Анализ и интерпретация результатов констатирующего эксперимента
Проведенное нами исследование позволило выявить следующее. Предполагалось, что основные лидерские качества подтверждаются преобладанием тенденций независимости, общительности, принятием «борьбы» (в дальнейшем сумма этих тенденций - критерий «A»). Для выявления этих тенденций была использована методика «Q-сортировка», результаты которых приведены в таблицах 6 и 7.
Таблица 6 Результаты методики «Q-сортировки» в экспериментальной группе
Можно сделать вывод, что Ефимова К. и Канаева И. имеют большую склонность к проявлению лидерских качеств в команде, чем остальные члены. Группа девочек (Маркелова Л., Леонова Л., Тухтабаева Д.) так же имеют достаточно высокие показатели к проявлению лидерских качеств. Наибольшую склонность к проявлению лидерских качеств в контрольной группе имеют: Буцык К., Кугаевская Н. и Паршукова А., так же достаточно высокими показателями обладают: Дамская Е., Малышева К. и Московец К. Для подтверждения полученных данных было проведено социометрическое исследование. В экспериментальной группе (ЭГ) и контрольной группе (КГ) при помощи социометрии и методики «Q-сортировщика» были выявлены 2 лидера: Ефимова Катя и Буцык Катя соответственно, они являются эмоциональными и инструментальными лидерами своих команд.
Таблица 7 Результаты методики «Q-сортировки» в контрольной группе
ЭГ КГ
Рис.1. Результаты социометрии (выявление эмоционального лидера) в экспериментальной и контрольной группах
Исходя из полученных данных Ефимова Катя (№3) и Буцык Катя (№1) являются эмоциональными лидерами своих команд, то есть их действия ориентированы преимущественно на межличностные отношения.
ЭГ КГ
Рис.2. Результаты социометрии (выявление инструментального лидера) в экспериментальной и контрольной группах
По данным Рис.2. инструментальными лидерами команд так же являются №3 и №1 в экспериментальной и контрольной группах соответственно. Действия инструментального лидера направлены преимущественно на решение поставленных перед группой задач. Результаты социометрической матрицы приведены в Таблице 8.
Таблица 8 Социометрическая матрица
Следующим шагом исследования стало изучение психологических качеств занимающихся. Высокий уровень развития лидерских качеств личности выявлен у 30% экспериментальной и 30% контрольной группы (Рис.3). Такие показатели свидетельствуют о том, что не каждая из девочек-подростков склонна быть лидером, потому что лидер по своей природе существует для того, чтобы управлять и контролировать.
Рис.3. Результаты диагностики лидерского потенциала личности до проведения тренинговой программы
Средние показатели лидерского потенциала личности были выявлены у 40% экспериментальной группы и 30% контрольной. Средние показатели развития данного качества свидетельствуют о достаточно высоком уровне лидерского потенциала, однако, наличие необходимых личностных качеств ещё не говорит о том, что они могут быть лидерами команды, поскольку лидер - это человек, умеющий, во-первых, мотивировать своих людей, во-вторых, ставить задачу, в-третьих, принимать решение, в-четвертых, видеть в человеке потенциал. Отсутствие одной из этих четырёх составляющих уже затрудняет его положение как лидера. Лидерство – это и привилегия, и большая ответственность, поэтому не каждая из девочек стремиться проявлять свой потенциал. Низкий показатель лидерского потенциала, выявленный у 30% экспериментальной группы и 40% контрольной группы. Это говорит о том, что девочки идут по «пути наименьшего сопротивления», поскольку данная стратегия поведения не требует каких-то сверх усилий и позволяет комфортно чувствовать себя в команде. Они предпочитают быть «ведомыми», то есть следовать за лидерами. После диагностики лидерского потенциала было необходимо узнать психологический тип в общении с окружающими (Рис.4).
Рис.4 Результаты диагностики психологического типа в общении до проведения тренинговой программы
Экстравертами являются 40% экспериментальной и 30% контрольной групп. Это тип личности или поведения, ориентированный на окружающих, для них характерно стремление к общению с людьми, вниманию со стороны окружающих. Интровертами или людьми, ориентированными на себя, являются 30% экспериментальной и 40% контрольной групп. Для них характерно поведение, больше связанное с комфортным одиночеством, внутренними размышлениями и переживаниями. К наиболее распространённой категории людей относятся 30% экспериментальной и контрольных групп – это амбаверты, то есть люди, отличающиеся действенностью натуры и обладающие качествами экстраверта и интроверта. Принадлежность к экстравертам, интровертам или амбавертам не определяет успешность личности, у каждого из типов общения есть свои преимущества и недостатки, важно знать их, уметь преодолевать негативные стороны и использовать сильные. Затем, при помощи методики изучения коммуникативных и организаторских способностей, был выявлен их уровень у испытуемых. Результаты приведены на Рис. 5 и 6.
Рис.5 Результаты диагностики коммуникативных способностей до проведения тренинговой программы
Высокий уровень коммуникативных способностей наблюдался у 20% испытуемых обеих групп. Девочки этой группы не теряются в новой обстановке, быстро находят друзей, постоянно стремятся расширить круг своих знакомых, помогают близким, друзьям, проявляют инициативу в общении. Средний уровень (40% испытуемых контрольной и экспериментальной групп) это девочки, которые стремятся к контактам с людьми, не ограничивают круг своих знакомств, отстаивают свое мнение, однако потенциал их склонностей не отличается устойчивостью. Эта группа нуждается в дальнейшей воспитательной работе по формированию и развитию коммуникативных способностей. Уровень коммуникативных способностей ниже среднего показали 30% экспериментальной и контрольной групп. Данный показатель говорит о том, что девочки не стремятся к общению, предпочитая круг собственных мыслей и переживаний. Степень успешности вербальных и невербальных способов общения у данной группы мал; они с трудом устанавливают контакты с другими людьми, чувствуют себя скованно в новой компании, тяжело переживают обиды. Низкий уровень коммуникативных способностей был выявлен у 10% обеих групп. Это говорит о том, что девочки замкнуты в себе и «стоят особняком» в команде, им практически не удаётся наладить контакт с окружающими, возможны разнообразные комплексы, причины которых, в первую очередь, необходимо искать в семье. Очень высокий уровень развития организаторских способностей показало только 10% контрольной группы. Это означает постоянную потребность к активной организаторской деятельности, такие девочки быстро ориентируются в трудных ситуациях, находят неординарные способы решения проблем, способны без особых усилий разработать систему работы команды, настойчивы в деятельности, которая их привлекает (Рис.6).
Рис.6 Результаты диагностики организаторских способностей до проведения тренинговой программы Высокий уровень показали 10% экспериментальной и 20% контрольной группы. Данный уровень означает, что девочки с удовольствием принимают участие в организации общественных мероприятий, способны принять самостоятельное решение в трудной ситуации. Все это они делают не по принуждению, а согласно внутренним устремлениям. Средний уровень был выявлен у 70% экспериментальной группы и 30% контрольной. У данной группы есть способности к организаторской деятельности, но им не хватает усердства, силы воли, которые бы помогали им в данной сфере. Уровень ниже среднего был обнаружен у 10% и 20% в экспериментальной и контрольной группе соответственно. Такие показатели свидетельствуют о том, что проявление инициативы в общественной деятельности крайне занижено, во многих делах - они предпочитают избегать принятия самостоятельных решений. Такой уровень, как низкий, был выявлен у 10% экспериментальной группы и 20% контрольной, что в свою очередь означает нежелание испытуемых участвовать в общественной деятельности команды, отсутствие собственной инициативы, каких-либо идей, данной группе проще следовать, чем вести за собой. У них нет способности и желания из множества разрозненных частей сделать одно целое. Далее нами была исследована потребность в самосовершенствовании. Результаты приведены на Рис. 7.
Рис.7 Результаты исследования потребности в самосовершенствовании до проведения тренинговой программы
Высокий уровень потребности в самосовершенствовании был обнаружен у 30% ЭГ и 20% КГ, что говорит о желании быть независимыми, развивать свою личность. Персональный рост подталкивает их к самостоятельности, которая в своем крайнем выражении может превращаться в желание ни от кого не зависеть. Средний уровень выявлен у 50% экспериментальной и 50% контрольной групп. В процессе жизни меняются потребности и желания людей, в зависимости от них человек понимает каких качеств или средств не хватает для достижения цели и старается их развить или получить, таким образом, совершенствуя себя при помощи самовоспитания. Девочки этой группы стремятся совершенствовать свои умения и навыки в различных областях, но если их настигает неудача - они способны опустить руки, не добившись желаемого результата. Низкий уровень данной потребности означает, что 20% экспериментальной группы и 30% контрольной либо не стремятся быть целеустремленной, активной личностью, либо считают себя идеальными и поэтому не показывают особого желания менять что либо в своей жизни. Последним из психологических качеств личности нами был исследован уровень терпимости, который показал, насколько испытуемые раздражительны по отношению к окружающим (Рис.8). Рис.8 Результаты исследования уровня терпимости испытуемых до проведения тренинговой программы
Высокий уровень толерантности показали 40% и 30% экспериментальной и контрольной групп соответственно. Люди данной категории редко показывают раздражение, всегда сдержанны, главное для них – душевное равновесие. Средний уровень терпимости, показанный 50% обеих групп, говорит о том, что испытуемые данной категории способны держать себя в руках, однако, не всегда сдерживают себя, особенно по отношению к тем, кто им не приятен. Низкий уровень терпимости говорит о том, что девочки данной группы не способны контролировать свои негативные эмоции, что значительно усложняет взаимоотношения с окружающими. Такие результаты были выявлены у 10% экспериментальной группы и 30% контрольной. Таким образом, проведенное исследование лидерского потенциала личности, а так же уровня развития необходимых качеств лидера показало, что примерно у половины исследуемой выборки все эти качества развиты хорошо, но есть и испытуемые, нуждающиеся в дополнительном развитии и формировании необходимых качеств. Таким образом, видно, что по уровню технической подготовленности и по психологическим качествам в начале эксперимента группы практически не отличались. Для того чтобы в последующем определить эффективность экспериментальной методики был проведен корреляционный анализ между показателями по психологическим тестам и технической подготовленности. Его результаты до проведения эксперимента отраженны в таблицах 9 и 10.
Таблица 9 Корреляционная взаимосвязь показателей технических действий и психологических исследований в ЭГ до эксперимента
Из таблицы видно, что взаимосвязь между психологическими и техническими качествами в основном очень слабая и слабая (r = от 0,09 до 0,49). Средняя взаимосвязь просматривается в штрафном броске с организаторскими способностями (r = -0,53), сильная взаимосвязь просматривается в обводке стоек с организаторскими способностями (r = -0,7), так же тесная взаимосвязь выявлена в броске после ведения мяча с коммуникативными способностями (r = 0,8).
Таблица 10 Корреляционная взаимосвязь показателей технических действий и психологических исследований в КГ до эксперимента
Из таблицы видно, что взаимосвязь между психологическими и техническими качествами в основном очень слабая и слабая (r = от 0,09 до 0,49). Средняя взаимосвязь просматривается в штрафном броске с организаторскими способностями (r = -0,6), так же в броске мяча после ведения с организаторскими способностями (r = 0,6) и в штрафном броске с уровнем терпимости (r = -0,5). Сильная взаимосвязь просматривается в обводке стоек с психологическими типами в общения (r = 0,8).
Популярное: Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (243)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |