Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь  


Образование детей и молодежи с проблемами психического дизонтогенеза по методу «АРТ терапии».




 

В театрально-художественной студии «СЕМЬ Я» Духовно-просветительского центра Калачинской Епархии занимаются дети и молодые люди, страдающие разными формами дизонтогенеза.

В переводе с английского языка «арт-терапия» - лечение изобразительным искусством. Искусство можно рассматривать как одно из средств самовыражения личности. Искусство развивает и воспитывает человека, позволяет ему разобраться в жизни и лучше понять самого себя. Оно способствует фиксации и передаче чувств и мыслей коммуникатора. Как средство опосредованного общения, искусство помогает вступить в многосторонние и сложные взаимоотношения с другими людьми. Известно также, что иссскусство транслирует как ценности конкретного общества, так и всемирные ценности, в то же время, язык искусства по-своему доступен и понятен каждому человеку, в особенности, если иметь в виду глубину его эмоционального проникновения. Именно поэтому методы воздействия на личность с помощью искусства очень эффективны.

В настоящее время термин «арт-терапия» применяется в научно литературе в двух смыслах: метод коррекционного воздействия (лечения), основанный на использовани различных форм творческой деятельности (как специального вида деятельности человека); и метод коррекционного воздействия (лечения); психотехнологии, свяанные с использованием изобразительного творчества (визуальное искусство).



С точки зрения западной психологии, арт-терапия - это метод лечения, воздействия на человека, основанный не только на привлечении человека к занятиям изобразительным творчеством, но и на восприятии им готовой изобразительной продукции (например, восприятии и обсуждении картин, фото- и видеоматериалов). Исходя из этого, выделяют активную и пассивную арт-терапию. Активная арт-терапия предполагает побуждение клиентов к самостоятельной творческой деятельности, пассивная же основана на использовании уже существующих произведений искусства через их анализ и интерпретацию. Арт-методы можно рассматривать как средство профессиональной работы на развивающем и коррекционном уровнях изучения внутреннего мира личности, её психологических особенностей. Поэтому в данном случае уместно использовать понятие развивающей или коррекционной технологии.

В нашей студии мы работаем по методу арт-терапии в специально оборудованном помещении, оснащенном необходимыми для работы материалами и средствами, имеющем условия для хранения и экспонирования изобразительной продукции. Обстановка арт-терапевтического кабинета (арт-терапевтической студии) помогает участникам студии ощутить собственную безопасность и способствует его свободному самовыражению.

Анализ представлений, присутствующих в различных арт-терапевтических направлениях, позволил А.И. Копытину выделить некоторые общие признаки, характеризующие арт-терапию как самостоятельную область психотерапевтической деятельности:

1) использование субъектом различного изобразительного материала для самовыражения;

2) создание специальных условий для изобразительной деятельности (арт-терапевтический кабинет, в котором человек чувствует свою защищенность);

3) обязательное присутствие психотерапевта;

4) использование психотерапевтом специальных приемов, способствующих художественному самовыражению человека и осознанию им связи созданной художественной продукции с содержанием своего внутреннего мира;

5) безоценочное отношение к созданной художественной продукции.

Для терапевтического процесса художественная одаренность человека не имеет принципиального значения. Эстетические критерии созданного образа не играют значимой роли. Любое произведение имеет свою ценность, независимо от его художественных достоинств.

Современная арт-терапия включает в себя не только живопись, рисунок, но в нашей студии эти методы работы остаются доминирующими. Однако, наряду с ними, участникам арт-терапевтического процесса предлагаются самые разнообразные занятия изобразительного и прикладного характера, направленные на творческое самовыражение, выявление актуальных психологических проблем, активизацию психотерапевтического взаимодействия. В нашей студии используется рисунок, живопись, графика, скульптура, иконопись, лепка, мозаика, изготовление изделий из меха, кожи, ткани и т.д. В качестве материала применяются как природные материалы (глина, мел, песок, листья, камни, ветки, овощи, фрукты и т.п.), так и искусственные, то есть созданные человеком (краска, гуашь, картон, бумага, пластилин, верёвка, целлофан и т.п.).

Охарактеризуем кратко четыре основных психотерапевтических модели, дающих начало различным арт-терапевтическим подходам.

Клиническая модель ориентирована на работу с пограничными психическими расстройствами, психотической симптоматикой. Основными задачами в данном случае является лечение пограничных психических расстройств, профилактика и устранение их отрицательных воздействий на человека, а также работа с отдельных симптомами и последствиями психозов.

В психодинамической модели человек рассматривается как больной человек, имеющий психоневрозы. В основе этого подхода лежат концепции З.Фрейда и К.Юнга. Арт-терапевт пытается изучить историю жизни человека на различных этапах его психосексуального развития и преодолеть интрапсихический конфликт, восстановить психическую устойчивость человека через реканализацию его либидо; выявить и устранить дисгармонии личности первой половины жизни и проблемы индивидуации второй половины жизни, адаптировать личность к социальной среде. Психодинамическая арт-терапия направлена на устранение инфантильных форм реагирования, актуализацию архитипического уровня психики, установление взаимодействия сознания и бессознательного.

Экзистенциально-гуманистическая модель предполагает работу со здоровым, но неактуализированным человеком. В ее основе лежат взгляды А.Маслоу, Ф.Перлза, К.Роджерса. Целью психотерапевтической работы в данном случае является оптимизация психического здоровья человека, что достигается через развитие личности, раскрытие её творческого потенциала, расширение опыта.

Холистическая или трансперсональная модель рассматривает сознание как универсальный феномен. Субъект воздействия воспринимается как человек, находящийся в состоянии «низшего психического здоровья». Целью психотерапии при этом выступает достижение «высшего психического здоровья» через расширение форм трансперсонального опыта, включая мистический, религиозный, общечеловеческий, планетарный и другие его формы. Человек стремится к установлению аутентичной близости с объектным и социальным миром.

В нашей студии мы адаптировали клиническую модель арт-терапевтического воздействия и коррекции (педагогической реабилитации) для обучения детей и людей с разными видами дизонтогенеза.

Как образование или педагогическая практика, арт-терапия, а скорее уместно в данном случае употреблять термин арт-педагогика, помогает педагогам нашей студии с развитием личности наших подопечных, её психических функций (визуального мышления, эмоциональной сферы и т.д.), мотивационной системы, формированием социально-значимых навыков и умений (коммуникативных навыков, способности самовыражения в визуальном плане, навыков понимания чувств, переживаний других людей). В арт-терапия позволяет осуществлять не только художественное воспитание в рамках дополнительного образования, но и развитие, обучение, формирование основ художественной культуры, овладение практическими навыками и умениями.

В работе нашей студии по методу арт-педагогики мы используем следующие ее особенности:

- метафоричность – искусство как метафора, использование метафоры как исцеляющего, обучающего и социализирующего механизма;

- ресурсность – развитие креативных черт личности, как постоянно присутствующего внутрипсихического ресурса личности;

- триадичность – наличие нетрадиционной для психотерапии триады: педагог – клиент – произведение искусства (творческий продукт), позволяющий переживать болезненные моменты менее остро.

Арт-терапия выполняет множество разнообразных функций. Эти функции важны как для каждого участника арт-терапевтического процесса, так и для самого арт-терапевта. Арт –терапия:

· способствует самовыражению человека в невербальной форме, позволяет ему работать со своими мыслями и чувствами, ко­торые кажутся непреодолимыми;

· предоставляет возможность для выражения агрессивных чувств в социально - приемлемой форме, являясь безопасным методом разрядки напряжения;

· способствует упорядочиванию внутреннего хаоса: возникновению чувства внутренне­го контроля и порядка;

· выполняет функцию отвлечения и занятости;

· позволяет выработать психологический ресурс и разрешить актуальные психологические проблемы;

· развивает и усиливает внимание к собственным чувствам;

· способствует формированию следующих качеств: уверенность в себе, самодостаточность, умение различать проблемные ситуации, понимать чувства других людей, проявлять гибкость в поиске решений и выдвижении идей, способность к обобщению и синтезу и др.;

· усиливает ощущение собственной личностной ценности, повышает художественную компетентность. Художественное творчество способствует развитию самосознания и мобилизации творческого потенциала личности. По мнению М. Бурно, терапия творческим самовыражением помогает человеку найти свой смысл, своё предназначение, исходя из его конкретных природных особенностей, погружая человека в мягко-одухотворённый калейдоскоп захватывающих творческих занятий. Побочным продуктом терапии искусством является удовлетворение, возникающее в результа­те выявления скрытых умений и их развития;

· помогает установить психотерапевтический контакт и укрепить терапевтические взаимоотно­шения, способствует преодолению трудностей в установлении психотерапевтических отношений в случае наличия культурного барьера; при неспособности человека (в силу его возрастных особенностей, имеющегося заболевания или отставания в развитии) выражать свои чувства и мысли в вербальной форме.

· дает основания для интерпретаций и диагностической работы в процессе терапии;

· ускоряет прогресс в общей терапии, так как подсознательные конфликты и внутренние переживания легче выражаются с помощью зрительных образов, чем при вербальной терапии;

· совместное участие членов группы в художественной деятельности способствует созданию атмосферы доверия и взаимного принятия;

· арт-терапия способствует разрешению не только внутриличностных, но и межличностных конфликтов.

Рассмотрев все вышеперечисленные функции арт-терапии, можно сделать вывод, что арт-терапия выполняет функцию самовыражения (человек выражает себя, свой внутренний мир), развивающую функцию (наблюдается развитие многих психических процессов, личности в целом, развиваются межличностные отношения), психотерапевтическую функцию (происходит снятие стрессового напряжение и достигается решение психологических проблем), диагностическую функцию (проводится диагностика психических процессов, осознаваемых и неосознаваемых психологических проблем).

Важно отметить, что арт-терапия используется не только для лечения, но и для профилактики возникновения психологических проблем. Это связано с тем, что она придаёт человеку, принимающему в ней непосредственное участие, уверенность в своих способностях, возвращает ощущение самоценности, помогает при нарастающих нарушениях сна, уменьшает стресс и фрустрацию, повышает адаптивные способности личности.

Арт-терапия – это сложный многоступенчатый вид психологической и коррекционной деятельности:

· арт-терапия способствует личностному росту, развитию психических процессов (памяти, воображения, ощущений и восприятия и др.) формированию благоприятных взаимоотношений между членами группы или между клиентом и психотерапевтом); ускоряет психотерапевтический процесс в целом (в случае использования в совокупности с другими методами); помогает выявить и разрешить разнообразные психологические проблемы людей.

· при дизонтогенезе нарушения имеют полиморфный характер, их психологическая структура сложна. Выраженность повреждений и (или) степень несформированности психических функций может быть различной, возможны различные сочетания сохраненных и несформированных функций, этим определяется многообразие проявлений дизонтогенеза;

· у подопечных с дизонтогенезом имеется ряд особенностей основных психических процессов, которые необходимо учитывать в процессе арт-терапевтической деятельности

· дизонтогенез затрагивает всю психическую сферу клиента, и, по существу, является системным дефектом, поэтому процесс коррекции должен выстраиваться с позиций системного подхода. Необходимо формировать полноценный базис для становления высших психических функций и обеспечивать специальные психолого-педагогические условия, необходимые для их формирования.

Психолого-педагогическое сопровождение в таких нашей студии строится при соблюдении основных методологических принципов:

- развитие отдельных психических процессов через перестройку и развитие мотивационной среды клиента;

- организация развивающей работы строится на основе индивидуального подхода, учитывающего «зону ближайшего развития» подопечного;

- в нашей студии доброжелательные и дружелюбные отношения, недопустимо порицание за неуспех;

- положительная эмоциональная оценка любого достижения со стороны педагога;

- развитие у подопечных способности самостоятельной оценки своей работы.

Выбор методов и приемов в арт-терапии определяется:

- возрастными и индивидуальными особенностями и возможностями детей;

- их интересами и склонностями;

- особенностями и степенью отклонений в их развитии;

- целями и задачами коррекции;

- спецификой воздействия каждого из видов искусства;

- формами организации художественной деятельности;

- объемом и качеством художественной информации;

- мастерством арт-терапевта или педагога, уровнем владения специальными педагогическими технологиями и технологиями художественного развития.

Таким образом, изучив литературу, в которой описываются методы арт-терапии, и получив результаты на практике в работе с детьми и людьми с дизонтогенезом, можно сделать следующие выводы:

· процесс коррекционного воздействия на детей и людей с дизонтогенезом может происходить в условиях инклюзивных интегративных групп;

· выбор методов и приемов арт-терапии при работе с детьми и людьми с дизонтогенезом определяется в целом индивидуальными психологическими особенностями и целями коррекционного воздействия;

· существует большое количество методов (подходов) в арт-терапии, которые используются в работе с детьми и людьми с дизонтогенезом, все эти методы используются педагогами и арт-терапевтами в комплексе;

· основными методами (подходами) арт-терапевтической работы в нашей студии можно назвать следующие: изотерапия, музыкотерапия, имаготерапия и куклотерапия;

 

Заключение

.

Арт-терапия это один из самых интересных и творческих методов психологической работы, использующий возможности искусства для достижения положительных изменений в эмоциональном, интеллектуальном и личностном развитии человека.

Существует немало литературных источников по вопросу коррекционной значимости арт-терапии для людей вообще и для людей с дизонтогенезом, в частности. Но к сожалению, данная проблема изучена и научно обоснована недостаточно для того, чтобы говорить о единой точке зрения ученых на применение этих методов в работе с детьми и людьми с дизонтогенезом. Можно говорить о том, что не существует точного обозначения нюансов отличий в технологических и методических подходах арт-терапии и арт-педагогики.

Однако, необходимость введения методов арт-терапии в коррекционную деятельность по работе с детьми и людьми с дизонтогенезом результатами работы в нашей студии доказана и не вызывает никакого сомнения.

Можно предположить, что, руководствуясь концепцией личностно-ориентированного обучения, согласно которой в центре обучения находится сам обучающийся, его мотивы, цели, индивидуально-психологические особенности, то есть сам учащийся как личность, в работе с детьми и людьми с дизонтогенезом больший акцент будет делаться на методы арт-терапии, а арт-педагогика ляжет в основу дополнительной работы с людьми, для которых концепт «терапия» менее востребован. При таком подходе методы арт-терапии и арт-педагогики будут преломляться через призму личности обучаемого, его потребности, способности, интеллект, активность и другие индивидуально-психологические особенности, обеспечивая персонализацию педагогического взаимодействия, где педагог является сотрудником, активизирующим и поощряющим творческую самостоятельность, инициативу и самовыражение ученика.

Возможно, именно в этом направлении продолжит свое дальнейшее развитие исследовательская деятельность отечественных и зарубежных педагогов и психологов в области арт-терапии и арт-педагогики.

Безусловно данное исследование не является исчерпывающим и требует дальнейшего изучения и исследования, в том числе и с помощью различного рода экспериментов в процессе практической деятельности.

 

Литература

1. Блинова Л.Н. Диагностика и коррекция в образовании детей с задержкой психического развития: Учеб. пособие. - М.: НЦ ЭНАС, 2001г. - 136 с.

2. Борякова Н.Ю. Ступеньки развития. Ранняя диагностика и коррекция задержки психического развития у детей. - М.: Гном-Пресс, 2002 - 64 с.

3. Киселева М.В. Арт-терапия в работе с детьми: рук. для дет. психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми / М.В. Киселева. - СПб. : Речь, 2006. - 158 с.

4. Копытин А.И. Арт-терапия детей и подростков / А.И. Копытин, Е.Е. Свистовская. - М. : Когито-Центр, 2007. - 196 с. : ил. - Библиогр.: с. 165 – 173.

5. Лебедева Л.Д. Арт-терапия как педагогическая инновация // Педагогика. – 2001. – № 10. – С. 21-25.

6. Лебедева Л.Д. Педагогические основы арт-терапии в образовании / Л.Д. Лебедева ; Правительство Лен. обл., Ком. общ. и проф. образования, Ленингр. обл. ин-т развития образования. - СПб. : ЛОИРО, 2001. - 320 с.

7. Лебедева Л.Д. Практика арт-терапии: подходы, диагностика, система занятий. – СПб.: Речь, 2003. – с. 54

8. Медведева Е.А., Левченко И.Ю., Комиссарова Л.Н., Добровольская Т.А. Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании: учеб. для студентов сред. и высш. пед. учеб. заведений. - М.: Academia, 2001 – 246с.

9. Никуленко Т.Г. Коррекционная педагогика: учеб.пособие для вузов – М.: Феникс, 2006г. - 382 с.

10. Рыбакова С.Г. Арт-терапия для детей с ЗПР : Учебное пособие. - СПб. : Речь, 2007. - 139 с.

11. Тарасова Е. Г. Целительные силы искусства. Арт-педагогические техники и приемы. Метод. пособие - Тамбов: ТОИПКРО, 2006. – с.12

12. Тригер Р.Д. Психологические особенности социализации детей с задержкой психического развития. - СПб.: Питер, 2008. – с.8

13. Копытин А.И. Системная арт-терапия. СПб.: Питер, 2001. - 224 с.

14. Арттерапия //Психотерапевтическая энциклопедия /Под ред. Б.Д. Карвасарского. – СПб.: Питер, 2002. – С.52 – 58.

15. Практикум по арт-терапии. Под редакцией Копытина А.И. – С-Пб.: Питер, - 2001 г., - с.6

16. Г.Л.Лэндрет. С.С.Суини. Игровая терапия, центрированная на ребенке: работа в группе. Журнал практической психологии и психоанализа. Декабрь 2007 г

17. Копытин А.И, Свистовская Е.Е. Арт-терапевтические методы, используемые с детьми и подростками: обзор современных публикаций. Журнал практической психологии и психоанализа. http://psyjournal.ru/j3p/pap.php?id=20070402

18. Игротерапия как средство коррекции неконструктивного поведения детей старшего школьного возраста. Морозова О.В. Чекашева Н.И.

19. Психодиагностика и коррекция детей с наруше­ниями и отклонениями развития / сост. В.М. Астапов, Ю.В. Микадзе. - СПб.: Питер, 2001. - 256 с.

20. Симерницкая, Э.Г. Мозг человека и психические процессы в онтогенезе / Э.Г. Симерницкая. - М: Изд-во МГУ, 1985. -190 с.

 

Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой



Читайте также:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (123)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.039 сек.)
Поможем в написании
> Курсовые, контрольные, дипломные и другие работы со скидкой до 25%
3 569 лучших специалисов, готовы оказать помощь 24/7