Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Теоретические сведения.



2019-12-29 171 Обсуждений (0)
Теоретические сведения. 0.00 из 5.00 0 оценок




Конфликт – это особый вид взаимодействия субъектов организаций (оппонентов), при которых действия одной стороны, столкнувшись с противодействием другой, делают невозможным реализацию ее целей и интересов.

Стороны находятся в конфликте, если действия одной из них оказывают отрицательное влияние на результат действия другой.

  Под предметом конфликта понимают объективно существующую или мыслимо (воображаемую) проблему, служащую причиной разбора между сторонами. Это и есть основное противоречие, из-за которого и ради разрешения которого субъекты вступают в противоборство. Это может быть проблема власти, обладание ценностями, престижа и т.д.

Объектом конфликта может выступать любой предмет материального мира или социальной реальности.

  Внутриличностные конфликты возникают в связи с такими обстоятельствами, как необходимость выбора между взаимоисключающими вариантами действий, каждый из которых в одинаковой мере желателен (например, руководителю производственного подразделения его непосредственный начальник даль указания наращивать выпуск продукции, а руководитель по качеству настаивал бы на повышении качества продукции путем снижения производственного процесса) несовпадение внешних требований и внутренней позиции, неоднозначность восприятия ситуации, особенно при необходимости активно действовать в ней; невозможность реализовать себя в работе и поэтому неудовлетворенность ею. Чаще всего внутриличностные конфликты связанны либо с «выбором в условиях изобилия» и «выбором наименьшего зла» (ролевые); либо с перегрузками, завышенными требованиями, у неудовлетворительным вознаграждениям (мотивационные).

   Межличностный конфликт в большинстве случаев порождается столкновением материальных интересов отдельных субъектов. Межличностный конфликт может проявляться как столкновение личностей.

    Конфликт между личностью и группой. Если ожидание групп находятся в противоречии с ожиданиями отдельной личности – возникает конфликт. Между отдельной личностью и группой может возникнуть конфликт, если эта личность займет позицию отличающуюся от позиции группы (например, обсуждая возможности увеличения объема продаж большинство будет считать, что этого можно добиться путем снижения цены. А кто-то один будет убежден, что это приведет к уменьшению прибыли и создаст мнение, что их продукция по качеству ниже, чем у конкурентов. Хотя этот человек может принимать к сердцу интересы компании, его все равно можно рассматривать, как источник конфликта, т.к. он идет против мнения группы).

    Межгрупповой конфликт организации состоит из множества групп и даже в самых лучших организациях между группами могут возникать конфликты. Обычно порождаются борьбой за ресурсы или за сферы влияния.

    У всех конфликтов есть несколько причин. Основными причинами конфликта являются ограниченность ресурсов, которые нужно делить, взаимозависимость заданий, различия в целях, различия в представлении и ценностях, различия в манере поведения и уровне образования, плохие коммуникации.

· Распределение ресурсов. Даже в самых крупных организациях ресурсы ограничены. Руководство должно решить как распределить материалы, людские ресурсы, и финансы между группами, чтобы наиболее эффективно достигнуть целей организации. Выделить большую долю ресурсов одному руководителю означает, что другие получат меньше. Таким образом необходимость делить ресурсы почти неизбежно ведет к различным видам конфликта.

· Взаимозависимость задач. Возможность конфликта существует везде, где один человек или группа зависят в выполнении задачи от другого человека или группы. Поскольку все организации являются системами, состоящими из взаимосвязанных задач, при неадекватной работе одного подразделения или человека взаимозависимость задач может стать причиной конфликта.

· Различия в целях. Возможность конфликта увеличивается по мере того, как организации становятся более специализированными и разбиваются на подразделения. Это происходит потому, что специализированные подразделения сами формулируют свои цели и могут уделять большее внимание их достижению, чем целям всей организации.

· Различия в представлениях и ценностях. Представление о какой-то ситуации зависит от желания достигнуть определенной цели. Люди могут рассматривать только те взгляды, альтернативы, которые благоприятны для их группы, вместо того, чтобы объективно оценить ситуацию.

· Различия в манере поведения. Различия в жизненном опыте, ценностях, образовании, стаже, возрасте и социальных характеристиках уменьшают степень взаимопонимания и сотрудничества между представителями различных подразделений.

· Неудовлетворительные коммуникации. Плохая передача информации является как причиной, так и следствием конфликта.

 

Конфликт как процесс

      Первым этапом развития конфликта в широком смысле слова является формирование конфликтной ситуации, т.е. такого положения, когда интересы сторон объективно вступают в противоречие друг с другом, но прямое столкновение отсутствует.

      Элементами конфликтной ситуации, складывающейся объективно, являются ее источники, или оппоненты, и объект. Каждый из оппонентов обладает определенным рангом (так оппонентом I ранга является индивид; оппонентом II ранга – группа; третьего – организация). Другим элементом конфликтной ситуации является объект (например, руководитель, за влияние которого борются отдельные группировки подчиненных).

     Признаками конфликтной ситуации считается дискомфорт, напряжение, недоразумения.

     Инцидент представляет собой II фазу развития конфликта. Инцидент бывает целенаправленным или нецеленаправленным, а по основам, реальным или вызванным недоразумением.

       Третьей фазой развития конфликта является кризис и разрыв отношений. Она состоит из двух этапов – конструктивного и деструктивного.

       Конструктивный связан с активным отстаиванием своих интересов в ущерб интересам других оппонентов, но сохраняет возможность совместной деятельности, т.е. оппонентов еще можно на тех или иных условиях примирить и заставить начать переговоры.

     На деструктивном этапе никакое сотрудничество невозможно. На нем оппоненты обычно теряют самоконтроль и их необходимо разъединить.

Четвертой фазой развития конфликта является его завершение. Объективный конфликт завершается или устранением самого объекта или переходом в субъективный (или конфликт затягивается и начинают работать различные психологические механизмы). Преодоление субъективных конфликтов возможно путем разъединения оппонентов, либо путем их полной психологической перестройки. Конфликт завершается либо в связи с изменением конфликтной ситуации или ее элементов. В зависимости от особенностей ситуации в результате конфликта может быть осуществлена перестройка организации (изменение структуры, системы управления, способов деятельности); произойти изменение в коллективе, вплоть до его распада; найден «козел отпущения» с его возможным последующим удалением.

 



2019-12-29 171 Обсуждений (0)
Теоретические сведения. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Теоретические сведения.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (171)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)