Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Разработка коррекционной программы по преодолению педагогической запущенности школьников



2019-12-29 461 Обсуждений (0)
Разработка коррекционной программы по преодолению педагогической запущенности школьников 0.00 из 5.00 0 оценок




 

В отечественной и зарубежной практике имеются наработки, представленные в разнообразных схемах и программах организации работы по предупреждению и преодолению педагогической запущенности.

Коррекционная программа включает в себя ряд этапов:

1. Выявление проблемы педагогической запущенности, сбор информации о ее причинах и проявлении.

2. Всестороннее изучение ребенка и условий его развития.

3. Составление индивидуальной коррекционной программы.

4. Привлечение специалистов к реализации программы.

5. Коррекционная работа с ребенком, родителями, одноклассниками, учителями.

6. Анализ результатов, прогнозирование дальнейшей работы с ребенком.

Овчарова Р.В. предлагает следующую программу организации индивидуальной работы с педагогически запущенным ребенком, состоящую из трех основных направлений помощи, которые, на наш взгляд, основываются на коррекционных мероприятиях не только с ребенком, но и его окружением, и поэтому заслуживают особого внимания специалистов:

1. Изменение условий семейного воспитания ребенка:

а) повышение психолого-педагогической грамотности родителей, культуры взаимоотношений;

б) создание воспитывающей ситуации в семье, активное включение родителей в воспитательный процесс;

в) индивидуальные консультации, помощь родителям в воспитании;

г) контроль над организацией режима ребенка, устранение безнадзорности;

д) помощь ребенку в организации деятельности ребенка, его общения в семье;

е) меры по устранению нарушений семейного воспитания.

2. Совершенствование воспитательно-образовательной работы с классом:

а) коррекция отношений педагога к ребенку, снятие психологических перегрузок;

б) гуманизация межличностных отношений в детском коллективе;

в) рационализация воспитательно-образовательной работы в классе;

г) взаимодействие учителей и родителей в педагогическом процессе.

3. Помощь ребенку в личностном росте:

а) организация психологического обследования ребенка и оказание ему необходимой психологической помощи;

б) индивидуальная работа по сглаживанию недостатков интеллектуальной, нравственной, эмоционально-волевой сфер;

в) включение ребенка в активную деятельность;

г) преодоление демотивированности, негативной мотивации учения;

д) организация успеха ребенка в условии школьной программы;

е) руководство общением ребенка со сверстниками на основе опоры на положитель­ные качества личности;

ж) работа по формированию мотивации достижения  [20, с.112-114].

Невский И.А. предлагает свою программу работы школы с педагогически запущенными учащимися. Она состоит из четырех разделов:

Раздел 1. Изучение педагогически запущенных школьников:

1. Выявление педагогически запущенных школьников; ведение личных дел.

2. Изучение результатов деятельности этих учащихся, пределов в знаниях, отклонений в межличностных отношениях; наметить пути и способы их преодоления.

3. Положение ученика в классе, характер взаимоотношений с товарищами; наметить пути и способы их улучшения.

4. Изучение интересов, способностей и склонностей ученика.

5. Установить, входит ли пед.запущенный ученик в другие группы сверстников за пределами школы; изучить характер влияния этих групп на данного ученика.

6. Изучить положение ребенка в семье.

Раздел 2. Организация педагогической помощи:

1. Вести учет пробелов в знаниях, умениях и навыков; наметить пути и способы их ликвидации.

2. Повысить и укрепить интерес к учению, уверенность в свои силы.

3. Укреплять положение запущенных детей в классе.

4. Учителям проявлять к детям уважение и доброжелательность, приветливость и дружелюбие.

5. Показать родителям, как нужно работать с ребенком дома, как организовать его учебное и свободное время, как оказать помощь в учебе.

6. Вести учет особо неблагополучных семей.

Раздел 3. Организация медицинской помощи:

1. Консультации врачей-психоневрологов и дефектологов.

2. Медицинский учет в рамках школы.

3. Организовать общеукрепляющее амбулаторное лечение не нуждающихся в нем.

4. Взять под контроль организацию летнего отдыха ослабленных пед.запущенных детей, оказывать помощь в получении путевок в лагерь и санатории.

Раздел 4. Организация свободного времени школьников:

1. Включить школьников в работу кружков, секций, исходя из интересов и возможностей детей.

2. Задействовать в школьных мероприятиях; отмечать успехи и достижения в области этой деятельности.

3. Организовать ненавязчивый контроль над свободным временем.

4. Всех педагогически запущенных детей, не имеющих достаточного ухода и контроля дома, вовлекать в группы продленного дня в школе  [19, с.21-22].

Положительное этой программы заключается в оказании разного вида помощи ребенку, т.е.подключение различных специалистов к решению коррекционных задач. На разных этапах работы с учащимся для педагога различное значение имеют разные задачи.

На первом этапе работы педагог сопоставляет самое общее представление об учащемся. Для этого они знакомятся с его личным делом, с условием его жизни и воспитания в семье, беседует с ним, наблюдает за его поведением.

На втором этапе выявляются наиболее сильные стороны и достоинства учащегося, а также его недостатки и составляется программа педагогических действий, которая находит свое отражение в плане индивидуальной работы с подростком.

Третий этап изучения – это определение эффективности воздействия на данного ученика.

Зюбин Л.М. выделяет следующие этапы работы с педагогически запущенными детьми:

1. установление дружеских отношений,

2. изучение педагогически запущенных детей,

3. выявление сути проблемы, ее причин, диагностирование, прогнозирование,

4. проведение профилактических, коррекционных, реабилитационных мероприятий,

5. анализ результатов, наблюдение  [6, с.10].

Отдельно Зюбин Л.М. предлагает следующие формы коррекционной работы: выявление качеств, способностей, которые могут получить положительную оценку в коллективе, привлечение к общественной работе, оказание помощи в организации дружеских связей, постепенное усложнение учебных и общественных заданий, систематическое поощрение за успехи, изменение отношения к критике, медицинская помощь, разъяснительная работа с коллективом, строгий контроль за соблюдением режима, формирование правильной самооценки, осуществление мер нравственно-полового воспитания, оказание необходимой помощи в учебной деятельности, физическое воспитание, привлечение к участию в добрых делах для сверстников, младших, больных  [7, с.69-72].

    Эти мероприятия даны не в системе, не включены в программу, но специалист может включать предложенные выше мероприятия в свою программу.

Изложенные выше программы можно рассматривать как стратегии ведения коррекционной работы и каждую из них можно применить, корригируя любого педагогически запущенного ребенка. Индивидуальный же подход к каждому случаю запущенности будет выражаться в выборе тактики работы.

Таким образом, проанализировав существующие подходы к коррекции педагогической запущенности школьников, мы пришли к выводу, единого подхода к коррекции не существует. Каждый автор хорошо разработал какую-то отдельную сторону этого вопроса.

Так, схема составления диагностики обследования школьников хорошо разработана Грищенко Л.А., Алмазовым Б.И., Баженовым В.Г. Направления коррекционной программы для ребенка и его окружения разработаны Овчаровой Р.В., а специалисты, которых можно привлекать к коррекционной работе, определены в программе Невского И.А. Зюбин Л.М. предложил этапы работы и коррекционные мероприятия.

Нам кажется, что все эти наработки необходимо учитывать при составлении коррекционной программы, примерный вариант которой представлен нами в приложении к курсовой работе.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, подводя итоги изучения вопроса о прикладных задачах социальной педагогики, мы приходим к следующим выводам: социальная педагогика представляет собой сложное полифункциональное явление в жизни и деятельности человеческого сообщества. Мы можем говорить о различных качественных состояниях социальной педагогики: как области практической деятельности, как научной дисциплине; как образовательном комплексе. Каждое из этих состояний социальной педагогики имеет свой предмет, объект, цель, задачи, функции.

Как прак­тика она отражает научно-преобразовательную деятельность субъектов в социуме и представляет собой педагогику социальной работы, ее педагогической компонент. Как наука она является частью общей педагогической науки, изучающей отношения в социуме, не огра­ничиваясь рамками одной какой-либо его структуры; при этом она отражает научно-познавательную дея­тельность субъектов и выступает как педагогика отношений в социальной среде. Как образовательный комплекс она отражает научно-образовательную де­ятельность социальных педагогов в различных учреж­дениях образовательного типа на различных уровнях (допрофессиональном, профессиональном и постпро­фессиональном).

Основной целью социальной педагогики как науки является интеграция знаний о социальной природе личности как педагогической цели. В качестве основной цели социальной педагогики как практической дисциплины следует рассматривать построение технологий, обеспечивающих преодоление отчуждения личности от своей подлинной социальной природы.

Среди прикладных задач социальной педагогики наиболее важными являются следующие: адаптация; реабилитация; компенсация; профилактика; коррекция; социальная стабилиза­ция; социальная защита; социальное обеспечение; социальный контроль; соци­альная пропаганда и др.

Итак, как наука междисциплинарного характера, социальная педагогика призвана исследовать становление и развитие личности единого, неповторимого и уникального представителя человеческого рода. Социальная педагогика раскрывает формы социального бытия индивида, механизмы трансляции социального опыта, стадии становления и развития личности. В практическом аспекте социальная педагогика технологически обеспечивает становление и развитие личности, устанавливает междисциплинарные связи, направленные на высокоэффективное функционирование социально-педагогических технологий.

Указанный технологический аспект социальной педагогики находит свое воплощение в феномене социальной работы.

В нашей стране потребность в социальной работе появилась в связи с кардинальными изменениями в экономической, политической и социальной жизни. Это выражается в необходимости оказывать компетентную социальную помощь населению, облегчающую адаптацию к новым условиям, осуществлять гуманизацию социокультурной среды, содействовать социальному формированию личности. Указанные функции ранее были возложены на различные государственные структуры (органы образования, здравоохранения, социального обеспечения и т.п.) и общественные организации, которые с той или иной степенью успешности их реализовывали. В новых условиях – это прерогатива социальных служб, которые и призваны осуществлять социальную работу. Неверно было бы говорить о социальной работе вообще. Последняя всегда имеет конкретного адресата в виде того или иного социального слоя или общественной группы. Очевидно, что работа с престарелыми по своему содержанию и формам существенным образом отличается от работы с новобранцами или безработными. Успешная социальная работа с теми или иными группами населения возможна через разработку соответствующих социально-педагогических проектов и технологий и их реализацию, в частности, путем построения системы социальных служб. Такой подход предполагает наличие и использование фундаментального научного базиса, который и разрабатывается социальной педагогикой как наукой. На основе этого мы считаем соответственно социальные службы и социальную работу формой и содержанием практического аспекта социальной педагогики.

В третьей части курсовой работы мы попытались рассмотреть варианты решения прикладных задач социальной педагогики на примере выявления и коррекции педагогической запущенности школьников в образовательных учреждениях.

Проведенный в работе анализ психолого-педагогической и методической литературы позволил выявить сущность и методы коррекционной работы. Мы попытались дать самую общую характеристику коррекционному процессу. Показали, что коррекция – это неотъемлемая часть психолого-педагогической помощи, что данный процесс строится не стихийно, а на определенных принципах, коротко рассмотрели этапы построения программы коррекции. Один из примеров программы коррекции также был нами рассмотрен в этой части работы.

Таким образом, цели исследования – изучение понятийного аппарата социальной педагогики и рассмотрение вариантов решения ее прикладных задач на примере выявления и коррекции педагогической запущенности школьников в образовательных учреждениях – достигнута; задачи реализованы.

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Баженов В.Г. Воспитание педагогически запущенных подростков. – Киев, 1986

2. Бочарова В.Г. Педагогика социальной работы. – М., 1994

3. Василькова Ю.В., Василькова Т.А. Социальная педагогика: Курс лекций: Учебное пособие для студентов вузов. – М.,1999

4. Василькова Ю.В. Методика и опыт работы социального педагога: Учебное пособие для студентов вузов. – М., 2004

5. Грищенко Л.А., Алмазов Б.И. Психология отклоняющегося поведения и задачи педагогической реабилитации трудновоспитуемых учащихся. – М., 1987

6. Зюбин Л.М. Методические рекомендации по организации воспитательной работы с трудными учащимися. – М., 1976

7. Зюбин Л.М. Учебно-воспитательная работа с трудными учащимися – М, 1982

8. Колонтаевская Е.А. Диагностика педагогической запущенности школьников// Психологический журнал. – 1999. - № 4

9. Краевский В.В. Сколько у нас педагогик?// Педагогика. – 1997. - № 4

10. Липский И.А. Понятийный аппарат и парадигмы развития социальной педагогики// Педагогика. – 2001. - № 10

11. Липский И.А. Социальная педагогика: опыт моделирования и прогнозирования развития// Педагогика. – 2001. - № 8

12. Липский И.А. Социальная педагогика: практика, научная дисциплина, образовательный комплекс// Педагогика. – 2001. - № 1

13. Липский И.А. Становление и развитие научных исследований в области социальной педагогики// Социальная педагогика. – 2002. - № 2

14. Мардахаев Л.В., Липский И.А. Социальная педагогика: пути развития. – М., 1996

15. Маслова Н.Ф. Рабочая книга социального педагога. – М., 1994

16. Методические рекомендации по социально-педагогическим дисциплинам/ Под ред.М.Б.Черновой, П.Р.Галузо, И.А.Карпюк. – Гродно: ГрГУ, 2000

17. Мищик Л.И. Профессиональная подготовка социального педагога (педагогический, психологический и управленческий аспекты). – Киев, 1996

18. Мудрик А.В. Социальная педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических вузов/ Под ред.В.А.Сластенина. – М., 1999

19. Невский И.А. Трудный успех. – М.,1981

20. Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога. – М, 1996

21. Предмет и функции социальной педагогики/ Под ред.Г.Н.Филонова. – М., 1998

22. Российская педагогическая энциклопедия в двух томах. – Т.2/ Под ред.А.П.Горкина. – М., 1999

23. Семенов В.Д. Социальная педагогика. – Екатеринбург, 1995

24. Соколова Н. Социально-педагогическая поддержка ребенка в учреждениях дополнительного образования// Социальная педагогика. – 2003. - № 1

25. Социальная педагогика: Курс лекций/ Под общ.ред.М.А.Галагузовой. – М., 2000

26. Шацкий С.Т. Избранные педагогические сочинения: В 2 т. – Т.1. – М.: Педагогика, 1980

ПРИЛОЖЕНИЕ

КОРРЕКЦИОННАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ ПРЕОДОЛЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЗАПУЩЕННОСТИ


Этапы работы:

I. ИЗУЧЕНИЕ ПЕД.ЗАПУЩЕННОГО ШКОЛЬНИКА И ЕГО ПРОБЛЕМЫ

На первом этапе работы педагог составляет общее представление об учащемся. Для этого он:

· знакомится с документацией (его личным делом, с условием его жизни и воспитания в семье по паспорту семьи, знакомится с результатами психологических диагностик, изучает классный журнал);

· беседует с людьми, знающими педагогически запущенных (классный руководитель, учителя-предметники, одноклассники, родители);

· наблюдает за ребенком;

· проводит дополнительное диагностирование, анкетирование, опрос.

Результаты, полученные с помощью вышеуказанных четырех групп методов, должны дать следующую информацию:

1. Информация о ребенке, его развитии, факторах социализации:

а) повод для постановки на внутришкольный учет (правонарушения, девиантное поведение, уклонения от учебы, конфликты);

б) условия семейного воспитания: состав, культурно-бытовые условия семьи; кто в семье лидер; особенности взаимоотношений; отношения к воспитанию, учебе, здоровью ребенка; где воспитывался до школы; семейный климат;

в) характеристика межличностных отношений школьника в классе (школе): сколько лет учится в данном классе, школе; отношение к просьбам, поручениям; авторитетен, активен или пассивен; проявления комфортности в поведении; устойчивый ли круг друзей; общительность, понимание или конфликтность; отношение к отрицательным социальным явлениям (алкоголь, наркомания, курение и др.);

г)  общая структура направленности личности: характеристика осознанных мотивов; наиболее выраженные познавательные интересы; интерес к искусству, спорту, литературе и т.д.; читательские интересы; единство знаний; и поведение, наличие отклонений в поведении; мечты, идеалы, стремления; имеет ли место проявление вредных привычек.

д)  характеристика учебной и познавательной деятельности; успеваемость, особенности восприятия, наблюдательности; особенности памяти (точность, быстрота запоминания); характеристика внимания, воображения; особенности мышления самостоятельность в суждениях и выводах; устная и письменная речь. Способности: общие и специальные; наиболее ярко выраженные способности ребенка (музыкальные, технические, математические, организаторские и др.);

е) другая полезная информация.

2. Информация о педагогической запущенности, ее причинах, степени, форме проявления:

а) I форма – несформированность элементов и навыков учебной деятельности.

Причина: индивидуальные особенности интеллектуального развития.

Следствие: плохая успеваемость.

б) II форма – несформированность мотивации учения; направленность на другие нешкольные (не соответствующие возрасту) виды деятельности.

Причина: инфантилизм воспитания; гиперопека; неблагоприятные факторы, разрушившие положительную мотивацию (межличностные отношения, неадекватная оценка учебной деятельности).

Следствие: плохая успеваемость и поведение на фоне достаточного уровня познавательных возможностей.

в) III форма – неспособность произвольной регуляции внимания, учебной деятельности.

Причина: особенности семейного воспитания (потворствующая либо доминирующая гиперпротекция), тот же тип воспитания в детском саду и начальной школе.

Следствие: неорганизованность, невнимательность, зависимость, ведомость, нарушения общения, слабая успеваемость.

Определение группы детей по степени пед.запущенности:

В I группу входят школьники, степень педагогической запущенности которых незначительна. У них отрицательные черты и качества неустойчивы. Интерес к школе у них сохраняется, отношение к учебе в основном положительное. Нет конфликтов с учителями и сверстниками. Детей этой группы отличает легкая внушаемость, неустойчивость, неуверенность в себе. Им свойственны такие качества, как лень, неумение противостоять своим отрицательным ситуативным желаниям, рассеянность, неорганизованность, безынициативность, несамостоятельность. Положение таких детей в коллективе может быть благополучным, они, как правило, не оказываются в изоляции. У детей первой группы нет устойчивых отклонений в нравственном развитии, отрицательные качества проявляются ситуативно, сохраняются разнообразные интересы. Они озорные, ленивые, неорганизованные, слабовольные, ищут легкие пути достижения целей, легко раскаиваются и обещают исправиться.

Детей II группы характеризует низкая успеваемость, конфликтные отношения со сверстниками, учителями. Такие дети, как правило, из неблагополучных семей. Их отличает показная грубость. Познавательные интересы их развиты недостаточно, в начальных классах они не осваивают учебные действия. В основном у этих детей интересы направлены на внеучебную деятельность. Они отличаются легкой внушаемостью, а отсутствие нравственных убеждений способствует тому, что они легко поддаются отрицательному влиянию. Эмоционально-волевая сфера характеризуется недостатком выдержки, неумением владеть собой, вспыльчивостью, озлобленностью, недоброжелательностью. Однако, конфликты со сверстниками не носят затяжного характера, а конфликты с учителями возникают из-за неуспеха в учебной деятельности. У детей второй группы отклонения в нравственном развитии, низкая успеваемость, конфликты с коллективом и учителями, живут в неблагополучных семьях, безделие скрывают безразличием, познавательный интерес неразвит, так как не усвоены учебные действия, к труду – пренебрежение. У них легкая внушаемость, интерес к безумным зрелищам, частой смене впечатлений. Они озлоблены, недоброжелательны, вызывающе себя ведут, но не совершают откровенно хулиганские поступки.

Детей III группы характеризует отрицательное отношение к нравственным и правовым нормам. Они откровенно грубы по отношению к родителям, учителям и одноклассникам. Обстановка в семье, как правило, неблагополучная. Для таких детей характерна очень слабая успеваемость. Изолированность в классе они компенсируют в общении с себе подобными. Их отличает безволие, склонность к эффектным вспышкам, слабое развитие процессов торможения и тому подобное. У детей 3 группы степень педагогической запущенности ярко выражена. Систематически проявляются отрицательные качества, искажения в нравственном развитии. Они курят, сквернословят, к физическому труду относятся отрицательно, открыто противопоставляют себя коллективу, не стремятся стать лучше. В коллективе – изолированны, авторитет поддерживают при помощи силы, не способны к длительным волевым усилиям, склонны к аффектным вспышкам, имеют деформированные желания и намерения.

 

II. СОСТАВЛЕНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ КОРРЕКЦИОННОЙ ПРОГРАММЫ
1. Влияние на факторы социализации:

1. Изменение условий семейного воспитания ребенка:

а) повышение психолого-педагогической грамотности родителей, культуры взаимоотношений; меры по устранению нарушений семейного воспитания, создание воспитывающей ситуации в семье, активное включение родителей в воспитательный процесс (классный руководитель);

б) индивидуальные консультации, помощь родителям в воспитании (психолог);

в) контроль над организацией режима ребенка, устранение безнадзорности, помощь в организации деятельности ребенка, его общения в семье (показать родителям, как нужно работать с ребенком дома, как организовать его учебное и свободное время, как оказать помощь в учебе) (социальный педагог).

2. Совершенствование воспитательно-образовательной работы с классом:

а) гуманизация межличностных отношений в детском коллективе;

б) руководство общением ребенка со сверстниками на основе опоры на положительные качества личности.

3. Работа с учителями:

а) коррекция отношений педагога к ребенку, снятие психологических перегрузок; проявление со стороны учителей к детям уважения и доброжелательности, приветливости и дружелюбия;

б) организация успеха ребенка в условии школьной программы (т.е. вести учет пробелов в знаниях, умениях и навыков; наметить пути и способы их ликвидации, создавать ситуации успеха).

2. Влияние на развитие самого ребенка

1. Организация психологической помощи:

а) индивидуальная работа по сглаживанию недостатков интеллектуальной, нравственной, эмоционально-волевой сфер;

б) преодоление негативной мотивации учения, работа по формированию мотивации достижения, повышение и укрепление интереса к учению, уверенности в свои силы, свое будущее;

в) изменение отношения к себе и окружающим людям: родителям, учителям, сверстникам.

2. Организация педагогической помощи:

а) включение ребенка в активную деятельность;

б) организация свободного времени пед.запущенных школьников: включение школьников в работу кружков, секций, исходя из интересов и возможностей детей, задействование в школьных мероприятиях (отмечать успехи и достижения в области этой деятельности);

в)  физическое воспитание, привлечение к участию в добрых делах для сверстников, младших, больных.

3. Организация медицинской помощи:

а) консультации врачей-психоневрологов и дефектологов;

б) медицинский учет в рамках школы;

в) организация общеукрепляющего амбулаторного лечения, летнего отдыха ослабленных пед.запущенных детей, оказание помощи в получении путевок в лагерь и санатории.

 

III. РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОГРАММЫ РАЗНЫМИ СПЕЦИАЛИСТАМИ

IV. АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ, ПРОГНОЗИРОВАНИЕ ДАЛЬНЕЙШЕЙ РАБОТЫ С РЕБЕНКОМ

 

 



2019-12-29 461 Обсуждений (0)
Разработка коррекционной программы по преодолению педагогической запущенности школьников 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Разработка коррекционной программы по преодолению педагогической запущенности школьников

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (461)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)