Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Особенности памяти, внимания, восприятия при задержке психического  развития



2019-12-29 169 Обсуждений (0)
Особенности памяти, внимания, восприятия при задержке психического  развития 0.00 из 5.00 0 оценок




Память: Недостаточная  сформированность  познавательных процессов зачастую является главной причиной трудностей, возникающих у детей с ЗПР при обучении в школе.                                                 

Как показывают многочисленные клинические и психолого-педагогическиеисследования, существенное место в структуре дефекта умственной деятельностипри данной аномалии развития принадлежит нарушениям памяти.  Наблюдения педагогов и родителей за детьми с ЗПР,  а также специальные психологические исследования указывают на недостатки в развитии их непроизвольной памяти. Многое из того, что нормально развивающиеся дети запоминают легко, как бы само собой, вызывает значительные усилия у их отстающих сверстников и требует специально организованной работы с ними.

Одной из основных причин недостаточной продуктивности непроизвольной памяти у детей с ЗПР является снижение их познавательной активности. Рекомендуем использовать задания, цель которого состоит в раскладывании картинок с изображениями предметов на группы в   соответствии с начальной буквой названия этих предметов.  Было выявлено, что дети с задержкой развития не только хуже воспроизводили словесный материал, но и тратили на его припоминание заметно больше времени, чем их нормально развивающиеся сверстники. Главное отличие заключалось не столько в неординарной продуктивности ответов, сколько в разном отношении к поставленной цели.  Дети с ЗПР самостоятельно почти не предпринимали попыток добиться более полного припоминания и редко применяли для этого вспомогательные приемы. В тех случаях, когда это все же происходило, зачастую наблюдалась подмена цели действия. Вспомогательный способ использовался не для припоминания нужных слов, начинающихся на определенную букву, а для придумывания новых (посторонних) слов на ту же букву.   Необходимо отметить, что снижение произвольной памяти у детей  с задержкой психического развития является одной  из главных причин их трудностей в школьном обучении. Эти дети плохо запоминают тексты, таблицу умножения, не удерживают в уме цель и условия задачи. Им свойственны колебания продуктивности памяти, быстрое забывание выученного.

Специфические особенности памяти детей с ЗПР:

— Снижение объема памяти и скорости запоминания,

— Непроизвольное запоминание менее продуктивно, чем в норме,

— Механизм памяти характеризуется снижением продуктивности первых попыток запоминания, но время, необходимое для полного заучивания, близко к норме,

— Преобладание наглядной памяти над словесной,

— Снижение произвольной памяти.

— Нарушение механической памяти.

Внимание:

Причины нарушенного внимания:

1. Оказывают свое влияние имеющиеся у ребенка астенические явления.

2. Несформированность механизма произвольности у детей.

3.   Несформированность мотивации, ребенок проявляет хорошую концентрацию внимания, когда интересно, а где требуется проявить другой уровень мотивации –нарушение интереса.

Необходимо выделить  следующие особенности внимания, характерные для данного нарушения:   Низкая концентрация внимания: неспособность ребенка сосредоточиться на задании, на какой-либо деятельности, быстрая отвлекаемость.Ярко проявляются особенности внимания у детей с ЗПР: в процессе выполнения всего задания наблюдаются случаи колебаний внимания, большое количество отвлечений, быстрая истощаемость и утомляемость.

— Низкий уровень устойчивости внимания. Дети не могут длительно заниматься одной и той же деятельностью.

— Узкий объем внимания.

Более сильно нарушено произвольное внимание. В коррекционной работе с этими детьми необходимо придавать большое значение развитию произвольного внимания. Для этого использовать специальные игры и упражнения («Кто внимательней?», «Чего не стало на столе?» и так далее). В процессе индивидуальной работы применять такие приемы, как: рисование флажков, домиков, работа по образцу и.т.д

Восприятие:           

Причины нарушенного восприятия у детей с ЗПР:

1. При ЗПР нарушена интегративная деятельность коры головного мозга, больших полушарий и, как следствие, нарушена координированная работа различных анализаторных систем: слуха, зрения, двигательной системы, что ведет к нарушению системных механизмов восприятия.

2. Недостатки внимания у детей с ЗПР.

3. Недоразвитие ориентировочно-исследовательской деятельности в первые годы жизни и, как следствие, ребенок недополучает полноценного практического опыта, необходимого для развития его восприятия.

Особенности восприятия:

— Недостаточная полнота и точность восприятия связана с нарушением внимания, механизмов произвольности.

— Недостаточная целенаправленность и организованность внимания. 

—  Замедленность восприятия и переработки информации для полноценного восприятия.  Ребенку с ЗПР требуется больше времени, чем нормальному ребенку.

— Низкий уровень аналитического восприятия. Ребенок не обдумывает информацию, которую воспринимает («вижу, но не думаю».).

— Снижение активности восприятия. В процессе восприятия нарушена функция поиска, ребенок не пытается всмотреться, материал воспринимается поверхностно.

 Наиболее грубо нарушены более сложные формы восприятия, требующие участия нескольких анализаторов и имеющих сложный характер –зрительное восприятие, зрительно-моторная координация. Задача педагога заключается в том, чтобы помогать ребенку с ЗПР упорядочить процессы восприятия и учить воспроизводить предмет целенаправленно. На первом учебном году обучения взрослый руководит восприятием ребенка на занятии, в более старшем возрасте детям предлагается план их действий. Для развития восприятия материал детям предлагается в виде схем, цветных фишек.



2019-12-29 169 Обсуждений (0)
Особенности памяти, внимания, восприятия при задержке психического  развития 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Особенности памяти, внимания, восприятия при задержке психического  развития

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (169)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)