Развитие познавательной деятельности дошкольников с задержкой психического развития.
Методическое пособие Тема: «Коррекция недоразвития психических Процессов у детей с задержкой психического Развитии в организованной учебной Деятельности». Составитель: Ахмедбаева Е.А. Актобе 2016г Утверждено методическим советом Областной специальной коррекционной школы-сад для детей с задержкой психического развития от 09.11.2011г.
Составитель: Ахмедбаева Е.А. – воспитатель Областной специальной коррекционной школы-сад для детей с задержкой психического развития
Рецензент: Азарова Т.А. – директор Областной специальной коррекционной школы-сад для детей с задержкой психического развития Романенко О.Г - зам директора по учебной воспитательной работе областной специальной коррекционной школы – сад для детей с задержкой психического развития.
В методическом пособии обобщён опыт по коррекции недоразвития психических процессов у детей с задержкой психического развития в организованной учебной деятельности. Рассматриваются некоторые организационно-методические вопросы построения педагогического процесса, организации жизни и деятельности воспитанников в специальном детском саду. Рекомендовано для педагогов специальных коррекционных учреждений.
Введение В настоящее время перед образованием встаёт задача воспитать не только творческого, всесторонне развитого человека, но и гибко ориентирующегося в постоянно меняющейся действительности, готового осваивать принципиально новые области и сферы деятельности. В связи с этим, особое место занимает проблема изучения и развития познавательной активности, ведь именно познавательная активность, является залогом успешной деятельности детей. Она способствует развитию самостоятельных действий, направленных на поиски адекватных способов решения, подбора материалов и средств для осуществления предстоящих задач. Познавательная активность формируется еще в дошкольном детстве и тесно взаимосвязана с развитием познавательных процессов. «Познавательная активность или любознательность», - пишет Д. Годовикова - «это стремление получить знания о явлениях окружающей среды. Познавательная активность - это и познавательная потребность, и побуждаемая ею познавательная деятельность». По данным научного центра здоровья детей, сегодня 85% детей рождается с недостатками развития и неблагополучным состоянием здоровья. Количество детей, которым требуется коррекционно-педагогическая помощь, достигает в дошкольном возрасте до 25-45%, а свыше 60% детей относятся к группе риска. Частым проявлением нарушенного развития в дошкольном возрасте является задержка психического развития. В основу современного дошкольного образования положена концепция психологического возраста как этапа, становления детского развития, для которого характерны своя структура и динамика. Однако необходимо четко осознавать, что выделение этих этапов условно, а развитие ребенка во многом зависит от способов, форм и содержания его общения со взрослыми и сверстниками.Каждая стадия психического развития ребенка тесно связана с созреванием физиологических систем его организма. Возможности развивающегося организма постоянно возрастают. Педагогам и родителям необходимо организовать целенаправленную поддержку детей раннего и дошкольного возраста, исходя из особенностей психофизического развития и потенциальных возможностей детей. При этом учет соотношения возрастных и индивидуальных особенностей в развитии ребенка, внимание к его способностям и сильным сторонам личности позволяют выстроить целенаправленную работу по оказанию коррекционно – педагогической помощи детям с задержкой психического развития в формировании познавательного развития. Используя коррекционно – педагогические технологии, специалист должен учитывать, что основное внимание в работе с детьми с задержкой психического развития уделяется таким видам их познавательного развития, как сенсорное воспитание, ознакомление с окружающим, формирование мыслительных видов деятельности, развитие у детей элементарных математических представлений, подготовка к обучению грамоте, развитие тонкой ручной моторики, развитие речи и формирование коммуникативных способностей детей. Познавательное развитие детей – дошкольников имеет многоаспектный характер. У детей с задержкой психического развития все процессы и свойства развиваются неравномерно, переплетаясь и преобразуясь, стимулируя и задерживая друг друга. Понимание взаимосвязи и взаимозависимости этих процессов позволяет педагогам определить потенциал развития ребенка, его общие и специфические образовательные потребности, поскольку в деятельности детей также отмечается взаимозависимость, постепенная смена ведущих видов деятельности, их взаимообогащение и дополнение. Именно целенаправленное обучение позволяет ребенку перейти на тот уровень, когда становится возможным перенос усвоенных способов действия (в рамках учебной ситуации) на другие виды практической деятельности. Изменение вида деятельности ребенка приводит к изменению его психики, что в свою очередь, создает предпосылки для дальнейшего развития деятельности. Актуальность: Познавательное развитие – важный фактор учения. В то же время он жизненно необходимый фактор становления личности. Познавательное развитие оказывает существенное влияние на все психические процессы: мышление, память, внимание, воображение. Таким образом, оказание коррекционно – педагогической помощи детям с задержкой психического развития в формировании познавательного развития является актуальной проблемой в работе коррекционных учреждений. Главным условием для осуществления коррекционно – педагогической работы является личностная, психологическая, методическая и технологическая готовность взрослых к коррекционно – педагогической помощи детям с задержкой психического развития в формировании познавательного развития. Цель данного практического руководства – помочь педагогам и психологам, работающих с детьми с ЗПР, использующих коррекционно – педагогические технологии, учитывающих, что основное внимание в работе с детьми с задержкой психического развития уделяется таким видам их познавательного развития, как сенсорное воспитание, ознакомление с окружающим, формирование мыслительных видов деятельности, развитие у детей элементарных математических представлений, подготовка к обучению грамоте, развитие тонкой ручной моторики, развитие речи и формирование коммуникативных способностей детей. Задачи: Проанализировав и осмыслив содержание и организацию коррекционного процесса совместно с родителями и педагогами школы-сад мы поставили следующие цели: - преодолеть в работе междеятельностную раздробленность и воссоединить в единую педагогическую систему труд воспитателей и специалистов с целью коррекции психического развития детей; - создать систему работы с родителями, воспитывающими детей с задержкой психического развития; - использовать индивидуальный подход к каждому ребенку в процессе воспитания и обучения. - корректировать на занятиях и вне ОУД недоразвитие психических процессов. Соотношение методов на каждом этапе воспитания и обучения определяется уровнем развития детей и задачами, стоящими перед педагогом. Все вышеперечисленные методы подробно описаны в предлагаемом пособии. Воспитательно-образовательные и коррекционно-развивающие задачи реализуется: - через специальные занятия с опорой на основные дошкольные виды деятельности и режимные моменты; - через оздоровительные и психолого-педагогические мероприятия (закаливание, специальная гимнастика, ионизация воздуха, деятельность психолога, досуги, экскурсии и др.) При планировании конкретного содержания оздоровительной и педагогической работы в каждой возрастной группе специалисты и воспитатели учитывают: · принципы специального обучения и воспитания; · результаты комплексного изучения детей; · результаты диагностического обследования группы и отдельного ребенка с целью определения или корректировки планов коррекционно-развивающей и воспитательно-образовательной работы; · задачи перспективных планов основных разделов программы.
Развитие познавательной деятельности дошкольников с задержкой психического развития. В настоящее время проблеме воспитания и обучения дошкольников с «задержкой психического развития» уделяется большое внимание. Это обусловлено тенденцией к увеличению количества детей с проблемами в развитии. Понятие «задержка психического развития» (ЗПР) употребляется по отношению к детям с минимальными органическими повреждениями или функциональной недостаточностью центральной нервной системы, а также длительно находящихся в условиях социальной депривации. Мыслительная деятельность детей с ЗПР характеризуется сниженной познавательной активностью, элементами инфантильности и стереотипичности, хаотичностью, импульсивностью или замедленностью мыслительных действий, преобладанием интуитивного компонента мышления, недостаточной сформированностью основных мыслительных операций, проявляющейся в наибольшей степени на вербальном уровне. Выготский говорил, что для ребенка дошкольного возраста мыслить – значит разбираться в своих представлениях. Важное значение для мышления имеет качество представлений, которые должны обладать необходимой схематизированностью и модельностью. Умственное развитие происходит наиболее продуктивно тогда, когда результаты восприятия, составляющего основу представлений, используются тут же в различных видах деятельности (игре, рисовании, конструировании). В процессе практической деятельности детей развиваются наглядно-действенные формы мышления. Формируется возможность соотнесения условий задачи с ее требованиями. Наглядно-действенное мышление является основой формирования других, более сложных форм мышления. На основе наглядно-действенного мышления формируется, наглядно-образное мышление. У ребенка развивается возможность выполнять те или иные умственные задания без непосредственных практических действий. Переход детей дошкольного возраста от наглядно-действенного к образному мышлению зависит от степени сформированности ориентировочно-исследовательской деятельности, умения устанавливать существенные ситуационные связи. В процессе развития образного мышления у детей развивается возможность планирования своих действий. Развивая познавательную деятельность детей с ЗПР важно, чтобы они овладели определенными систематизированными знаниями об окружающей жизни: о явлениях природы, об окружающей действительности. Эти знания разделяются на две группы: Первая – знания и умения, которые дети усваивают в повседневном общении со взрослыми, в быту, в играх. Вторая – более сложные знания, которые усваиваются в процессе обучения на специальных занятиях. Эти знания усваиваются в процессе сенсорного воспитания детей путем формирования у них обобщенных и систематизированных представлений об окружающей действительности. Дети должны усвоить систему сенсорных эталонов путем перцептивных и интеллектуальных действий. Важное значение при этом имеет развитие у детей обобщенных способов обследования предметов с одновременным подключением нескольких анализаторов: зрительного, тактильного, слухового. Также следует сформировать у детей обобщенный способ обследования предметов, выделения существенных связей в различных областях знаний, развивать самостоятельность мышления. Ставя перед детьми ту или иную задачу, нужно обучать их способам ее решения, формируя таким образом мыслительные процессе: анализ, сравнение, обобщение. Развитие познавательной деятельности детей с ЗПР направлено на формирование логического мышления. В логическом мышлении выделяют две основные стадии: конкретно-понятийную и абстрактно-понятийную. На конкретно-понятийной стадии все мыслительные операции неразрывно связаны с конкретным наглядным материалом. Абстрактно-понятийная стадия это стадия на которой ребенок усваивает абстрактные понятия, при этом формируются обобщенные мыслительные операции. Опыт дошкольного воспитания и обучения детей с ЗПР говорит о том, что преодоление задержки психического развития во многом зависит от характера стимулирования их познавательной активности со стороны взрослого. Задержка психического развития (ЗПР) – синдром временного отставания развития психики в целом или отдельных ее функций, замедление темпа реализации потенциальных возможностей организма, часто обнаруживается при поступлении в школу и выражается в недостаточности общего запаса знаний, ограниченности представлений, незрелости мышления, малой интеллектуальной целенаправленностью, преобладании игровых интересов, быстрой пересыщаемости в интеллектуальной деятельности.
Популярное: Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (224)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |