Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Особенности мобилизации и формирования внимания на уроках у старших школьников



2019-12-29 279 Обсуждений (0)
Особенности мобилизации и формирования внимания на уроках у старших школьников 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Работа учителя на уроке строится с учётом ряда методических требований. Даже если учитель будет полностью соблюдать эти требования, у него могут возникнуть трудности в том отношении, что отдельные, недисциплинированные старшие школьники будут невнимательны к учебной работе. Но, если в классе значительная часть не внимательна, это говорит о серьёзных недостатках в самой методике преподавания [1, с.115].

Для того, чтобы урок отвечал всем методическим требованиям, учителю необходимо тщательно к нему подготовиться, подобать яркий и содержательный материал, подумать об отдельных у старших школьников, об их особенностях, о приёмах поддержания внимания на уроке, переключения при переходе от одного вида работы к другой. Для организации внимания у старших школьников на уроке необходимо, чтобы урок прежде всего отличался содержательностью, чтобы теория давалась в единстве с практикой.

Хороший урок заставляет у старших школьников сосредотачиваться не только в силу интереса к учебному материалу, но и в следствии удовольствия, получаемого ими от приобретения знаний. Но пробудить интерес у у старших школьников не легко. Здесь имеет место и правильное составление плана урока, и форма подачи материала и темп объяснения, и учёт индивидуальных особенностей у старших школьников [1, с.117].

Важно также соблюдать и гигиенические и организационные требования к учебной работе (перед уроком класс должен быть проветрен, необходимые для урока предметы, мел, тряпка, наглядные пособия и т. п. Должны быть на своём месте). Учащиеся должны подготовиться к уроку на перемене, чтобы не тратить на это время урока. Ничто не отвлекает внимания у старших школьников, как беспорядочная суетливая подготовительная работа к уроку во время самого урока [1, с.123].

Весьма важным условием мобилизации внимания является готовность воспринимать, ожидание чего-либо. Поэтому учителю необходимо перед сообщением нового материала оживить, восстановить в сознании у старших школьников пройденный ранее материал. Новый урок почти всегда должен представлять собой естественное продолжение и развитие предыдущих уроков. В этих целях предыдущее занятие полезно закончить вопросом, ответ на который будет дан на следующем уроке. У старших школьников надо заставить вспомнить этот вопрос и немножко подумать над ним. Это сразу заинтересует у старших школьников, мобилизует их внимание.

Важным условием мобилизации внимания у старших школьников на уроке является темп работы. Живой, ускоренный темп ведения занятий лучше мобилизует внимание, так как ученик занят усвоением материала и у него меньше возможностей для возникновения ненужных ассоциаций, влияние посторонних внешних раздражителей и т. д. Но учитель не должен сам спешить и торопить у старших школьников, так как торопливость приводит к невнимательности, ошибкам. При замедленном темпе работы нервные процессы в коре полушарий протекают неинтенсивно и возникающие там очаги оптимального возбуждения оказываются менее устойчивыми.

Остановимся кратко на некоторых частях урока. Особенно большое значение имеет его начало. От того, насколько правильно, а потому и успешно начат урок, зависит нередко весь его дальнейший ход. После перемены, ученики должны быстро переключиться на серьёзную работу. Задача учителя преодолеть эмоциональное возбуждение ребят.

Иногда в присутствии учителя в классе продолжается шум [1, с.130].

 Некоторые педагоги, занимаясь журналом, терпеливо ждут тишины другие начинают урок при шуме, рассчитывая, что объяснение материала мобилизует внимание и разговоры прекратятся. Вряд ли можно считать эти проблемы правильными. На пассивное ожидание тишины уходят драгоценные секунды, и даже минуты. Более правильно поступают те учителя, которые ни на минуту не остаются пассивными зрителями того, что происходит на уроке, и никогда не говорят при шуме в классе, а требуют тишины и внимания. Дети привыкают к этому и успокаиваются сразу при входе учителя. Урок пройдёт значительно лучше, если с самого его начала внимание у старших школьников будет привлечено, во-первых, сообщением учителя с цели урока, во-вторых, чем-либо интересным, не только показом и рассказом учителя, но и увлекательным заданием, которое они должны выполнить. Тут сразу же мобилизуется внимание у старших школьников, которое и дальше будет поддерживаться [1, с. 139].

Учителю бывает трудно поддерживать внимание при проверке домашнего задания. Проверять в классе домашнее задание надо быстро и так, чтобы все ученики принимали в этом участие.

Для мобилизации внимания надо умело проводить и устный опрос у старших школьников. Причём важно избегать фиксации внимания у старших школьников на то, кого спросят. Поэтому нельзя сначала называть фамилию младшего школьника, а затем ставить вопрос. Целесообразно сначала поставить вопрос всему классу затем вызвать младшего школьника и обязательно привлекать у старших школьников, чтобы каждый думал и готовился к ответу. Тогда весь класс сосредоточится на работе. После опроса учитель ставит ученику отметку. К ней тоже особый подход. Это не только средство учёта успеваемости. Отметка мажет и должна побуждать младшего школьника быть внимательным на уроке. Поэтому её можно ставить не только в результате очередного опроса, когда проверяются знания школьника, когда он вызван к доске, но и за краткие ответы с места, за поправки и дополнения к тому, что сказал товарищ. Это заставит у старших школьников быть внимательными, готовыми к ответу в течение всего урока. Только не стоит отметку по успеваемости ставить с учётом поведения учащегося, например снизить из-за плохой дисциплины. Нельзя смешивать оценки знания и поведения. Иначе у младшего школьника появится мысль о несправедливости к нему со стороны учителя [1, с.141].

Если учителю удалось мобилизовать внимание в начале урока, то ему уже легче заставить у старших школьников не отвлекаться и в дальнейшей работе. Но здесь необходимо максимально заставить включиться в работу всех у старших школьников, иначе отдельные ученики начнут отвлекаться и отвлекать других. Можно ставить отметку и тем, кто отвечал, и тем, кто направлял и развивал ответы.

При таком методе работы опрос происходит быстро, продуктивно, учитель успевает выяснить уровень знаний многих у старших школьников. Изложение учителем нового материала тоже требует целесообразных приёмов, чтобы внимание у старших школьников не ослабевало. Важными условиями для этого являются уяснение задачи урока, содержательность изложения, активность у старших школьников в процессе объяснения, понимание значения того, что изучается. Материал лучше воспринимается, его более внимательно слушают учащиеся, если учитель расчленяет его на разделы и подразделы. Очень заинтересовывает у старших школьников и привлекает их внимание проведение параллелей и сравнений.

Классная доска одно из средств приближения внимания у старших школьников. Очень полезно записывать на доске тему урока, незнакомые слова [1, с.149 ].

Невнимательность у старших школьников во время объяснения нового материала нередко возникает вследствие того, что ученики считают, что всё это они могут прочитать дома по учебнику. Поэтому, даже вполне дисциплинированные и хорошо успевающие ученики, если рассказ учителя малоинтересен, отвлекаются, занимаются посторонними делами, разговорами. Чтобы не получить замечания, дети могут делать вид, что слушают учителя. Это происходит потому, что учитель не проверяет, были ли они внимательны во время его рассказа, или же спрашивает только тех, кто, желая ответить, поднимает руку. Благодаря этому, важная часть урока для некоторых у старших школьников полностью или частично пропадает [1, с. 153].

Большую роль для мобилизации внимания у старших школьников имеет речь учителя. Речь преподавателя должна отличаться чёткостью, выразительностью, ясностью и доступностью изложения. Плохо, если речь учителя бывает слишком громкой, крикливой. Это не способствует мобилизации внимания у старших школьников. Негромкая речь издаёт более сложную обстановку в классе, заставляя у старших школьников лучше слушаться учителя. Говоря о речи учителя, надо указать и на значение отдельных его приёмов, имеющих назначение привлекать внимание у старших школьников. В одних случаях учителя при изложении учебного материала не прибегают ни к каким замечаниям и действиям, призывающих у старших школьников к вниманию. В других случаях они поступают по-другому:

1. Делают паузу перед началом какого-либо вопроса.

2. Повышают голос.

3. Прибегают к жестам с целью сосредоточения внимания у старших школьников на какой-либо мысли и т. д.

Наблюдения показывают, что применение таких частых приёмов бывает весьма эффективным, даёт возможность учителю овладеть вниманием класса [1, с.159 ].

Важнейшим вопросом воспитания является выработка у у старших школьников привычки внимательно работать над выполнением домашних заданий. Именно в процессе выполнения домашних заданий он приучается работать самостоятельно, вырабатывает те навыки, которые будут так необходимы ему в течение жизни [1, с.165 ].

Задача учителя состоит в том, чтобы воспитывать у старших школьников с первых же дней обучения достаточно ответственное и серьёзное отношение к домашним заданиям. Очень помогают привлечение у старших школьников к проверки выполнения заданий у своих товарищей, для чего выделяются лучшие школьники. Изложив задание на дом, учитель проверяет, все ли ученики уяснили, что от них требуется, и записано ли ими полученное задание. Большая проблема на уроке мобилизация внимания у старших школьников при повторении пройденного. Для старших школьников, знающих материал, это скучное занятие, которое кажется им ненужным, для тех, кто всё перезабыл, повторение тяжёлая и неприятная работа. Задача учителя сделать повторение интересным и полезным на уроке. Для этого при повторении важно применить новые иллюстрации, заинтересовать у старших школьников приведением знаний в порядок, в определённую систему, чтобы они хорошо запоминались. Важно, чтобы повторение не было пассивным, а активным процессом, чтобы ученики не только пересказывали материал, но и придумывали примеры, отвечали по-новому на вопросы [1, с.171 ] .

Внимание это важнейший динамический показатель протекания всех психических процессов. Именно поэтому внимание можно рассматривать как основу успешной познавательной деятельности. Учителю надо не только хорошо знать свой предмет, но и уметь сделать его достоянием своих у старших школьников. "Иные люди много знают, - говорил М. И. Калинин. Я знаю много людей, которые великолепно владеют предметом, а если назначить такого человека учителем, он не сумеет хорошо свой предмет изложить. Надо не только знать свой предмет, но и уметь изложить его так, чтобы он хорошо воспринялся слушателями" [54, с.89].

Умение хорошо излагать свой предмет, педагогическое мастерство учителя основаны на умении строить процесс обучения в соответствии с закономерностями этого процесса, с основными дидактическими принципами. Одним из таких принципов является принцип наглядности.

Проблема наглядности при обучении русскому языку очень актуальна. Между тем, как показывают массовые обследования, некоторые учителя не имеют ясного представления о том, когда и как надо использовать наглядность, в каких случаях применение наглядных пособий необходимо и полезно, а в каких ненужно и даже вредно [54, с. 111 ].

Каждый учитель не раз слышал настойчивые советы, а порой и требования более широко опираться при обучении на наглядность, больше использовать на уроках наглядные пособия, применять наглядные средства обучения. И каждый учитель тратит много сил и времени на подбор и изготовление наглядных пособий. Для усиления наглядности учителя стараются использовать технические средства обучения магнитофоны, видеомагнитофоны, телевизоры и другие аппараты и приборы.

В то же время учителя иногда слышат и предостерегающие голоса нельзя увлекаться наглядностью, надо быть осмотрительным в применении наглядных пособий.

Признавая ценнейшие достоинства наглядности, учитель должен иметь в виду, что это острейшее оружие, которое при невнимательном и неумелом использовании может увести у старших школьников от решения главной задачи, подменить цель ярким средством, может стать препятствием на пути к глубокому овладению знаниями, к познанию существенных связей и закономерностей [54, с. 115 ].

Несравненно сложнее обстоит дело при комплексном обучении русскому языку, особенно при обучении пониманию текстов и устной речи. Здесь наглядность должна способствовать такому восприятию русского языка, которое подсказывало бы младшим школьникам языковые правила.

Языковое образование и речевое развитие у старших школьников – одна из центральных проблем в современной методике начального обучения. Работа по развитию связной речи у старших школьников традиционно опиралась на взаимосвязь репродуктивной и продуктивной деятельности.

Чтобы сформировалось устойчивое внимание необходимо, чтобы глубинные отделы работали как можно лучше, а они больше всего страдают от неблагополучия в период пре- и перинатального развития. Зрелость глубинных отделов влияет на активность ребенка и его возможности находиться в состоянии бодрствования [54, с.126 ].

Итак, условием возникновения внимания является выделение объекта, сосредоточение на нем и отвлечение от посторонних раздражителей. Старшеклассник — "жертва переинформированности" уже не в состоянии сконцентрировать свое внимание на каком-либо объекте довольно продолжительное время, выделить необходимое, а ведь ему надо учиться, работать. Целенаправленное формирование внимания, или еще можно назвать его осознанным, осуществляется с помощью повседневной учебной и воспитательной работы. Процесс формирования внимания представляет собой процесс взаимодействия обучающего и обучаемого.

Задача учителя — противостоять всем арсеналом своих методов стихии "переинформированности", если она чревата отрицательными результатами. При этом деятельность обучающего будет наиболее эффективна тогда, когда он способен указать соответствующие пути, средства и методы. И он должен побудить обучаемого, работать над собой самостоятельно, т.е. заниматься самоформированием своего внимания.

При обучении следует помнить, что существует закон "кризисов внимания", т.е. человек может воспринимать устную информацию определенными дозами (квантами). Длительность первой дозы составляет 10-15 минут. Затем наступает небольшое торможение — мозгу нужен отдых хотя бы на одну-две минуты. Так появляется первый "кризис внимания". В это время происходит полное отключение, и человек просто перестает воспринимать все, что говорится [54, с. 147 ].

Следующая длительность восприятия информации такая же или чуть меньше. И опять наступает "кризис внимания"— необходима передышка. Третий и последний "кризис внимания" наступает после второго через 8-10 минут, после чего наступает глубокое торможение. Эти моменты следует учитывать преподавателям и соответственно строить свои уроки (лекции), чтобы шуткой или ярким примером, в нужный момент сделать необходимую разгрузку [54, с.153 ].

Таким образом, можно сделать вывод о том, что в задачу формирования внимания входит не только развитие его как отдельного психологического процесса, но и формирование таких черт личности, которые бы облегчили переход произвольного внимания в послепроизвольное. Это включает в себя формирование чувства ответственности за выполняемую работу, мотивации успешного выполнения деятельности, развитие интереса, четкая организация выполняемой деятельности. Конкретно поставленные задачи, а также создание благоприятных условий для активной, самостоятельной работы.

Анализ научной, психологической и педагогической литературы по вопросу развития внимания показал, что решения проблемы внимания известных психологов неоднозначны. Одни отрицают специфику внимания, единую сущность его явлений, рассматривают внимание как побочный продукт или характеристику других психических процессов, другие, напротив, признают суверенитет внимания, считают его особым и самостоятельным процессом, играющим существенную роль в познании и поведении.

В целом можно сделать вывод, что внимание – функция интереса. Решающее значение для внимания имеет овладение указательным жестом и словом как указанием, внимание ребенка с самого начала становится направляемым вниманием. У внимания нет самостоятельных свойств, свойства внимания это различные свойства деятельности.

При развитии внимания большое значение имеет учет их психологических особенностей. Каждая личность обладает своими особенностями мышления, проявления чувств, интересами и способностями, идеалами, чертами характера и т. д. В связи с этим стоит проблема индивидуального подхода как важнейшего педагогического принципа в обучении и воспитании.

Для формирования и мобилизации внимания необходимо, что бы урок отвечал всем методическим требованиям. Работа учителя на уроке должна строится с учётом этих методических требований. Важным условием формирования и мобилизации внимания является готовность воспринимать материал, темп работы. Живой, ускоренный темп ведения занятий лучше мобилизует внимание. Очень важно для мобилизации внимания, что бы урок проходил интересно, не по учебнику. Скучное преподавание - один из источников рассеянности внимания школьников, в этом случае развитие внимания будет затруднено, многие недостатки внимания исчезают в результате правильно организованной учебной работы.

Уровень развития внимания, во многом, определяется способностью оперативно обрабатывать информацию и принимать на ее основе обоснованные решения. Именно в этом аспекте наиболее продуктивной в школе может оказаться образовательная область информатики, где аккумулирован огромный потенциал компьютерных методов исследования любых предметных областей. Одной из сильнейших сторон информатики является ее интегративный характер. Это своего рода мета предмет, где можно, используя идеологию системного подхода, изучать объекты из разных предметных областей. При этом помимо развития внимания, может быть достигнута не менее важная цель - закрепление знаний и умений, полученных старшим школьником на других школьных предметах. Причем, это можно организовать в результате продуктивной деятельности, где в основе лежат исследования и творчество.

После того как закончено теоретическое исследование перейдем к практическому, а именно к педагогическому эксперименту.

 


2. Развитие внимания у старших школьников в процессе изучения темы: графический редактор

 



2019-12-29 279 Обсуждений (0)
Особенности мобилизации и формирования внимания на уроках у старших школьников 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Особенности мобилизации и формирования внимания на уроках у старших школьников

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (279)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)