Основа сооружения: трехнефная базилика в сочетании с развитым типом центрического сооружения. Центральный неф перекрыт куполом, образованным 40 радиальными арками с окнами. Распор купола на два боковых полукупола (западный и восточный). Опора купола – паруса, лежащие на четырех арках, опирающихся на столбы центрального квадрата. Масштабное сооружение: подкупольное пространство – 55м в высоту; диаметр купола – 31м. К главному куполу примыкают полукупола, делающие конструкцию легкой. Внешний декор храма – строгий: гладкие массивные стены, огромные контрфорсы. Внутренний декор – пышный: облицовка стен нефов, галерей, нартекса (преддверия храма), подкупольных столбов ценными породами цветного мрамора, боковые аркады опираются на белее чем сто малахитовых и порфировых колонн, взятых из античных храмов Малой Азии, Греции и Египта. Своды нартекса украшены декоративными мозаиками; поверхность стен над аркадами и колоннами покрыта каменной резьбой.

Центрические в плане сооружения – усыпальницы и крещальни. Иногда применялось сочетание базиликальной и центрической формы в одном храме: церковь св. Ирины в Константинополе (6в.)

Архитектура Равенны – мавзолей Галлы Плацидии (крестообразный), Православный баптистерий (восьмигранный); базилика Сант Аполинаре Нуово, базилика Сант Аполинаре ин Классе; церковь Сан Витале (центральнокупольная на восьмиугольном основании) – 540-547гг.

Искусство Византии  9-12 вв. Приобретение церковью   идеологической, политической и экономической власти. Эпоха войн – с норманнами, турками-сельджуками, с крестоносцами.  В период  правления Македонской династии происходит формирование зрелого средневекового стиля, наиболее ярко проявившегося в 11 в.

Архитектура. Дворцовая архитектура (известна по описаниям и археологическим раскопкам) – комплексы зданий, сложная планировка. Соединение сооружений гражданской и церковной архитектуры в ансамбле дворца. Формы и конструкции дворцов сходны с храмовыми постройками.

Церковная архитектура – господствует крестово-купольный тип храма. В плане – крест. Центральный неф в плане – квадрат с четырьмя опорами, на которые давит купол. Переход от купола к опорам – через паруса. Общая композиция зданий с понижающимися углами – пирамидальная (Аттик-Джами 9 в., церковь монастыря Липса 10 в.)

Искусство Византии  13-15 вв. Большое значение как центр культуры играет Никея – продолжение традиции античности.

Архитектура. Сложный план сооружений – ряд почти замкнутых помещений небольшого размера (церковь Паммакаристы (Фетиэ-Джами) и церковь Кахриэ-Джами в монастыре Хора, Константинополь). Возрастает роль наружного декора – узорчатая кирпичная кладка (церковь Апостолов в Фессалониках, дворец Текфур Серай в Константинополе).

 

Материальная культура и архитектура Европы 5-10 вв.

1. 395г. – окончательный распад Римской империи на Западную и Восточную.

2. 476г. – уничтожение Западной Римской империи. Образование т.н. «варварских» государств

3. 5-8 вв. период раннего средневековья, эпоха «варварских» государств

4. Конец 8-середина 9 в. – эпоха Каролингской империи. «Каролингское возрождение»

5. Конец 9 в. и 10 в. – «темные века»

6. 11-12 вв. романский период, развитие романского стиля

7. 40-е гг. 12 в. – начало централизации Франции и усиления королевской власти; активизация художественной жизни в королевском домене Иль де Франс (центр – Париж).

8. 13- первая половина15 вв. –  готический период, развитие готического стиля

9. 13-14 вв. – расцвет готического стиля

10. 15-16 вв. – поздняя готика

Искусство Европы 5-8 вв. После уничтожения в 476г. во время «великого переселения народов» и нашествия «варваров» Западной Римской империи, начали образовываться  т.н. «варварские» государства:

Галлия, Северная Германия – франки; север Испании – остготы и лангобарды; Англия – англы и саксы, ассимилировавшиеся с коренным кельтским населением.

Основа раннесредневековой традиции европейского искусства: сплав классического античного искусства, традиций искусства переднего Востока и традиций «варваров» (племен германского происхождения, захвативших территорию Западной Римской империи).

5-8 вв. – преобладание «варварских» традиций: декоративность, динамизм форм и экспрессивность.

Архитектура. Известна по описаниям: деревянное зодчество с обильной декоративной резьбой. Каменное строительство развивается с распространением христианства: строительство храмов базиликального типа и крещален-баптистериев центрических сооружений   (круглые, восьмигранные и крестообразные в плане). Франция: Баптистерий в Пуатье, крипта Сен-Лоран в Гренобле – базиликального типа с примыкающей апсидой и полуцилиндрическим сводом.



2019-12-29 243 Обсуждений (0)
Материальная культура и архитектура Европы 5-10 вв. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Материальная культура и архитектура Европы 5-10 вв.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (243)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)