Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ В ОБЛАСТИ СОЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ



2019-12-29 221 Обсуждений (0)
СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ В ОБЛАСТИ СОЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ 0.00 из 5.00 0 оценок




СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ НАУЧНЫХ

ИССЛЕДОВАНИЙ В ОБЛАСТИ СОЦИАЛЬНОЙ

ПЕДАГОГИКИ.................................................................................... 5

 

ХАРАКТЕРИСТИКА ПОНЯТИЙНОГО АППАРАТА

  СОЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ.................................................... 9

2.1. Сущность, объект, предмет, функции и основная цель

социальной педагогики......................................................................... 9

2.2. Задачи социальной педагогики.......................................................... 13       

 

РЕШЕНИЕ ПРИКЛАДНЫХ ЗАДАЧ СОЦИАЛЬНОЙ

  ПЕДАГОГИКИ.................................................................................. 18       

3.1. Выявление и диагностика степени педагогической

запущенности школьников................................................................. 18

 

3.2. Разработка коррекционной программы по преодолению

педагогической запущенности школьников................................ 21

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ........................................................................................... 25

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ...........................  27

ПРИЛОЖЕНИЕ.....................................................................................   29

ВВЕДЕНИЕ

Современное развитие общества все больше акцентирует внимание к человеку, среде его обитания. Являясь уникальным существом, человек представляет собой вполне определенную целостность, признаваемую представителями многих наук.

Одной из наук, исследующей человека в социальной среде его обитания, является социальная педагогика. Появление новой для нашей страны специальности «социальная педагогика» связано с реформированием социальной политики и созданием соответствующей модели социальных служб. Возникновение новых профессий «соци­ального работника» и «социального педагога» осуществлялось в условиях фундаментальных, глубинных и кардинальных из­менений всей системы государственных и общественных отно­шений страны в конце 80-х – начале 90-х годов XX века. Столь глобальные изменения не могли не сказаться на спе­цифике процесса становления этих профессий, на особенностях их развития в последующие годы.

Как научное направление социальная педагогика имеет свою историю, берет начало в классической педагогике XVIII-XIX вв. Идеи социальной педагогики можно встретить в трудах Ж.-Ж.Руссо, И.Г.Песталоцци, Ф.Фребеля и др. Термин «социальная педагогика» ввел в обращение А.Дистервег. В нашей стране хорошо были известны книги П.Наторпа, Р.Штаммлера, П Барта, Дж.Дьюи, Р.Кершенштейнера, В.Лая и др.

Отечественная социальная педагогика на рубеже XIX-XX вв. была представлена исследованиями Блонского П.П., Венцеля К.Н., Каптерева П.Ф.,  Крупениной М.В., Шацкого С.Т., Шульгина В.Н. и др., объяснявшими влияние условий жизни, прежде всего социальных, на формирование личности ребенка. Ученые установили прямую зависимость между социальным неблагополучием, неблагоприятными для воспитания детей факторами и трудностями их развития.

Возрождение социальной педагогики как области научного знания и практической деятельности в нашей стране, как было сказано выше, началось в 90-х годах. В настоящее время относительно четко определился круг ученых-исследователей, занимающихся проблемами социальной педагогики. Среди них: Бочарова В.Г., Липский И.А., Никитина Л.Е., Филонов Г.Н., Мудрик А.В., Василькова Ю.В., Сластенин В.А., Мардахаев Л.В., Зимняя И.А., Олиференко Л.Я., Григорьев С.И., Галагузова М.А., Загвязинский В.И. и др.

    И, хотя социально-педагогическая идея прошла в своем развитии несколько периодов, начиная с древнейших времен до настоящего времени, в настоящее время социальная педагогика находится в стадии становления.

Актуальность темы курсовой работы определяется и современной социально-экономической ситуацией, осложняющейся в нашей республике последствиями чернобыльской катастрофы: увеличивается количество обездоленных семей, появляется проблема школьной дезадаптации детей, изменяются и нарушаются привычные межличностные связи и отношения, идет мощное расслоение детской среды, меняются в социальную сторону нравственные ценности людей – хорошо то, что дает доход. В этих условиях должна актуализироваться деятельность тех людей, которые способны профессионально, грамотно, цивилизованно оказать помощь, поддержку жертвам социализации, стать посредником между теми, кто нуждается в помощи, и государством, общественностью, школой, благотворительными организациями. Между тем, хотя профессия социального работника становится довольно распространенной, не всех людей, окончивших институт и получивших образование, можно назвать специалистами в этой области, т.к. получая базовые знания, они не всегда помнят, что эта профессия связана с людьми.

Кроме того, к социальной педагогике относятся крайне противоречиво, особенно к ее задачно-целевым ориентациям, объектно-предметной области, к той части социальной практики, которую она призвана отражать. Такое отношение выражается в разных формах: от безусловного признания социальной педагогики как панацеи от всех бед при решении проблем современного социума до отрицания права на ее существование. Такой разброс мнений и актуальность проблемы решения прикладных задач социальной педагогики обусловили выбор темы курсового исследования «Прикладные задачи социальной педагогики» и определили следующие цели исследования: изучение понятийного аппарата социальной педагогики и рассмотрение вариантов решения ее прикладных задач на примере выявления и коррекции педагогической запущенности школьников в образовательных учреждениях.

    Объект исследования: понятийный аппарат социальной педагогики.

    Предмет исследования: прикладные задачи социальной педагогики.

    Задачи:

1. На основе теоретического анализа литературы определить теоретическое и методологическое содержание понятия «социальная педагогика».

2. Выделить прикладные задачи социальной педагогики.

3. Рассмотреть варианты решения прикладных задач социальной педагогики на примере выявления и коррекции педагогической запущенности школьников в образовательных учреждениях.

В исследовании использовались следующие методы: теоретический анализ литературных источников по исследуемой проблеме, анализ, синтез, обобщение.

 

СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ В ОБЛАСТИ СОЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ

Время возникновения социальной педагогики (рубеж ХIХ – ХХ вв.) в значительной степени условно. Обычно ее создание связывают с Паулем Наторпом, считавшим главными задачами педагогики выявление тех социальных условий, которые наиболее благоприятны для воспитания человека. Однако еще древнегреческие мыслители Демокрит, Протагор, Сократ, Платон, Аристотель отмечали тесную зависимость воспитания от политики государства. Французские материалисты XIX века подчеркивали значение воспитания для социальных преобразований, а социалисты-утописты не только теоретически обосновали эту мысль, но и совершили первый в истории социально-педагогический эксперимент. На тесную зависимость воспитания от социальных интересов правящих классов указывали и русские революционные демократы  [23, с.29].

Как направление социальная педагогика оформлялась в середине XIXв. в условиях обострившейся социальной дифференциации общества, войн, революций, массовых миграций и вызванных этими обстоятельствами явлений кризиса семьи, общих моральных ценностей, распространения детской безнадзорности и т.п. Широким анализом связи школьного обучения и социальной среды были отмечены труды Ф.Бюиссона и А.Ж.Фуллье и др. (Франция), П.Наторпа и Г.Кершенштейнера (Германия), Д.Дьюи и Г.С.Холла (США). В России формированию социально-педагогического направления в педагогике способствовали труды Н.И.Пирогова, К.Д.Ушинского, Л.Н.Толстого, П.П.Блонского, В.П.Вахтерова, К.Н.Вентцеля, В.Н.Сороки-Росинского, С.Т.Шацкого  [22, с.498].

В начале ХХ в. Наторп выступил с идеей объединения всех воспитательных сил общества. В середине ХХ в. стали более популярными взгляды Дьюи о необходимости соответствия школ будущего социально-экономическим потребностям общества.

В России социально-педагогические проблемы воспитания находились в центре внимания научной и творческой интеллигенции. Большое развитие социальная педагогика получила в 20-х гг. ХХ в. Анализируя условия жизни подрастающих поколений, педагоги делали вывод о том, что у детей нет детства, т.к. «тяжесть жизни вторглась в него и разрушила» [26, с.130-131].

Они были убеждены, что если человек несовершенен, потому что несовершенен окружающий ребенка мир, то помочь ему можно, только изменяя условия его жизни, формируя среду, благоприятствующую задачам развития и воспитания.

В этой время социальная педагогика развивалась в нескольких направлениях: формирование методологических основ взаимодействия школы с социальной средой; разработка методик педагогически целесообразных связей с семьёй, общественностью, государством; участие школы в политической жизни; взаимодействие школы с экономикой региона; подъём духовной культуры социальной среды; связь с творческой интеллигенцией; борьба с беспризорностью и трудновоспитуемостью и др.

Выделяя методологические подходы к организации взаимодействия школы с окружающей её средой, Шацкий указывал, что в науке и практике сложилось три его варианта. Первый состоит в том, что школа выполняет только просветительные функции, а среда лишь мешает педагогическому коллективу эффективно работать. Для второго варианта свойственно изучение социальной среды с точки зрения пользы, которую учебное заведение может извлечь для своего существования. Третий вариант, сторонником которого был сам Шацкий, - фактическое единство школы со средой, т.е. организация целостного воспитательного процесса в микросреде. При этом дети должны понимать, зачем они учатся, а школы организовывать всю детскую жизнь.

Теоретические представления о всеобъемлющей детерминации индивидуальной жизни, в т.ч. и воспитания, оказали влияние на формирование советской педагогики 30-х гг. (после разгрома педологии и старого, дореволюционного педагогического корпуса России). Были прекращены все исследования в области социальной педагогики или социального воспитания, как тогда называлось это направление. Официальная советская педагогика разрабатывала лишь отдельные узкие фрагменты социально значимой проблематики  [22, с.499].

Научная разработка вопросов социальной педагогики в России возобновилась лишь в конце 50-60-х гг. и только конец 80-х - начало 90-х годов ХХ века ознаменовались всплеском общественного внимания к проблемам социальной работы. Бурное развитие повседневной практической социальной работы; умножение видов деятельности по разрешению проблемных ситуаций конкретных людей; утверждение государственными структурами профессий социального работника и социального педагога; формирование стандартов их подготовки по различным специальностям и специализациям; увеличение числа учебных заведений, готовящих таких специалистов различного профиля для социальной сферы – все это и многое другое объективно обусловило привлечение внимание научной общественности к теоретическому осмыслению происходящих в этой сфере изменений. Феномен социальной работы оказался в поле внимания многих гуманитарных наук, которые внесли существенный вклад в формирование ее методологических и теоретических основ  [12, с.25].

В последние годы некоторые исследователи обратились к проблемам осмысления исторических корней социальной рабо­ты и социальной педагогики в России; изучения особенностей развития социально-педагогической деятельности (в разных ее формах) в различные исторические периоды развития государ­ственности; изучения закономерностей и противоречий этой деятельности [2].

В настоящее время существует значительное число литературных источников по ее истории, но и по сей день не прекращаются дискуссии о ее праве на существование (что характерно лишь для научной педагогической среды). Основные доводы дискутирующих ученых можно свести к следующим положениям.

С одной стороны, социальные педагоги, представители ряда других наук и научных дисциплин обосновывают право на существование и само наличие социальной педагогики в единстве ее трех качественных состояний: области практической деятельности, научной дисциплины и образовательного комплекса. С другой, - не прекращаются утверждения ряда специалистов о том, что «социальная педагогика» – это нонсенс («железная железка», «морская свинка» и т.д.). В основе этих выводов лежат положения о том, что вся педагогика есть наука социальная; что выделение в педагогике еще и социальной логически недостоверно, а бесконечное дробление на множество других «педагогик» методологически вредно  [12, с.29].

Анализируя тенденции развития педагогики, Краевский В.В. заметил: «Каждый Божий день миру является какая-нибудь педагогика... И каждая — особая, каждая как бы сама по себе. Давно предостерегал мудрец от умножения сущностей. Педагогика разве не сущность? Зачем же ее заставляют размножаться с такой страшной быстротой? Прорезаются все новые сущности, плодятся, как кролики, потом разбегаются, как тараканы. И рассмотреть-то их как следует некогда»  [9, с.113].

Такая оценка побуждает задуматься над механизмом рождения и становления дисциплины «социальная педагогика», ее научным статусом.

По мнению Липского И.А., отказывая педагогике в возможности возникновения в ее структуре новых областей научного знания, мы придаем ей характер закрытой системы, чего не может быть по определению. Наука наверняка погибнет, замкнувшись внутри самой себя. В современных условиях появление «новых педагогик» – это поиск путей выхода педагогической науки из кризиса, в который она попала как представительница гуманитарных, социальных наук вследствие кризиса социальной практики государства и общества  [10, с.14].

Становление социальной педагогики с науковедческой точки зрения связано с проявлением одной из закономерностей процесса дифференциации научного знания (педагогического), которая носит сугубо объективный характер.

Прав Филонов Г.Н., говоря о том, что Вернадский В.И. выявил весьма значимую тенденцию в развитии науки, состоящую в том, что проблемы, вышедшие за пределы одной науки, неизбежно создают новые области знания. Его предвидение сегодня подтверждают объективно-закономерные процессы возникновения на почве традиционных классических наук новых, самостоятельных ответвлений естественного и гуманитарного знания с его философскими, теоретико-методологическими основаниями  [21, с.25].

Говоря о «страшной быстроте» размножения педагогик, следует обратить внима­ние на факторы и условия возникновения социальной педагогики. Еще в трудах Т.Кампанеллы, Ш.Фурье, Р.Оуэна, Э.Кабе, Ж.-Ж.Руссо, С.Френе, М.Монтессори содержатся положения о социальном характере воспитания человека, о педагогизации социальной среды, об оптимизации взаимодействия человека и социума. Социально-педагогические взгляды Толстого Л.Н., Вентцеля К.Н., Ушинского К.Д. не оставляют сомнений в том, что социальная педагогика – это не плод лишь теоретических размышлений кабинетных ученых. Все это позволяет отвергнуть обвинения в субъективизме современных специалистов, по крупицам собирающих исторический опыт социально-педагогической практики и осмысливающих его в категориях научного знания в рамках социальной педагогики  [10, с.15].

Итак, изучение истории социально-педагогических идей показывает, что в разные периоды развития страны они отражали социально-педагогическую практику, социально-педагогическую деятельность различных субъектов и институтов общества, ее разные виды. Они в силу авторитарной системы управления и своеобразных идеологических ориентации не могли быть собраны воедино, а существовали лишь в рассыпанном виде в рамках профессиональной деятельности учителей, священнослужителей, врачей, медицинских работников, идеологического актива, политработников армии и флота, специалистов учреждений культуры, спорта и др.

Вне зависимости от научных взглядов того или иного исследователя нельзя не видеть общепризнанного факта, что дифференциация науки (в данном случае педагогической) сопровождается ее интеграцией. Поэтому стало возможным объединить социально-педагогические знания, обобщить их до уровня сначала моделей, затем концепций и постепенно формировать теорию социальной педагогики.

 

 



2019-12-29 221 Обсуждений (0)
СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ В ОБЛАСТИ СОЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ В ОБЛАСТИ СОЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (221)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)