Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Задачи социальной педагогики



2019-12-29 411 Обсуждений (0)
Задачи социальной педагогики 0.00 из 5.00 0 оценок




Цель социальной педагогики конкретизируется ее задачами.

Борнеманн Е. считал, что одной из основных задач социальной педагогики является формирование индивидуальной самостоятельности ребёнка. В 50-е годы Молленгауэр К., рассматривая предмет социальной педагогики, отмечал в деятельности педагога необходимость решать проблемы детей, возникающие в процессе развития личности  [24, с.43].

В науковедении существует довольно большое количество классификаций их по разным признакам. Рассмотрим некоторые из них.

Мардахаев Л.В. и Липский И.А. предлагают следующую классификацию задач социальной педагогики:

1. Задачи социальной педагогики как науки :

· исследование отечественного опыта социально-педагогической деятельности в социуме;

· анализ и оценка зарубежного опыта социально-педагогической деятельности кадров, организаций и институтов, его адаптация к условиям регионов и страны в целом;

· развитие социальной педагогики как научной дисциплины;

· теоретическое обоснование образовательного комплекса для подготовки кадров социальной сферы.

Актуальнейшей задачей социальной педагогики является определение своих собственных методов практической деятельности и социально-педагогического исследования.

2. Задачи социальной педагогики как образовательного комплекса :

· разработка модели специалиста по профессиональному предназначению и квалификационных требований к нему (практических социальных педагогов, социальных педагогов-исследователей, преподавателей социально-педагогического профиля);

· создание системы предметного обучения специалиста конкретной сферы социально-педагогический деятельности в установленные сроки в соответствии с социальным заказом;

· отбор и формирование содержания учебных дисциплин профессиональной подготовки специалистов;

· совершенствование общей организации обучения в теоретическом и практическом планах, включающую довузовскую, вузовскую, послевузовскую, а также повышение квалификации и переподготовку;

· комплектование педагогических кадров для различного уровня профессиональной подготовки специалистов, а также научных кадров - исследователей социальной сферы;

· разработка специальной, учебной и методической литературы для специалистов социальной сферы, учебно-образовательных учреждений и др.

3. Задачами социальной педагогики как практики выступают:

Ø адаптация;

Ø реабилитация;

Ø компенсация;

Ø профилактика;

Ø коррекция;

Ø социальная стабилиза­ция;

Ø социальная защита;

Ø социальное обеспечение;

Ø социальный контроль;

Ø соци­альная пропаганда и др.  [14, с.60-62].

По мнению Мищика Л.И., достижение социальной педагогикой своей основной цели возможно посредством решения ряда проблем, имеющих социально-педагогический характер. Наиболее важными являются следующие:

· осмысление понятия личности и этапов ее становления и развития;

·  разграничение разных форм социального бытия человека (человек, индивидуальность, личность, субъект);

· осмысление содержания социализации, самоопределения и самореализации;

· анализ взаимосвязей развития и саморазвития личности;

· осмысление социальной детерминации, социального становления, функционирования и развития личности  [17, с.14].

В соответствии с указанными проблемами, Мищик Л.И. подразделяет задачи социальной педагогики на две группы: научные и прикладные.

Первую группу образуют задачи, решение которых связано со становлением и развитием концептуального базиса социальной педагогики как науки. Во вторую группу входят задачи, решение которых позволит реализовать эти концептуальные положения на практике.

Концептуальный базис социальной педагогики состоит из концепции социального бытия личности (включая социализацию, самоопределение и самореализацию) и концепции социально-педагогической деятельности. Построение и развитие концептуального базиса социальной педагогики состоит в решении двух подгрупп задач, связанных соответственно с осмыслением сущности, содержания этапов структуры социального бытия личности и социально-педагогической деятельности.

Таким образом, первую подгруппу образуют следующие задачи:

· анализ и осмысление закономерностей становления личности, форм социального бытия индивида, а также механизмов трансляции социального опыта;

· обоснование социализации как интегрального процесса становления личности;

· анализ и осмысление основных уровней социализации (идентификации, индивидуализации, персонализации) и особенностей детерминации на каждом из них;

· анализ и осмысление специфики взаимосвязей основных аспектов социализации (обучения, образования, воспитания) и их самодетерминационных аналогов (самообразования, самообучения, самовоспитания)  [17, с.14-16].

Аналогичные задачи следует сформулировать и в отношении самоопределения и самореализации как социальных процессов. Социальная педагогика решает эти задачи прежде всего за счет наличия широких междисциплинарных связей с другими науками, в первую очередь с философией, социологией, психологией, социальной и педагогической психологией, педагогикой и акмеологией. По сути, социальная педагогика осуществляет осмысление и освоение положений о социализации, полученных и получаемых другими науками (философией, психологией, педагогикой и др.) и на основе этого строит междисциплинарную концепцию социализации и других видов социального бытия личности.

Рассматривая вторую подгруппу концептуальных задач, прежде следует указать на одно обстоятельство. Построение концепции социально-педагогической деятельности первостепенное значение имеет для реализации собственно педагогических функций социальной педагогики. Эти функции могут быть реализованы через построение социально-педагогических проектов и технологий. Таким образом, построение концепции социально-педагогической деятельности предполагает:

· выявление сущности, содержания и структуры социально-педагогического проектирования, социально-педагогических технологий;

· разработку социально-педагогических технологий, соответствующих стадиям становления и развития личности и призванных их обеспечивать;  

· выявление особенностей и механизмов практической реализации социально-педагогических проектов и технологий  [17, с.16].

Среди прикладных задач социальной педагогики наиболее важными являются следующие:

· обеспечение социализации как интегрального процесса становления и развития личности, включая такие его уровни как идентификация, индивидуализация и персонализация;

· обеспечение процессов трансляции социального опыта и развитие социальной интенции личности;

· социально-педагогическое проектирование, создание социально-педагогических технологий и обеспечение реализации социально-педагогических проектов и технологий;

· организация и обеспечение междисциплинарных связей социальной педагогики и междеятельностных связей социально-педагогических технологий  [17, с.16-17].

Таким образом, как наука междисциплинарного характера, социальная педагогика призвана исследовать становление и развитие личности единого, неповторимого и уникального представителя человеческого рода. Социальная педагогика раскрывает формы социального бытия индивида, механизмы трансляции социального опыта, стадии становления и развития личности. В практическом аспекте социальная педагогика технологически обеспечивает становление и развитие личности, устанавливает междисциплинарные связи, направленные на высокоэффективное функционирование социально-педагогических технологий.

Указанный технологический аспект социальной педагогики находит свое воплощение в феномене социальной работы (службы).

В профессиональной деятельности социального педагога следует выделить главные направления. Это его практическая, образовательная и исследовательская деятельность.

Практическая деятельность сводится к решению проблем ребенка, а также к координации деятельности различных ведомственных служб в оказании ему помощи.

Социальный педагог должен постоянно совершенствовать свое мастерство, заниматься самообразованием, пополнять знания. В этом состоит его образовательная деятельность.

Практическая деятельность социального педагога начинается с исследовательской работы, анализа, изучения ребенка, семьи, психологических и возрастных особенностей всех, с кем ему необходимо работать. Он изучается задатки и способности ребенка, его интересы, условия жизни, моральный климат его ближайшего окружения, его положительные и отрицательные качества, обстановку в семье, в школе, его физическое и психическое здоровье  [4, с.8-9].

Методы работы социального педагога могут быть групповыми и индивидуальными, но, работая с группой, педагог в первую очередь имеет дело с личностью ребенка. Ученые классифицируют методы социального воспитания, определив их как способы целенаправленных действий в конкретной ситуации взаимодействия с личностью и ее культурно-образовательной средой, обеспечивающие формирование социально значимых отношений и качеств личности  [15, с.12].

Деятельность социального педагога осуществляется, как правило, методами общей педагогики (воспитания и обучения) – убеждением, научением, побуждением, поддержкой и др., что является отражением общепедагогических функций в социальной педагогике; ее собственными методами (уточнение которых является одной из актуальных задач науки).

Специальные исследования и практика убедительно показывают, что социальная педагогика реализуется через различные технологии, в зависимости от сферы применения, целей и решаемых задач. Под технологией социальной педагогики понимается общая совокупность и последовательность операций деятельности социального педагога по отношению к конкретному объекту, обеспечивающей оптимальный вариант достижения определенной социально-педагогической цели. В каждой сфере она конкретизируется, уточняется, наполняется своим содержанием в соответствии с предметной областью социально-педагогической деятельности.



2019-12-29 411 Обсуждений (0)
Задачи социальной педагогики 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Задачи социальной педагогики

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (411)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)