Анализ себестоимости продукции
Важным показателем, характеризующим работу предприятия, является себестоимость продукции. От ее уровня зависят финансовые результаты деятельности, темпы расширения предприятия и его финансового состояния. Издержки производственного капитала (амортизация) включаются в себестоимость продукции, и соответствующая часть дохода от реализации продукции зачисляется в амортизационный фонд предприятия, который расходуется на восстановление основных производственных фондов, то есть реального капитала. Таким образом, себестоимость частично влияет на капитал предприятия. Анализ себестоимости состоит из следующих этапов: 1. Анализ себестоимости выпущенной продукции и расчет влияния факторов на нее; 2. Анализ структуры затрат и определение типа производства; 3. Анализ затрат на единицу товарной продукции; 4. Анализ эффективности использования всех ресурсов (затрат), в том числе материальных затрат.
Таблица 2.2.1 Анализ себестоимости выпущенной продукции
В отчетном году общая себестоимость выросла на 158816 ед. или 46 %, в основном за счет увеличения себестоимости карамели (на 86554 ед. или 80 %), при этом объем товарной продукции увеличился на 43 %, что говорит об опережающем росте затрат над выпуском товарной продукции. Рассчитаем влияние различных факторов на себестоимость способом цепных постановок: C/c , (1)
где С/с общая – общая себестоимость; Q – объем производства; Дq – доля объема производства данного сорта; С1q – себестоимость единицы продукции. С/с общая=33008*(10,5*0,31+10,4*0,38+10,2*0,3)=158816,1 руб.
С/с общая'=Q1*∑(Дq0*C1q0) (2)
С/с общая'=42498*(10,5*0,31+10,4*0,38+10,2*0,3)=440731,1 руб.
С/с общая"=Q1*∑(Дq1*C1q0) (3)
С/с общая"=42498*(10,5*0,37+10,4*0,39+10,2*0,24)=441490,2 руб.
С/с общая1=Q1*∑(Дq1*C1q1) (4)
С/с общая1=42498*(12,5*0,37+11,8*0,39+10,7*0,24)=501129,9 руб. 1. Рассчитаем изменение себестоимости за счет изменения объема производства: ∆С/с общая (Q)=(42498-33008)*10,4=98417,3 руб. 2. Рассчитаем изменение себестоимости за счет изменения доли объема производства сортов: ∆С/с общая (Дq)=441490,2-440731,1=759 руб. 3. Рассчитаем изменение себестоимости за счет изменения себестоимости единицы изделия: ∆С/с общая (C1q)=501129,9-441490,2=59639,7 руб. ∆С=98417,3+759+59639,7=158816,1 руб. Таблица 2.2.2 Анализ влияния факторов на себестоимость выпуска
Рисунок 1. Влияние факторов на себестоимость выпуска
Себестоимость выпуска увеличилась на 158816,1 руб., за счет увеличения объема выпущенной продукции на 98417,3 ед. или 61,97 %, изменения структурных сдвигов в ассортименте на 759 ед. или на 0,48 % и роста себестоимости единицы продукции на 59639,7 ед. или 37,6 %. Влияние экстенсивных факторов на себестоимость превышает влияние интенсивных на 1,66 %-х пункта, что говорит о неэффективном использовании структуры ассортимента. Далее проведем анализ по экономическим элементам. Таблица 2.2.3 Анализ себестоимости по экономическим элементам
Проведя анализ затрат по экономическим элементам, видно что доля материальных затрат увеличилась на 18,87 %, что говорит об увеличении материалоемкости производства в 2010 году.
Таблица 2.2.4 Анализ эффективности использования ресурсов на предприятии
Проанализировав ресурсоемкость предприятия, видно, что у предприятия перерасход ресурсов в размере 11095,1 руб. С помощью цепных подстановок рассчитаем влияние факторов на объем товарной продукции. V=С/с*Ро, (5)
где V – объем товарной продукции; Ро – ресурсоотдача. V=342313,8*1,6=549479,3 руб.
∆ V (С/с)=∆С/с*Ро0 (6)
∆ V (С/с)=158816,1*1,6=254930,3 руб.
∆ V (Ро)=∆Ро*С/с1 (7)
∆ V (Ро)=-0,036*501129,9=-17809,7 руб. ∆ V=254930,3+(-17809,7)=237120,6 руб.
Таблица 2.2.5 Анализ влияния факторов на себестоимость товарной продукции
Рисунок 2. Влияние факторов на себестоимость товарной продукции
Анализируя зависимость объема товарной продукции от себестоимости, видно, что увеличение себестоимости повлияло на рост объема товарной продукции в размере 254930 ед. или 107,5 %, в то время как снижение ресурсоотдачи снизило объем товарной продукции на 17810 или 7,5 %. Таким образом можно сказать о не эффективном использовании ресурсов, т.к. влияние экстенсивных факторов на изменение объема товарной продукции превысило влияние интенсивных на 115%.
Таблица 2.2.6 Данные для расчета материальных затрат в себестоимости продукции
∆С/с=МЗ*Мос/с, (8)
где МЗ – материальные затраты; Мо – материалоотдача. ∆С/с =754187*0,45=342313,8 руб. 1. Рассчитаем изменение себестоимости за счет изменение материальных затрат:
∆С/с(МЗ)=∆МЗ*Мос/с0=-125216*0,45=-56833,6 руб.
2. Рассчитаем изменение себестоимости за счет изменение материалоотдачи:
∆С/с(Мос/с)=∆Мос/с*МЗ1
∆С/с(Мос/с)=0,34*628971=215649,7 руб. ∆С/с=215649,7+(56833,6)=158816,1 руб.
Таблица 2.2.7 Анализ влияния факторов на себестоимость товарной продукции
Рисунок 3. Влияние факторов на себестоимость товарной продукции
Общая себестоимость в отчетном периоде увеличилась на 46,39%, а материальные затраты снизились на 16,60%. Это обстоятельство обусловило рост материалоотдачи на 75,54% и снижение материалоемкости на 43,03%, что привело к экономии средств на 475120,2049 ед. Себестоимость за счет снижения материальных затрат уменьшилась на 56834 ед., а за счет изменения материалоотдачи увеличилась на 215650 ед. Таким образом, в целом себестоимость увеличилась на 158816,1 руб. Анализируя влияние интенсивных и экстенсивных факторов на изменение себестоимости, видно, что предприятие рационально использует материальные затраты, т.к. влияние интенсивных факторов превышает экстенсивных на 172 %.
Таблица 2.2.8 Анализ материалоемкости выпущенной продукции
Анализ материалоемкости выпущенной продукции показал, что в отчетном году произошло снижение материалоемкости на 42 %. Снижение цены составило 450675,5 руб. Прямые материальные затраты, скорректированные на процент выполнения плана по товарной продукции в 2010 году составили 1079646,5 руб. 1. Влияние изменения структуры продукции на общую материалоемкость:
Ме'=МЗпр'/(V1-∆Рм) (9)
Ме'=1079646,5/,(786599,9-(-450675,5))=0,8726 руб.
∆ Ме (Д)=Ме'-Ме0 (10)
∆ Ме (Д)=0,87-1,37=-0,4999 руб. 2. Влияние изменения уровня МЗ по отдельным изделиям на изменение материалоемкости:
Ме"=(МЗпр'-∆Рм)/(V1-∆Рм) (11)
Ме"=(1079646,5-(-450675,5))/(786599,9-(-450675,5))=1,2368 руб.
∆ Ме (ОИ)'=Ме''-Ме' (12)
∆ Ме (ОИ)'=1,24-0,87=0,3642 руб. 3. Влияние цен на материалы на изменение материалоемкости: Ме"'=МЗ1/(V1-∆Рм) (13)
628971/(786599,9-(-450675,5))=-0,5084 руб.
∆ Ме (ЦМ)=Ме'''-Ме" (14)
∆ Ме (ЦМ)=0,5-1,24=0,7285 руб. 4. Влияние отпускных цен на изменение материалоемкости:
∆ Ме (ОЦ)=Ме1-Ме''' (15)
∆ Ме (ОЦ)=0,7996-0,5=0,2913 руб. ∆ Ме=-0,5+0,4+(-0,7)+0,29=-0,5729 руб. За счет снижения доли более дорогой продукции в составе товарной продукции, общая материалоемкость снизилась на 0,4999 ед. Из-за увеличения материалоемкости отдельных изделий общая материалоемкость увеличилась на 0,3642 ед. Из-за снижения цен на материалы общая материалоемкость снизилась на 0,7285 ед. Из-за увеличения отпускной цены на готовую продукции общая материалоемкость увеличилась на 0,2913 ед.
Таблица 2.2.9 Анализ влияния факторов на материалоемкость продукции
Рисунок 4. Влияние факторов на материалоемкость продукции
Рассмотрев влияние факторов на изменение материалоемкости, можно сделать вывод, что предприятие эффективно использует материалы, т.к. анализ влияния экстенсивных и интенсивных факторов на изменение материалоемкости показал, что доля влияния интенсивных факторов составило 76 % и в 3 раза превышает экстенсивные факторы.
Популярное: Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (178)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |