Выявление и диагностика степени педагогической запущенности школьников
Прежде чем приступить к коррекции конкретных отклонений педагогически запущенного школьника, необходимо выявить стадию, на которой находится запущенность, и все возрастные, индивидуальные проявления ученика в данном контексте. Для этого существуют разные подходы к составлению характеристики «трудного» ребенка. По одному из подходов она может включать следующие компоненты: 1. Сопротивляемость педагогическим воздействиям: а) контактность с классным коллективом, б) отношения с большинством педагогов, в) реакция на педагогические требования, г) податливость педагогическим воздействиям; 2. Уровень социально-ценного жизненного опыта: а) опыт общения с людьми, б) характер общения с людьми, в) опыт участия в различных видах деятельности, г) требовательность к себе при неудачах; 3. Я-концепция личности (эмоциональный аспект): а) положительная, б) отрицательная, в) аномальная; 4. Отношение к своим недостаткам и негативным свойствам: а) требовательность, б) самокритичность; 5. Уровень самоуправления поведением: а) может долго и качественно трудиться в области, которая его интересует, б) быстро утомляет однообразная и неинтересная для него, но важная для коллектива деятельность, в) условия устойчивости волевых усилий в достижении качества работы [8, с.63-64]. Грищенко Л.А. и Алмазов Б.И. предлагают следующую схему постановки психолого-педагогического диагноза мотива отклоняющегося поведения учащегося: 1. повод для постановки на внутришкольный учет (правонарушения, девиантное поведение, уклонения от учебы, конфликты); 2. сфера отношений, в которой сложилась конфликтная ситуация (семья, школа, неформальное общение); 3. оценка средовых обстоятельств, влияющих на формирование личности: семейная запущенность с указанием типа семейного неблагополучия (эмоционально диссоциированная, разрушенная, аморальная, педагогически некомпетентная); проблемы отношений в учебном коллективе (непринятый педагогами, изолированный сверстниками, отвергаемый стихийными силами подросткового общения); положение в среде неформального общения (лидер, член активного ядра подростковой группы, примкнувший к группе подростков без проблем самоутверждения, вытесняемый из группы, изолированный, преследуемый сверстниками); 4. целеустремленность отклоняющегося поведения (организатор, вовлекающий других; использует ситуации по мере возникновения, следует за другими без внутреннего сопротивления, действует против своих убеждений под давлением среды, действует импульсивно); 5. черты характера, затрагивающие воспитание; 6. индивидуальные особенности личности, предрасполагающие к появлению неадекватных реакций на условия воспитания (отставание в умственном развитии, психический инфантилизм, акцентуации характера, патохарактерологические стереотипы реагирования, заболевание); 7. мотивообразующие побуждения к отклонению в поведении (желание занять или удержать роль лидера, стремление быть замеченным в среде сверстников с целью самоутверждения, протестная реакция на психологическую изоляцию в коллективе). Выводы о ведущем мотиве отклоняющегося поведения; 8. специфика эмоционального реагирования на конфликтную ситуацию (фрустрационное направление, депривация настроения, невротизация, внутренняя психоизоляция); 9. основные направления воспитательной работы: а) организация социального контроля, б) осуществление социальной поддержки, в) педагогическая реабилитация [5, с.95-98]. Баженов В.Г. В качестве диагностической программы предлагает схему психолого-педагогической характеристики личности школьника. Она нацеливает на многоплановый подход при изучении личности ученика, ее содержание раскрывает степень отклонения в поведении и познавательной деятельности: 1. общие сведения о школьнике: школа, класс, возраст, состояние здоровья; 2. условия семейного воспитания: состав, культурно-бытовые условия семьи; кто в семье лидер; особенности взаимоотношений; отношения к воспитанию, учебе, здоровью ребенка; где воспитывался до школы; семейный климат; 3. характеристика межличностных отношений школьника в классе (школе): сколько лет учится в данном классе, школе; отношение к просьбам, поручениям; авторитетен, активен или пассивен; проявления комфортности в поведении; устойчивый ли круг друзей; общительность, понимание или конфликтность; отношение к отрицательным социальным явлениям (алкоголь, наркомания, курение и др.); 4. общая структура направленности личности: характеристика осознанных мотивов (глубина, устойчивость, действительность); наиболее выраженные познавательные интересы; интерес к искусству, спорту, литературе и т.д.; читательские интересы; единство знаний; и поведение, наличие отклонений в поведении; мечты, идеалы, стремления; имеет ли место проявление вредных привычек; 5. уровень притязаний и самооценка школьника, их соотношение; 6. ученик в различных видах деятельности, соотношение учебной, игровой и трудовой деятельности; 7. характеристика познавательной деятельности: особенности восприятия, наблюдательности; особенности памяти; характеристика внимания, воображения; особенности мышления; самостоятельность в суждениях и выводах; устная и письменная речь; 8. особенности эмоционально-волевой сферы: характер эмоциональных реакций на педагогические воздействия; развитие, глубина и устойчивость высших чувств; преобладающее настроение; степень эмоциональной возбудимости и быстрота реакции; волевые особенности: целеустремленность, самостоятельность, инициативность, решительность, настойчивость, самообладание и др.; 9. способности: общие и специальные; наиболее ярко выраженные способности ребенка (музыкальные, технические, математические, организаторские и др.); 10. темперамент: холерик, сангвиник, флегматик, проявление конкретных свойств темперамента (сензитивность, импульсивность, ригидность и т.д.); 11. характер: черты характера, проявляющиеся по отношению к учению (прилежание, активность, дисциплинированность и др.); к классу, школе (переживание успехов и неудач), отношение к мероприятиям, труду (трудолюбие, добросовестность, исполнительность и др.), сверстникам и взрослым (доброта, общительность., внушаема конформизм и др.); к вещам (аккуратность и неряшливость, бережливость и не бережливость); к самому себе (самолюбие, честолюбие, скрытность, застенчивость, гордость). Причины того или иного отношения; 12. педагогические выводы: указать необходимые мероприятия с целью преодоления педагогической запущенности и формирования положительных качеств личности; пожелания в адрес учителей, сверстников, родителей, самого ребенка [1, с.6-9]. Для диагностики педагогической запущенности Баженов В.Г. также предлагает дневник наблюдения педагогически запущенного ребенка. Он предназначен для более длительного изучения данного ученика и ведется по хронологическому принципу. С помощью собранных данных о проблеме педагогической запущенности и развитии ребенка можно спроектировать коррекционную работу с самим учащимся.
Популярное: Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (205)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |