Анализ контрольной среды позволяет оценить возможность нарушения предпосылок формирования финансовой отчетности (существование, права и обязанности, возникновение, полнота, стоимостная оценка, точное измерение, представление и раскрытие).
При первичной оценке системы внутреннего контроля в части расчетов с покупателями и заказчиками необходимо ответить на следующие основные вопросы:
Ø определен ли круг лиц, ответственных за расчеты с покупателями и заказчиками
Ø закреплена ли эта ответственность в соответствующих документах (должностных инструкциях, трудовом договоре и т.п.)
Ø каким образом организация обеспечивает неразглашение коммерческой тайны
Ø проводится ли инвентаризация расчетов с покупателями и заказчиками (выполнение предпосылок «существование», «полнота»)
Ø работает ли принцип разумного разделения полномочий (контроль направлен на предотвращение мошенничества)
Ø обладает ли бухгалтер, отвечающий за учет расчетов с покупателями и заказчиками, соответствующим опытом и квалификацией
Ø каким образом осуществляется контроль (визирование и т.п.) договоров и относящихся к ним документов (актов, счетов и т.д.)
Ø осуществляется ли регулярный контроль за правильностью ведения регистров расчетов с покупателями и заказчиками (выполнение предпосылки «точное измерение»)
Для анализа контрольной среды ООО «Агма-М» был разработан лист тестирования системы внутреннего контроля, представленный в таблице ниже.
Таблица 6. Лист тестирования СВК
Вопрос
| ДА
| НЕТ
| Иное/ комментарий
| Источник сведений
|
1. Инвентаризации
|
|
|
|
|
Проводятся ли в организации инвентаризации расчетов с покупателями и заказчиками
| +
|
|
| Опрос руководства
Приказы об инвентаризации
|
Какова частота инвентаризаций?
|
|
| Ежегодно
| Опрос руководства
Приказы об инвентаризации
|
Издаются ли приказы руководителя об
инвентаризации?
| +
|
|
| Приказы об инвентаризации
|
Кем подписываются приказы
| +
|
| Генеральным директором
| Приказы об инвентаризации
|
Создается ли комиссия для инвентаризации
| +
|
|
| Приказы об инвентаризации
|
Кто входит в комиссию
|
|
| Бухгалтер,
технический специалист
| Приказы об инвентаризации
|
Документируются ли результаты инвентаризации
| +
|
|
| Акты инвентаризации
Ведомости ИНВ-26
|
Присутствовали ли при инвентаризации независимые аудиторы?
|
| +
|
| Опрос руководства
|
Анализируются ли результаты инвентаризации руководством?
| +
|
|
| Опрос руководства
|
Делаются ли записи в регистрах учета по результатам инвентаризации?
| +
|
|
| Опрос руководства
|
Были ли обнаружены ошибки в учете при инвентаризациях за последние 2 года?
|
| +
|
| Опрос руководства
Ведомости ИНВ-26
|
2. Документирование учета расчетов с покупателями и заказчиками
|
|
|
|
|
Регистры по расчетам ежемесячно распечатываются и подписываются отв. лицами
| +
|
|
| Опрос руководства
Регистры с подписями
|
Кто осуществляет контроль за надлежащим оформлением расчетных операций
| +
|
| Заместитель гл. бухгалтера, отв. менеджер по договору
| Опрос руководства
|
Как осуществляется контроль?
|
|
| Проверка первичных документов на соответствие образцам, контроль заполнения всех необходимых реквизитов
| Опрос руководства
|
Как документируется контроль?
|
|
| Не документируется, при обнаружении ошибок неверно заполненные документы переделываются
| Опрос руководства
Служебные записки за 1, 2, 3, кварталы 2009
|
Кто подписывает договоры на реализацию (оказание услуг)?
|
|
| Ген. директор, также визирует гл. бухгалтер, старший менеджер.
| Опрос руководства
Договоры
|
Оформляются ли к договорам акты приемки-передачи?
| +
|
|
| Опрос руководства
|
3. Организация учета расчетов с покупателями и заказчиками
|
|
|
|
|
Ведется ли аналитический учет расчетов с покупателями и заказчиками
| +
|
|
| Регистры учета по счетам 60, 62
|
Как организована охрана коммерческой тайны?
|
|
| Пункт о неразглашении в трудовых договорах
| Опрос руководства
|
Проводилась ли уступка прав требования по дебиторской задолженности (цессия, факторинг и т.п.)?
|
| +
|
| Опрос руководства
|
Имели или место договоры мены или операции по взаимозачету?
|
| +
|
| Опрос руководства
|
Как часто проводятся сверки с контрагентами?
|
|
| Как минимум раз в квартал
| Акты сверки, опрос руководства
|
Имеют ли место неурегулированные претензии по расчетам?
|
| +
|
| Опрос руководства
|
4. Ответственность и разграничение полномочий
|
|
|
|
|
Определен ли круг ответственных лиц, имеющих право заключать договоры с покупателями (заказчиками)
| +
|
|
| Опрос руководства
|
Имеется ли у бухгалтера по расчетам с дебиторами и кредиторами, по банку и кассе должностные инструкции?
| +
|
|
| Должностная инструкция
|
Описан ли в инструкции порядок предоставления внутренней отчетности по участку, порядок документооборота?
|
| +
|
| Должностная инструкция
|
Соблюдается ли график предоставления внутренней отчетности по расчетам и остаткам дебиторской и кредиторской задолженности?
|
|
| Такой график отсутствует
| Опрос руководства
|
Ведение участков «дебиторы и кредиторы», «банк и касса» ведется разными бухгалтерами
| +
|
|
| Должностные инструкции, опрос руководства
|
Бухгалтерские регистры состоят из небольшого числа индивидуально значимых проводок?
| +
|
|
| Выгрузки по счетам
|
Обычно тестирование контрольной среды осуществляется еще на этапе планирования. Если аудитор намерен полагаться на систему контроля предприятия, то определенные процедуры по оценке эффективности системы внутреннего контроля могут проводиться и на основном этапе аудита. Это часто позволяет сократить объем других аудиторских процедур. В ООО «Агма-М» уровень внутреннего контроля можно оценить как средний.
При проверке расчетов с покупателями и заказчиками в число аудиторских процедур обычно включаются как минимум следующие:
Ø Сверки с контрагентами
Ø Анализ дебиторской задолженности по срокам возникновения с целью выявления просроченных балансов по контрагентам
Ø Анализ соответствия аналитического учета синтетическому
Ø Проверку тождественности данных оборотно-сальдовой ведомости цифрам в отчетности
Ø Проверка соответствия данных первичным документам записям в бухгалтерской системе
Ø Проверка полноты раскрытия информации в отчетности и пояснительной записке
Результаты всех аудиторских процедур в обязательном порядке документируются и оформляются соответствующими рабочими документами.
В качестве методов проверки целесообразно использовать прослеживание, инспектирование документов, аналитические методы, запросы информации у контрагентов.
С учетом аудиторских рисков, уровня существенности, количества операций, отсутствия истории прежних проверок для ООО «Агма-М» была разработана следующая программа аудита.
Таблица 7. Программа аудита расчетов с покупателями и заказчиками
Проверяемая организация: ООО «Агма-М» Отчетный период: 2009 год
Секция: расчеты с покупателями и заказчиками
Трудоемкость проверки, всего 630 часов
Трудоемкость проверки секции 20 часов
Состав аудиторской группы: Кравченко С.В., Радомлин Р.А., Лавров К.А.
Руководитель проверки: Кравченко С.В.
Планируемый аудиторский риск: средний
Планируемый уровень существенности: 2 028 тыс. руб.
|
№
| Перечень проверяемых вопросов
| Аудиторские процедуры
| Рабочие документы
аудитора
|
1
| Аудит тождественности показателей бухгалтерской отчетности и
бухгалтерского учета
| Сравнение суммы по стр. 230, 240 формы 1, суммы по стр. 610, 620 формы 5
и сальдо по счетам 62, 60 (в части авансов).
Проверка соответствия данных формы 1 на 31.12.2009 с остатками по счетам 62,60 на 01.01.2009.
| Лист контроля № 1
|
2
| Проверка актов сверки расчетов с контрагентами, по наиболее крупным балансам - запросы контрагентам с просьбой подтвердить остатки
| Инспектирование актов сверки, подготовка писем-запросов контрагентам. Письма-запросы подписывает клиент и рассылает от своего имени.
| Проверочный лист №1
|
3
| Аудит оформления первичных учетных документов
| Проверка актов приемки-передачи, накладных на отгрузку по выборке
| РД №1
|
4
| Анализ дебиторской задолженности по срокам возникновения
| Анализ выгрузок по счетам 62,60, изучение условий договоров, выявление просроченных балансов
| Проверочный лист №2
|
5
| Анализ учетной политики на соответствие требованиям законодательства
| Анализ учетной политики
| РД №2
|
6
| Проверка корректности оформления векселей, принятых в обеспечение дебиторской задолженности
| Сплошная проверка векселей на соответствие требованиям законодательства по их оформлению
| Проверочный лист №3
|
7
| Проверка полноты отражения дебиторской задолженности на конец периода
| Проверка первичных документов, проведенных за декабрь 2009 и январь 2010 на предмет их отражения в правильном периоде
| РД №3
|
Данная программа сформирована, исходя из специфики ООО «Агма-М», и содержит только те аудиторские процедуры, которые применимы к предприятию. Так, например, в программу не включены процедуры проверки расчетов с покупателями и заказчиками по аккредитивам, поскольку таковых у ООО «Агма-М» не было.
Проверку первичных документов можно осуществлять тремя основными способами в зависимости от количества операций:
Ø с применением выборки
Ø сплошным методом
Ø методом проверки крупнейших балансов до тех пор, пока непроверенная сумма не станет меньше уровня существенности
В ООО «Агма-М» для проверки векселей применялся сплошной метод, для проверки оформления первичных учетных документов – выборка, для выбора контрагентов, которым будут направлены письма-подтверждения - третий метод.