Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Формирование мыслительных операций «обобщение» и «классификация».



2019-12-29 172 Обсуждений (0)
Формирование мыслительных операций «обобщение» и «классификация». 0.00 из 5.00 0 оценок




Обобщение – мысленное выделение в ряде предметов общего признака или признаков и объединение этих предметов в одну группу.

Обобщение требует умения отвлечься от других признаков и сосредоточиться на одном общем признаке.

Классификация – мыслительная операция, заключающаяся в распределении предметов по группам в зависимости от сходства или различия друг с другом. Первоначально следует обучать детей обобщать предметы по цвету, форме, величине.

 «Чудесный мешочек»:

В мешочек опускаются кружочки разного цвета. Дети достают по одному кружочку, называют его цвет: «У меня красный кружок, у меня жёлтый кружок, у меня зелёный кружок». Все кружочки выставляются на доске. Дети отвечают на вопрос: «Что у меня выставлено на доске?» (Круги). Аналогичные игры проводятся с другими геометрическими фигурами. Для обобщения по признаку цвета проводится аналогичная игра с разными геометрическими фигурами одного цвета. Дети называют цвет фигур. Затем дети отвечают на вопрос: «Чем похожи все фигуры?» (Они красного цвета; или они все зелёные).

«Подарки детям»:

Детям приходит посылка с игрушками одинакового цвета. Игрушки раздаются детям, дети их рассматривают, затем отвечают на вопрос: «Чем похожи ваши подарки?» Аналогичную игру можно провести с игрушками, похожими по величине (например, детям раздаются маленькие игрушки).

Формирование обобщающих понятий «одежда», «посуда», «игрушки, «мебель» происходит в повседневной жизни и в специально организованных играх. Приведём некоторые из них.

«Поможем Незнайке»:

К детям приходит Незнайка и приносит их дома свои игрушки. Он говорит, что ему надоели, потому что он не знает, что с ними делать. Игрушки раздаются детям, и им предлагается рассказать о каждой игрушке и ответить на вопрос, что с ней можно делать? Все дети говорят, что с ними можно играть.

Логопед говорит: «Ребята, вы сказали, что со всеми этими предметами можно играть, значит, это всё… (игрушки). Что же принёс нам Незнайка? (игрушки).

«Угостим куклу Катю чаем»:

К детям в гости приходит кукла Катя. Дети предлагают ей сесть за стол, попить чаю. Для этого накрывается стол. Дети называют предметы чайной посуды. В конце игры дети отвечают на вопрос: «Что мы с вами красиво расставляли на столе?» (посуду).

«Оденем куклу на прогулку»:

В этой игре закрепляется порядок одевания, названия предметов одежды и соответствующее слово. Для закрепления обобщающего слова «мебель» детям предлагается игра

«Поможем кукле Кате устроить себе комнату».В данной игре дети помогают выбрать кукле мебель в соответствии с её назначением, отвечая на вопросы: что нужно купить кукле Кате, чтобы спать, чтобы сидеть, чтобы обедать, пить чай. Затем мебель расставляется в кукольной комнате. Подводится итог: «Ребята, что же мы сегодня помогли купить кукле Кате?» (кровать, стул, стол, диван, шкаф). «Как это всё назвать одним словом?»

Когда дети научатся обобщать конкретные предметы и их изображения на картинке, переходит к обобщению без использования наглядных средств.

Игра «Назови предметы одним словом». Задание для ребёнка: «Я тебе назову много предметов, а ты мне ответишь, как их можно назвать одним словом». Перечисляются следующие группы предметов:

§ Лошадь, корова, овца, свинья;

§ Волк, лиса, медведь, заяц;

§ Капуста, картофель, свёкла, помидор;

§ Пальто, шарф, куртка, свитер;

§ Туфли, сапоги, кроссовки, тапочки;

§ Суп, гуляш, каша, кисель;

§ Липа, берёза, ель, сосна;

§ Автомобиль, трактор, трамвай, метро;

Игры типа «Четвёртый лишний»:

Эти игры позволяют не только находить общие и различные свойства предметов, но и объединять предметы в группу по основному, существенному признаку проводить классификацию:

Первоначально детям предлагают сильно отличающиеся друг от друга по назначению предметы, например:

§ стол, стул, шкаф, шапка;

§ шапка, шуба, костюм, чайник;

§ огурец, репа, морковь, заяц;

§ лошадь, кошка, собака, щука;

Если ребёнок выполняет задание правильно, но затрудняется его словесно обосновать, это делает взрослый. Постепенно ребёнок сам научится делать такие выводы.

Затем задания усложняются, предлагаются следующие группы предметов:

§ платье, сарафан, юбка, шуба;

§ сапоги, ботинки, валенки, босоножки;

§ люстра, торшер, настольная лампа, солнце;

§ ландыш, мак, ромашка, гриб;

§ ель, сосна, лиственница, берёза;

§ тарелка с супом, кастрюля, чайник, ваза;

Третье задание предполагает наличие конфликтной ситуации, например:

§ жёлтый шаг, жёлтое яблоко, жёлтая груша,

оранжевый апельсин;

§ большая груша, большая репа, большой лимон,

маленькое яблочко;

§ помидор, свёкла, редиска, красное яблоко;

§ помидор, красное яблоко, свёкла, морковь;

Игра Что происходит»:

Перед ребёнком лежат три-четыре однородных предмета, например: тарелка, чашка, ложка. Поодаль лежат предметы (сначала их только два), один из которых относится по назначению уже к названной группе, а другой нет, например: блюдце и ботинок.

Ребёнок должен отобрать подходящий предмет. В этой игре ребёнок самостоятельно обобщает предметы по назначению и находит лишний предмет. Далее детям можно предлагать игры на классификацию. Приведу  некоторые из них:

 «Фонарики»:

Детям раздаются фонарики разного цвета и размера. Дети их рассматривают. После этого дети под звук бубна или музыку шагают с фонариками по группе. По сигналу дети с фонариками такого цвета, как у воспитателя, подходят к нему. Меняя фонарики, логопед собирает вокруг себя разные группы детей.

«Разноцветные мячи»:

На каждом столе или в разных местах группы расставляются куклы или зверюшки в одежде основных цветов. Детям раздаются разноцветные мячи. Детям предлагается подобрать для кукол мячи такого же цвета, как их одежда.

 «Цвет и форма»:

1.Ребёнку предлагаются различные по цвету геометрические фигуры. Даётся задание – сюда положишь две такие (показывают ему карточку определённого цвета), сюда две такие (карточка

другого цвета). Ребёнок подбирает к карточке различные фигуры одинакового цвета, т.е. группирует предметы по цвету.

2. Можно предложить ребёнку сгруппировать геометрические фигуры по форме. Задание ребёнку: сюда положишь все треугольники, сюда все круги, сюда все квадраты.

Можно предложить ребёнку разделить эти фигуры на две группы или разложить на две кучки.

«Кому что подойдёт»:

Детям показывают большие карточки с изображением кукол в разных ситуациях (за столом, в кабинете врача, в песочнице, возле кровати) и т. д. и говорят, что куклы загрустили, они не знают где им взять всё необходимое для обеда, для прогулки и т. д.

«Где что найдёшь»:

В групповой комнате расставляется «шкаф для посуды», «шкаф для одежды», «шкаф для игрушек», «медицинский кабинет» и т.д.

Детям раздаются картинки, изображающие посуду, одежду, игрушки и т.д. Детям предлагается разложить все предметы по местам. Затем обсуждается для всех ли предметов найдены правильные места.                                                                  

«Кто быстрее найдёт свою игрушку»:

Детям раздаются предметные картинки из разных групп. По сигналу дети самостоятельно объединяются в группы по содержанию. Выигрывают те дети, которые первыми организуют группу.

«Найди что происходит»:

Каждому ребёнку дают большую карту, в середине которой или в одной из клеток помещается картинка-образец, иллюстрирующая группу. Остальные карточки раздаются детям. Из полученных карточек дети выбирают подходящие к их группе. Дети могут обмениваться карточками. Выигрывает тот, кто раньше других закроет все клетки своей карточки.

  «Магазин»:

Детям объясняют, что в магазин привезли много товаров, но их сложили в беспорядке. Детям предлагается распределить товары по соответствующим отделам. Предварительно с детьми оговаривается какие отделы будут в их магазине.

  «Путешествие»:

Дети были в путешествии, видели много интересного. Художник нарисовал все это, но многое перепутал. Дети вспоминают, что видели на улицах городов, в парках, скверах, в лесу, зоопарке и т.д.



2019-12-29 172 Обсуждений (0)
Формирование мыслительных операций «обобщение» и «классификация». 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Формирование мыслительных операций «обобщение» и «классификация».

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (172)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)