Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Развитие внимания у старших школьников в процессе изучения темы: графический редактор



2019-12-29 284 Обсуждений (0)
Развитие внимания у старших школьников в процессе изучения темы: графический редактор 0.00 из 5.00 0 оценок




 

На основании результатов исследования нами была составлена и реализована система занятий по развитию внимания в процессе изучения темы графический редактор.

Способность организовать внимание – это главное условие деятельности старшеклассников, поэтому основное содержание программы нацелено на развитие внимания. У детей старшего школьного возраста прежде всего необходимо формировать устойчивое внимание, так как длительность сосредоточения у них должна быть наибольшей. Развивать внимание наглядностью, эмоциональностью, интересным материалом включать непроизвольное внимание. Контроль за вниманием нужно довести до автоматизма. Необходимо постепенно развивать у учащихся преднамеренное внимание.

При составлении системы занятий был использован модульный принцип, материалы для занятий брались из учебников по информатике Угринович Н.Д.[51] и Кузнецова А.А.[36] с добавлением заданий из книги "Графический редактор Paint. Редактор презентаций PowerPoint (+ CD)" Житковой О.А. и Кудрявцевой Е.К.[33] и журналов Информатики [12-24,26-32]

В основу занятий нами положены следующие принципы:

1) формирование основ информационной культуры, т.е. овладение основными понятиями информатики, такими, как команда, алгоритм, исполнитель, направленными на решение поставленной задачи

2) развитие концентрации, устойчивости и переключения внимания, что возможно благодаря широкому использованию графических и звуковых средств;

3) индивидуализация и дифференциация обучения, наглядность, доступность подачи информации, введение игрового элемента в процессе обучения.

4) доступность, природосообразность, научность.

Среди важнейших требований в условиях развивающего обучения можно выделить следующие:

1) гуманистическое отношение к учащимся, максимальный учет их индивидуальных особенностей, создание атмосферы, благоприятствующей их всестороннему развитию;

2) целенаправленность построения обучения с учетом его эффективности для развития внимания старшеклассников;

3) использование разнообразных видов деятельности на уроке с целью развития внимания учащихся;

4) включение новых знаний в практическую деятельность учащихся, как необходимое условие их успешного усвоения.

Основные цели занятий:

1. Учебные:

- формирование навыков и умений работы с графическим редактором;

- создание условий для развития умений работать с интерфейсом графического редактора;

- закрепление знаний и умений, полученных старшим школьником на других школьных предметах;

2. Развивающие:

- развивать концентрацию, устойчивость и переключение внимания;

- способствовать формированию креативных способностей;

- развивать интерес к учебной деятельности и самопознанию.

3. Воспитательные:

- создать на уроках атмосферу психологической комфортности;

- создать условия для умения контролировать свои действия;

- создать условия для культурного общения старшеклассников.

4. Здоровьесберегающие:

1) эффективно использовать здоровьесберегающие режимные моменты (оздоровительные паузы);

2) использовать коррекционные упражнения (для укрепления зрения, внимания);

3) следить за выполнением санитарно-гигиенических норм (освещённость, воздушный режим, осанка детей).

Задачи занятий:

1) актуализация знаний

2) систематизация и обобщение материала по теме

3) использование теоретических знаний на практике с применением компьютера

Предложенная нами система занятий по развитию внимания на уроках в процессе изучения темы: графический редактор реализовывалась вместе с учителем информатики. Занятия проходили в кабинете информатики, кабинет удобен для проведения уроков: достаточно просторен и хорошо освещен. В центре кабинета располагаются удобные для письма столы; впереди, перед столами имеется широкая доска. Но кабинет плохо оборудован: 9 бездисковых компьютеров с 386 процессором (без дополнительных устройств "мышь") и один сервер.

Для проведения занятий использовался графический редактор Paint. В течение занятий следили за соблюдением учениками санитарно – гигиенических норм работы на компьютере: правильно ли сидят ученики за компьютерами (осанка, расположение относительно компьютера), правильно ли организовано их рабочее место (удобно ли пользоваться клавиатурой). При проведении занятий была соблюдена техника безопасности.

На уроках были реализованы принципы научности (учитель пользовался научной терминологией), наглядности (при объяснении материала учитель использовал демо - TV), последовательности и связи с практикой (этапы урока были соблюдены: ученики сначала повторили материал, а затем закрепили его на практике).

До начала уроков подготавливались рабочие места учеников: были включены компьютеры, чтобы ученики не тратили время на ожидание загрузки операционной системы DOS. В ходе уроков была реализована индивидуализация обучения: отвечали на вопросы отдельных учеников, давал некоторые рекомендации по работе конкретных учеников.

На уроках учащиеся проявляли интерес к изучаемому материалу. Большую часть практической работы они выполняли самостоятельно; редко задавали вопросы по работе. Обучение было построено эффективно: учебное время тратилось исключительно на достижение целей урока, программные средства были выбраны оптимально. Взаимоотношения учителя и учащихся можно назвать сотрудничеством: учитель на уроке был наставником, помощником учащихся. Ученики были достаточно организованы на уроке, выполняли необходимые задания.

На уроке была реализована обратная связь: ученики задавали интересующие их вопросы учителю; учитель интересовался, все ли из изложенного материала понятно ученикам. В ходе урока учитель наблюдал за работой учащихся, оценивал. Критерии оценок были известны учащимся. Все учащиеся справились с работой на "отлично". Учащимся не было задано домашнее задание, т. к. ученики имели возможность закрепить свои знания на уроке.

На уроке следили за дисциплиной в классе, стимулировали самостоятельность учащихся при работе на компьютере. С помощью рисования в программе Paint у старшеклассников развивались устойчивость концентрация и переключение внимания, это показывает проведенный сравнительный анализ по тем же методикам, что и в констатирующем этапе исследования.

Конспекты проведенных уроков представлены в Приложении Г.

Для определения эффективности предложенной нами системы занятий, состоящей из 6 уроков, были проведены повторные диагностические мероприятия по методикам констатирующего эксперимента.

Результаты повторного диагностирования (Приложение Б) показали, что формирующий эксперимент дал положительные результаты. У ребят внимание стало выше и появился интерес к занятиям информатикой, повысилась успеваемость. Так, средний коэффициент концентрации внимания испытуемых повысился до 0,65 против 0,39; коэффициент устойчивости внимания стал 9,73 был 8,08. Интерпретация результатов представлена в динамике на Рисунке 4.


Рисунок 4 – Концентрация и устойчивость внимания испытуемых до и после эксперимента (данные даны количества учащихся в %.)

 

Проведенный сравнительный анализ переключения внимания и уровня внимания так же показал положительные результаты.

Так, переключение внимания у старшеклассников повысилось с 0,47 до 0,59. Соответственно повысился и уровень внимания в целом, о чем свидетельствуют полученные коэффициенты до эксперимента было 2,98 после эксперимента стало 3,66. Результаты сравнительного анализа представлены в динамике на Рисунке 5.

 

Рисунок 5 - Переключение и уровень внимания до и после эксперимента (данные даны количества учащихся в %)

 

Таким образом, полученные результаты повторной диагностики свойств внимания говорят об эффективности разработки занятий по модульному принципу.

Сравнение коэффициентов уровня внимания с успеваемостью представлены на Рисунке 6.

 

Рисунок 6 - Взаимосвязь уровня внимания и успеваемости старшеклассников до и после эксперимента

 

Для того, что бы убедиться во взаимосвязи внимания и успеваемости мы сделали повторную выборку оценок за время формирующего эксперимента (Приложение В). Результат получился довольно-таки интересный, по предмету получили пятерки пять человек, а было только двое, которые имели пятерки по предмету. Из неуспевающих перешел один ученик в ряды учащихся, которые учатся посредственно. И поредели ряды "посредственных", их осталось только 4, а было 7.

Таким образом проведенное исследование показало, что проведение занятий, построенных по модульному принципу повышает внимание старшеклассников, развивает интерес к предмету и повышает успеваемость, что в принципе и подтверждает нашу гипотезу.

На основании полученных в исследовании выводов можно дать рекомендации учителям информатики:

1. Приступая к организации развивающего обучения учитель должен отчетливо представлять принципы, цели и задачи такого обучения.

2. При проведении занятий в определённой системе необходимо учитывать специфические условия работы с той или иной группой учащихся, а именно:

- степень подготовленности учащихся, состояние их знаний и навыков уровень культуры общения

- максимальный учет их индивидуальных и психологические возрастные особенности

3. Развивать внимание надо наглядностью, эмоциональностью, интересным материалом включать непроизвольное внимание.

4. Различные виды лабораторных работ позволят сформировать компьютерную грамотность у учащихся.

5. Чтобы уроки не были скучными и учащиеся не уставали, необходимо сочетать, комбинировать различные формы контроля на занятии.

6. На уроках информатики в условиях обычной классно-урочной системы учителями можно следующие методы и формы обучения, позволяющие эффективно построить учебный процесс с учетом специфических особенностей личности школьника:

- диалоги;

- работа в группах;

- игровые методики;

- информационные минутки;

- эвристический подход.

7. Использовать компьютер не столько для обучения работе на компьютере, а использование его как средство для развития учащегося.

8. Использовать компьютер для развития, учителю информатики необходимо решить задачи мотивации и разнообразия форм обучения

9. При проверке усвоения материала необходимо выявлять полноту, прочность усвоения учащимися теории и умение применять ее на практике в знакомых и незнакомых ситуациях.

10. Определяя содержание компьютерной грамотности, формируемой в процессе всего обучения в школе, не нужно ограничиваться рамками предмета "Информатика". Наоборот, эту задачу надо решать с максимальным привлечением всех школьных предметов, внеклассной работы и помощи родителей.

 


Заключение

 

Проведенное исследование по проблеме развития внимания старших школьников на уроках в процессе изучения темы позволил сделать ряд выводов.

Теоретический анализ психолого-педагогической литературы показал, что решения проблемы внимания известных психологов неоднозначны. Одни отрицают специфику внимания, единую сущность его явлений, рассматривают внимание как побочный продукт или характеристику других психических процессов, другие, напротив, признают суверенитет внимания, считают его особым и самостоятельным процессом, играющим существенную роль в познании и поведении.

В целом можно сделать вывод, что внимание – функция интереса. Решающее значение для внимания имеет овладение указательным жестом и словом как указанием, внимание ребенка с самого начала становится направляемым вниманием. У внимания нет самостоятельных свойств, свойства внимания это различные свойства деятельности.

При развитии внимания большое значение имеет учет их психологических особенностей. Каждая личность обладает своими особенностями мышления, проявления чувств, интересами и способностями, идеалами, чертами характера и т. д. В связи с этим стоит проблема индивидуального подхода как важнейшего педагогического принципа в обучении и воспитании.

Для формирования и мобилизации внимания необходимо, что бы урок отвечал всем методическим требованиям. Работа учителя на уроке должна строится с учётом этих методических требований. Важным условием формирования и мобилизации внимания является готовность воспринимать материал, темп работы. Живой, ускоренный темп ведения занятий лучше мобилизует внимание. Очень важно для мобилизации внимания, что бы урок проходил интересно, не по учебнику. Скучное преподавание - один из источников рассеянности внимания школьников, в этом случае развитие внимания будет затруднено, многие недостатки внимания исчезают в результате правильно организованной учебной работы.

Уровень развития внимания, во многом, определяется способностью оперативно обрабатывать информацию и принимать на ее основе обоснованные решения. Именно в этом аспекте наиболее продуктивной в школе может оказаться образовательная область информатики, где аккумулирован огромный потенциал компьютерных методов исследования любых предметных областей. Одной из сильнейших сторон информатики является ее интегративный характер. Это своего рода мета предмет, где можно, используя идеологию системного подхода, изучать объекты из разных предметных областей. При этом помимо развития внимания, может быть достигнута не менее важная цель - закрепление знаний и умений, полученных старшим школьником на других школьных предметах. Причем, это можно организовать в результате продуктивной деятельности, где в основе лежат исследования и творчество.

Целью педагогического эксперимента было определение методов и возможности развития внимания у старших школьников в процессе изучения темы: графический редактор, а так же подтверждение гипотезы.

В ходе педагогического эксперимента был сделан анализ учебников, Анализ учебников показал, что для развития внимания пользоваться каким нибудь одним учебным пособием недостаточно, что при обучении по одному учебнику внимание учащихся развивается слабо, поэтому занятия для развития внимания необходимо разрабатывать с помощью дополнительных пособий.

Так же было проведено исследование свойств внимания и зависимости успеваемости учащихся от уровня внимания и проведен формирующий эксперимент по предложенной нами системе занятий, которые были разработаны по модульному принципу. Проведенное исследование показало, что проведение занятий, построенных по модульному принципу повышает внимание старшеклассников, развивает интерес к предмету и повышает успеваемость.

На основании выводов, полученных в ходе педагогического эксперимента даны рекомендации учителям информатики.

Таким образом, гипотеза выдвинутая в начале исследования, что уровень внимания, а значит и успеваемость у старших школьников будет выше, если в процессе изучения темы графический редактор строить урок по модульному принципу, т.е. выбирая разделы из разных учебников. Это сделает урок увлекательным и неповторимым. Использование данных элементов в обучении существенно повысит уровень внимания, успеваемость и будет способствовать развитию интереса у учащихся к учебной деятельности.

Практическая значимость данного исследования заключается в том, что материалы могут применяться при разработке методических пособий по развитию внимания, познавательных и творческих способностей у старших школьников не только на уроках информатики, но и при изучении других предметов.

 


Библиографический список

 

1 Бордовская Н.В. Педагогика: Учеб. для вузов /Н.В. Бордовская, А.А. Реан– М.: Сб. Питер. 2004 – 546 с.

2 Болезни личности. Опыт исследования Теодюля Армана Рибо, /Букинистическое издание – М.: АСТ, 2001 – 400с.

3 Выготский Л.С. Избранные психологические исследования. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1956. - 520с.

4 Выготский Л.С. Собр. соч.: в 6т. Т.1. Вопросы теории и истории психологии /Под ред. А.Р. Лурии, М.Г. Ярошевского. М.: Педагогика, 2001. - 488с.

5 Гейн А.Г. Основы информатики и вычислительной техники . / А.Г. Гейн – М.: Просвещение, 2003. – 254 г.

6 Гусева А.И. Учимся информатике: задачи и методы их решения / А.И. Гусева – М.: Диалог – МИФИ, 2001. – 156 с.

7 Гальперин П.Я. Введение в психологию. Учебное пособие для вузов / П.Я. Гальперин – М.: КДУ. 2006 – 336 с.

8 Гиппенрейтер Ю.Психология внимания / Под ред. Ю. Гиппенрейтер, В.Я. Романова – М.: АСТ Издательство.2008 – 701 с.

9 Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. / В.В. Давыдов – М.: Педагогика, 2001 – 240с.

10 Дормашев Ю.Б. Явление и проблема внимания /Ю.Б. Дормашев, В.Я.Романов – М.: 2003 – 346 с.

11 Дуванов А.A. Азы информатики. Рисуем на компьютере // Информатика, №31 (416), 16-22.08.2003

12 "Незаметки" Сидорова // Информатика – 2001 - № 6

13 "Незаметки" Сидорова // Информатика – 2001 - № 7

14 "Незаметки" Сидорова // Информатика – 2001 - № 8

15 "Незаметки" Сидорова // Информатика – 2001 - № 9

16 "Незаметки" Сидорова // Информатика – 2001 - № 10

17 "Незаметки" Сидорова // Информатика – 2001 - № 11

18 "Незаметки" Сидорова // Информатика – 2001 - № 13

19 "Незаметки" Сидорова // Информатика – 2001 - № 15

20 "Незаметки" Сидорова // Информатика – 2001 - № 16

21 "Незаметки" Сидорова // Информатика – 2001 - № 17

22 "Незаметки" Сидорова // Информатика – 2001 - № 18

23 "Незаметки" Сидорова // Информатика – 2001 - № 19

24 "Незаметки" Сидорова // Информатика – 2001 - № 20

25 Житкова О.А. Информатика и творчество / О.А. Житкова, Е.К. Кудрявцева – М.: Интеллект-Центр. 2006 – 80 с.

26 Журнал "Информатика и образование" 2001-№1

27 Журнал "Информатика и образование" 2001-№1

28 Журнал "Информатика и образование" 2002-№8

29 Журнал "Информатика и образование" 2003-№3

30 Журнал "Информатика и образование" 2003-№4

31 Журнал "1 сентября" 2001-№6

32 Журнал "1 сентября" 2001-№7

33 Графический редактор Paint. Редактор презентаций PowerPoint (+ CD)/под. ред. Житковой О.А. и Кудрявцевой Е.К. - М.: Интеллект-Центр. 2003 – 80 с.

34 Информатика 9 класс/ Под ред. Н.В. Макаровой– СПб: Питер, 1999. – 304 с.

35 Каймин В.А. Основы информатики вычислительной техники / В.А. Каймин, А.Г. Щеглов– М.: Просвещение, 2000. – 272 с.

36 Кузнецов А.А. основы информатики /А.А. Кузнецов, Н.В. Апатова – М.: Дрофа, 2001. – 176 с.

37 Корриган Д. Компьютерная графика / Корриган Д – М.: Энтроп, 2005 – 185

38 Корректурная проба. Тест Бурдона/Альманах психологических тестов.– М.: 2005, С.107-111.

39 Леонтьев Н.А. Хрестоматия по вниманию /Леонтьев Н.А.– М.:2000. – 167 с.

40 Логинова Г.П. Особенности обучения и психического развития школьников 13-17 лет /под ред. Дубровиной. – М.:2006 – 359 с.

41 Ляхович В. Ф. Информатика / Пособие для школьников 10-11 кл. общеобразоват. учреждений . – М.: Просвещение, 2002. – 352 с.

42 Ляудис В.Я. Психологические принципы конструирования

43 диалоговых обучающих программ в ситуации компьютерного

44 обучения" // Психолого-педагогические и психофизиологические

45 проблемы компьютерного обучения – М: 2005 – 45 с.

46 Макарова Н.В. Информатика. Практикум по технологии работы на компьютере /Н.В. Макарова – М.: Финансы и статистика, 2003.

47 Машбиц Е.И. Психолого-педагогические проблемы компьютерного

48 обучения / Е.И. Машбиц Е.И. – М.: 2003 – 165 с.

49 Марютина Т.М. Исследование связи свойств внимания и успеваемости //Т.М. Марютина, Т.А. Мешкова, Н.В. Гавриш. – М.: Вопросы психологии. 2005 – № 5 – 89 с.

50 Медведев Л. Н. Модель колеса [Электронный ресурс]. Режим доступа http://inf.1september.ru/

51 Немов Р.С. Психология. Кн.3./Р.С. Немов – М., 2000 – 385 с.

52 СафроноваН.В.Развитие воображения при изучении графических редакторов //Информатика и образование – М.: 2000 – 24 с.

53 Семакин И. Информатика и ИКТ. Базовый курс: Уч. для 9 класса. – 2е изд. [Текст]. – М.: Бином. Лаборатория знаний, 2006. - 359 с.

54 Семенов А. А. Первое знакомство с ООП //www. inf.1september.ru/

55 Угринович Н.Д. Практикум по информатике и информационным технологиям. /Учебное пособие для общеобразовательных учреждений – М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2002, 400 с.

56 Учебник Web-сервера Ассоциации "Школьная Образовательная Сеть" // www.kcn.ru/school/book/informat/

57 Титова О.В. Полярные цветы // Информатика, № 19 2001 г.

58 Харламов И.Ф. Педагогика: Учебник / И.Ф. Харламов – М.: Университетское, 2000.

59 Шифрин Ю.А. Информационные технологии: В 2 ч. Ч.1: Основы информатики и информационных технологий./Ю.А. Шифрин - М: Лаборатория Базовых Знаний, 2001. - 320 с.

60 Шауцукова Л.З. Информатика /Л.З Шауцукова – М.: Просвещение, 2003.

61 Шикин Е.В. Начала компьютерной графики / Е.В. Шикин – М.: Диалог-МИФИ, 2004.

 


Приложение А

 



2019-12-29 284 Обсуждений (0)
Развитие внимания у старших школьников в процессе изучения темы: графический редактор 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Развитие внимания у старших школьников в процессе изучения темы: графический редактор

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (284)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)