Формирование мыслительных операций «обобщение» и «классификация».
Обобщение – мысленное выделение в ряде предметов общего признака или признаков и объединение этих предметов в одну группу. Обобщение требует умения отвлечься от других признаков и сосредоточиться на одном общем признаке. Классификация – мыслительная операция, заключающаяся в распределении предметов по группам в зависимости от сходства или различия друг с другом. Первоначально следует обучать детей обобщать предметы по цвету, форме, величине. «Чудесный мешочек»: В мешочек опускаются кружочки разного цвета. Дети достают по одному кружочку, называют его цвет: «У меня красный кружок, у меня жёлтый кружок, у меня зелёный кружок». Все кружочки выставляются на доске. Дети отвечают на вопрос: «Что у меня выставлено на доске?» (Круги). Аналогичные игры проводятся с другими геометрическими фигурами. Для обобщения по признаку цвета проводится аналогичная игра с разными геометрическими фигурами одного цвета. Дети называют цвет фигур. Затем дети отвечают на вопрос: «Чем похожи все фигуры?» (Они красного цвета; или они все зелёные). «Подарки детям»: Детям приходит посылка с игрушками одинакового цвета. Игрушки раздаются детям, дети их рассматривают, затем отвечают на вопрос: «Чем похожи ваши подарки?» Аналогичную игру можно провести с игрушками, похожими по величине (например, детям раздаются маленькие игрушки). Формирование обобщающих понятий «одежда», «посуда», «игрушки, «мебель» происходит в повседневной жизни и в специально организованных играх. Приведём некоторые из них. «Поможем Незнайке»: К детям приходит Незнайка и приносит их дома свои игрушки. Он говорит, что ему надоели, потому что он не знает, что с ними делать. Игрушки раздаются детям, и им предлагается рассказать о каждой игрушке и ответить на вопрос, что с ней можно делать? Все дети говорят, что с ними можно играть. Логопед говорит: «Ребята, вы сказали, что со всеми этими предметами можно играть, значит, это всё… (игрушки). Что же принёс нам Незнайка? (игрушки). «Угостим куклу Катю чаем»: К детям в гости приходит кукла Катя. Дети предлагают ей сесть за стол, попить чаю. Для этого накрывается стол. Дети называют предметы чайной посуды. В конце игры дети отвечают на вопрос: «Что мы с вами красиво расставляли на столе?» (посуду). «Оденем куклу на прогулку»: В этой игре закрепляется порядок одевания, названия предметов одежды и соответствующее слово. Для закрепления обобщающего слова «мебель» детям предлагается игра «Поможем кукле Кате устроить себе комнату».В данной игре дети помогают выбрать кукле мебель в соответствии с её назначением, отвечая на вопросы: что нужно купить кукле Кате, чтобы спать, чтобы сидеть, чтобы обедать, пить чай. Затем мебель расставляется в кукольной комнате. Подводится итог: «Ребята, что же мы сегодня помогли купить кукле Кате?» (кровать, стул, стол, диван, шкаф). «Как это всё назвать одним словом?» Когда дети научатся обобщать конкретные предметы и их изображения на картинке, переходит к обобщению без использования наглядных средств. Игра «Назови предметы одним словом». Задание для ребёнка: «Я тебе назову много предметов, а ты мне ответишь, как их можно назвать одним словом». Перечисляются следующие группы предметов: § Лошадь, корова, овца, свинья; § Волк, лиса, медведь, заяц; § Капуста, картофель, свёкла, помидор; § Пальто, шарф, куртка, свитер; § Туфли, сапоги, кроссовки, тапочки; § Суп, гуляш, каша, кисель; § Липа, берёза, ель, сосна; § Автомобиль, трактор, трамвай, метро; Игры типа «Четвёртый лишний»: Эти игры позволяют не только находить общие и различные свойства предметов, но и объединять предметы в группу по основному, существенному признаку проводить классификацию: Первоначально детям предлагают сильно отличающиеся друг от друга по назначению предметы, например: § стол, стул, шкаф, шапка; § шапка, шуба, костюм, чайник; § огурец, репа, морковь, заяц; § лошадь, кошка, собака, щука; Если ребёнок выполняет задание правильно, но затрудняется его словесно обосновать, это делает взрослый. Постепенно ребёнок сам научится делать такие выводы. Затем задания усложняются, предлагаются следующие группы предметов: § платье, сарафан, юбка, шуба; § сапоги, ботинки, валенки, босоножки; § люстра, торшер, настольная лампа, солнце; § ландыш, мак, ромашка, гриб; § ель, сосна, лиственница, берёза; § тарелка с супом, кастрюля, чайник, ваза; Третье задание предполагает наличие конфликтной ситуации, например: § жёлтый шаг, жёлтое яблоко, жёлтая груша, оранжевый апельсин; § большая груша, большая репа, большой лимон, маленькое яблочко; § помидор, свёкла, редиска, красное яблоко; § помидор, красное яблоко, свёкла, морковь; Игра Что происходит»: Перед ребёнком лежат три-четыре однородных предмета, например: тарелка, чашка, ложка. Поодаль лежат предметы (сначала их только два), один из которых относится по назначению уже к названной группе, а другой нет, например: блюдце и ботинок. Ребёнок должен отобрать подходящий предмет. В этой игре ребёнок самостоятельно обобщает предметы по назначению и находит лишний предмет. Далее детям можно предлагать игры на классификацию. Приведу некоторые из них: «Фонарики»: Детям раздаются фонарики разного цвета и размера. Дети их рассматривают. После этого дети под звук бубна или музыку шагают с фонариками по группе. По сигналу дети с фонариками такого цвета, как у воспитателя, подходят к нему. Меняя фонарики, логопед собирает вокруг себя разные группы детей. «Разноцветные мячи»: На каждом столе или в разных местах группы расставляются куклы или зверюшки в одежде основных цветов. Детям раздаются разноцветные мячи. Детям предлагается подобрать для кукол мячи такого же цвета, как их одежда. «Цвет и форма»: 1.Ребёнку предлагаются различные по цвету геометрические фигуры. Даётся задание – сюда положишь две такие (показывают ему карточку определённого цвета), сюда две такие (карточка другого цвета). Ребёнок подбирает к карточке различные фигуры одинакового цвета, т.е. группирует предметы по цвету. 2. Можно предложить ребёнку сгруппировать геометрические фигуры по форме. Задание ребёнку: сюда положишь все треугольники, сюда все круги, сюда все квадраты. Можно предложить ребёнку разделить эти фигуры на две группы или разложить на две кучки. «Кому что подойдёт»: Детям показывают большие карточки с изображением кукол в разных ситуациях (за столом, в кабинете врача, в песочнице, возле кровати) и т. д. и говорят, что куклы загрустили, они не знают где им взять всё необходимое для обеда, для прогулки и т. д. «Где что найдёшь»: В групповой комнате расставляется «шкаф для посуды», «шкаф для одежды», «шкаф для игрушек», «медицинский кабинет» и т.д. Детям раздаются картинки, изображающие посуду, одежду, игрушки и т.д. Детям предлагается разложить все предметы по местам. Затем обсуждается для всех ли предметов найдены правильные места. «Кто быстрее найдёт свою игрушку»: Детям раздаются предметные картинки из разных групп. По сигналу дети самостоятельно объединяются в группы по содержанию. Выигрывают те дети, которые первыми организуют группу. «Найди что происходит»: Каждому ребёнку дают большую карту, в середине которой или в одной из клеток помещается картинка-образец, иллюстрирующая группу. Остальные карточки раздаются детям. Из полученных карточек дети выбирают подходящие к их группе. Дети могут обмениваться карточками. Выигрывает тот, кто раньше других закроет все клетки своей карточки. «Магазин»: Детям объясняют, что в магазин привезли много товаров, но их сложили в беспорядке. Детям предлагается распределить товары по соответствующим отделам. Предварительно с детьми оговаривается какие отделы будут в их магазине. «Путешествие»: Дети были в путешествии, видели много интересного. Художник нарисовал все это, но многое перепутал. Дети вспоминают, что видели на улицах городов, в парках, скверах, в лесу, зоопарке и т.д.
Популярное: Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (172)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |