Потребители Банки Поставщики
пп
Рисунок 6. Влияние основных кризисных факторов на деятельность предприятия. На схеме представлены четыре блока проблем внутри предприятия. Любое производство, подвергшееся шоковому воздействию кризисных факторов, остро нуждается в срочных мерах по выходу из сложившейся ситуации с минимальными потерями. Предприятие, которое в меньшей степени, чем конкуренты, испытывает на себе влияние кризиса, стремиться принять срочные меры для получения конкурентных преимуществ и увеличения рыночной доли. Пересматриваются стратегии, тактики и задачи, возлагаемые на службы предприятия. "Любой кризис – это новые возможности" (Уинстон Черчилль). Сохранив отношения с покупателями и обеспечив стабильность поставок, обеспечив устойчивые показатели производства и продаж, оптимизировав структуру затрат и управление, наращивая долю рынка за счет успешной конкуренции, увеличив ликвидность и снизив зависимость от кредиторов, предприятие может использовать кризис как точку роста для реализации новых возможностей. Для достижения этой цели руководству требуется регулярно осуществлять ряд управленческих воздействий на бизнес-процессы и ресурсы предприятия (рисунок 7). На схеме приведены задачи, в различной степени, влияющие на эффективность бизнеса, имеющие различные оценки рисков их решения, осуществляющиеся на различных этапах борьбы с влиянием кризисных факторов.
Классики менеджмента утверждают: при осуществлении изменений нужно сначала определить цели, стратегию их достижений, последовательность изменений, контрольные точки и т.д. Что делать, если меры нужно принимать срочно? Многие предприятия вынуждены вначале осуществлять изменения, которые можно выполнить быстро, потом изменения, обеспечивающие существенный эффект в ближайшее время, и только потом изменения, позволяющие предприятию по-настоящему оптимизировать свою деятельность, повысить конкурентоспособность и использовать новые возможности. На этом пути высок риск ошибок. Особенно опасны ошибки, допущенные на раннем этапе "скоропалительно принятых" точечных мер. Правильно и оперативно оценить ситуацию, понять с каких мер начать, как их применять, "что и где резать", и в результате избежать многих ошибок, помогут определенные инструменты, необходимые для принятия правильных решений. В таблице 2.5.1 рассмотрим связь между скоростью осуществления изменения, эффективностью изменения, риском совершения серьезных ошибок на этапе осуществления изменения. Все изменения в условиях кризиса можно отнести к следующим основным типам: направленные на снижение затрат, направленные на обеспечение доходов, направленные на поддержание текущей деятельности. Сгруппируем и условно отсортируем изменения в порядке их применения на предприятии в кризисных условиях. Количество звездочек в колонках обозначает условный вес показателей по 5-бальной шкале с учетом экспертной оценки авторов серии антикризисных статей.
Таблица 2.5.1. Последовательность и характеристики антикризисных изменений
Из таблицы видно, как меняются характеристики задач по мере перехода от оперативных мер к регулярным и далее к прогрессивным мерам. В условиях финансово-экономического кризиса, когда потребители не уверены в будущем экономики, во многих отраслях снижается спрос на продукцию или меняется его структура, возрастают требования к поставщикам. Часто у покупателей возникают проблемы с платежеспособностью, и к структурным изменениям спроса прибавляются проблемы возврата долгов. Для предприятий автомобильной промышленности (инструментальное производство в частности) в период финансового кризиса также характерны риски невыполнения заказов покупателей по причине перебоев со снабжением сырьем и материалами, связанными с дефицитом денежных средств. При существенном изменении курсов валют к этим проблемам прибавляются сложности правильного расчета рентабельности заказов и ценообразования. В этих условиях на участке сбыта и продаж возникает ряд задач, для решения которых важно действовать оперативно, при этом адекватно оценивать имеющиеся риски и располагать данными для принятия правильного решения. Рассмотрим (таблица 2.5.2) задачи и инструменты управления сбытом, продажами.
Таблица 2.5.2 Задачи и инструменты управления сбытом, продажами.
