Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Направления коррекционно-развивающей работы.



2019-12-29 218 Обсуждений (0)
Направления коррекционно-развивающей работы. 0.00 из 5.00 0 оценок




  • Развитие и коррекция базовых психических функций: внимание, память, восприятие.
  • Развитие и коррекция эмоционально-волевой сферы и негативных качеств личности. Развитие и коррекция компонентов деятельности.
  • Формирование мышления.
  • Коррекция речи.

· Развитие и коррекция пространственно-временных представлений.

· Коррекция двигательной сферы и межполушарного взаимодействия.

· Развитие и коррекция игровой деятельности.

Ознакомление с окружающим миром и развитие речи . Занятие проводит учитель-дефектолог. Его основная задача – расширение кругозора, уточнение представлений о предметах и явлениях, природе, социальной действительности, ребенка знакомят с основами безопасности жизни (ОБЖ), проводят экологическое воспитание. В процессе занятий обязательно решаются задачи развития речи, главным образом обогащение словаря, уточнения значения слов в рамках изучаемых тем, а также развитие познавательных процессов.

 Занятия по развитию речиимеют свою специфику и направлены на решение следующих задач. Совершенствование лексико-грамматического строя речи. Эта работа осуществляется во взаимосвязи  с тематикой занятий по «Ознакомлению с окружающим миром». Отрабатываются модели словообразования, словоизменения, синтаксических конструкций.

Занятие по развитию речи и подготовке к обучению грамоте. Начальное обучение грамоте.Начинается эта работа еще в старшей группе. Первоначально упражнения на развитие фонематического слуха, слухового внимания и памяти, первичного фонемного и слогового анализа и синтеза, формирования графомоторных навыков входят в структуру занятия по развитию речи, а затем выделяются в специальное занятие (в подготовительной группе). Дети знакомятся с явлениями языковой действительности – звуками, словами, предложениями. Их знакомят с печатными буквами, способами моделирования звуко-слогового состава слова и предложения. Формируют навыки послогового чтения. Особое внимание уделяется подготовке ребенка к письму. Среди задач, реализующих подготовки ребенка к письму можно выделить такие как: формирование правильной посадки и захвата карандаша, развитие мелкой моторики и зрительно-моторной координации, развитие умения ориентироваться на листе и в клетке, овладение образами букв, графическая передача печатных букв и овладение элементами прописных букв.

Развитие элементарных математических представлений   

В процессе этих занятий решается широкий круг коррекционно-развивающих и образовательных задач. У детей с ЗПР задача развития математических представлений реализуется непросто. Это связано с тем, что у детей этой категории, особенно с ЗПР церебрально-органического происхождения, страдают предпосылки интеллектуальной деятельности: память на линейный ряд, восприятие пространства и времени, чувство ритма; отстают в развитии мыслительные операции и речь. Поэтому, перед реализацией задач по формированию ЭМП необходимо (на основе диагностических данных) запланировать пропедевтический период обучения, который станет основой для возможности усвоения ребенком математических представлений, определяемых программой.

С другой стороны, математическое развитие является мощным инструментом

· для сенсорного развития (различение и определение предметов по цвету, форме, величине, группировка множеств предметов и заданными признаками, и др.);

· для познавательного развития (развития умения анализировать, классифицировать, сравнивать и обобщать, устанавливать причинно-следственные зависимости и закономерности и др.);

· развития речи (особенно для планирующей функции речи и отработки, сложных по грамматической конструкции форм предложений, например: Саша быстрее приедет к финишу. Потому что он едет на велосипеде, а Витя на самокате.);

· подготовки к школьному обучению (формирование школьно-значимых функций: саморегуляция действий и поведения, работа с образцом и по образцу, по словесной инструкции, синхронная коллективная работа и др.);

· Математические представления реализуются по следующим разделам: множества, количественные представления, представления о форме, величине, пространственные и временные представления.

Обучение игре . Ведение в учебный план такого рода занятий обусловлено значительным отставанием детей с ЗПР в овладении сюжетно-ролевой игрой. Специальные обучающие занятия проводятся с детьми младшей и средней группы, при этом решаются следующие задачи:

· формирование игры как деятельности, развитие ее компонентов;           

· развитие игры как совместной деятельности;

· обогащение содержания детских игр.

В старшем дошкольном возрасте дети реализуют свою потребность в игре через свободную деятельность и в специально спроектированных педагогами игровых ситуациях. Педагоги через другие занятия, через наблюдения за профессиональной деятельностью взрослых, беседы и чтение литературы формируют у детей представления о природе и рукотворном мире, мире социальных отношений. Проектирование игровой ситуации и реализация запланированных взрослым задач в игре детей возможно только при наличии у детей определенных знаний и представлений, а также соответствующей игровой атрибутики и игрушек.

Тематику игр следует подбирать с учетом уровня развития детей и стремиться, чтобы она была логично связана с тематикой по «Ознакомлению с окружающим миром». Детей обучают сюжетно-ролевой игре, игре-драматизации, подвижной игре, дидактической игре.

 Изобразительная деятельность (ИЗО деятельность) .    Изобразительная деятельность является одной из ведущих продуктивных видов дошкольного детства и имеет моделирующий характер. ИЗО деятельность отражает интеллектуальное и эмоциональное развитие детей с ЗПР. Значительный вклад в развитие ИЗО деятельности вносит развитие восприятия, памяти, внимания, пространственных представлений и тонкой моторики и зрительно-моторной координации.

Развитие ИЗО деятельности способствует не только реализации традиционных задач по формированию изобразительных умений и навыков, но коррекции и развитию эмоциональной и познавательной сферы ребенка. Особенно коррекционная направленность на занятиях по ИЗО показана детям с ЗПР церебрально-органического происхождения, у которых страдает планирующая функция деятельности. В этих случаях проводятся специальные коррекционные занятия, на которых детей учат с помощью карточек заместителей наглядно составлять план предстоящей деятельности, проговаривать всю последовательность действий, а затем поэтапно ее выполнять и сравнивать полученных результат с запланированным. Таким образом, ИЗО деятельность можно рассматривать не только с точки зрения одной из ведущих и любимых детьми дошкольной деятельности, но и как инструмент коррекции и развития. В рамках ИЗО деятельности детей обучают рисованию, лепке, аппликации.

На начальном этапе (в младшей группе) занятия проводят в виде совместной деятельности детей и воспитателя с целью выработки эмоционально положительной реакции и привлечения детей к ИЗО деятельности. Операционные предпосылки ИЗО формируются на комплексных коррекционно-развивающих занятиях учителя-дефектолога. Затем проводятся занятия лепкой. Детей учат обследовать предметы, анализировать предмет в целом и отдельные его детали, затем опять предмет в целом. Такая последовательность способствует развитию сенсорно - перцептивной и аналитико-синтетической деятельности. Затем предмет изображают в технике аппликации. Детей учат правильно располагать части предмета относительно друг друга и сам предмет на листе бумаги. Сначала дети работают с готовыми элементами, а затем отбирают необходимые из нескольких на основе сформированного представления о предмете. На следующем этапе ребенка учат техническим приемам изображения предмета. Сколько проводить занятий лепкой, аппликацией и рисованием в первом полугодии воспитатель определяет самостоятельно на основе анализа достижений детей. Во втором полугодии воспитатель постепенно переходит на режим проведения одного вида занятия в неделю (лепка, аппликация, рисование), но их последовательность сохраняется. В средней, старшей и подготовительной группе чередование видов занятий сохраняется.

 Конструирование. Конструирование занимает в дошкольном детстве такое же значимое место, как и рисование, и теснейшим образом связано с игровой деятельностью. В процессе конструирования ребенок овладевает практическими знаниями о геометрических телах, учится выделять существенные отношения и связи между деталями и предметами, учат преобразовывать предметные отношения различными способами (надстраиванием, перестраиванием комбинированием и др.), обучают навыкам моделирования пространства и чтению графических моделей и простых схем-планов.

Детей учат конструированию из строительного материала, из различных по способам крепления деталей конструкторов, бумаги, природного материала.

Занятия конструированием имеет и коррекционно-развивающую направленность. Оно способствует развитию предварительного планирования, восприятия пространственных отношений, сенсорно-перцептивным способностям, наглядно-действенного и наглядно-образного мышления, способности к моделированию и замещению.

Ознакомление с художественной литературой. На занятия по ознакомлению с художественной литературой воспитатель решает традиционных для дошкольных учреждений задачи, но особое внимание педагог уделяет пониманию содержания текстов, расширению представлений об окружающем мире, расширению словаря.

«Применение дидактических игр в коррекционной работе с детьми с задержкой психического развития».

В этой работе отражена актуальность проблемы подготовки детей с задержкой психического развития к школе. Отмечается, что ведущей деятельностью в дошкольном возрасте является игра. Особое место отводится дидактической игре (обучающая игра), через которую происходит и обучение и коррекция психических процессов ребенка. Демонстрируется особая роль дидактической игры, через которую решается важная задача – подготовка детей с ЗПР к школьному обучению.

Приводятся особенности психических процессов детей этой категории ( внимания, памяти, восприятия, мышления), которые необходимо учитывать в коррекционной работе и подборе методов и приемов У детей с ЗПР часто имеет место органическая недостаточность центральной нервной системы, поэтому у большинства детей имеет место повышенная утомляемость, истощаемость, снижение работоспособности, возбудимость, колебания внимания. Все это сказывается на обучаемости ребенка. Используя дидактические игры, можно достигать положительных результатов в подготовке детей к школе и коррекции психических процессов. Даются методические рекомендации по правильному использованию дидактических игр.                                  

Как показывает практика, успехов в коррекции психических процессов и в обучении детей с ЗПР можно достичь, опираясь на ведущую деятельность дошкольного возраста, которой является игра, ведь « игра – королева детства». Именно игра способствует обучению и воспитанию детей. Существуют различные виды игр : подвижные, сюжетно – ролевые, режиссерские и др. Основой и сутью обучения в дошкольном возрасте является дидактическая игра, так как главная особенность дидактических игр определена их названием – это игры обучающие. Решение обучающей задачи требует от ребенка активных умственных и волевых усилий. Дидактическая задача побуждает ребенка быть внимательным, запоминать, сравнивать, классифицировать, уточнять свои знания. То есть, дидактическая игра помогает ему приобрести знания в легкой непринужденной форме. Дидактические игры широко используются как на фронтальных, так и на индивидуальных занятиях. Достижение цели происходит путем решения различных задач, одной из которых является обучение детей с ЗПР через дидактическую игру, то есть « учить, играя». Дидактическая игра как метод, дает наибольший эффект при умелом сочетании игры и учения. С этой целью используются ряд дидактических игр и упражнений, которые необходимо отбирать со строгим учетом особенностей развития психических процессов у детей с ЗПР. Педагоги – дефектологи знают существенные отличия этих детей от нормально развивающихся. Кратко вспомним эти отличия. 

Внимание

- Долго не формируется произвольное внимание.

- Внимание неустойчивое, рассеянное, плохо концентрируемое, кратковременное. Снижается при умственной и физической нагрузке. Даже положительные бурные эмоции ( праздничные утренники, просмотр телепередач и т.д.) снижают внимание.

- Малый объем внимания.

- Дети с ЗПР не могут правильно распределить внимание. 

- Наблюдаются трудности в переключении внимания с одного вида деятельности на другой.                                                                                      

-  Иногда наблюдается «застревание» на чем – то одном.

Память

· Недостаточная прочность запоминания, кратковременность. Таким детям требуется постоянное подкрепление, повторение.

· Хуже развита вербальная память (словесная), зрительная – несколько лучше.

· Страдает способность к логическому запоминанию. Лучше развита механическая память. В своей работе я использую ряд приемов, при использовании которых заметно возрастает внимание и память : 

· смена деятельности на более легкую;

· многократное повторение изучаемого материала, его дробление на несложную информацию. Постепенное усложнение. Повторение ребенком инструкции педагога;

· использование разнообразных игр и игровых моментов; 

· применение красочного эстетичного наглядного материала, схем. Все это помогает поддерживать внимание и организовывать более прочное запоминание нового материала. 

Мышление

- Особенно страдает словесно – логическое мышление. Наблюдается недостаточная сформированность таких мыслительных процессов как анализ, синтез, сравнение, обобщение и т.д.

- Дети испытывают трудности в выделении главных, существенных признаков предметов и явлений, а второстепенные признаки замечают быстрее, иногда « застревают» на этом.

- Затруднено установление причинно – следственных связей и т.д.

 

Восприятие

- Темп восприятия замедлен. Требуется больше времени для выполнения задания.

- Объем восприятия сужен.

- Наблюдаются трудности при восприятии сходных предметов ( например, круга и овала)

- Проблемы с гнозисом (распознаванием). С трудом узнают зашумленные и пересекающиеся изображения. Затрудняются в собирании разрезных картинок, часто ошибаются в «прохождении лабиринтов».

- Восприятие цвета, величин, формы, времени, пространства бывает грубо нарушено ( часто дети словесно их вообще не называют).

- Затруднено пространственное восприятие, так как недостаточно сформированы межанализаторные связи.

У детей с ЗПР имеет место органическая недостаточность центральной нервной системы, что влечет за собой незрелость в познавательной и в эмоционально – волевой сферах, Такие дети даже в старшем дошкольном возрасте не способны к длительным волевым усилиям и сосредоточенности. Вот почему занятия с детьми с ЗПР более коротки ( как минимум на 5 минут) в сравнении с нормально развивающимися сверстниками. У большинства детей с ЗПР имеет место повышенная утомляемость, истощаемость, что проявляется в снижении работоспособности, в быстром выключении из деятельности (ребенок как – бы смотрит на тебя, но не слышит и не видит, находится в прострации). Наблюдаются колебания внимания, вялость, а у некоторых наоборот – возбудимость, суетливость. Все это сказывается на снижении обучаемости  ребенка. Поэтому, именно использование дидактических игр, помогает ребенку более длительно удерживать внимание, способствует более качественному запоминанию, лучшему восприятию и помогает поддерживать интерес   ребенка на протяжении всего занятия.  При введении дидактической игры в занятия как метода обучения, используя различные игровые приемы, создаю игровую ситуацию посредством введения в занятие сказочного или иного персонажа, что помогает детям правильно выполнить дидактическую задачу и сохранить более длительно внимание и интерес к изучаемому материалу. Это могут быть: Зайчик - игрушка или плоскостное изображение,  Незнайка,  Почтальон Печкин, Буратино и т.д. Для усиления взаимосвязи между этапами занятия ввожу одного ( или нескольких) сказочного героя, который просит детей помочь ему выполнить какое – либо задание, или проверяет правильность выполнения заданий детьми, или сам помогает детям. 

Кроме широкого использования дидактических игр на различных занятиях, необходимо применять пальчиковую гимнастику, элементы психогимнастики, физкультурные минутки, логоритмические упражнения, элементы фонетической ритмики. Включая дидактические игры в коррекционный процесс, необходимо очень внимательно отбирать те из них, которые доступны детям данного возраста, имеют максимальную коррекционную направленность. Надо подбирать такую дидактическую игру, которая оказывает воздействие на ту психическую функцию ребенка, которая нуждается в коррекции. Хотя , исходя из практической работы, видно, что одна игра оказывает коррекционное воздействие сразу на два или более психических процессов. Используя дидактические игры и упражнения на различных фронтальных, индивидуальных занятиях и вне занятий отмечается, что дети быстрее вникают в суть программного материала и коррекция нарушений детей с ЗПР происходит более успешно.



2019-12-29 218 Обсуждений (0)
Направления коррекционно-развивающей работы. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Направления коррекционно-развивающей работы.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (218)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.013 сек.)