Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Возможности методов арт-терапии в коррекции речевых нарушений



2019-12-29 331 Обсуждений (0)
Возможности методов арт-терапии в коррекции речевых нарушений 0.00 из 5.00 0 оценок




В современных условиях проблема актуальна, так как в настоящее время значительно возрастает количество детей с проблемами речевого развития. Коррекционная работа с ними требует поиска в применении новых эффективных способов решения этой проблемы, поэтому современные учёные всё больше ориентируются на использование коррекционных возможностей искусства в процессе обучения и воспитания детей с проблемами в развитии, что определяет актуальность выбранной темы. В данный момент эффективность использования разных видов арт-терапии в коррекции и лечении достаточно исследовано и подтверждается широким спектром работ по музыкотерапии (Л. С. Брусиловский, В. И. Петрушин, И. М. Гринева и др.), вокало-терапии (С. В. Шушарджан), изо-терапии (А. И. Захаров, А. М. Миллер, Е. Ю. Рау. Ю. Б. Некрасова и др.), имаго-терапии (И. Е. Вольперт. Н. С. Говоров). Однако недостаточно разработок, соединяющих в себе различные виды терапии, направленных на коррекцию одного из различных видов нарушения в развитии ребёнка, что обуславливает необходимость изучения использования арт-терапевтических методик при коррекции речевых нарушений в практике дошкольных учреждений. Таким образом возникает необходимость создания программы арт-терапии, направленной на коррекцию речевых нарушений дошкольников. Предполагаемый конечный результат работы — гармонизация личности ребёнка с речевыми нарушениями через развитие способностей самовыражения и самопознания посредством соприкосновения с искусством. На современном этапе общества эпидемиологические исследования показывают, что наиболее частыми проявлениями нарушениями развития в дошкольном возрасте являются речевые нарушения. Поэтому дети с нарушениями речевого развития — это особая категория детей с отклонениями в развитии, у которых сохранен слух и интеллект, но есть значительные нарушения речи, влияющие на формирование других сторон психики.

Общеизвестным фактом является то, что речевые нарушения у детей дошкольного возраста не являются исключительно логопедической проблемой. Речевые расстройства ограничивают познавательные возможности детей. Одновременно с речевой сферой страдает эмоциональная и сенсорно-перцептивная сфера ребёнка. У детей этой группы крайне низкая работоспособность. Работа с такими детьми обычными методами и приёмами не всегда даёт эффективные результаты. Поэтому, необходимо использовать новые технологии, одновременно обеспечивающие познавательное развитие детей и стимулирующие их речевую активность. Такой технологией, несущей особые коррекционные и развивающие возможности, является арт-терапия.

Сущность арт-терапии заключается в терапевтическом, коррекционном воздействии на субъекты методами искусства и проявляется в реконструкции и выходе из психотравмирующей ситуации. Все это происходит с помощью создания произведений искусства, вывода внутренних переживаний во внешнюю форму, а затем создания новых положительных эмоций и чувств. Что же развивают арт-терапевтические средства у дошкольников с нарушениями речи?

· Развивают познавательную деятельность (т.е. дети познают окружающие их предметы и явления).

· Речевую активность (пополняется словарный запас).

· Развивается сенсорная сфера (цвет, форма, величина).

· Развиваются общая и мелкая моторика.

· Развивается уверенность в себе.

· Стабилизируется эмоциональное состояние у детей.

· Способствуют формированию дружного детского коллектива.

В театрально-художественной студии «СЕМЬ Я» Духовно-просветительского центра Калачинской Епархии занимаются дети и молодые люди с разными видами речевых нарушений.

В переводе с английского языка «арт-терапия» - лечение изобразительным искусством. Искусство можно рассматривать как одно из средств самовыражения личности. Искусство развивает и воспитывает человека, позволяет ему разобраться в жизни и лучше понять самого себя. Оно способствует фиксации и передаче чувств и мыслей коммуникатора. Как средство опосредованного общения, искусство помогает вступить в многосторонние и сложные взаимоотношения с другими людьми.

Арт-методы можно рассматривать как средство профессиональной работы на развивающем и коррекционном уровнях изучения внутреннего мира личности, её психологических особенностей. Поэтому в данном случае уместно использовать понятие развивающей или коррекционной технологии.

В нашей студии мы работаем по методу арт-терапии в специально оборудованном помещении, оснащенном необходимыми для работы материалами и средствами, имеющем условия для хранения и экспонирования изобразительной продукции. Обстановка арт-терапевтического кабинета (арт-терапевтической студии) помогает участникам студии ощутить собственную безопасность и способствует его свободному самовыражению.

Для терапевтического процесса художественная одаренность человека не имеет принципиального значения. Эстетические критерии созданного образа не играют значимой роли. Любое произведение имеет свою ценность, независимо от его художественных достоинств.

Изо-терапия

В нашей студии мы применяем вид арт-терапии – изо-терапия – терапия изобразительным творчеством, в первую очередь рисованием. Изобразительная арт-терапия, это с одной стороны - метод художественной рефлексии; с другой стороны - технология, позволяющая раскрыть художественные способности человека в любом возрасте, и чем раньше, тем лучше; а с третьей стороны - арт-педагогический метод, с помощью которого можно корректировать ощущения, которые испытывает каждый от работы: что мешало рисовать, а что помогало; какая из работ особенно нравится и почему; как изменилось ваше внутреннее состояние после рисования и т.д.

Практически каждый может участвовать в арт-терапевтической работе, которая не требует каких-либо способностей к изобразительной деятельности или художественных навыков. Важно, что для занятий арт-терапией не требуется специальной подготовки. Взаимодействие с детьми при помощи арт-терапии проходит очень плодотворно и интересно. Занятие строится на игровом сюжете, где дети выполняют определенные задания педагога. Эта замечательная форма позволяет включить в него ряд речевых игр, упражнений, заданий на коррекцию речи. Кроме того, позволяет привлечь и заинтересовать малоактивных детей, повысить индекс позитивного самочувствия и психологического комфорта. Используя арт-терапию в ходе непосредственно образовательной деятельности, ребенок становится активным участником педагогического процесса, а не пассивным слушателем.

Кроме того, продукты изобразительного творчества являются объективным свидетельством настроений и мыслей дошкольника, что позволяет использовать их как диагностику. Арт – терапия позволяет познавать себя и окружающий мир. В большинстве случаев арт-терапевтическая работа вызывает у детей положительные эмоции, помогает преодолеть пассивность и безынициативность, сформировать более активную жизненную позицию. Побочным продуктом терапии искусством является удовлетворение, возникающее в результате выявления скрытых умений и их развития.

Изо-терапия способствует:

· развитию связной речи;

· освоению нетрадиционных техник рисования помогает раскрыть личность детей, их творческие способности;

· нахождению ребенка в постоянном процессе открытия новых знаний.

Прием изо-терапии эффективно способствует коррекции связной речи у детей старшего дошкольного возраста с использованием нетрадиционных методов. Рисование на сюжет рассказа с последующим оречевлением своего рисунка - эффективный приём работы над связной речью детей. Рисование на определённый сюжет способствует лучшему его осмыслению и повышает качество пересказа: его связность, последовательность, полноту, информативность. Дети быстрее и полнее усваивают речевой материал, если в качестве наглядной опоры используются рисунки, которые создаются детьми, так как они играют роль наглядной опоры для речевых упражнений.

В работе над преодолением речевых нарушений у детей существует необходимость развития общей, мелкой и артикуляционной мото­рики; развития чувства ритма; формирования фонематических процессов и произносительных умений и навыков; совершенствования лексических и грамматических средств языка, а также обогащения коммуникативного опыта.

Изо-терапия включает в себя несколько методов рисования:

· Рисование пальчиками

· Рисование ладошкой

· Монотипия предметная

· Монотипия пейзажная

· Кляксография обычная

Особое внимание уделяется использованию художественного слова при создании рисунков, дети учатся отвечать на вопросы, формируют практические умения, развивают речь. Дети быстрее и полнее усваивают речевой материал, если в качестве наглядной опоры используются рисунки, которые создаются детьми, так как они выполняют роль наглядной опоры для речевых упражнений.

В основе изобразительной арт-терапии лежит особая «сигнальная цветовая система», согласно которой посредством цвета участник технологии сигнализирует о своем эмоциональном состоянии. Изобразительная арт-терапия, это с одной стороны - метод художественной рефлексии; с другой стороны - технология, позволяющая раскрыть художественные способности человека в любом возрасте, и чем раньше, тем лучше; а с третьей стороны - арт-педагогический метод, с помощью которого можно корректировать ощущения, которые испытывает каждый от работы: что мешало рисовать, а что помогало; какая из работ особенно нравится и почему; как изменилось ваше внутреннее состояние после рисования и т.д.

Процесс и результат рисования анализируется по следующим параметрам: скорость заполнения листа, характер линий и форм, изображенных на рисунке, и преобладающие цветовые тона. Например, темные цвета могут быть отголоском внутренних проблем человека. Яркие краски выражают творческое начало, позитивное эмоциональное состояние; преобладание пастельных тонов свидетельствует о чувствительности человека. Цвета, их расположение, игра красок - это свой особый, индивидуальный язык, здесь нет никаких установленных правил, это скорее рисунок души, отражающий ее состояние, поэтому чем светлее, ярче, «веселее» рисунок, тем светлее душа, тем чище «человеческое начало» в человеке, и наоборот. Изобразительная арт-терапия включает в себя изотворчество, дополнительное рисование, свободное, коммуникативное и совместное рисование. Занятия проводятся как индивидуально, так и в группе.

1. Изотворчество. Для проведения такого занятия необходимо подготовить краски, музыкальные аудиозаписи и листы бумаги. Сначала для каждого участника заготавливается по одному отдельному листу, а на последующих занятиях - один лист на двоих, на четверых, на восьмерых и т.д. (каждый раз с увеличением группы увеличиваются и размеры листа, на котором рисуют все вместе, без границ учета «своего» рисунка и без слов, общаясь только с помощью красок). Перед началом рисования ведущий проводит определенный психологический настрой, и затем все участники начинают рисовать, ничего не планируя, спонтанно, - в рисунке не должно быть никакого реализма. Это должна быть абстракция, выражающая то, что участники занятия почувствовали во время психологического настроя. Участник старается рисовать, ни о чем не думая и не спрашивая себя: «Что бы это значило, для чего это, что это означает» и т.п. После окончания рисования обязательно проводится рефлексия:

· как удалось передать свои чувства, состояние, цвет, форму, движение;

· что чувствовал человек во время рисования.

Чем пластичнее, округлее, плавнее на рисунке линии, тем пластичнее психика человека, тем он более приспособляем к окружающим условиям, и наоборот.

2. Свободное рисование - каждый рисует что хочет на заданную тему. Рисунки выполняются индивидуально, но разговор по окончании работы происходит в группе. На рисование выделяется примерно 30 минут, затем работы вывешиваются и начинается беседа. Сначала о рисунке высказываются члены группы, а потом автор.

3. Коммуникативное рисование - группа делится на пары, у каждой из них свой лист бумаги, на котором совместно выполняется рисунок на определенную тему. При этом, как правило, вербальные контакты исключаются, участники общаются между собой с помощью образов, красок, линий. После окончания рисования педагог проводит беседу с детьми. При этом анализируются не художественные достоинства работ, а те мысли и чувства, которые возникли у детей в процессе рисования, а также отношения, сложившиеся между ними в ходе работы.

4. Совместное рисование - несколько человек (или вся группа) молча рисуют на одном листе. По окончании работы анализируется участие в ней каждого члена группы, характер его вклада и особенности взаимодействия с другими участниками в процессе рисования. Педагог анализирует, наблюдая за ходом работы, как каждый выстраивает отношения с другими, как он начинает рисовать, сколько места на листе занимает и т.д. Затем возможна консультация психолога о стиле взаимоотношений клиента в группе и о той позиции, которую он занимает по отношению к другим и к себе.

5.Дополнительное рисование - каждый подопечный, начав рисовать на своем листе, посылает затем свой рисунок по кругу, а его сосед продолжает этот рисунок, внося в него что-то свое и передавая дальше по цепочке. Таким образом, каждый участник вносит свои дополнения в рисунки других. Затем каждый из участников рассказывает, что он хотел нарисовать и что получилось в результате общей работы. Особый интерес представляют расхождения в понимании и интерпретации рисунка всей группой и самим автором. Расхождения могут быть обусловлены как наличием в рисунке неосознаваемых автором элементов, так и проекцией на этот рисунок проблем других участников.

Существуют различные цвето-рисуночные диагностические тесты (например цвето-рисуночный тест, разработанный А. О. Прохоровым и Г.Н. Генинг). В рисунках и цвете подопечные выражают то, что им трудно сказать словами в силу недостаточного развития самосознания, рефлексии и способности к идентификации. Кроме того, вследствие привлекательности и естественности задания, эта методика способствует установлению хорошего эмоционального контакта с клиентом.

Особенностью изо-терапии в работе с детьми и людьми с дизонтогенезом является то, что изо-терапия используется для создания положительной мотивации, помогает преодолеть страхи перед трудностями, помогает создать ситуацию успеха, а также воспитывает чувство взаимопомощи, взаимовыручки, помогает развивать фантазию, используя различные цветовые гаммы, различные материалы для работы. Изо-терапия имеет огромное коррекционное значение при развитии мелкой моторики пальцев рук, участвует в согласовании межполушарных взаимоотношений.

Учитывая, что ведущей деятельностью дошкольного возраста является игра, необходимо стремиться к тому, чтобы каждое занятие по развитию речи носило характер учебно-игровой деятельности, было эмоционально окрашено. Необходимо проводить следующие виды занятий по обучению рассказыванию: занятия по пересказу, рассказывание по картинкам, рассказывание с элементами творчества. При рассказывании дети могут составлять текст коллективно, при этом они могут сами распределять функции: кто будет рассказывать по первому рисунку, кто по второму и третьему, кто будет завершать рассказ. При таком распределении в рассказывание включается вся группа детей. Развитие умений выстраивать сюжетную линию в рассказе, использовать разнообразные средства связи между смысловыми частями высказывания формирует у детей элементарное осознание структурной организации текста, влияет на развитие у них наглядно-образного и логического мышления.

Способы работы с готовыми рисунками:

1. Демонстрация всех рисунков одновременно, просмотр и сравнение, нахождение совместными усилиями общего и индивидуального содержания.

2. Анализ каждого рисунка отдельно (он переходит из рук в руки, и участники высказываются о том, что им нравится в этом рисунке, а что они бы изменили).

При анализе рисунков уровень изобразительных умений во внимание не принимается. Речь должна идти лишь о том, как с помощью художественных средств (цвета, формы, размера и т.д.) передаются эмоциональные переживания ребенка.

Кроме того, вследствие привлекательности и естественности задания, эта методика способствует установлению хорошего эмоционального контакта с клиентом.

Изо-терапия имеет огромное коррекционное значение при развитии мелкой моторики пальцев рук, участвует в согласовании межполушарных взаимоотношений, что в дальнейшем положительно влияет на развитие речи.

Имаго-терапия

Имаго-терапия – занятия театрализованной деятельностью детей и людей с нарушениями речи дают положительную динамику в качественном развитии воображения, формировании его творческого компонента. Обеспечивают становление знаково-символической функции мышления, произвольного внимания, коррекции психоэмоционального состояния, а также способствуют развитию многих компонентов личности.

Кукло-терапию как часть имаго-терапии в нашей студии педагоги используют в работе с детьми и людьми с дизонтогенезом. Работа с куклой помогает самостоятельно каждому корректировать свои движения различных групп мышц и делать поведение куклы максимально выразительным, что развивает артикуляционный, двигательный и другие основные аппараты человеческого организма, снимает комплекс неполноценности самой личности.

Театрально-исполнительская деятельность вызывает у детей желание взаимодействовать со взрослыми и сверстниками, включаться в исполнение по ролям песенок, коротких потешек, закрепляет умение передавать различные движения, стимулирует образно-игровые проявления при использовании костюмов персонажей. В ходе подготовки к инсценировке того или иного спектакля у детей закрепляются умения ориентироваться на свойства и качества предметов, развивать память, воображение, проявить свои способности. Участвуя в театрализованной деятельности, дети знакомятся с окружающим миром во всём его многообразии через образы, краски, звуки, а умело поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы, обобщения. С умственным развитием тесно связано и совершенствование речи. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи, ее интонационный строй.

Исполняемая роль - произносительные реплики ставят ребенка пред необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй. Занятия по имаго-терапии предполагают тесное взаимодействие детей, родителей, педагогов детского сада, поэтому задачи поставлены по двум направлениям.

В семье:

 - поддерживать интерес ребенка к театрализованной деятельности, по мере возможности присутствовать на детских спектаклях.

- обсуждать с ребенком пред спектаклем особенности той роли, которую ему предстоит сыграть, а после спектакля — полученный результат, отмечать достижения и определять пути дальнейшего совершенствования;

- предлагать исполнить понравившуюся роль в домашних условиях, помогать разыгрывать сказки, стихи, рассказывать знакомым в присутствии ребенка о его достижениях;

- рассказывать ребенку о собственных впечатлениях, полученных в результате просмотра спектаклей, кинофильмов и т. д.;

- постепенно вырабатывать у ребенка понимание театрального искусства, специфическое «театральное восприятие», основанное на общении «живого артиста» и «живого зрителя»;

 - по мере возможности организовывать посещение театров или просмотр театральных постановок.

В театрально-художественной студии:

- вызывать интерес ребенка к театрализованной деятельности и желание выступать вместе с коллективом;

- побуждать к импровизации с использованием доступных каждому ребенку средств выразительности (мимика, жесты, пантомимика и др.), помогать в создании выразительных средств;

- способствовать тому, чтобы знания ребенка о жизни, его желания и интересы естественно вплетались в содержание театрализованной деятельности;

- учить согласовывать свои действия с действиями партнера (слушать, не перебивая, говорить, обращаясь к партнеру);

- выполнять движения и действия соответственно логике действий персонажей и с учетом места действия;

- вызвать желание произносить небольшие монологи и развернутые диалоги (в соответствии с тексом инсценировки);

- познакомить детей с различными видами театра, научить управлению простейшими куклами — с применением разнообразных движений, согласовывать свои действия с действиями партнеров.

В студии, кроме кукольных спектаклей используются театрализованные игры двух видов:

1. Игры-драматизации. Цель — обучать детей показывать «спектакли» посредством различных видов театрализованной деятельности (пальчиковый театр, настольный театр, кукольный театр, теневой театр, театр на фланелеграфе), результатом чего будет являться: развитие речи детей, формирование коммуникативных способностей, реализация у детей скрытых возможностей и индивидуальных способностей, формирование позитивной самооценки и положительных личностных качеств. 2. Игры — инсценировки. Цель — обучить детей самостоятельно разыгрывать спектакли, распределять роли, изготавливать атрибуты и фантазировать о костюме героя. Это сложная задача для наших подопечных и в ее решении им помогают педагоги. Для реализации инсценировки предлагаются различные русские народные сказки (в том числе те, которые драматизировали), потешки, прибаутки, басни и т. д.

Работа над играми — инсценировками может проводиться в двух формах: - специально организованная работа педагога с детьми;

- игра в процессе самостоятельной деятельности детей. Если в драматизации в основном важным были лишь интонации голоса, то в инсценировках важно еще и умение передавать чувства, эмоции играемого персонажа с помощью мимики, пантомимики и при этом голосовые интонации тоже важны.

Работа над инсценированием осуществляется следующим образом:

- педагог заинтересовывает детей содержанием произведения, которое будет использоваться для инсценировки и выразительно его читает;

- интересуется, понравилось оно детям или нет, получив утвердительный ответ, предлагает разыграть его в ролях пред родителями и повторно его выразительно читает; - затем кратко, но достаточно убедительно дает художественное описание того места, где будет проходить действие инсценировки, выразительно читает произведение, привлекая детей к проговариванию строк, которые им запомнились;

- анализирует события, которые описаны в произведении, формируя интерес и желание участвовать в их сценическом исполнении, приняв на себя определённую роль; - после распределения ролей педагог побуждает детей представить внешний вид действующих лиц, их поведение, отношение к другим персонажам и т. п. Обсуждение заканчивается выразительным чтением инсценируемого произведения вместе с детьми; - изготавливаются атрибуты к спектаклю, костюмы, маски;

- проводятся репетиции спектакля, где педагог побуждает детей к дальнейшим творческим поискам;

- показ спектакля.

Работа над ролью проводится по следующей схеме:

- знакомство с инсценировкой;

- знакомство с героями инсценировки;

- составление словесного портрета героя;

- фантазирование по поводу его дома, взаимоотношений с другими людьми, придумывание его любимых занятий, игр;

- сочинение различных случаев из жизни героя, непредусмотренных инсценировкой; - анализ придуманных поступков;

- работа над сценической выразительностью: определение целесообразных действий, движений, жестов персонажа, мечта на сценической площадке, интонации; - подготовка театрального костюма;

- использование грима при создании образа.



2019-12-29 331 Обсуждений (0)
Возможности методов арт-терапии в коррекции речевых нарушений 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Возможности методов арт-терапии в коррекции речевых нарушений

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (331)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.013 сек.)