Материальная культура и архитектура Европы 5-10 вв.
Тема 2 «Архитектура и материальная культура эпохи Средневековья» Терминология Базилика – прямоугольное в плане сооружение Баптистерий - крещальня Декор (фр. décor, от лат. decorare - украшать) – в архитектуре система деталей и частей, не имеющая конструктивного или технического назначения, а служащая только для украшения фасадов и внутренних помещений. Неф – расстояние между колоннами христианского храма. Самый просторный – центральный неф. В восточной части завершался алтарем, расположенным в апсиде. Апсида – полукруглый или граненый выступ восточной стены храма. Конха апсиды - перекрытие апсиды четвертью сферы. Трансепт - поперечная галерея, пересекающая храм по центральной оси «юг-север» Нартекс - преддверия храма Радиальные арки Распор купола Парус Арка Аркада Аркатура Экседра Стиль (фр. style) – общность изобразительных приемов, отвечающая определенному времени или эстетическому направлению. Хоры - восточной части храма, предназначенной для духовенства (хора) крипты – небольшие подземные помещения под хорами романской церкви, перекрытые сводом (для хранения реликвий, погребений). Клуатры – примыкающие к церкви прямоугольные в плане дворы, по сторонам которых располагаются галереи с богато декорированными аркадами Зальный храм - тип средневековой церкви, имеющей одинаковую высоту центрального и боковых нефов Подпружные арки Кампанилы – Колокольнипредставляют собой самостоятельные сооружения, расположенные на расстоянии от храма. Каркас (фр. carcasse)- остов, костяк архитектурного сооружения, скульптуры или декоративного изделия. Нервюра – готическая арка стрельчатой формы, Аркбутан – перекидная арка в готической конструкции Контрфорс – внешняя опора готической конструкции Окно-роза Крабы - украшения аркбутанов и ребер башенок в виде стилизованных листьев. Фиал – башенка со шпилем в декоре готического храма Пинакль - декоративная остроконечная башенка в декоре готического храма Вимперг – высокий фронтон над окнами и дверями готического храма Тимпан Перспективный портал Эмпоры – арки галерей готического храма
Материальная культура и архитектура Византии 1. 330г. - основание Константинополя. 2. 395г. – окончательный распад Римской империи на Западную и Восточную. Сложение могущественной феодальной империи – Византии. 3. 4-5 вв. – период формирования византийского искусства (соединение эллинистического и восточного искусства); формирование нормативов средневекового искусства. 4. 527-565гг. - правление императора Юстиниана, период первого расцвета византийского искусства. 5. 867-1025 гг. – период правления Македонской династии формирование византийского зрелого средневекового стиля 6. 1204г. – разграбление Константинополя крестоносцами. 7. 1261г. – восстановление империи при Михаиле Палеологе. Период византийского «Палеологовского» Возрождения. 8. 15 в. – турецкое завоевание Византии
Раннехристианский период на территории Западной Римской империи. Признание христианства государственной религией римской империи в 313 г. обусловило начало строительства христианских храмов. Раннехристианские храмы – прямоугольные в плане базилики (форма и название заимствованы из римской традиции) с полукруглым или граненым выступом в восточной части, ориентированные по оси «запад-восток». Конструкция раннехристианских базилик очень проста – тонкие стены из кирпича; перекрытия – деревянные фермы. Античные римские строительные приемы практически не применялись. Внешнее архитектурно-декоративное убранство очень скромное. Базилика Петра в Риме – не сохранилась (на ее месте в 16 в. построен собор святого Петра), пятинефная базилика. Структура базилики: внутреннее пространство разделено на три или пять нефов. В восточной части завершался алтарем, расположенным в апсиде. По центральной оси «юг-север» храм пересекал трансепт. После окончательного распада империи центр развития искусства и архитектуры перемещается на восток. Продолжается развитие античной традиции круглого храма – строительство культовых сооружений центрического типа (баптистерии и мавзолеи). Строятся здания крестообразной формы, соединяющие два типа раннехристианских храмов – базиликального и центрического (мавзолей Галлы Плацидии в Равенне – 440г.). Искусство Византии 5-7 вв. Центры культуры – Константинополь (столица); Фессалоники (Македония), Антиохия (Сирия), Никея (Малая Азия), Александрия (Египет). Равенна – центр византийского наместничества в Италии. Упорядочение законодательства, феодализация общества, широкий размах строительства. Архитектура. Пять основных типов византийских церквей – базилика, купольная базилика, центрический храм, крестово-купольный храм, квадратно-купольный храм. Базиликальная разновидность церкви развивалась в Константинополе в 5 в. (описания первоначального храма на месте собора св. Софии, церковь Иоанна Крестителя Студийского монастыря, начало строительства в 463г). - трехнефные базилики с деревянными перекрытиями, двумя рядами отделявших нефы мраморных колонн с капителями коринфского типа; входили в храм через атрий и нартекс. По особенностям конструкции базилики связаны с традициями раннехристианской римской школы. В отличие от базилик римского типа, боковые нефы имели второй ярус (галерея для женщин, или гинайконит), а апсида стала подчеркнуто полигональной снаружи. Позднее в столице данный тип не применялся. Купольная базилика отличается менее вытянутым главным нефом, перекрытым куполом без трансепта. Боковые нефы той же длины, что и главный, и имеют второй ярус для женщин. Классический пример - собор св. Софии в Константинополе. Храм, в котором размеры главного нефа существенно выросли, создавал идеальные условия для богослужения. (Церковь св. Ирины (532г., с переделками 8 в.) и церковь монастыря Хора (527, с переделками 7, 9 и 11 вв.), в Константинополе). Центрический храм в его круговом или многоугольном вариантах широко использовался в византийской архитектуре. Более простая форма происходит от римских мавзолеев или круглых в плане помещений в римских термах (баптистерий собора св. Софии в Константинополе). Более сложный вариант имеет сходство с римскими храмами (храм Минервы Медики и храм Сан Стефано Ротондо в Риме), с храмом Гроба Господня в Иерусалиме (освящен в 335). Церковь Сан Витале в Равенне (526–547), с ее расходящимися из центра по радиусам апсидой и семью экседрами, сыграла существенную роль в становлении купольной византийской архитектуры, хотя в ней не применялись паруса. Для компенсации распора главного купола использованы полукупола. В дальнейшем этот конструктивный принцип использован в соборе св. Софии в Константинополе и в более поздних постройках с планом в виде четырехлистника (квадрифолия). Крестово-купольный храм. Наиболее характерный византийский тип, но, тем не менее не получил широкого распространения. Для него характерен четкий крестообразный план, образованный нефом и пересекающим его широким трансептом. Средокрестье и все четыре ветви креста увенчаны куполами, которые опираются на столбы, стоящие группами, между которыми проходят боковые нефы (выдающийся образец византийской крестообразной купольной церкви, сохранившейся до наших дней собор - Сан Марко в Венеции, его прототип - церковь св. Апостолов в Константинополе). Интерьер и внешний облик храмов этого типа отличает особая пластическая красота. Их можно легко расширить в стороны и вглубь без утраты органического единства, так что в этом смысле они представляют собой единственное серьезное отступление от византийской концепции храма, исходящей из замкнутой структуры с установленным объемом. Его влияние ощущается в ряде романских церквей, например в соборе в Перигё (Франция). Квадратно-купольный храм. Этот тип развился из типа купольной базилики. Применялся главным образом в строительстве небольших церквей, был широко распространен. Отличительные его особенности: вписанный в квадрат крест в плане и пять куполов, один над средокрестием и четыре по обратным углам креста. Совершенно иначе, чем в крестокупольной церкви, размещаются вертикально нарастающие массы и выглядит эффект симметричности форм относительно вертикальной и горизонтальной осей плана (церковь Богоматери Диакониссы 9 в., церковь св. Петра и Марка 9 в. в Константинополе и др.).
Наиболее распространенная форма храмовых сооружений – базиликальная. Распространены трехнефные базилики с тремя апсидами. Акцент декора – на интерьер. Венец строительства – храм св. Софии в Константинополе – 532-537гг. Зодчие – Анфимий из Тралл и Исидор из Милета. Основа сооружения: трехнефная базилика в сочетании с развитым типом центрического сооружения. Центральный неф перекрыт куполом, образованным 40 радиальными арками с окнами. Распор купола на два боковых полукупола (западный и восточный). Опора купола – паруса, лежащие на четырех арках, опирающихся на столбы центрального квадрата. Масштабное сооружение: подкупольное пространство – 55м в высоту; диаметр купола – 31м. К главному куполу примыкают полукупола, делающие конструкцию легкой. Внешний декор храма – строгий: гладкие массивные стены, огромные контрфорсы. Внутренний декор – пышный: облицовка стен нефов, галерей, нартекса (преддверия храма), подкупольных столбов ценными породами цветного мрамора, боковые аркады опираются на белее чем сто малахитовых и порфировых колонн, взятых из античных храмов Малой Азии, Греции и Египта. Своды нартекса украшены декоративными мозаиками; поверхность стен над аркадами и колоннами покрыта каменной резьбой. Центрические в плане сооружения – усыпальницы и крещальни. Иногда применялось сочетание базиликальной и центрической формы в одном храме: церковь св. Ирины в Константинополе (6в.) Архитектура Равенны – мавзолей Галлы Плацидии (крестообразный), Православный баптистерий (восьмигранный); базилика Сант Аполинаре Нуово, базилика Сант Аполинаре ин Классе; церковь Сан Витале (центральнокупольная на восьмиугольном основании) – 540-547гг. Искусство Византии 9-12 вв. Приобретение церковью идеологической, политической и экономической власти. Эпоха войн – с норманнами, турками-сельджуками, с крестоносцами. В период правления Македонской династии происходит формирование зрелого средневекового стиля, наиболее ярко проявившегося в 11 в. Архитектура. Дворцовая архитектура (известна по описаниям и археологическим раскопкам) – комплексы зданий, сложная планировка. Соединение сооружений гражданской и церковной архитектуры в ансамбле дворца. Формы и конструкции дворцов сходны с храмовыми постройками. Церковная архитектура – господствует крестово-купольный тип храма. В плане – крест. Центральный неф в плане – квадрат с четырьмя опорами, на которые давит купол. Переход от купола к опорам – через паруса. Общая композиция зданий с понижающимися углами – пирамидальная (Аттик-Джами 9 в., церковь монастыря Липса 10 в.) Искусство Византии 13-15 вв. Большое значение как центр культуры играет Никея – продолжение традиции античности. Архитектура. Сложный план сооружений – ряд почти замкнутых помещений небольшого размера (церковь Паммакаристы (Фетиэ-Джами) и церковь Кахриэ-Джами в монастыре Хора, Константинополь). Возрастает роль наружного декора – узорчатая кирпичная кладка (церковь Апостолов в Фессалониках, дворец Текфур Серай в Константинополе).
Материальная культура и архитектура Европы 5-10 вв. 1. 395г. – окончательный распад Римской империи на Западную и Восточную. 2. 476г. – уничтожение Западной Римской империи. Образование т.н. «варварских» государств 3. 5-8 вв. период раннего средневековья, эпоха «варварских» государств 4. Конец 8-середина 9 в. – эпоха Каролингской империи. «Каролингское возрождение» 5. Конец 9 в. и 10 в. – «темные века» 6. 11-12 вв. романский период, развитие романского стиля 7. 40-е гг. 12 в. – начало централизации Франции и усиления королевской власти; активизация художественной жизни в королевском домене Иль де Франс (центр – Париж). 8. 13- первая половина15 вв. – готический период, развитие готического стиля 9. 13-14 вв. – расцвет готического стиля 10. 15-16 вв. – поздняя готика Искусство Европы 5-8 вв. После уничтожения в 476г. во время «великого переселения народов» и нашествия «варваров» Западной Римской империи, начали образовываться т.н. «варварские» государства: Галлия, Северная Германия – франки; север Испании – остготы и лангобарды; Англия – англы и саксы, ассимилировавшиеся с коренным кельтским населением. Основа раннесредневековой традиции европейского искусства: сплав классического античного искусства, традиций искусства переднего Востока и традиций «варваров» (племен германского происхождения, захвативших территорию Западной Римской империи). 5-8 вв. – преобладание «варварских» традиций: декоративность, динамизм форм и экспрессивность. Архитектура. Известна по описаниям: деревянное зодчество с обильной декоративной резьбой. Каменное строительство развивается с распространением христианства: строительство храмов базиликального типа и крещален-баптистериев центрических сооружений (круглые, восьмигранные и крестообразные в плане). Франция: Баптистерий в Пуатье, крипта Сен-Лоран в Гренобле – базиликального типа с примыкающей апсидой и полуцилиндрическим сводом.
Популярное: Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (243)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |