Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Дифференциация лидерских ролей



2019-12-29 294 Обсуждений (0)
Дифференциация лидерских ролей 0.00 из 5.00 0 оценок




Дифференцировать лидерские роли можно по разным признакам. Исследования показывают, что существуют две основные лидерские роли:

· роль инструментального, или делового, лидера, чьи действия направлены преимущественно на решение поставленной перед группой задачи;

· роль экспрессивного, или эмоционального, лидера, чьи действия ориентированы преимущественно на межличностные отношения.

Инструментальных лидеров следует рассматривать как ближайших помощников тренера в решении задач технико-тактической, специальной подготовки. Они выступают инициаторами в поисках более современных средств и способов совершенствования мастерства спортсменов, обсуждают с тренером возникающие идеи. Экспрессивные лидеры - ближайшие помощники тренера, прежде всего в воспитательной работе, что особенно важно в детских, юношеских командах. Во взрослых командах неоценима их помощь, в профилактике и предупреждении различных межличностных конфликтов, в организации досуга, проведении общественных мероприятий [1]. Существует ряд преимуществ и недостатков, свойственных деловому и эмоциональному лидеру, которые Б.Дж.Кретти приводил в своих работах [29, 35]. (Табл. 2).


Таблица 2 Характеристика преимуществ и недостатков эмоционального и делового лидеров

Преимущества Недостатки

Лидер, ориентированный на задачу (деловой лидер)

Более эффективен, когда усилия группы должны быть направлены главным образом на решение задач. Хорошо организует работу и распределяет обязанности в ситуациях, требующих решения четко сформулированных задач. Эффективен в ситуациях, когда необходимо сильное единоличное руководство, цели четко определены или между членами группы отсутствуют дружественные отношения. Хорошо стимулирует членов группы к активному участию в делах. Имеет много предложений и идей по совершенствованию дел. Мало внимания уделяет межличностным отношениям в команде. Жертвует личными интересами и спокойствие членов группы ради достижения успеха в делах. Мало эффективен в умеренно стрессовых ситуациях, когда члены группы: стремятся к общению. Может неудачно взаимодействовать с членами команды, играющими важную роль в деятельности, а также не удовлетворяет потребности в лидерстве у лиц, стремящихся к дружественным отношениям

Лидер, ориентированный на группу (эмоциональный лидер)

Заботлив, внимателен в межличностных отношениях. Может снизить тревожность в ситуациях, когда команду постигла неудача. Лучше работает с людьми, не уверенными в себе, с низкой самооценкой. Более эффективен в ситуациях, умеренно благоприятных для лидерства и когда членам группы требуется большая свобода в поведении и принятии решений Не проявляет инициативы и настойчивости в делах. Менее эффективен при решении задач с четкой структурой, в напряженных ситуациях деятельности и когда лидер должен обладать большим личным влиянием. Может вызвать тревожность у членов группы с выраженной деловой ориентацией. Легко уступает групповому давлению, не склонен брать на себя инициативу в ответственных ситуациях.

 

В действительности разделение на деловых и эмоциональных лидеров несколько условно. Нередко обе лидерские функции выполняет один спортсмен.

 


Глава II. Методика и организация исследования

Методы исследования

 

Для решения поставленных перед нами задач были использованы следующие методы исследования:

1. Теоретический анализ научно-методической литературы.

2. Психологическое тестирование:

· диагностика выраженности лидерских качеств;

· психологический тип в общении;

· методика изучения коммуникативных и организаторских способностей;

· диагностика потребности в самосовершенствовании;

· выявление уровня терпимости;

· Методика «Q-сортировка»;

3. Социометрия.

4. Педагогический эксперимент.

5. Методы математической статистики.

1. Теоретический анализ научно-методической литературы.

В связи с выбором темы, были проанализированы литературные источники, освещающие вопросы особенностей психологической подготовки спортсменов, роли лидерских качеств в тренировочном процессе. Было проанализировано 57 источников. Из доступных материалов был обнаружен недостаток литературы, касающейся методики формирования лидера в спортивной команде.

2. Психологическое тестирование.

Для получения наиболее точной информации об уровне развития лидерских качеств, применялись психологические тесты: диагностика выраженности лидерских качеств, психологический тип в общении, методика изучения коммуникативных и организаторских способностей, диагностика потребности в самосовершенствовании, трудно ли вывести вас из равновесия.

Тесты применялись в начале и в конце эксперимента.

- «Диагностика выраженности лидерских качеств» [18].

Испытуемым предлагается 50 высказываний, на которые требуется дать ответ “Да” или “Нет”. Среднего значения в ответах не предусмотрено. При обработке данных: где не указаны варианты, ответы а) да, б) нет. Сумма баллов за ответы подсчитывается с помощью ключа к опроснику: 1а, 2а, 3б, 4а, 5а, 6б, 7а, 8б, 9б, 10а, 11а, 12а, 13б, 14б, 15а, 16б, 17а, 18б, 19б, 20а, 21а, 22а, 23а, 24а, 25б, 26а, 27б, 28а, 29б, 30б, 31а, 32а, 33б, 34а, 35б, 36б, 37а, 38б, 39а, 40б, 41а, 42а, 43а, 44а, 45б, 46а, 47б, 48а, 49б, 50б. За каждый ответ, совпадающий с ключевым, испытуемый получает 1 балл, в другом случае – 0 баллов. Полученные в результате баллы суммируются, после чего делается вывод о степени выраженности лидерских качеств у испытуемого. При этом выделяются следующие степени выраженности лидерских качеств:

- сумма баллов оказалась менее 25 баллов, то качества лидера выражены слабо;

- сумма баллов в пределах от 26 до 35 баллов, то качества лидера выражены средне;

- сумма баллов оказалась от 36 до 40 баллов, то лидерские качества выражены сильно;

- сумма баллов более 40 баллов, то данный человек, как лидер, склонен к диктату.

- Психологический тип в общении [53].

Испытуемым предлагалось оценить в баллах от 0 до 4 девять высказываний, на основе чего выявляется психологический тип общения по отношению к окружающим. Полученные в результате баллы суммировались, после чего делался вывод о типе общения по следующим данным:

- 1-12 баллов. Интроверт. Обращенный в себя, он с трудом вступает в контакт, в компании способен нагнать на всех тоску. Такой человек ориентирован в основном на собственные чувства, сдержан, застенчив, общению предпочитает книгу. В решениях серьезен, эмоциям не доверяет, любит порядок. Пессимистичен, и поэтому вряд ли из него получится хороший организатор.

- 13-24 балла. Амбаверт. Для него характерны спокойные, ровные отношения с людьми, ответственность за свои поступки. Именно такими качествами обладают, как правило, лучшие руководители, словом все, чья работа требует умения общаться с людьми.

- 25-36 баллов. Экстраверт. Словоохотливый, общительный оптимист, любит каверзные вопросы, острые шутки. Общение с кем бы то ни было для него не проблема, и тут он прекрасный импровизатор. Все у него получается легко и непринужденно. Но не менее легко относится и к собственным обязательствам, и поэтому хозяином своего слова его можно назвать лишь с иронией. Не сдержан, потому что не считает нужным контролировать эмоции и чувства.

- Методика изучения коммуникативных и организаторских способностей [54].

Испытуемым предлагалось ответить на 40 вопросов «да» или «нет», предварительно представив ситуацию и недолго обдумывая ответ. Результаты обрабатываются через сравнение ответов испытуемых с ключом (отдельно по коммуникативным и организаторским способностям) (Табл. 3).

 

Таблица 3 Ключ для обработки результатов изучения коммуникативных и организаторских способностей

Ключ «Коммуникативные способности»

Ключ «Организаторские способности»

1-да 3-нет 5-да 7-нет 9-да 2-да 4-нет 6-да 8-нет 10-да
11-нет 13-да 15-нет 17-да 19-нет 12-нет 14-да 16-нет 18-да 20-нет
21-да 23-нет 25-да 27-нет 29-да 22-да 24-нет 26-да 28-нет 30-да
31-нет 33-да 35-нет 37-да 39-нет 32-нет 34-да 36-нет 38-да 31-нет

 


Подсчитывается количество совпадающих с ключом ответов по каждому разделу методики. Затем вычисляется оценочный коэффициент коммуникативных (Кк) и организаторских (Ко) склонностей испытуемых по формуле: К=0,05хС, где К – величина оценочного коэффициента, С – количество совпадающих с ключом ответов. Оценочный коэффициент может варьировать от 0 до 1. Показатели, близкие к 1, говорят о высоком уровне коммуникативных или организаторских склонностей, близкие к 0 – о низком уровне. Первичные показатели Кк и Кс могут быть переведены в баллы, свидетельствующие о разных уровнях изучаемых склонностей (Табл. 4).

