Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Юридическое образование в дореволюционной России.



2019-12-29 1434 Обсуждений (0)
Юридическое образование в дореволюционной России. 0.00 из 5.00 0 оценок




Университетское юридическое образование пришло в Россию в середине XVIII в., с образованием Московского университета, но достаточно развитая система университетов со входящими в них юридическими факультетами была создана лишь в начале XIX в. Научный потенциал российских ученых-правоведов в этот период, однако, все еще уступал научным разработкам их западноевропейских коллег. Новизна исследований российских правоведов, как правило, сводилась к раскрытию специфики применения теорий и конструкций западноевропейских мыслителей к российской действительности.

В дореволюционный период российские правоведы исследовали действующее право, закрепляющее крепостные порядки, зависимость основной массы крестьян от помещиков, и с учетом своего отношения к самодержавию оправдывали или критиковали эти порядки.

Университетский период - подготовка юридических кадров велась в российских университетах и российскими профессорами, а послевузовское обучение научно-педагогических кадров осуществлялось ведущими западноевропейскими юридическими учебными учреждениями.

Во второй половине XIX - начале XX в., когда российская правовая мысль не только вышла на передовые рубежи западноевропейской правовой науки, но и по ряду направлений опередила ее. В частности, Л.И. Петражицким была разработана психологическая теория права, С.А. Муромцевым - комплексный (интегративный) подход, основанный на сочетании догматического, социологического и психологического аспектов действия права, В.С. Соловьевым - основы новой, оригинальной философии права. Нельзя забывать и о том, что именно российские марксисты взяли на себя задачу продолжения разработки материалистической теории права. И по настоящее время российские правоведы остаются на переднем крае научных исследований современного права и истории его развития, не уступая ни в чем своим зарубежным коллегам.

В начале XIX в. Александр I, окончательно разуверившийся в способности иностранцев улучшить положение дел в юридической науке и образовании, существенно скорректировал курс. Во-первых, он издал указ, согласно которому все юридические должности в стране могут занимать лишь лица, прослушавшие юридический курс в специальном училище или университете. Во-вторых, царь значительно расширил сеть юридических образовательных учреждений. В-третьих, он избрал хотя и дорогой, но, как оказалось впоследствии, самый плодотворный путь развития правовой науки и юридического образования, ориентированный на подготовку собственных научно-профессорских кадров. При этом предписывалось всех наиболее талантливых выпускников юридических факультетов направлять в двух-трехгодичную научную стажировку в ведущие юридические вузы Западной Европы. И то, что не могли сделать иностранцы в течение 70 лет, весьма легко удалось достичь за 40-50 лет.

К концу первой половины XIX в. в стране действовало 11 высших юридических учреждений: семь юридических факультетов в составе Московского, Санкт-Петербургского, Дерптского, Казанского, Киевского, Харьковского университетов, Училище правоведения и три лицея (Александровский, Демидовский и Нежинский). Существенно уменьшилась потребность и в научно-педагогических кадрах. Более 80 российским юристам за этот период присудили ученые степени доктора или магистра прав. Были выпущены учебники и учебные пособия по большей части учебных курсов. Наиболее значимыми были признаны учебники и учебные пособия, подготовленные И.В. Васильевым, В.Ф. Вельяминовым-Зерновым, О.И. Гореглядом, 3.А. Горюшкиным, К.А. Неволиным, М.М. Сперанским, С. Хапылевым.

В этот период заметно оживились и научные исследования права, ориентированные в первую очередь на выявление и раскрытие специфики российского законодательства и самодержавной государственной власти, а также скрупулезное исследование истории Российского государства и права. Появляется множество инкорпорированных сборников действующего законодательства по вопросам той или иной отрасли права, а также всего действующего законодательства, разного рода практических рекомендаций, пособий следователям, судьям, иным заинтересованным лицам: помещикам, землевладельцам, купцам, предпринимателям. Наиболее значительными были систематизированное 15-томное издание российского законодательства Л.М. Максимовичам «Памятник из законов» Ф. Правикова, состоявший из 17 выпусков.

Неподдельный интерес российские правоведы в это время уделяют истории древнерусского государства и права, полагая в истоках исследуемых явлений найти объяснение их современным особенностям и решение такой жизненно важной проблемы, как пути дальнейшего развития России: должна ли она ориентироваться на западные образцы либо избрать собственный, обусловленный особенностями русского народного правосознания, духа путь. Данной проблемой были озабочены и декабристы. Хотя восстание 1825 г. и было подавлено, стоящая перед обществом и государством дилемма так и осталась нерешенной. Наибольший исследовательский Успех в этот период справедливо сопутствует талантливым и плодотворно действующим в сфере правовой науки российским исследователям: С.И. Баршеву, Н.X. Бунге, Г.С. Гордеенко, Н.П. Демидову, Н.Д. Иванишеву, К.Д. Кавелину, Н.В. Калачову, Н.М. Карамзину, В.Н. Лешкову, Ф.JI. Морошкину, Н.А. Палибину, Н.Ф. Рождественскому, М.М. Сперанскому, А.Г. Станиславскому, Н.И. Тургеневу, П.Я. Чаадаеву.

Высокий научный потенциал российских правоведов самым благоприятным образом сказался и на решении ряда сложнейших практических вопросов, оказавшихся не по силам выписанным из-за рубежа иностранцам. В 1839 г. было завершено издание Свода законов Российской империи, позволивших решить насущную практическую проблему - установить, какие же конкретно акты действуют, изложить их в системном, по отраслям законодательства, порядке и обеспечить текстами действующих законов государственные учреждения, должностных лиц и население, без чего разговоры о законности были не более чем фикцией. Наличие отечественной правовой науки и высококвалифицированных специалистов-юристов явилось залогом успешной подготовки в достаточно краткие сроки объемного массива нормативных правовых актов, закрепивших содержание крестьянской, судебной и земской реформ.

Характерно, что решение всех этих важнейших в практическом отношении и сложнейших в теоретическом плане вопросов проводилось собственными силами российских правоведов, без участия иностранных специалистов. И это был наиболее убедительный показатель того, что государственная политика по формированию отечественных ученых-юристов оказалась весьма плодотворной, Россия была обеспечена собственными талантливыми учеными-юристами, способными на должном научном уровне решать все теоретические, практические задачи, а также осуществлять подготовку квалифицированных юридических кадров как для юридической практики, так и для правовой науки.

Повышение правовой культуры российского дворянства и разночинцев, их основательное знакомство с западными политико-правовыми учениями, государственным и общественным строем западноевропейских государств незамедлительно и самым позитивным образом сказалось на состоянии правовой науки, которая стала развиваться весьма интенсивно и в самых различных направлениях. Основополагающее внимание правоведов стало придаваться исследованиям истории российского общества и государства, а также развитию отраслевых юридических наук: гражданского, уголовного, финансового, уголовно-процессуального права. Одновременно в области политико-правовой идеологии сформировалось три течения: 1) западников, желавших переустроить Россию посредством восприятия институтов, присущих западноевропейским государствам; 2) славянофилов, желавших возродить в России допетровскую форму государственного устройства; 3) радикальной революционной идеологии.

Генеральный курс развития России западники сводили к последовательному заимствованию мер, успешно проведенных западноевропейскими странами, в области государственного устройства, демократизации общества и личного освобождения крестьян от экономической зависимости от помещиков. Наиболее последовательные сторонники подобных реформ в России (Т.Н. Грановский, К.Д. Кавелин, П.В. Анненков и др.) полагали, что переход на порядки, присущие западноевропейским странам, должен проводиться постепенно, с непременным сохранением самодержавия, как гарантии общественного порядка, отмены крепостного права, обеспечения реального действия прав человека. В перспективе они находили возможным конституирование в России представительной монархии и принятие конституции.

По мнению славянофилов (И.С. Аксакова, И.В. Киреевского, П.В. Киреевского, Ю.Ф. Самарина, А.С. Хомякова и др.), Россия имеет свой путь исторического развития, исключающий какую-либо возможность копирования чуждых ей моделей государственной власти западноевропейских стран. Наоборот, ей стоит возродить допетровский сословно-представительный строй, основанный на монархических и патриархальных нравах. Полезность самодержавия в России обосновывалась тем, что русский народ не стремится к политической свободе, а ищет лишь свободы нравственной, свободы духа, поэтому следует возродить земские соборы, способные выражать мнение народа, и тем самым обеспечить политическую гармонию в стране. Сила власти, полагали они, должна принадлежать царю, а сила мнения - народу, который должен быть освобожден от крепостного права. Особый путь России славянофилы видели в наличии у крестьян общинного землевладения, которое нужно сохранить на будущее как действенную гарантию против «язв пролетариатства» и связанных с ними иных социальных проблем, которые западноевропейские страны решить не в состоянии.

Радикальная революционная идеология в этот период была представлена декабристами (Н.М. Муравьевым, П.И. Пестелем и др.), которые в 1825 г. пытались вооруженным путем свергнуть царя и установить в стране республику либо ограниченную монархию. Одновременно декабристы считали необходимым провести социальные реформы: отменить крепостное право и существующее сословное деление общества, упразднив дворянство. По их мнению, все должны иметь равные гражданские права и свободы. Выступление декабристов было заметным явлением политико-правовой жизни России. Хотя восстание завершилось поражением декабристов, их идеи о необходимости радикального реформирования России были поддержаны и развиты на последующих этапах ее истории.



2019-12-29 1434 Обсуждений (0)
Юридическое образование в дореволюционной России. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Юридическое образование в дореволюционной России.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1434)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)