Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Потребители                     Банки                    Поставщики



2019-12-29 188 Обсуждений (0)
Потребители                     Банки                    Поставщики 0.00 из 5.00 0 оценок




 

 


пп

 

 

Рисунок 6. Влияние основных кризисных факторов на деятельность предприятия.


На схеме представлены четыре блока проблем внутри предприятия. Любое производство, подвергшееся шоковому воздействию кризисных факторов, остро нуждается в срочных мерах по выходу из сложившейся ситуации с минимальными потерями. Предприятие, которое в меньшей степени, чем конкуренты, испытывает на себе влияние кризиса, стремиться принять срочные меры для получения конкурентных преимуществ и увеличения рыночной доли. Пересматриваются стратегии, тактики и задачи, возлагаемые на службы предприятия.

"Любой кризис – это новые возможности" (Уинстон Черчилль).

Сохранив отношения с покупателями и обеспечив стабильность поставок, обеспечив устойчивые показатели производства и продаж, оптимизировав структуру затрат и управление, наращивая долю рынка за счет успешной конкуренции, увеличив ликвидность и снизив зависимость от кредиторов, предприятие может использовать кризис как точку роста для реализации новых возможностей. Для достижения этой цели руководству требуется регулярно осуществлять ряд управленческих воздействий на бизнес-процессы и ресурсы предприятия (рисунок 7).

На схеме приведены задачи, в различной степени, влияющие на эффективность бизнеса, имеющие различные оценки рисков их решения, осуществляющиеся на различных этапах борьбы с влиянием кризисных факторов.

 


 

 

Классики менеджмента утверждают: при осуществлении изменений нужно сначала определить цели, стратегию их достижений, последовательность изменений, контрольные точки и т.д. Что делать, если меры нужно принимать срочно?

Многие предприятия вынуждены вначале осуществлять изменения, которые можно выполнить быстро, потом изменения, обеспечивающие существенный эффект в ближайшее время, и только потом изменения, позволяющие предприятию по-настоящему оптимизировать свою деятельность, повысить конкурентоспособность и использовать новые возможности. На этом пути высок риск ошибок. Особенно опасны ошибки, допущенные на раннем этапе "скоропалительно принятых" точечных мер. Правильно и оперативно оценить ситуацию, понять с каких мер начать, как их применять, "что и где резать", и в результате избежать многих ошибок, помогут определенные инструменты, необходимые для принятия правильных решений.

В таблице 2.5.1 рассмотрим связь между скоростью осуществления изменения, эффективностью изменения, риском совершения серьезных ошибок на этапе осуществления изменения. Все изменения в условиях кризиса можно отнести к следующим основным типам: направленные на снижение затрат, направленные на обеспечение доходов, направленные на поддержание текущей деятельности. Сгруппируем и условно отсортируем изменения в порядке их применения на предприятии в кризисных условиях. Количество звездочек в колонках обозначает условный вес показателей по 5-бальной шкале с учетом экспертной оценки авторов серии антикризисных статей.

Таблица 2.5.1. Последовательность и характеристики антикризисных изменений

Задача, изменения Скорость Эффективность Риск ошибки

Оперативные меры под воздействием кризиса

Сократить часть персонала ***** *** ****
Приостановить производство ***** *** *****
Пересмотреть цены на продукцию ***** *** ***
Пересмотреть затраты на продвижение ***** ** ***

Регулярные меры – обеспечение стабильности в бизнесе

Анализ и снижение затрат ** ***** ****
Оптимизация складских запасов *** **** **
Правильный выбор поставщиков *** **** ***
Оптимизация затрат на ремонты и ТО ** ** **
Повышение эффективности персонала ** ***** ****
Удержание и привлечение клиентов ** ***** ***
Оперативный анализ рентабельности заказов *** *** **
Ежедневный контроль ключевых показателей ** ***** *
Планирование поступлений и расходов *** **** *
Предотвращение кассовых разрывов **** **** ***

Прогрессивные меры – обеспечение конкурентоспособности и развития бизнеса в среднесрочной и долгосрочной перспективе

Оптимизация производственных процессов и снижение себестоимости ** ***** **
Повышение конкурентоспособности продукции * ***** ***
Оптимизация продуктовой линейки * **** ****
Бюджетирование, несколько сценариев развития ** ***** **
Управление портфелем инвестиционных проектов ** **** *****
Слияния, поглощения, стратегические партнерства * **** *****

 

Из таблицы видно, как меняются характеристики задач по мере перехода от оперативных мер к регулярным и далее к прогрессивным мерам.

В условиях финансово-экономического кризиса, когда потребители не уверены в будущем экономики, во многих отраслях снижается спрос на продукцию или меняется его структура, возрастают требования к поставщикам. Часто у покупателей возникают проблемы с платежеспособностью, и к структурным изменениям спроса прибавляются проблемы возврата долгов. Для предприятий автомобильной промышленности (инструментальное производство в частности) в период финансового кризиса также характерны риски невыполнения заказов покупателей по причине перебоев со снабжением сырьем и материалами, связанными с дефицитом денежных средств. При существенном изменении курсов валют к этим проблемам прибавляются сложности правильного расчета рентабельности заказов и ценообразования. В этих условиях на участке сбыта и продаж возникает ряд задач, для решения которых важно действовать оперативно, при этом адекватно оценивать имеющиеся риски и располагать данными для принятия правильного решения. Рассмотрим (таблица 2.5.2) задачи и инструменты управления сбытом, продажами.

 


Таблица 2.5.2 Задачи и инструменты управления сбытом, продажами.

Задачи Риски Инструменты для принятия правильного решения
Классифицировать должников, определить для каждого из них политику взыскания долгов. Задержки платежей, потери денег, потери клиентов, судебные издержки и др. Данные о текущей задолженности, включая срок просроченной задолженности, история отношений с клиентом, объем и регулярность осуществляемых им закупок, доля покупателя в структуре доходов и структуре валовой прибыли, количество нарушений условий оплаты в прошлые периоды.
Привлечь и удержать покупателей в условиях постоянного изменения рыночных условий. Неэффективная реклама, потеря клиентов из-за некачественной работы персонала и неэффективного взаимодействия, из-за неконкурентоспособных условий и др. информация об эффективности источников рекламы, об эффективности работы персонала, информация об обращениях клиентов, их классификация, история взаимоотношений с ними и др.  
Определить оптимальные цены на товар Работа "в минус", лавинообразное снижение цен на рынке, неэластичность спроса и др.   Цены конкурентов, себестоимость текущая и прогнозная, остатки продукции и планы поступлений, динамика спроса, рыночная конъюнктура, дополнительные затраты, различные сценарии продаж и др.
Оперативно просчитать рентабельность сделки (например, для позаказного производства) Завысить цену и потерять клиента или назначить цену, при которой в итоге не будет прибыли.   Динамически составленная структура затрат по заказу на основе формализованных инженерных данных и себестоимости ресурсов, прогнозируемая рентабельность в зависимости от объемов заказа.
Повысить эффективность работы персонала, оптимизировать затраты и адаптировать систему мотивации менеджеров под новые условия. Кадровые ошибки, неэффективность системы мотивации Сравнение показателей работы менеджеров, привязка системы оплаты труда к показателям, информация о классе сотрудника: "генератор прибыли"; "середнячок", которого можно эффективно обучить; "балласт", от которого нужно избавляться.
Не допустить утечки информации о клиентах при сокращении персонала. Кража информации о клиентах.   : База данных с разграничением прав доступа.  

 

Последствия финансово-экономического кризиса заставляют многие предприятия вносить существенные изменения в планы и структуру производства. В одних случаях производство частично останавливают, в других ищут пути минимизации затрат и снижения себестоимости, в некоторых случаях принимают решение пересмотреть ассортимент продукции или выпустить для рынка специальные модификации. Все эти решения требуют взвешенного многофакторного подхода. Рассмотрим задачи и инструменты управления производством (таблица 2.5.3).

 

Таблица 2.5.3. Задачи и инструменты управления производством.

Задачи Риски Инструменты для принятия правильного решения
Оптимизировать производственные процессы и снизить себестоимость Получить существенно меньший эффект от экономии, не обратить внимание на затраты, получить существенное снижение качества продукции, не выполнить план производства, потерять клиентов и др. Подробная структура затрат по подразделениям, детальная себестоимость каждого вида продукции, контроль затрат на местах их возникновения, анализ влияния изменений на технологию производства, анализ и оптимизация норм выполнения операций и др.
Осуществлять динамичное перепланирование производства с учетом изменений планов продаж Произвести изделия и их компоненты, которые не будут востребованы длительное время. Отсутствие необходимых ресурсов или сбои в поставках материалов не позволят выполнить в срок заказ клиента.   Изменения и различные сценарии планов продаж, производства и снабжения, информация о ресурсах и загрузке производственных мощностей, состояния заказов в производстве, объемах незавершенного производства, изменениях в составе и технологиях изготовления изделий и многое другое.
Повысить качество и конкурентоспособность производства без роста себестоимости, выпуск новых видов продукции с учетом специфики заказываемых клиентами опций Ошибки в проектировании новых изделий, не выполнение в срок заказов на новую продукцию, большие потери на переналадке оборудования, неоптимальная загрузка ресурсов, срыв планов выпуска параллельных изделий, "работа в ноль" и др. Инженерные данные, тесно увязанные с данными о ресурсах предприятия.  
Сократить затраты на проведение ремонтов и обслуживание оборудования, поддерживать работоспособность оборудования с минимальными затратами Закупка излишних запчастей и материалов, сохранение высоких затрат на ремонты при сниженном объеме производства и продаж, невыполнение ремонтов, от которых зависит выполнение плана производства. Планируемая загрузка оборудования, оптимизированный график технического обслуживания и ремонтов, загрузка трудовых ресурсов в рамках не отдельного цеха, а предприятия в целом, перечень запчастей и материалов, от закупки которых можно временно отказаться.  

 

Еще одной актуальной задачей в условиях финансово-экономического кризиса является снижение затрат на закупаемые материалы, запчасти, сырье и другие ресурсы при сохранении должного уровня их качества. Поэтому от направления снабжения и закупок требуется повышенная эффективность работы, учитывающая динамично меняющиеся как внутренние, так и внешние факторы (изменение планов продаж и производства, изменение бюджетов, изменение цен и условий работы поставщиков и др.). Рассмотрим типичные задачи и инструменты управления снабжением и закупками (таблица 2.5.5)

 


Таблица 2.5.5 Задачи и инструменты управления снабжением и закупками.

Задачи Риски Инструменты для принятия правильного решения
Правильный выбор поставщиков Срыв поставок критичных для производства материалов, выбор поставщиков с неоптимальными ценами и условиями поставок. База поставщиков с ценами, условиями поставок, история отношений с поставщиком, актуальные планы производства и снабжения, бюджет на закупки.
Закупать только то, что необходимо. Контролировать заявки служб на их соответствие планам и лимитам. При ограниченном финансировании закупить ненужные материалы и не обеспечить закупку необходимых для выпуска востребованной продукции материалов, заморозить дефицитные оборотные средства на складе. Точные актуальные потребности в материалах с классификацией по критичности закупки, календарные планы закупок, лимиты по подразделениям, бюджеты на закупки, информация о прогнозируемом наличии денежных средств, для платежа на определенную дату, база поставщиков с условиями поставок.
Сократить дополнительные затраты при закупке материалов Не выявить часть затрат, которые можно эффективно сократить. Структура косвенных затрат в себестоимости материалов.
Классифицировать задолженности поставщикам по рискам для бизнеса, определить очередность погашения задолженностей. Срыв поставок по причине неоплаты, остановки производства, проблемы с покупателями.   Информация о задолженности поставщикам, платежный календарь, информация от каких закупок можно отказаться из-за изменения планов производства, информация об условиях поставок.

 

Рассмотрев последовательность производственных процессов от потребности потребителей к ее удовлетворению через производство с обеспечением его необходимыми ресурсами, перейдем к рассмотрению задач управления ресурсами (кадровыми, материальными и финансовыми). В таблице 2.5.6 приведены задачи и инструменты управления персоналом.

 

Таблица 2.5.6 Задачи и инструменты управления запасами.

Задачи Риски Инструменты для принятия правильного решения
Выявить неэффективные трудовые ресурсы для сокращения затрат на персонал. "Под метелку" сократить полезных сотрудников, от которых зависит прибыльность компании. Объективные измеримые показатели работы сотрудников.  
Оптимизировать систему мотивации персонала, завязать систему оплаты на ключевые показатели. Не учесть возможные сценарии изменения ключевых показателей и их отражения в фонде оплаты труда. Сценарии планов затрат на персонал с учетом различных вариантов развития экономики.  
Выявить персонал, обучение которого позволит повысить эффективность работы предприятия. Вложить средства в обучение и не получить улучшения показателей работы. Динамика показателей работы сотрудника до и после обучения.  
Изменить систему оплаты труда производственного персонала, оптимизировать нормы времени на выполнение операций. Ошибки чреваты сбоями в производстве, саботажем, забастовками. Точные данные о количестве выполненных в производстве операций и актуальные нормативы по их исполнению, автоматический расчет сдельной зарплаты.

 

Важной задачей в условиях финансово-экономического кризиса является качественное управление материальными ресурсами на всех складах и в цеховых кладовых. Если раньше предприятия относились к ненормативным запасам, заделам и прочим неликвидам относительно спокойно – "себе дороже их отыскивать", то сейчас, когда деньги предприятиям нужны как воздух, а персонал зачастую простаивает, самое время навести порядок в материальных запасах и потоках предприятия. Рассмотрим задачи и инструменты управления запасами (таблица 2.5.7)

 

Таблица 2.5.7 Задачи и инструменты управления персоналом.

Задачи Риски Инструменты управления
Выявить для списания, реализации или использования невостребованные запчасти и материалы. Получение недостоверных данных, не учитывающих планы производства и перемещения ТМЦ между складами и цехами. Данные инвентаризации складов и незавершенного производства, данные обо всех движениях ТМЦ.  
Выявить источники добавочной стоимости материальных ресурсов и отказаться от них. Ошибочные решения – сократить затраты на одном конце бизнес-процесса, увеличив их на другом. Данные о себестоимости каждой партии материальных запасов и динамики изменения себестоимости.
Оптимизировать затраты на складской персонал Комплекс проблем без оптимизации складскими технологиями. Данные из информационной системы, оптимизирующей складское хранение и высвобождающей ресурсы.

 

Для предприятий стало особенно важно считать деньги, снижать затраты, прогнозировать различные сценарии развития событий и строить в соответствии с ними финансовые планы. Для этого необходимо управлять финансами (таблица 2.5.8)

 

Таблица 2.5.8 Задачи и инструменты управления финансами.

Задачи Риски Инструменты управления
Быстро получать оперативную информацию по финансовым показателям. Неверные решения из-за ускоренной подготовки данных разными подразделениями. Данные непосредственно из комплексной учетно-управленческой системы.
Планировать поступления и расходы. Срыв выполнения плана, не получение новых кредитов, потеря покупателя. Прогнозные данные о поступлениях и расходах на каждый день, план-фактные сравнения, учет отклонений.
Оперативно отслеживать структуру оборотных средств. Если отслеживать структуру оборотных средств по итогам периода, можно пропустить изменения, начавшиеся в начале месяца и угрожающие созданием дефицита денежных средств. Оперативные данные из учетной системы о структуре оборотных средств.  
Анализировать доходность по видам деятельности. Возможность потери прибыльного подразделения, проекта. Данные о доходности, маржинальной прибыли, выработке на 1 сотрудника в различных разрезах структуры и бизнес процессов предприятия.
Оптимизировать затраты, выявив все источники их снижения. Принятие неправильных решений. : Достоверные данные о структуре затрат в различных разрезах по периодам

 

Для устойчивой работы и стабильного развития предприятия в среднесрочном и долгосрочном периоде, рассмотрим некоторые инструменты стратегического управления (таблица 2.5.9)

 

Таблица 2.5.9 Задачи и инструменты стратегического управления.

Задачи Риски Инструменты управления
Осуществлять долгосрочное планирование стратегических целей, определять сценарии их достижения с учетом сценариев развития кризиса, контролировать показатели в ключевых точках. Ошибка в планах, неучтенные факторы, непредусмотренные сценарии развития событий могут нанести бизнесу непоправимый урон. Ключевые показатели текущей деятельности, прогнозы развития ключевых внешних факторов (спрос, конкуренция, доступность финансов, развитие технологий и др.), ключевые показатели через 1, 3 и 5 лет с учетом различных сценариев развития бизнеса.
Прозрачность ключевых показателей деятельности подразделений. Не видя истинную картину, эффективность стратегического корпоративного управления существенно снижается.   Оперативные данные ключевых показателей всех подразделений не позволят подтасовывать результаты в конце отчетного периода.
Прозрачность и инвестиционная привлекательность предприятия. Существенное замедление темпов развития вследствие сложности и высокой стоимости привлечения заемных средств.   Кредиторы должны видеть прозрачную для понимания структуру собственности и отчетность в соответствии с МСФО, заверенную ведущими аудиторами.
Выявить непрофильные или неперспективные активы, произвести их оценку для продажи. Если есть ряд однотипных активов, от некоторых из которых нужно отказаться, не учитывая и не сравнивая ключевые показатели деятельности активов, можно избавиться от выгодного актива, оставив менее выгодный при их сопоставимой рыночной стоимости. Детальные данные ключевых показателей в группе компаний с учетом потенциала развития.  

 


Заключение

 

«Очевидно, что российский рынок металлорежущего инструмента имеет огромный потенциал. Связано это с постепенным восстановлением промышленности в России, с вложениями государства и частного капитала огромных средств в эту отрасль, которая исторически была одной из самых сильных в стране. Подъем производства просто невозможен без использования современного инструмента, обеспечивающего высокую производительность в сочетании со снижением себестоимости изготовления деталей… Российский рынок металлорежущего инструмента будет наращивать потенциал и постепенно приближаться к европейским лидерам. Будут происходить дальнейшее совершенствование логистики (Россия – большая страна!) и специализация маркетинговых усилий на конкретных отраслях: авиастроение, автомобилестроение и пр. Дальнейшее развитие новых технологий в производстве инструмента, увеличение применения сборного инструмента, изготовление материала пластин и износостойких покрытий с улучшенными свойствами».[13,14]

1. Из анализа производственной деятельности инструментального производства следует, что на первом этапе выделения ИП из структуры ОАО «АВТОВАЗ», т.е. уже сегодня, необходимо сконцентрировать усилия всех подразделений и всего персонала на минимизации потерь, издержек и запасов производства ( задача на 2009 год – снизить затраты на 35 000 тыс.руб.).

2. Реорганизация структуры и перераспределение функциональных обязанностей, для обеспечения прозрачности в управлении производством.

3. Исходя, из номенклатуры выпускаемой продукции и имеющегося парка оборудования мы способны удовлетворить потребности любого потребителя, но необходимо провести анализ сильных и слабых сторон предприятия для выявления перспективных направлений развития и минимизации рисков.

4. На следующем этапе необходимо пересмотреть политику ценообразования и произвести новую калькуляцию по всем видам производимого инструмента и оснастки.

5. Инструментальное производство «варится» внутри деятельности корпорации и как следствие неизвестно на рынке металлорежущего инструмента. Поэтому, на этапе, подписания приказа по ОАО «АВТОВАЗ» о реструктуризации, инструментальному производству следует направить определенные усилия на рекламу своей продукции, с целью привлечения новых заказчиков.

6. Обеспечение материалами и комплектующими завязано на большом количестве поставщиков, а объемы и сроки поставок определяет корпорация, выход из структуры позволит оптимизировать количество обеспечивающих подразделений, повлиять на качество исходных материалов, сроки , ритмичность и объемы поставок.

7. Совершенно понятно, что при выводе непрофильных производств из заводской деятельности приведет к сокращению доли их заказов в общем портфеле заказов инструментального производства, а значит освобождению какого то количества человеческого ресурса и оборудования. Здесь необходимо рассмотреть возможность изготовления и оценить рыночный потенциал для производства нетрадиционной номенклатуры инструмента, а значит, завоевание новых сегментов на рынке.

8. Оплата труда персонала инструментального производства сегодня диктуется руководством завода исходя из совершенно непонятных факторах. Очень часто она не соответствует объему и сложности выполняемой работы и, как следствие, мы имеем текучесть, как рабочего, так и линейного персонала. Пересмотр мотивации и уровня заработанной платы – одно из важных направлений в обеспечении устойчивого функционирования инструментального производства в условиях «свободного плавания».

9. Изготовление инструмента и оснастки сегодня ведется по чертежам заказчиков, а значит, в перспективе целесообразным будет создание собственного конструкторско-технологического центра, с целью обеспечения привлекательности производства, расширения бизнеса, повышения конкурентоспособности.

10. В условиях растущего количества производителей азиатских стран (с очень низкими ценами) такого инструмента как сверла, метчики и пр., актуальным становится фокусирование деятельности на более перспективных направлениях – зуборезный инструмент, сборный инструмент, специальная оснастка, ремонт механизированного инструмента, услуги по переточке и термообработке.

Из приведенного в работе анализа инструментального производства, перспектив развития рынка металлообрабатывающего инструмента, функций маркетинговой службы и назначения стратегии, можно сделать вывод, что инструментальное производство способно достойно функционировать на рынке и успешно развиваться. Решение задач, описанных выше, позволит новому предприятию значительно расширить клиентскую базу и увеличить объем продаж; повысить конкурентоспособность продукции и услуг; наладить регулярный механизм модификации существующих и разработки новых продуктов; создать инструмент массового привлечения клиентов; выработать эффективную ценовую и продуктовую политику; создать механизм контроля маркетинговых мероприятий; повысить качество обслуживания клиентов.

 


Список литературы

 

1. Ансофф И. Новая корпоративная стратегия. – СПб.: Питер Ком, 1999.

2. Ансофф И. Стратегическое управление. – М. Экономика, 1995.

3. Боумен К. Основы стратегического менеджмента. – М.: ЮНИТИ, 1997. – 175с.

4. Козочкин, М. П. Возможности производства конкурентоспособных станков в РФ на основе анализа их импорта / М. П. Козочкин // СТИН. – 2004. – № 12.

5. Котлер Ф. Армстронг Г. Основы маркетинга. /пер. с англ. – М.: Издательский дом «Вильямс», 2003. – 1200 с.

6. Клевлин А.И., Моисеева Н.К. Организация гармоничного производства (теория и практика): Учебное пособие. М.: Омега-Л.- 2003.-с.360.

7. Портер М. Конкуренция / Пер. с англ. – М.: Издательский дом «Вильямс», 2001. 495 с.

8. Пинахин, А. М. Определение расхода режущего инструмента / А. М. Пинахин // Опыт совершенствования инструментального хозяйства на машиностроительных заводах: сб. науч. тр. М. : Экспресс-информ, 1981. – С. 33– 35.

9. Райс Эл. Траут Д. Маркетинговые войны. – Спб., 2000. – 256 с.

10. «ЭКСПЕРТ – УРАЛ» №12(321), 2008.

10. http://www.mabosch.ru

11. http://www.tehsovet.ru

12. http://market-pages.ru

13. http://www.iteam.ru

14. http://www.marketing-guide.ru



2019-12-29 188 Обсуждений (0)
Потребители                     Банки                    Поставщики 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Потребители                     Банки                    Поставщики

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (188)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)