Последствия финансово-экономического кризиса заставляют многие предприятия вносить существенные изменения в планы и структуру производства. В одних случаях производство частично останавливают, в других ищут пути минимизации затрат и снижения себестоимости, в некоторых случаях принимают решение пересмотреть ассортимент продукции или выпустить для рынка специальные модификации. Все эти решения требуют взвешенного многофакторного подхода. Рассмотрим задачи и инструменты управления производством (таблица 2.5.3).
Таблица 2.5.3. Задачи и инструменты управления производством.
Еще одной актуальной задачей в условиях финансово-экономического кризиса является снижение затрат на закупаемые материалы, запчасти, сырье и другие ресурсы при сохранении должного уровня их качества. Поэтому от направления снабжения и закупок требуется повышенная эффективность работы, учитывающая динамично меняющиеся как внутренние, так и внешние факторы (изменение планов продаж и производства, изменение бюджетов, изменение цен и условий работы поставщиков и др.). Рассмотрим типичные задачи и инструменты управления снабжением и закупками (таблица 2.5.5)
Таблица 2.5.5 Задачи и инструменты управления снабжением и закупками.
Рассмотрев последовательность производственных процессов от потребности потребителей к ее удовлетворению через производство с обеспечением его необходимыми ресурсами, перейдем к рассмотрению задач управления ресурсами (кадровыми, материальными и финансовыми). В таблице 2.5.6 приведены задачи и инструменты управления персоналом.
Таблица 2.5.6 Задачи и инструменты управления запасами.
Важной задачей в условиях финансово-экономического кризиса является качественное управление материальными ресурсами на всех складах и в цеховых кладовых. Если раньше предприятия относились к ненормативным запасам, заделам и прочим неликвидам относительно спокойно – "себе дороже их отыскивать", то сейчас, когда деньги предприятиям нужны как воздух, а персонал зачастую простаивает, самое время навести порядок в материальных запасах и потоках предприятия. Рассмотрим задачи и инструменты управления запасами (таблица 2.5.7)
Таблица 2.5.7 Задачи и инструменты управления персоналом.
Для предприятий стало особенно важно считать деньги, снижать затраты, прогнозировать различные сценарии развития событий и строить в соответствии с ними финансовые планы. Для этого необходимо управлять финансами (таблица 2.5.8)
Таблица 2.5.8 Задачи и инструменты управления финансами.
Для устойчивой работы и стабильного развития предприятия в среднесрочном и долгосрочном периоде, рассмотрим некоторые инструменты стратегического управления (таблица 2.5.9)
Таблица 2.5.9 Задачи и инструменты стратегического управления.
Заключение
«Очевидно, что российский рынок металлорежущего инструмента имеет огромный потенциал. Связано это с постепенным восстановлением промышленности в России, с вложениями государства и частного капитала огромных средств в эту отрасль, которая исторически была одной из самых сильных в стране. Подъем производства просто невозможен без использования современного инструмента, обеспечивающего высокую производительность в сочетании со снижением себестоимости изготовления деталей… Российский рынок металлорежущего инструмента будет наращивать потенциал и постепенно приближаться к европейским лидерам. Будут происходить дальнейшее совершенствование логистики (Россия – большая страна!) и специализация маркетинговых усилий на конкретных отраслях: авиастроение, автомобилестроение и пр. Дальнейшее развитие новых технологий в производстве инструмента, увеличение применения сборного инструмента, изготовление материала пластин и износостойких покрытий с улучшенными свойствами».[13,14] 1. Из анализа производственной деятельности инструментального производства следует, что на первом этапе выделения ИП из структуры ОАО «АВТОВАЗ», т.е. уже сегодня, необходимо сконцентрировать усилия всех подразделений и всего персонала на минимизации потерь, издержек и запасов производства ( задача на 2009 год – снизить затраты на 35 000 тыс.руб.). 2. Реорганизация структуры и перераспределение функциональных обязанностей, для обеспечения прозрачности в управлении производством. 3. Исходя, из номенклатуры выпускаемой продукции и имеющегося парка оборудования мы способны удовлетворить потребности любого потребителя, но необходимо провести анализ сильных и слабых сторон предприятия для выявления перспективных направлений развития и минимизации рисков. 4. На следующем этапе необходимо пересмотреть политику ценообразования и произвести новую калькуляцию по всем видам производимого инструмента и оснастки. 5. Инструментальное производство «варится» внутри деятельности корпорации и как следствие неизвестно на рынке металлорежущего инструмента. Поэтому, на этапе, подписания приказа по ОАО «АВТОВАЗ» о реструктуризации, инструментальному производству следует направить определенные усилия на рекламу своей продукции, с целью привлечения новых заказчиков. 6. Обеспечение материалами и комплектующими завязано на большом количестве поставщиков, а объемы и сроки поставок определяет корпорация, выход из структуры позволит оптимизировать количество обеспечивающих подразделений, повлиять на качество исходных материалов, сроки , ритмичность и объемы поставок. 7. Совершенно понятно, что при выводе непрофильных производств из заводской деятельности приведет к сокращению доли их заказов в общем портфеле заказов инструментального производства, а значит освобождению какого то количества человеческого ресурса и оборудования. Здесь необходимо рассмотреть возможность изготовления и оценить рыночный потенциал для производства нетрадиционной номенклатуры инструмента, а значит, завоевание новых сегментов на рынке. 8. Оплата труда персонала инструментального производства сегодня диктуется руководством завода исходя из совершенно непонятных факторах. Очень часто она не соответствует объему и сложности выполняемой работы и, как следствие, мы имеем текучесть, как рабочего, так и линейного персонала. Пересмотр мотивации и уровня заработанной платы – одно из важных направлений в обеспечении устойчивого функционирования инструментального производства в условиях «свободного плавания». 9. Изготовление инструмента и оснастки сегодня ведется по чертежам заказчиков, а значит, в перспективе целесообразным будет создание собственного конструкторско-технологического центра, с целью обеспечения привлекательности производства, расширения бизнеса, повышения конкурентоспособности. 10. В условиях растущего количества производителей азиатских стран (с очень низкими ценами) такого инструмента как сверла, метчики и пр., актуальным становится фокусирование деятельности на более перспективных направлениях – зуборезный инструмент, сборный инструмент, специальная оснастка, ремонт механизированного инструмента, услуги по переточке и термообработке. Из приведенного в работе анализа инструментального производства, перспектив развития рынка металлообрабатывающего инструмента, функций маркетинговой службы и назначения стратегии, можно сделать вывод, что инструментальное производство способно достойно функционировать на рынке и успешно развиваться. Решение задач, описанных выше, позволит новому предприятию значительно расширить клиентскую базу и увеличить объем продаж; повысить конкурентоспособность продукции и услуг; наладить регулярный механизм модификации существующих и разработки новых продуктов; создать инструмент массового привлечения клиентов; выработать эффективную ценовую и продуктовую политику; создать механизм контроля маркетинговых мероприятий; повысить качество обслуживания клиентов.
Список литературы
1. Ансофф И. Новая корпоративная стратегия. – СПб.: Питер Ком, 1999. 2. Ансофф И. Стратегическое управление. – М. Экономика, 1995. 3. Боумен К. Основы стратегического менеджмента. – М.: ЮНИТИ, 1997. – 175с. 4. Козочкин, М. П. Возможности производства конкурентоспособных станков в РФ на основе анализа их импорта / М. П. Козочкин // СТИН. – 2004. – № 12. 5. Котлер Ф. Армстронг Г. Основы маркетинга. /пер. с англ. – М.: Издательский дом «Вильямс», 2003. – 1200 с. 6. Клевлин А.И., Моисеева Н.К. Организация гармоничного производства (теория и практика): Учебное пособие. М.: Омега-Л.- 2003.-с.360. 7. Портер М. Конкуренция / Пер. с англ. – М.: Издательский дом «Вильямс», 2001. 495 с. 8. Пинахин, А. М. Определение расхода режущего инструмента / А. М. Пинахин // Опыт совершенствования инструментального хозяйства на машиностроительных заводах: сб. науч. тр. М. : Экспресс-информ, 1981. – С. 33– 35. 9. Райс Эл. Траут Д. Маркетинговые войны. – Спб., 2000. – 256 с. 10. «ЭКСПЕРТ – УРАЛ» №12(321), 2008. 10. http://www.mabosch.ru 11. http://www.tehsovet.ru 12. http://market-pages.ru 13. http://www.iteam.ru 14. http://www.marketing-guide.ru
Популярное: Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (188)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |