Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Развитие познавательной деятельности дошкольников с задержкой психического развития.



2019-12-29 224 Обсуждений (0)
Развитие познавательной деятельности дошкольников с задержкой психического развития. 0.00 из 5.00 0 оценок




Методическое пособие

Тема: «Коррекция недоразвития психических

Процессов у детей с задержкой психического

Развитии  в организованной учебной

Деятельности».

                      Составитель:  Ахмедбаева Е.А.

                      Актобе 2016г

Утверждено методическим советом Областной специальной коррекционной школы-сад для детей с задержкой психического развития от 09.11.2011г.

                     

Составитель:  Ахмедбаева Е.А. – воспитатель

                      Областной специальной коррекционной

                      школы-сад для детей с задержкой

                      психического развития

 

          

Рецензент: Азарова Т.А. – директор Областной

                 специальной коррекционной школы-сад для

      детей с задержкой психического развития

     Романенко О.Г -  зам директора по учебной   

     воспитательной работе областной специальной

     коррекционной школы – сад для детей                                          

      с задержкой психического развития.

 

 

В методическом пособии обобщён опыт по коррекции недоразвития психических процессов  у детей с задержкой психического развития  в организованной учебной деятельности. Рассматриваются некоторые организационно-методические вопросы построения педагогического процесса, организации жизни и деятельности воспитанников в специальном  детском саду. Рекомендовано для педагогов специальных коррекционных учреждений.

                                                                                               

Введение

В настоящее время перед образованием встаёт задача воспитать не только творческого, всесторонне развитого человека, но и гибко ориентирующегося в постоянно меняющейся

действительности, готового осваивать принципиально новые области и сферы деятельности.

В связи с этим, особое место занимает проблема изучения и развития познавательной активности, ведь именно познавательная активность, является залогом успешной деятельности детей. Она

способствует развитию самостоятельных действий, направленных на поиски адекватных способов решения, подбора материалов и средств для осуществления предстоящих задач.

Познавательная активность формируется еще в дошкольном детстве и тесно взаимосвязана с развитием познавательных процессов.

«Познавательная активность или любознательность», - пишет Д. Годовикова - «это стремление получить знания о явлениях окружающей среды. Познавательная активность - это и познавательная потребность, и побуждаемая ею познавательная деятельность».

По данным научного центра здоровья детей, сегодня 85% детей рождается с недостатками развития и неблагополучным состоянием здоровья. Количество детей, которым требуется

коррекционно-педагогическая помощь, достигает в дошкольном возрасте до 25-45%, а свыше  60% детей относятся к группе риска. Частым проявлением нарушенного развития в дошкольном возрасте является задержка психического развития.

В основу современного дошкольного образования положена концепция психологического возраста как этапа, становления детского развития, для которого характерны своя структура и динамика. Однако необходимо четко осознавать, что выделение этих этапов условно, а развитие ребенка во многом зависит от способов, форм и содержания его общения со взрослыми и сверстниками.Каждая стадия психического развития ребенка тесно связана с созреванием физиологических систем его организма. Возможности развивающегося организма постоянно возрастают. Педагогам и родителям необходимо организовать целенаправленную поддержку детей раннего и дошкольного возраста, исходя из особенностей психофизического развития и потенциальных возможностей детей. При этом учет соотношения возрастных и индивидуальных особенностей в развитии ребенка, внимание к его способностям и сильным сторонам личности позволяют выстроить целенаправленную работу по оказанию коррекционно – педагогической помощи детям с задержкой психического развития в формировании познавательного развития. Используя коррекционно – педагогические технологии, специалист должен учитывать, что основное внимание в работе с детьми с задержкой психического развития уделяется таким видам их познавательного развития, как сенсорное воспитание, ознакомление с окружающим, формирование мыслительных видов деятельности, развитие у детей элементарных математических представлений, подготовка к обучению грамоте, развитие тонкой ручной моторики, развитие речи и формирование коммуникативных способностей детей.

Познавательное развитие детей – дошкольников имеет многоаспектный характер. У детей с задержкой психического развития все процессы и свойства развиваются неравномерно, переплетаясь и преобразуясь, стимулируя и задерживая друг друга. Понимание взаимосвязи и взаимозависимости этих процессов позволяет педагогам определить потенциал развития ребенка, его общие и специфические образовательные потребности, поскольку в деятельности детей также отмечается взаимозависимость, постепенная смена ведущих видов деятельности, их взаимообогащение и дополнение. Именно целенаправленное обучение позволяет ребенку перейти на тот уровень, когда становится возможным перенос усвоенных способов действия (в рамках учебной ситуации) на другие виды практической деятельности. Изменение вида деятельности ребенка приводит к изменению его психики, что в свою очередь, создает предпосылки для дальнейшего развития деятельности.

Актуальность: Познавательное развитие – важный фактор учения. В то же время он жизненно необходимый фактор становления личности. Познавательное развитие оказывает существенное влияние на все психические процессы: мышление, память, внимание, воображение. Таким образом, оказание коррекционно – педагогической помощи детям с задержкой психического развития в формировании познавательного развития является актуальной проблемой в работе коррекционных учреждений.

Главным условием для осуществления коррекционно – педагогической работы является личностная, психологическая, методическая и технологическая готовность взрослых к коррекционно – педагогической помощи детям с задержкой психического развития в формировании познавательного развития.

 Цель  данного практического руководства – помочь педагогам и психологам, работающих с детьми с ЗПР, использующих коррекционно – педагогические технологии, учитывающих, что основное внимание в работе с детьми с задержкой психического развития уделяется таким видам их познавательного развития, как сенсорное воспитание, ознакомление с окружающим, формирование мыслительных видов деятельности, развитие у детей элементарных математических представлений, подготовка к обучению грамоте, развитие тонкой ручной моторики, развитие речи и формирование коммуникативных способностей детей.

Задачи:

    Проанализировав и осмыслив содержание и организацию коррекционного процесса совместно с родителями и педагогами школы-сад мы поставили следующие цели:

- преодолеть в работе междеятельностную раздробленность и воссоединить в единую педагогическую систему труд воспитателей и  специалистов с целью коррекции психического развития детей;

- создать систему работы с родителями, воспитывающими детей с задержкой психического развития;

- использовать индивидуальный подход к каждому ребенку в процессе воспитания и обучения.

- корректировать на занятиях и вне ОУД недоразвитие психических процессов.

    Соотношение методов на каждом этапе воспитания и обучения определяется уровнем развития детей и задачами, стоящими перед педагогом. Все вышеперечисленные методы подробно описаны в предлагаемом пособии.

    Воспитательно-образовательные и коррекционно-развивающие задачи  реализуется:

 - через специальные занятия с опорой на основные дошкольные виды деятельности и режимные моменты;  

- через оздоровительные и психолого-педагогические мероприятия (закаливание, специальная

гимнастика, ионизация воздуха, деятельность психолога, досуги, экскурсии и др.)                                                                             

 При планировании конкретного содержания оздоровительной и педагогической работы в каждой возрастной группе специалисты и воспитатели учитывают:

 · принципы специального обучения и воспитания;

 · результаты комплексного изучения детей;

 · результаты диагностического обследования группы и отдельного ребенка с целью определения или корректировки планов коррекционно-развивающей и воспитательно-образовательной работы;

 · задачи перспективных планов основных разделов программы.                                                                                                                                                                                                                      

                 

Развитие познавательной деятельности дошкольников с задержкой психического развития.

В настоящее время проблеме воспитания и обучения дошкольников с «задержкой психического развития» уделяется большое внимание. Это обусловлено тенденцией к увеличению количества детей с проблемами в развитии. Понятие «задержка психического развития» (ЗПР) употребляется по отношению к детям с минимальными органическими повреждениями или функциональной недостаточностью центральной нервной системы, а также длительно находящихся в условиях социальной депривации.       Мыслительная деятельность детей с ЗПР характеризуется сниженной познавательной активностью, элементами инфантильности и стереотипичности, хаотичностью, импульсивностью или замедленностью мыслительных действий, преобладанием интуитивного компонента мышления, недостаточной сформированностью основных мыслительных операций, проявляющейся в наибольшей степени на вербальном уровне. Выготский говорил, что для ребенка дошкольного возраста мыслить – значит разбираться в своих представлениях. Важное значение для мышления имеет качество представлений, которые должны обладать необходимой схематизированностью и модельностью. Умственное развитие происходит наиболее продуктивно тогда, когда результаты восприятия, составляющего основу представлений, используются тут же в различных видах деятельности (игре, рисовании, конструировании). В процессе практической деятельности детей развиваются наглядно-действенные формы мышления. Формируется возможность соотнесения условий задачи с ее требованиями. Наглядно-действенное мышление является основой формирования других, более сложных форм мышления. На основе наглядно-действенного мышления формируется, наглядно-образное мышление. У ребенка развивается возможность выполнять те или иные умственные задания без непосредственных практических действий. Переход детей дошкольного возраста от наглядно-действенного к образному мышлению зависит от степени сформированности ориентировочно-исследовательской деятельности, умения устанавливать существенные ситуационные связи. В процессе развития образного мышления у детей развивается возможность планирования своих действий.                                                                                 

Развивая познавательную деятельность детей с ЗПР важно, чтобы они овладели определенными систематизированными знаниями об окружающей жизни: о явлениях природы, об окружающей действительности.                                                                                                                                                                    

Эти знания разделяются на две группы:

Первая – знания и умения, которые дети усваивают в повседневном общении со взрослыми, в быту, в играх.

Вторая – более сложные знания, которые усваиваются в процессе обучения на специальных занятиях. Эти знания усваиваются в процессе сенсорного воспитания детей путем формирования у них обобщенных и систематизированных представлений об окружающей действительности. Дети должны усвоить систему сенсорных эталонов путем перцептивных и интеллектуальных действий. Важное значение при этом имеет развитие у детей обобщенных способов обследования предметов с одновременным подключением нескольких анализаторов: зрительного, тактильного, слухового. Также следует сформировать у детей обобщенный способ обследования предметов, выделения существенных связей в различных областях знаний, развивать самостоятельность мышления. Ставя перед детьми ту или иную задачу, нужно обучать их способам ее решения, формируя таким образом мыслительные процессе: анализ, сравнение, обобщение.

Развитие познавательной деятельности детей с ЗПР направлено на формирование логического мышления.  В логическом мышлении выделяют две основные стадии: конкретно-понятийную и абстрактно-понятийную. На конкретно-понятийной стадии все мыслительные операции неразрывно связаны с конкретным наглядным материалом. Абстрактно-понятийная стадия это стадия на которой ребенок усваивает абстрактные понятия, при этом формируются обобщенные мыслительные операции.

Опыт дошкольного воспитания и обучения детей с ЗПР говорит о том, что преодоление задержки   психического развития во многом зависит от характера стимулирования их познавательной активности со стороны взрослого.

Задержка психического развития (ЗПР) – синдром временного отставания развития психики в целом или отдельных ее функций, замедление темпа реализации потенциальных возможностей организма, часто обнаруживается при поступлении в школу и выражается в недостаточности общего     запаса знаний, ограниченности представлений, незрелости мышления, малой интеллектуальной целенаправленностью, преобладании игровых интересов, быстрой пересыщаемости в интеллектуальной деятельности.



2019-12-29 224 Обсуждений (0)
Развитие познавательной деятельности дошкольников с задержкой психического развития. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Развитие познавательной деятельности дошкольников с задержкой психического развития.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (224)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)