Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Выявление и диагностика степени педагогической запущенности школьников



2019-12-29 205 Обсуждений (0)
Выявление и диагностика степени педагогической запущенности школьников 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Прежде чем приступить к коррекции конкретных отклонений педагогически запущенного школьника, необходимо выявить стадию, на которой находится запущенность, и все возрастные, индивидуальные проявления ученика в данном контексте.

Для этого существуют разные подходы к составлению характеристики «трудного» ребенка. По одному из подходов она может включать следующие компоненты:

1. Сопротивляемость педагогическим воздействиям:

а) контактность с классным коллективом,

б) отношения с большинством педагогов,

в) реакция на педагогические требования,

г) податливость педагогическим воздействиям;

2. Уровень социально-ценного жизненного опыта:

а) опыт общения с людьми,

б) характер общения с людьми,

в) опыт участия в различных видах деятельности,

г) требовательность к себе при неудачах;

3. Я-концепция личности (эмоциональный аспект):

а) положительная,

б) отрицательная,

в) аномальная;

4. Отношение к своим недостаткам и негативным свойствам:

а) требовательность,

б) самокритичность;

5. Уровень самоуправления поведением:

а) может долго и качественно трудиться в области, которая его интересует,

б)  быстро утомляет однообразная и неинтересная для него, но важная для коллектива деятельность,

в) условия устойчивости волевых усилий в достижении качества работы  [8, с.63-64].

Грищенко Л.А. и Алмазов Б.И. предлагают следующую схему постановки психолого-педагогического диагноза мотива отклоняющегося поведения учащегося:

1. повод для постановки на внутришкольный учет (правонарушения, девиантное поведение, уклонения от учебы, конфликты);

2.  сфера отношений, в которой сложилась конфликтная ситуация (семья, школа, неформальное общение);

3. оценка средовых обстоятельств, влияющих на формирование личности: семейная запущенность с указанием типа семейного неблагополучия (эмоционально диссоциированная, разрушенная, аморальная, педагогически некомпетентная); проблемы отношений в учебном коллективе (непринятый педагогами, изолированный сверстниками, отвергаемый стихийными силами подросткового общения); положение в среде неформального общения (лидер, член активного ядра подростковой группы, примкнувший к группе подростков без проблем самоутверждения, вытесняемый из группы, изолированный, преследуемый сверстниками);

4.  целеустремленность отклоняющегося поведения (организатор, вовлекающий других; использует ситуации по мере возникновения, следует за другими без внутреннего сопротивления, действует против своих убеждений под давлением среды, действует импульсивно);

5. черты характера, затрагивающие воспитание;

6.  индивидуальные особенности личности, предрасполагающие к появлению неадекватных реакций на условия воспитания (отставание в умственном развитии, психический инфантилизм, акцентуации характера, патохарактерологические стереотипы реагирования, заболевание);

7.  мотивообразующие побуждения к отклонению в поведении (желание занять или удержать роль лидера, стремление быть замеченным в среде сверстников с целью самоутверждения, протестная реакция на психологическую изоляцию в коллективе). Выводы о ведущем мотиве отклоняющегося поведения;

8.  специфика эмоционального реагирования на конфликтную ситуацию (фрустрационное направление, депривация настроения, невротизация, внутренняя психоизоляция);

9.  основные направления воспитательной работы:

а) организация социального контроля,

б) осуществление социальной поддержки,

в) педагогическая реабилитация  [5, с.95-98].

 Баженов В.Г. В качестве диагностической программы предлагает схему психолого-педагогической характеристики личности школьника. Она нацеливает на многоплановый подход при изучении личности ученика, ее содержание раскрывает степень отклонения в поведении и познавательной деятельности:

1. общие сведения о школьнике: школа, класс, возраст, состояние здоровья;

2. условия семейного воспитания: состав, культурно-бытовые условия семьи; кто в семье лидер; особенности взаимоотношений; отношения к воспитанию, учебе, здоровью ребенка; где воспитывался до школы; семейный климат;

3. характеристика межличностных отношений школьника в классе (школе): сколько лет учится в данном классе, школе; отношение к просьбам, поручениям; авторитетен, активен или пассивен; проявления комфортности в поведении; устойчивый ли круг друзей; общительность, понимание или конфликтность; отношение к отрицательным социальным явлениям (алкоголь, наркомания, курение и др.);

4. общая структура направленности личности: характеристика осознанных мотивов (глубина, устойчивость, действительность); наиболее выраженные познавательные интересы; интерес к искусству, спорту, литературе и т.д.; читательские интересы; единство знаний; и поведение, наличие отклонений в поведении; мечты, идеалы, стремления; имеет ли место проявление вредных привычек;

5. уровень притязаний и самооценка школьника, их соотношение;

6. ученик в различных видах деятельности, соотношение учебной, игровой и трудовой деятельности;

7.  характеристика познавательной деятельности: особенности восприятия, наблюдательности; особенности памяти; характеристика внимания, воображения; особенности мышления; самостоятельность в суждениях и выводах; устная и письменная речь;

8.  особенности эмоционально-волевой сферы: характер эмоциональных реакций на педагогические воздействия; развитие, глубина и устойчивость высших чувств; преобладающее настроение; степень эмоциональной возбудимости и быстрота реакции; волевые особенности: целеустремленность, самостоятельность, инициативность, решительность, настойчивость, самообладание и др.;

9. способности: общие и специальные; наиболее ярко выраженные способности ребенка (музыкальные, технические, математические, организаторские и др.);

10. темперамент: холерик, сангвиник, флегматик, проявление конкретных свойств темперамента (сензитивность, импульсивность, ригидность и т.д.);

11.  характер: черты характера, проявляющиеся по отношению к учению (прилежание, активность, дисциплинированность и др.); к классу, школе (переживание успехов и неудач), отношение к мероприятиям, труду (трудолюбие, добросовестность, исполнитель­ность и др.), сверстникам и взрослым (доброта, общительность., внушаема конформизм и др.); к вещам (аккуратность и неряшливость, бережливость и не бережливость); к самому себе (самолюбие, честолюбие, скрытность, застенчивость, гордость). Причины того или иного отношения;

12. педагогические выводы: указать необходимые мероприятия с целью преодоления педагогической запущенности и формирования положительных качеств личности; пожелания в адрес учителей, сверстников, родителей, самого ребенка  [1, с.6-9].

Для диагностики педагогической запущенности Баженов В.Г. также предлагает дневник наблюдения педагогически запущенного ребенка. Он предназначен для более длительного изучения данного ученика и ведется по хронологическому принципу. С помощью собранных данных о проблеме педагогической запущенности и развитии ребенка можно спроектировать коррекционную работу с самим учащимся.

 



2019-12-29 205 Обсуждений (0)
Выявление и диагностика степени педагогической запущенности школьников 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Выявление и диагностика степени педагогической запущенности школьников

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (205)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)