Патологическое формирование личности
Религиозная организация "Калачинская Епархия Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)"
МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ «Технология инклюзивного (интегрированного) образования лиц с ограниченными возможностями здоровья по методу Арт-терапии»
Оглавление Введение. 3 1. Патологическое формирование личности………………………………………………3 2. Коррекция психических нарушений детей и молодежи по методу "Арт-терапии"…………………………………………………………………………………..6 2.1. Возможности методов арт-терапии………………………………………………………………….6 2.2. Изо-терапия………................................................................................................................................7 2.3. Имаго-терапия……………………………………………………………………………………….10 2.4. Тренинги по сценической речи……………………………………………………………………..12 3. Образование детей и молодежи с проблемами психического дизонтогенеза по методу «АРТ терапии». 16 Заключение. 20 Литература. 21
Введение При Духовно-просветительском центре Калачинской Епархии работает театрально-художественная студия «СЕМЬ Я» инклюзивной направленности. У нас занимаются дети и взрослые люди разного возраста, способностей и возможностей. Есть дети с ОВЗ в возрасте 4 – 18 лет, а есть группа людей, нуждающаяся в инклюзивном образовании – молодые люди с инвалидностью (18+), формально взрослые. Это – люди с ментальными нарушениями здоровья, особенностями психического развития, уровень их интеллектуального развития и социализации соответствует детскому возрасту. В данной работе, на основе практического опыта и теоретических обоснований будет рассмотрена методика арт-терапии при работе с детьми и молодыми людьми, страдающими разными видами дизонтогенеза. Цель нашего исследования – охарактеризовать методы арт-терапии. Выделим задачи нашего исследования: · Охарактеризовать арт-терапию как вид психотерапевтической и коррекционной деятельности; · Осветить методы имаготерапии и арт-терапии для коррекции речевых нарушений в театрально-художественной студии «СЕМЬ Я» Калачинской Епархии инклюзивной направленности. В указанных задачах определяется как теоретическая, так и практическая ее направленность. Решение данных задач определяет ход педагогического воздействия. Основным направлением такого воздействия является развитие сенсорных функций; развитие моторики, особенно речевой моторики; развитие познавательной деятельности, прежде всего мышления, процессов памяти, внимания; формирование личности ребенка с одновременной регуляцией, а также коррекцией социальных отношений; воздействие на социальное окружение. Организация логопедического и творческого процесса позволяет устранить или смягчить как речевые, так и психологические нарушения, способствуя достижению главной цели педагогического воздействия — воспитанию человека. Оно представляет собой сложный педагогический процесс.
Патологическое формирование личности Патологическое формирование личноститакже можно отнести к типу дисгармонического развития. Этиологиейвыступают неблагоприятные условия воспитания, длительная психотравмирующая ситуация. Как известно, в формировании личности здорового ребенка ведущую роль играет воспитание. Биологические предпосылки в виде темперамента, определяющего силу, уравновешенность, подвижность психических процессов, тенденцию к преобладанию того или иного типа элементарных эмоций, составляют ту генетическую основу высшей нервной деятельности, на базе которой личность формируется именно под влиянием социальных условий. В детском возрасте основным социальным фактором, формирующим личность ребенка, является его воспитание и обучение. Ввиду незрелости эмоциональной сферы и личности ребенка в целом, его повышенной внушаемости неблагоприятные условия внешней среды, действующие длительно и достаточно массивно выраженные, могут привести к искажению в развитии не только его интересов, направленности, но, через воздействие на вегетативную нервную систему, к стойкому изменению свойств его темперамента. В.В. Ковалев, исходя из постепенности формирования как нормальной, так и аномальной личности, предлагает по отношению к данным аномалиям развития в детском возрасте термин «психогенные патохарактерологические формирования личности». Г.Е. Сухарева, В.В. Ковалев и др. отмечают в качестве фактора, пред располагающего к патологическому формированию личности под влиянием неблагоприятной среды, органическую церебральную недостаточность, большей частью негрубого, остаточного характера, акцентуацию характерологических свойств, а также дисгармоническое протекание периода полового созревания с явлениями его ретардации либо акселерации. В патогенезепатологических формирований личности основная роль принадлежит двум факторам: 1) закреплению патологических реакций (имитация, протест, пассивный и активный отказ и др.), представляющих собой форму ответа на психотравмирующую ситуацию; фиксируясь, они становятся устойчивыми свойствами личности, особенно в детском возрасте; 2) непосредственному «воспитанию» таких патологических черт характера, как возбудимость, неустойчивость, истеричность, в результате прямой стимуляции отрицательным примером. В систематике патохарактерологического формирования личности(В.В. Ковалев) различаются следующие основные варианты: аффективно возбудимый, тормозимый, истероидный, неустойчивый. Каждый из них связан с определенными особенностями неблагоприятной среды. Аффективно возбудимый вариантчаще обусловлен неблагоприятной средой, в которой имеются длительная конфликтная ситуация, алкоголизм родителей, ссоры, агрессия членов, семьи друг к другу, нередко жестокость. В таких семьях у ребенка часто развиваются черты аффективной взрывчатости, склонность к разрядам раздражения, гнева, неадекватным вызвавшему их раздражителю, повышенная готовность к конфликтам. Эти черты формируются или как имитация аналогичного поведения взрослых, или, наоборот, как закрепление реакции протеста. Постепенное изменение темперамента характеризуется стойким сдвигом настроения в сторону угрюмости, нередко злобности. Истероидный вариантпатологического развития личности, как и истерическая психопатия, чаще наблюдается у девочек. Он может формироваться в среде, аналогичной вышеописанной, при аффективно возбудимом варианте (в этом случае истерические реакции возникают как реакции протеста), но может возникнуть и в изнеживающей обстановке, в условиях гиперопеки, когда жажда признания культивируется в ребенке обстановкой избалованности, обожания, неправомерно завышенной оценкой его внешности, способностей и т. д. и в то же время отсутствием трудового воспитания. В этих случаях речь идет о воспитании по типу «кумира семьи». Патологическое развитие личности по типу психической неустойчивостинапоминает аналогичный тип психопатии, но происхождение его чаще всего обусловлено условиями гипоопеки - безнадзорности, при которой у ребенка не воспитываются чувство долга и ответственности, волевые задержки, способность преодолевать трудности, а поведение его зависит от желаний данного момента. Черты патологической незрелости эмоционально-волевой сферы проявляются в виде лабильности аффекта, импульсивности, повышенной внушаемости. По существу, патологическое развитие личности по неустойчивому типу является вариантом психогенного психического инфантилизма — одного из компонентов задержки психического развития, описанного выше. Тормозимый вариантпатологического развития личности чаще формируется в условиях такого типа гиперопеки, при котором авторитарность, деспотичность воспитания подавляют в ребенке самостоятельность, инициативу, делают его робким, тормозимым, обидчивым, а впоследствии - пассивным, неуверенным в своих силах. К тормозимому варианту по условиям возникновения и клинико-психологической структуре близко невротическое формированиеличности, возникающее в тех случаях, когда психотравмирующая семейная ситуация приводит к развитию у ребенка невроза, а затем и формированию таких личностных черт, как боязливость, ипохондричность, склонность к страхам. Невротическое развитие личности легко возникает у соматически ослабленных детей при неблагоприятных средовых условиях. К дисгармоническому развитию можно отнести и так называемую невропатию- особый вид аномалии эмоционально-волевой сферы, обусловленный неустойчивостью регуляции вегетативных функций. Эта аномалия может иметь конституциональный характер - «конституциональная детская нервность», связанная с генетическим фактором, а может быть вызвана ранними экзогенными вредностями. Первичная дефектность вегетативной системы обусловливает склонность к нарушениям сна, аппетита, неустойчивости температурной регуляции, чувствительности к метеорологическим колебаниям; отклонения в нервно-психической сфере, в основном в эмоциональной, возникают вторично. Неустойчивость вегетатики и связанное с ней ощущение постоянного сомато-психического дискомфорта в одних случаях способствуют формированию личности тормозимой, малоактивной, повышенно чувствительной и легко истощающейся; в других - возбудимой, в третьих - раздражительной, двигательно расторможенной. Г.Е. Сухарева выделяет два варианта невропатии: астенический и возбудимый, наблюдающийся реже. Невропатия, как и задержанное развитие, — аномалия развития, наиболее типичная для детского возраста. По мере созревания вегетативной нервной системы в школьном возрасте она часто сглаживается, но иногда, в неблагоприятных условиях воспитания, выступает основой для формирования психопатии либо патологического развития личности тормозимого типа (В.В. Ковалев). Особый вид дисгармонического развития - аномалия психического развития, связанная с отклонением темпа полового созревания.Если при невропатии первичный дефект обусловлен вегетативной дистонией, то здесь речь идет о нарушении вегетативно-эндокринной регуляции, в одних случаях приводящей к замедлению темпа полового созревания (его ретардации), в других - к ускорению (акселерации). Эти аномалии развития могут быть объяснены как генетическими особенностями, так и экзогенно обусловленной органической недостаточностью нервной системы. Этот тип аномалии отличается от явлений ретардации и акселерации полового созревания, наблюдаемых и в рамках физиологических проявлений, не достигающих степени аномалий, более или менее выраженной дисгар-моничностью физического и нервно-психического развития. Так, при задержке полового развития церебрального генеза будут наблюдаться недоразвитие моторики (медлительность, неуклюжесть движений), эмоционально-волевой сферы (несамостоятельность, повышенная внушаемость, трусливость). Ускоренное половое созревание церебрально-органического генеза по наличию ряда признаков вегетативно-эндокринной дисфункции, энцефалопатических расстройств, как указывалось, отличается от акселерации полового созревания, наблюдаемого в рамках физиологических возрастных проявлений. "Ускоренное половое созревание церебрально-органического генеза часто формирует аномалию психического развития, по своим проявлениям в определенной мере обратную, чем та, которая наблюдается при задержке полового развития (К.С. Лебединская). К ее проявлениям относятся односторонняя взрослость интересов, связанная с ранним пробуждением сексуальности и других влечений, а также: аффективная возбудимость, взрывчатость, обусловленные дисгармоничной эндокринной перестройкой. Такие подростки часто тяготятся школой, стремятся к самостоятельному образу жизни, трудоустройству. Однако в этих намерениях они, как правило, оказываются несостоятельными, так как их интеллектуальный уровень не может обеспечить соответствующую неадекватным, односторонне «взрослым» установкам социальную адаптацию. По мере нормализации эндокринной формулы уменьшаются напряженность влечений и аффективная возбудимость. В благоприятных средовых условиях девиация поведения претерпевает обратное развитие. Однако при наличии неблагоприятного окружения эти патологические черты служат предпосылками для патологического развития личности с явлениями аффективной возбудимости, расторможенности влечений, асоциальным поведением.
Популярное: Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (292)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |