Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Проблема незаконного оборота наркотических средств в РФ



2019-12-29 235 Обсуждений (0)
Проблема незаконного оборота наркотических средств в РФ 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Злоупотребление наркотическими средствами и их незаконный оборот стали в последние годы одной из наиболее серьезных глобальных проблем. В своем очередном послании Федеральному Собранию Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин поставил наркоугрозу в один ряд с международным терроризмом и распространением оружия массового уничтожения.

Нашу страну от этой угрозы до 80-х годов спасал «железный занавес». Однако с распадом Советского Союза все резко изменилось: южные границы Российской Федерации стали практически «прозрачными»; нарушились наработанные десятилетиями механизмы взаимодействия силовых структур и правоохранительных органов; заметно выросло социальное расслоение общества; увеличился платежеспособный спрос на наркотики.

Все это в комплексе привело к тому, что на Россию обрушился поток контрабанды наркотиков, которые, к сожалению, нашли благодатную почву в обществе. Так, по данным МВД России, еще 15 лет назад около 70-80 % потребляемых наркотиков являлись продуктом собственной растительной базы, 20-30 % завозились в РСФСР из других республик Советского Союза. Факты контрабандного ввоза наркотиков из-за границы носили единичный характер. Сегодня доля наркотиков зарубежного происхождения превышает половину, а наиболее концентрированные - кокаин, героин, амфетамины - практически полностью ввозятся в нашу страну из других государств.

Кроме того, рост объемов контрабанды героина обусловлен наличием объективных экономических условий для транзита этого наркотика из Российской Федерации в другие страны, в первую очередь, Западной Европы и США. Средняя цена героина на российском «черном рынке» в 3-4 раза ниже, чем в Европе.

Одним из источников поступления наркотиков в незаконный оборот России является собственная природная сырьевая база. Прежде всего, это дикорастущая конопля, которой, по имеющимся оценкам, засорено свыше 1 млн. гектаров земельных площадей.

Другой источник - незаконные посевы мака и конопли. Несмотря на введение уголовной ответственности за культивирование этих растений, часть населения в сельской местности в связи со снижением жизненного уровня прибегает к криминальному бизнесу на приусадебных участках и заброшенных землях.

Простота изготовления наркотиков из растительного сырья и его доступность привлекают внимание производителей и потребителей. Из районов заготовки марихуана переправляется практически во все крупные города и промышленные центры России, а также в другие страны.

Кроме того, имеются факты значительных утечек наркотических средств, психотропных и сильнодействующих веществ из легального оборота.

Усиление борьбы с распространением растительных наркотиков и относительная дороговизна героина создали условия для развития незаконного кустарного производства таких наркопрепаратов, как эфедрой, первитин и катинон, пользующихся большим спросом в молодежной среде.

Одним словом, наша страна, как неотъемлемая часть мирового сообщества, в полной мере испытывает на себе растущую наркоугрозу. Наркомания и связанная с ней преступность превратились в одну из главных угроз национальной безопасности страны.

По данным Минздрава России, за последнее десятилетие число больных наркоманией увеличилось более чем в 9 раз. К началу 2003 года в наркологических учреждениях страны зарегистрировано свыше 340 тысяч таких пациентов. Общее количество лиц, которым в 2002 году оказывалась врачебная помощь в связи с немедицинским потреблением различных наркотических средств и психотропных веществ, превысило 480 тысяч. Вместе с тем, по оценкам экспертов, реальное число потребителей наркотических средств в 6 - 8 раз больше, то есть 3-4 млн., или около 3 % населения Российской Федерации.

Особую тревогу вызывает значительный рост злоупотребления опиатами. Количество потребителей героина за 2001-2002 годы увеличилось более чем в полтора раза, составив треть от общего числа лиц, допускающих немедицинское потребление наркотиков.

На общем неблагоприятном фоне распространения наркомании среди населения большую обеспокоенность вызывает увеличившееся потребление наркотических средств подростками и молодежью. Подавляющее большинство наркоманов составляют лица в возрасте до 30 лет.

Одним из факторов, способствующих увеличению масштабов злоупотребления наркотиками, является придание им в молодежной среде статуса особой субкультуры. Наркотические средства и психотропные вещества продолжают оставаться непременным атрибутом вечеринок, дискотек, концертов модных музыкальных групп.

С ростом числа потребителей наркотиков инъекционным способом связана увеличивающаяся заболеваемость населения ВИЧ-инфекцией, гепатитом С и другими опасными заболеваниями. По данным Российского научно-методического центра по профилактике и борьбе со СПИДом, главной причиной риска заражения ВИЧ-инфекцией в Российской Федерации за последние пять лет стало внутривенное введение наркотиков.

Наркомания все шире распространяется в среде лиц, не имеющих определенных занятий. В настоящее время они составляют свыше половины контингента, состоящего на учете в специализированных лечебных учреждениях в связи с немедицинским потреблением наркотиков. Только за последние пять лет удельный вес этой категории возрос более чем на 5%. Они, как правило, не имеют постоянного источника доходов и добывают средства на приобретение наркотиков противоправным путем. Это значительно осложняет криминогенную обстановку в стране и влечет за собой рост преступности.

За последние десять лет количество ежегодно регистрируемых наркопреступлений увеличилось в 15 раз, выявленных фактов наркоторговли - в 80 раз, проявлений групповой наркопреступности - почти в 9 раз.

Осознание значимости проблем наркомании и наркопреступности нашло свое отражение в решениях органов государственной власти Российской Федерации последнего десятилетия.[15]

В утвержденной Верховным Советом Российской Федерации еще в июле 1993 года Концепции государственной политики по контролю за наркотиками в Российской Федерации определено, что злоупотребление наркотическими средствами и их незаконный оборот приобрели глобальный масштаб и самым серьезным образом сказываются на социально-психологической атмосфере в обществе, отрицательно влияют на экономику, политику и правопорядок.

В качестве главного недостатка в деятельности государственных органов, осуществляющих практический контроль за наркотиками, была указана ведомственная разобщенность, отсутствие системности и взаимосвязи в их функционировании. Предлагалось преодолеть эти недостатки путем создания при Президенте Российской Федерации единого органа для разработки стратегии и тактики, постоянного и оперативного мониторинга ситуации в сфере оборота наркотиков. Создание этого органа, по мысли Верховного Совета Российской Федерации, не должно было означать автоматического упразднения существовавших ведомственных структур. Фактически еще десять лет назад высший орган законодательной власти предлагал создать прообраз сегодняшнего Госнаркоконтроля России.

В соответствии с Концепцией в 1994 году Правительством Российской Федерации образована Правительственная комиссия по противодействию злоупотреблению наркотическими средствами и их незаконному обороту. Одной из основных задач комиссии является участие в формировании и проведении государственной политики в сфере оборота наркотиков и противодействия их незаконному обороту.

Решением совещания членов Совета Безопасности Российской Федерации в июне 1999 года были утверждены Руководящие принципы и основные направления деятельности по противодействию незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ и злоупотреблению ими на период до 2008 года.

В течение прошедших лет были достигнуты определенные успехи в борьбе со злоупотреблением наркотиками и наркопреступностью. В частности, под общим руководством Правительства разработаны федеральные целевые программы по противодействию злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 1995-1997, 1999-2001, 2002-2004 годы. Продолжали осуществляться меры по пресечению незаконного производства наркотических средств и их утечки из легального оборота. С этой целью регулярно проводились крупномасштабные оперативно-профилактические операции «Мак» и «Допинг».

В последние годы одним из методов реагирования правоохранительных органов Российской Федерации на изменение оперативной обстановки, связанной с незаконным оборотом наркотических средств, стала организация и проведение межведомственных оперативно-профилактических операций «Канал», направленных на выявление и пресечение контрабандного проникновения наркотиков на территорию Российской Федерации.

Вместе с тем, острота наркоситуации не снижалась. В целях выхода из критического положения, сложившегося в связи с расширением масштабов незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ в стране, угрожающего национальной безопасности и здоровью населения, Совет Федерации в ноябре 2000 года обратился к Президенту Российской Федерации с просьбой взять под личный контроль координацию действий федеральных органов государственной власти по обеспечению противодействия незаконному обороту наркотиков в Российской Федерации.

Проблемы, существующие в сфере противодействия незаконному обороту наркотиков, и меры по их разрешению были рассмотрены в сентябре 2002 года на заседании Президиума Государственного Совета Российской Федерации.

В рамках реализации Указа Президента Российской Федерации был создан Государственный комитет по противодействию незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ при МВД России.

Однако приходится констатировать, что принимаемые меры не были полностью адекватны сложившейся в России наркоситуации.

Главными причинами этого, на наш взгляд, являются:

- отсутствие эффективного межведомственного взаимодействия при проведении совместных мероприятий по борьбе с незаконным оборотом наркотиков;

- недостаточное ресурсное обеспечение антинаркотической деятельности как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов Российской Федерации;

- невозможность надежного перекрытия государственной границы Российской Федерации;

- отставание нормативной правовой базы от реальной наркоситуации, наличие недостатков в правоприменительной практике.

Необходимость создания специального органа исполнительной власти - Госнаркоконтроля России - была продиктована ситуацией, сложившейся в стране и мире.

В связи с этим в 2003 году Президентом Российской Федерации продолжена реорганизация структуры правоохранительных органов.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от II марта 2003 года № 306 создан Государственный комитет Российской Федерации по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ.

Несмотря на незначительный временной интервал, в течение которого функционирует Госнаркоконтроль России, удалось выполнить запланированные организационные мероприятия.

На начальном этапе одним из приоритетных направлений стало формирование нормативной правовой базы Госнаркоконтроля России.

Уже в июне 2003 года указами Президента России утверждены положения о Госнаркоконтроле и о правоохранительной службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ. Это создало необходимые организационно-правовые условия для развертывания нашей работы.

Одобрена Президентом и Правительством Российской Федерации наша инициатива об определении Госнаркоконтроля координатором Целевой программы комплексных мер противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2002-2004 годы. Аналогичные изменения будут внесены в программу международного сотрудничества Российской Федерации с государствами - участницами СНГ.

Утвержден подготовленный нами перечень должностей высшего начальствующего состава в органах госнаркоконтроля и соответствующих этим должностям специальных званий.

Правительством Российской Федерации приняты предложения Госнаркоконтроля о количестве государственных должностей федеральной гражданской службы и работников организаций бюджетной сферы в органах госнаркоконтроля.

Подготовлен и представлен для рассмотрения в Правительство пакет документов, регламентирующих финансово-экономическое обеспечение оперативно-служебной деятельности.

Формируется ведомственная нормативная правовая база. Утверждены положения и типовая структура территориальных органов и ряда подразделений Госнаркоконтроля России.

Изданы инструкции, регламентирующие важнейшие направления оперативно-служебной деятельности. Это касается, в частности, организации оперативно-розыскной деятельности, участия органов госнаркоконтроля в лицензионной работе, порядка проведения мероприятий с применением сил и средств подразделений специального назначения, рассмотрения предложений, жалоб, заявлений граждан и целого ряда других. Большое количество изданных приказов относятся к организационно-штатным мероприятиям, кадровым перемещениям.

Налаживается взаимодействие с другими правоохранительными и контролирующими органами. Подразделениями Госнаркоконтроля России разрабатываются проекты совместных приказов с МВД России и другими ведомствами по различным направлениям. Выработан механизм передачи оперативных материалов, оперативно-справочных и информационных баз данных из МВД в Госнаркоконтроль.

На основании полученной информации проводятся конкретные оперативно-розыскные мероприятия и следственные действия по борьбе с наркопреступностью.[16]

Ведется работа по созданию договорно-правовой базы международного сотрудничества.

Выполнены внутригосударственные процедуры по включению Госнаркоконтроля России в число компетентных органов по выполнению Соглашения о сотрудничестве государств-участников СНГ в борьбе с незаконным оборотом наркотических средств. Завершается работа по подписанию меморандумов о взаимопонимании и сотрудничестве с компетентными органами Таджикистана, Казахстана и Киргизии. В стадии подготовки находятся аналогичные соглашения с соответствующими ведомствами Узбекистана, Азербайджана, Грузии, Украины и Белоруссии.

В основном успешно ведется комплектование органов Госнаркоконтроля. Более 50% назначенных руководителей подразделений территориальных органов Госнаркоконтроля России имеют опыт борьбы с наркопреступностью. Основными источниками комплектования органов Госнаркоконтроля являются бывшая налоговая полиция (85%) и МВД России (около 14%).

Штатная численность подразделений территориальных органов, задействованных на основных направлениях оперативно-служебной деятельности, составляет 70,3%, управленческих подразделений - 12,1%, подразделений обеспечения - 17,6%.

Вместе с тем, не решен вопрос укомплектованности конкретных должностей старшего, среднего и младшего начальствующего состава, которая на 1 сентября 2003 года составляет по центральному аппарату и иным подразделениям только 64,6 %, по территориальным органам - 78%.

В настоящее время на 95 % укомплектованы лишь Главное управление по Дальневосточному федеральному округу, Управления по Республике Адыгея и Орловской области, более чем на 90% - управления Госнаркоконтроля России по Липецкой, Тамбовской, Ивановской, Новгородской, Курганской областям, Республикам Мордовия, Алтай, по Карачаево-Черкесской Республике.

В то же время руководителям ряда подразделений центрального аппарата и территориальных органов необходимо срочно активизировать кадровую работу.

Так, по состоянию на 5 сентября 2003 года Главное оперативное управление укомплектовано на 43,2%, Главное управление по контролю за легальным оборотом наркотических средств и психотропных веществ - на 11,7%, Управление межведомственного взаимодействия в сфере профилактики - на 16,5%, Экспертно-криминалистическое управление - на 43%, Медицинское управление - на 51,1%. Укомплектованность главных управлений по Уральскому, Центральному, Южному, Приволжскому федеральным округам составляет 70 - 80%, управлений по Свердловской, Московской, Самарской, Ульяновской, Томской, Кемеровской областям, по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области, по Ставропольскому и Приморскому краям, по Ямало-Ненецкому и Чукотскому автономным округам - от 65% до 70%.

Начальникам перечисленных подразделений и органов до конца года нужно выправить кадровую ситуацию, а Управлению кадров оказать необходимую помощь и осуществлять постоянный контроль.

Сегодня можно констатировать, что наиболее активные сотрудники органов Госнаркоконтроля, уже на этапе формирования системы сумели получить первые практические результаты в борьбе с наркопреступностью.

Примером может служить совместная разработка Госнаркоконтроля России и ФСБ России международной организованной наркогруппировки с обширными преступными связями в России и странах СНГ. В результате согласованных действий пресечена переброска в Россию из Таджикистана особо крупной партии героина общим весом свыше 420 кг, сокрытого в специально оборудованном тайнике автомашины «КАМАЗ».

Совместными действиями нашего Московского управления и Управления ФСБ России по г. Москве и Московской области перекрыт канал поставок наркотиков в Москву по каналам специальной почты. В результате реализации оперативной информации задержаны два наркокурьера, доставивших в столицу более 7 кг героина. Кроме того, по собственным оперативным материалам Службой по контролю за легальным оборотом наркотиков Управления Госнаркоконтроля по г. Москве разоблачен преступник, который по поддельной лицензии получил с одного из фармацевтических предприятий сырья для производства более 20 кг синтетических наркотических средств

Управлением Госнаркоконтроля по Алтайскому краю при проведении оперативно-розыскных мероприятий у гражданина республики Казахстан было обнаружено и изъято почти 11 кг героина, 600 г опия и полтора килограмма гашиша.

Сотрудниками Челябинского управления в результате совместных с органами внутренних дел оперативно-следственных мероприятий только по одному из уголовных дел изъято 2,5 килограмма героина.

Управлением Госнаркоконтроля по Омской области задержаны два гражданина Республики Казахстан, которые нелегально пересекли границу России и в целях сбыта ввезли 680 г. героина.

Ростовским управлением в ходе проведения общепрофилактической операции выявлено и скошено 12 гектаров конопли, возбуждено 4 уголовных дела.

К числу территориальных органов, активно включившихся в борьбу с наркопреступностью, можно отнести управления Госнаркоконтроля по республикам Башкортостан, Хакасия, Хабаровскому краю, Вологодской, Воронежской, Курганской, Липецкой, Сахалинской областям.

Оренбургская область всегда считалась чрезвычайно привлекательной для переброски наркотиков из Азии в центральные и европейские части России. Основная часть героина 98 процентов - имеет афганское производство. Самый прямой путь для порошка в Россию - через территории Таджикистана и Казахстана и далее российская граница: Челябинский, Самарский и самый крупный – Оренбургский участки. С начала этого года в области выявлены 38 организованных преступных групп, подозреваемых в ведении наркобизнеса.

Что касается города Кувандыка и Кувандыкского района , то в 2006 году было возбуждено уголовных дел почти в 2 раза больше, чем в 2005 году.

Таким образом, в 2005 году было зарегистрировано 36 преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств. По 7 было вынесено постановление об отказе в возбуждении уголовных дел. По 29 были возбуждены уголовные дела.

В 2006 году было зарегистрировано 56 преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств. По 7 было вынесено постановление об отказе в возбуждении уголовных дел. По 49 было возбуждено уголовное дело: 7 преступлений – ст.228 УК РФ, 2 – ст.232 УК РФ, 1 – ст.174 .1 , 6 – ст.234 УК РФ и 33 преступления связанных со сбытом.

Из незаконного оборота было изъято:

Героин – более 40 г.

Марихуана – около 1 кг.,

Сильнодействующих веществ – более 80 г.

Всего на сегодняшний день органами Госнаркоконтроля возбуждено почти 1000 уголовных дел. Подавляющее большинство из них квалифицировано по статье 228 УК России по фактам незаконного изготовления, приобретения, хранения, перевозки, пересылки, сбыта наркотических средств.

 




2019-12-29 235 Обсуждений (0)
Проблема незаконного оборота наркотических средств в РФ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Проблема незаконного оборота наркотических средств в РФ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (235)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)