 

Таблица 4 Оценка коммуникативных и организаторских способностей

Коммуникативные способности

Организаторские способности

Кк Баллы Уровень Ко Баллы Уровень
0,10 – 0, 45 1 Низкий 0,20 – 0, 55 1 Низкий
0,46 – 0, 55 2 Ниже среднего 0,56 – 0, 65 2 Ниже среднего
0,56 – 0, 65 3 Средний 0,66 – 0,70 3 Средний
0,66 – 0, 75 4 Высокий 0,71 – 0,80 4 Высокий
0,76 – 1,00 5 Очень высокий 0,81 – 1,00 5 Очень высокий

 

- Диагностика потребности в самосовершенствовании. (Автор методики Г. Д. Бабушкин) [5].

Потребность в самосовершенствовании является глубинным личностным образованием. Проявление ее у субъекта характеризует его как активного творца самого себя, как целеустремленную личность, не останавливающуюся в своем развитии. Данная потребность является источником активности личности в различных видах деятельности и в своем развитии. Для ее изучения предлагается следующий опросник.

Перед испытуемыми опросник, цель которого - выяснить особенности поведения в различных ситуациях. Отвечая на вопросы, необходимо выбрать один из трех предлагаемых ответов и записать его в опросном листе напротив номера вопроса.

Ответы в вопросах с 1 по 5, с 11 по 15, с 21 по 25 оцениваются следующим образом: а - 3 балла, 6-2 балла, в - 1 балл, в вопросах с 6 по 10, с 16 по 20, с 26 по 30: а - 1 балл, 6-2 балла, в - 3 балла. Находится общая сумма балов на все вопросы.

Выраженность потребности в самосовершенствовании определяется по шкале:

- высокая степень выраженности потребности - 71-90 баллов;

- средняя степень выраженности потребности - 62-70 баллов;

- низкая степень выраженности потребности - 30-61 балл;

- Трудно ли вывести вас из равновесия [56].

Душевное равновесие — качество драгоценное во многих отношениях. Предлагаемый тест поможет ответить на вопрос: действительно ли вы раздражительны или просто не хотите сдержаться? Или же вы вполне «стабилизированный» человек?

В каждой из ситуаций теста испытуемым следует ответить на один и тот же вопрос: «Раздражает ли вас...?», указывая при этом один из трех возможных вариантов ответа:

а) очень раздражает;

б) не особенно раздражает;

в) ни в коем случае не раздражает;

Обработка результатов проводится по следующей схеме: вариант «а» — 3 балла; вариант «б» — 1 балл; вариант «в» — 0 баллов. Затем выводится общий балл.

Сумма 30 и более баллов: говорит о том, что вас не отнесешь к числу терпеливых и спокойных людей. Вас раздражает все, даже вещи незначительные. Вы вспыльчивы, легко выходите из себя, чем могут воспользоваться, скажем, ваши недоброжелатели. К тому же это слишком расшатывает вашу нервную систему. Страдают и окружающие вас. Вам нужно учиться брать себя в руки.

Сумма от 12 до 29 баллов: Вас можно отнести к самой распространенной группе людей. Вас раздражают вещи только самые неприятные, но из обыденных невзгод вы не делаете драмы. К неприятностям вы умеете «поворачиваться спиной», достаточно легко забываете о них.

Сумма 11 и менее баллов: Вы весьма спокойный человек, реально смотрите на жизнь. Или этот тест недостаточно исчерпывающий, и ваши наиболее уязвимые стороны так в нем и не проявились? Судите сами. По крайней мере, с полной уверенностью о вас можно сказать: вы не тот человек, которого можно легко вывести из равновесия.

- Методика «Q-сортировка» [43].

Текст методики состоит из 60 высказываний и может быть предъявлен испытуемому в виде списка или на отдельных карточках. Испытуемому предлагается ознакомиться с утверждением и ответить «да», если оно соответствует его представлению о себе, или «нет», если оно противоречит его представлению. В исключительных случаях разрешается ответить «сомневаюсь». Ответы фиксируются в регистрационном бланке. В случае использования карточек испытуемый раскладывает их в зависимости от ответа на три группы

Инструкция. «Вашему вниманию предлагается 60 утверждений, касающихся поведения человека в группе. Прочтите последовательно каждое из них и ответьте «да», если оно соответствует вашему представлению о себе, или «нет», если не соответствует ему».

Результаты обрабатываются через сравнение ответов испытуемых с ключом (Табл. 5).

 

Таблица 5 Ключ для оценки выраженности качеств личности

I. II. III. IV. V. VI. Зависимость Независимость Общительность Необщительность Принятие «борьбы» Избегание «борьбы» 3, 9, 15, 21, 27, 33, 39, 45, 51, 54 6, 12, 18, 24, 30, 36, 42, 48, 57, 60 5, 7, 13, 19, 25, 31, 37, 43, 49, 52 4, 10, 16, 22, 28, 34, 40, 46, 55, 58 1, 11, 17, 23, 29, 35, 41, 47, 56, 59 2, 8, 14, 20, 26, 32, 38, 44, 50, 53

 

Ответы испытуемого, согласно ключу, распределяются по шести тенденциям. Подсчитывается частота проявления каждой из тенденций. Причем количество ответов «да» по одной из тенденций суммируется с количеством ответов «нет» по полярной тенденции в сопряженной паре. Например, количество положительных ответов по шкале «зависимость» складывается с количеством отрицательных ответов по шкале «независимость».

Тенденция к зависимости понимается как внутреннее стремление индивида к принятию групповых норм, стандартов и морально-этических ценностей. Тенденция к общительности свидетельствует о контактности, стремлении образовывать эмоциональные связи, как в своей группе, так и за ее пределами. Тенденция к «принятию борьбы» рассматривается, как активное стремление личности участвовать в групповой жизни, стремление к достижению более высокого статуса в системе межличностных отношений. Противоположная тенденция — уклонение от борьбы свидетельствует о стремлении уйти от взаимодействия, сохранить нейтралитет в групповых спорах и конфликтах, склонность к компромиссным решениям. Каждая из этих тенденций, видимо, имеет внутреннюю и внешнюю характеристику, то есть может быть внутренне присущей индивиду, а может быть внешней, своеобразной «маской», срывающей истинное лицо человека. Если полученное число, о котором говорилось выше, приближается к 20, то можно говорить об истинном преобладании той или иной устойчивой тенденции, присущей индивиду и проявляющейся не только в определенной группе, но и за ее пределами.

В случае, если количество ответов «да» одной тенденции оказывается равным количеству положительных ответов по противоположной тенденции (например, зависимость — независимость), то такое положение может говорить о наличии внутреннего конфликта личности, которая находится во власти одинаково выраженных противоположных тенденций.

Три-четыре ответа «сомневаюсь» по отдельным тенденциям рассматриваются как признак нерешительности, уклончивости, астеничности, однако в других случаях это может свидетельствовать об известной избирательности в поведении, о тактической гибкости, стеничности. Эти качества можно верифицировать, анализируя их в совокупности с другими личностными особенностями.

3. Социометрия [4].

Эта методика позволяет определить положение испытуемых в системе межличностных отношений той группы, к которой они принадлежат.

Испытуемым предлагалось ответить на два вопроса «Вы поехали на сборы. С кем бы вы хотели жить в одной комнате?» и «Вы выполняете упражнение в парах. Кого бы вы выбрали себе в партнеры?». Так же было оговорено, что написать можно две фамилии, если испытуемый затруднялся это сделать, то он мог сдать чистый листок с указанием собственной. Были выявлены инструментальный и эмоциональный лидеры.

4. Педагогический эксперимент.

Эксперимент был направлен на выявление влияния лидерских качеств и индивидуально-психологических особенностей личности на эффективность тренировочной деятельности.

Тренинговая программа была разработана на основании программ развития лидерских качеств таких авторов как: Браткин А.Л., Евтихов О.В., Кристофер Э., Макмэхон Г., Макшанов С.И., Мамонтов С.Ю., Фопель К. и др. и модифицирована с учетом психологической подготовки спортсменов [7, 14, 15, 17, 18, 25, 30, 31, 32, 34, 47, 50, 52, 56].

Цель программы состоит в том, что бы развить лидерские качества и эффективно пользоваться приобретенным опытом в критические моменты игровой ситуации.

Каждое занятие, согласно программе, было обеспечено набором психотехнических процедур и предполагает освоение определенного объема знаний и умений, позволяющих достигать определенных эффектов в управлении психическими процессами.

Тренинговая программа (прил. 1) включала занятия различного типа:

Занятие №1.

Цель занятия: Ознакомительное занятие с целями, функциями лидера, с упражнениями, которые необходимо выполнять ежедневно для выработки лидерских качеств.

Испытуемому предлагается 12 упражнений, ежедневное выполнение которых поможет снять внутренние зажимы, раскрепоститься, начать яснее видеть цели, пути их достижения, воспитывать свои внутренние качества – стремление к успеху, устойчивость к негативным оценкам[31].

Занятие №2.

Цель занятия: освоить активный стиль общения и развить в группе отношения партнерства; потренироваться в определении четких и ясных признаков лидерского поведения, осознании лидерских качеств.

Это задание - отличный "разогрев" группы перед тренингом лидерства. Материалы, которые в игровой форме представят и обсудят участники, послужат ориентиром для всего блока занятий. Тренер и группа будут возвращаться к ним не раз в ходе встреч [15].

Занятие №3.

Цель занятия: потренироваться в определении четких признаков лидерского поведения, продемонстрировать на практике различия, присущие подходу различных типов лидеров к решению задачи и исполнению своих лидерских функций, а также влиянию позиции лидера на результат групповой деятельности.

На данном занятии участникам представится возможность увидеть в действии самые распространенные стили лидерства, их плюсы им недостатки, что в дальнейшем поможет выбирать стратегию поведения в различных ситуациях [25, 30].

Занятие №4.

Цель занятия: освоить активный стиль общения и развить в группе отношения партнерства, потренироваться в слаженной групповой работе над поставленной целью, совершенствовать лидерские умения управлять группой.

Умении работать в группе – ключевое из умений лидера, он должен не только регулировать работу в группе – но и сам являться главным составляющим команды, примером для других. В зависимости от работы лидера – будут работать другие. Данное занятие поможет лидерам раскрыть свои внутренние резервы для достижения поставленных целей в кратковременный срок [40].

Занятие №5.

Цель занятия: помочь членам группы разобраться в себе, преодолеть внутренние барьеры, неуверенность, скованность, развить лидерские качества, умение анализировать информацию о процессах, происходящих в группе; проверить уровень открытости участников тренинга и степень их личной соотнесенности с группой.

Группа уже немало времени провела вместе. Они познакомились, узнали друг друга. На данном занятии будет необходимо определить, насколько хорошо вы стали понимать товарищей, их личные качества, так же каждому представится возможность увидеть каким его представляют окружающие. Таким образом, это поможет участникам понять какие качества необходимо развивать, а какие постараться скрывать, искоренять, так как они негативно влияют на группу [17, 18].

Занятие №6.

Цель занятия: проверить готовность взять на себя ответственность за решение задачи, в игровой форме подчеркнуть важность каждого игрока в решении групповой задачи; развить концентрацию внимания участников тренинга.

Во время тренировок, игр, соревнований концентрация спортсмена играет важную роль, а способность продолжительное время не ослаблять внимание – то качество, без которого успешная спортивная деятельность порой невозможна. Данное занятие поможет участникам научиться концентрироваться на задаче для скорейшего и наилучшего её выполнения [7].

Занятие №7.

Цель занятия: помочь участникам группы разобраться в себе и понять природу своих лидерских качеств; потренироваться в преодолении внутренних барьеров, страхов перед неизвестностью, зажатости, развить творческое мышление участников тренинга, их умение расширять границы проблемы и видеть многообразие подходов к решению задачи.

Сказав себе: "Я никогда не справлюсь с …", мы заранее настраиваем себя на неуспех, на проигрыш. Подобное самореализующееся пророчество заведомо ограничивает наш творческий потенциал, уменьшает возможности. Умение концентрироваться, заряд оптимизма ("Мне это удастся!"), готовность расширить рамки поиска решения проблемы за пределы обычных, банальных выводов - вот что тренирует данное упражнение. Не забудем, что Томас Эдисон провел 10000 неудачных опытов, пока создал электрическую лампочку! Терпение + Вера в успех + Развитое творческое мышление = Победа.

Тренировка этих составляющих и лежит в основе этого занятия [34].

Занятие №8.

Цель занятия: осознание лидерских ролей, которые ежедневно играет каждый из группы, их значение в современной жизни [50].

Занятие №9.

Цель занятия: развить лидерские качества, умение анализировать информацию о процессах, происходящих в группе, рассмотреть на практике и проанализировать ответственность лидера за эффективность группы [25, 30].

Занятие №10.

Цель занятия: подведение итогов тренингрвой программы, сопоставление результатов первого занятия с последним их сравнительная характеристика [32].

5. Метод математической статистики [16, 44].

Цифровые данные, получаемые в ходе исследования для оценки лидерских качеств, обрабатывались методом математической статистики, изложенными в соответствующих руководствах.

Степень взаимосвязи изучаемых признаков определяется с помощью коэффициента корреляции (с использованием ранговых коэффициентов Спирмена). Он вычисляется по формуле:

 

 

Коэффициент корреляции колеблется в пределах 0 ‹ r › 1. Чем ближе значение r к единице, тем теснее связь между отдельными признаками. Полное отсутствие связи будет, если r = 0.



2019-12-29 294 Обсуждений (0)
Дифференциация лидерских ролей 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Дифференциация лидерских ролей

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (294)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.013 сек.)