Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Анализ и интерпретация результатов констатирующего эксперимента



2019-12-29 243 Обсуждений (0)
Анализ и интерпретация результатов констатирующего эксперимента 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Проведенное нами исследование позволило выявить следующее. Предполагалось, что основные лидерские качества подтверждаются преобладанием тенденций независимости, общительности, принятием «борьбы» (в дальнейшем сумма этих тенденций - критерий «A»). Для выявления этих тенденций была использована методика «Q-сортировка», результаты которых приведены в таблицах 6 и 7.

 

Таблица 6 Результаты методики «Q-сортировки» в экспериментальной группе

№ п/п Фамилия И.

Зависимость/

Независимость, баллы

Общительность/

Необщительность, баллы

Принятие борьбы/

Избегание борьбы, баллы

Критерий «А»
1 Беломоина О. 18 2 15 5 9 11 26
2 Ванина В. 10 10 9 11 11 9 30
3 Ефимова К. 5 15 14 6 14 6 43
4 Канаева И. 7 13 10 10 14 6 37
5 Леонова Л. 12 6 13 7 14 6 33
6 Маркелова Л. 8 12 14 6 10 10 36
7 Тухтабаева Д. 11 9 10 10 12 8 31
8 Чернова Л. 16 4 18 2 9 11 31
9 Яковлева А. 16 4 8 12 6 14 18
10 Янтцен Н. 18 2 15 5 9 11 26

 

Можно сделать вывод, что Ефимова К. и Канаева И. имеют большую склонность к проявлению лидерских качеств в команде, чем остальные члены. Группа девочек (Маркелова Л., Леонова Л., Тухтабаева Д.) так же имеют достаточно высокие показатели к проявлению лидерских качеств.

Наибольшую склонность к проявлению лидерских качеств в контрольной группе имеют: Буцык К., Кугаевская Н. и Паршукова А., так же достаточно высокими показателями обладают: Дамская Е., Малышева К. и Московец К.

Для подтверждения полученных данных было проведено социометрическое исследование.

В экспериментальной группе (ЭГ) и контрольной группе (КГ) при помощи социометрии и методики «Q-сортировщика» были выявлены 2 лидера: Ефимова Катя и Буцык Катя соответственно, они являются эмоциональными и инструментальными лидерами своих команд.

 

Таблица 7 Результаты методики «Q-сортировки» в контрольной группе

№ п/п Фамилия И.

Зависимость/

Независимость, баллы

Общительность/

Необщительность, баллы

Принятие борьбы/

Избегание борьбы, баллы

Критерий «А»
1 Буцык К. 2 18 15 5 14 6 47
2 Ваулина М. 5 15 10 10 5 15 30
3 Гоголева К. 13 7 10 10 2 18 19
4 Дамская Е. 8 12 6 14 17 3 35
5 Кугаевская Н. 5 15 12 8 15 5 42
6 Малышева А. 6 14 15 5 9 11 38
7 Малышева К. 13 7 5 15 6 14 18
8 Московец К 2 18 7 13 12 8 37
9 Паршукова А. 4 16 16 4 10 10 42
10 Сагун М. 16 4 8 12 16 4 28

 


 

          ЭГ                                                            КГ

 

Рис.1. Результаты социометрии (выявление эмоционального лидера) в экспериментальной и контрольной группах

 

Исходя из полученных данных Ефимова Катя (№3) и Буцык Катя (№1) являются эмоциональными лидерами своих команд, то есть их действия ориентированы преимущественно на межличностные отношения.

 

10

         ЭГ                                                    КГ

 

Рис.2. Результаты социометрии (выявление инструментального лидера) в экспериментальной и контрольной группах

 


По данным Рис.2. инструментальными лидерами команд так же являются №3 и №1 в экспериментальной и контрольной группах соответственно. Действия инструментального лидера направлены преимущественно на решение поставленных перед группой задач. Результаты социометрической матрицы приведены в Таблице 8.

 

Таблица 8 Социометрическая матрица

№ п/п Кого выбирают Кто выбирает 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Экспериментальная группа

1 Беломоина Ольга     1 3 4 2        
2 Ванина Влада     3 1   4 2      
3 Ефимова Катя 1     3       2 4  
4 Канаева Ира     1     3     2 4
5 Леонова Лена 3     4         1 2
6 Маркелова Лиза   1 4 3     2      
7 Тухтабаева Дарья     2,3 4   1        
8 Чернова Лиза   2 1,3       4      
9 Яковлева Аня   1 2,3       4      
10 Янтцен Настя 1       2 3 4      

Количество полученных выборов

3 3 10 6 2 5 5 1 3 2

Из них взаимных

1 0 3 1 2 2 1 1 1 1

Контрольная группа

1 Буцык К.   1,3             2 4
2 Ваулина М. 3       1   2     4
3 Гоголева К. 3 4       1   2    
4 Дамская Е. 3       4       1 2
5 Кугаевская Н. 1,3             2   4
6 Малышева А. 1 3         2,4      
7 Малышева К.   3       1,4   2    
8 Московец К 1,3 2,4                
9 Паршукова А. 3 2,4               1
10 Сагун М. 1,3   2,4              

Количество полученных выборов

11 9 2 0 2 3 3 3 2 5

Из них взаимных

2 1 0 0 0 2 2 0 0 1

Следующим шагом исследования стало изучение психологических качеств занимающихся.

Высокий уровень развития лидерских качеств личности выявлен у 30% экспериментальной и 30% контрольной группы (Рис.3). Такие показатели свидетельствуют о том, что не каждая из девочек-подростков склонна быть лидером, потому что лидер по своей природе существует для того, чтобы управлять и контролировать.

 

Рис.3. Результаты диагностики лидерского потенциала личности до проведения тренинговой программы

 

Средние показатели лидерского потенциала личности были выявлены у 40% экспериментальной группы и 30% контрольной. Средние показатели развития данного качества свидетельствуют о достаточно высоком уровне лидерского потенциала, однако, наличие необходимых личностных качеств ещё не говорит о том, что они могут быть лидерами команды, поскольку лидер - это человек, умеющий, во-первых, мотивировать своих людей, во-вторых, ставить задачу, в-третьих, принимать решение, в-четвертых, видеть в человеке потенциал. Отсутствие одной из этих четырёх составляющих уже затрудняет его положение как лидера. Лидерство – это и привилегия, и большая ответственность, поэтому не каждая из девочек стремиться проявлять свой потенциал.

Низкий показатель лидерского потенциала, выявленный у 30% экспериментальной группы и 40% контрольной группы. Это говорит о том, что девочки идут по «пути наименьшего сопротивления», поскольку данная стратегия поведения не требует каких-то сверх усилий и позволяет комфортно чувствовать себя в команде. Они предпочитают быть «ведомыми», то есть следовать за лидерами.

После диагностики лидерского потенциала было необходимо узнать психологический тип в общении с окружающими (Рис.4).

 

Рис.4 Результаты диагностики психологического типа в общении до проведения тренинговой программы

 

Экстравертами являются 40% экспериментальной и 30% контрольной групп. Это тип личности или поведения, ориентированный на окружающих, для них характерно стремление к общению с людьми, вниманию со стороны окружающих.

Интровертами или людьми, ориентированными на себя, являются 30% экспериментальной и 40% контрольной групп. Для них характерно поведение, больше связанное с комфортным одиночеством, внутренними размышлениями и переживаниями.

К наиболее распространённой категории людей относятся 30% экспериментальной и контрольных групп – это амбаверты, то есть люди, отличающиеся действенностью натуры и обладающие качествами экстраверта и интроверта.

Принадлежность к экстравертам, интровертам или амбавертам не определяет успешность личности, у каждого из типов общения есть свои преимущества и недостатки, важно знать их, уметь преодолевать негативные стороны и использовать сильные.

Затем, при помощи методики изучения коммуникативных и организаторских способностей, был выявлен их уровень у испытуемых. Результаты приведены на Рис. 5 и 6.

 

Рис.5 Результаты диагностики коммуникативных способностей до проведения тренинговой программы

 

Высокий уровень коммуникативных способностей наблюдался у 20% испытуемых обеих групп. Девочки этой группы не теряются в новой обстановке, быстро находят друзей, постоянно стремятся расширить круг своих знакомых, помогают близким, друзьям, проявляют инициативу в общении.

Средний уровень (40% испытуемых контрольной и экспериментальной групп) это девочки, которые стремятся к контактам с людьми, не ограничивают круг своих знакомств, отстаивают свое мнение, однако потенциал их склонностей не отличается устойчивостью. Эта группа нуждается в дальнейшей воспитательной работе по формированию и развитию коммуникативных способностей.

Уровень коммуникативных способностей ниже среднего показали 30% экспериментальной и контрольной групп. Данный показатель говорит о том, что девочки не стремятся к общению, предпочитая круг собственных мыслей и переживаний. Степень успешности вербальных и невербальных способов общения у данной группы мал; они с трудом устанавливают контакты с другими людьми, чувствуют себя скованно в новой компании, тяжело переживают обиды.

Низкий уровень коммуникативных способностей был выявлен у 10% обеих групп. Это говорит о том, что девочки замкнуты в себе и «стоят особняком» в команде, им практически не удаётся наладить контакт с окружающими, возможны разнообразные комплексы, причины которых, в первую очередь, необходимо искать в семье.

Очень высокий уровень развития организаторских способностей показало только 10% контрольной группы. Это означает постоянную потребность к активной организаторской деятельности, такие девочки быстро ориентируются в трудных ситуациях, находят неординарные способы решения проблем, способны без особых усилий разработать систему работы команды, настойчивы в деятельности, которая их привлекает (Рис.6).

 

Рис.6 Результаты диагностики организаторских способностей до проведения тренинговой программы


Высокий уровень показали 10% экспериментальной и 20% контрольной группы. Данный уровень означает, что девочки с удовольствием принимают участие в организации общественных мероприятий, способны принять самостоятельное решение в трудной ситуации. Все это они делают не по принуждению, а согласно внутренним устремлениям.

Средний уровень был выявлен у 70% экспериментальной группы и 30% контрольной. У данной группы есть способности к организаторской деятельности, но им не хватает усердства, силы воли, которые бы помогали им в данной сфере.

Уровень ниже среднего был обнаружен у 10% и 20% в экспериментальной и контрольной группе соответственно. Такие показатели свидетельствуют о том, что проявление инициативы в общественной деятельности крайне занижено, во многих делах - они предпочитают избегать принятия самостоятельных решений.

Такой уровень, как низкий, был выявлен у 10% экспериментальной группы и 20% контрольной, что в свою очередь означает нежелание испытуемых участвовать в общественной деятельности команды, отсутствие собственной инициативы, каких-либо идей, данной группе проще следовать, чем вести за собой. У них нет способности и желания из множества разрозненных частей сделать одно целое.

Далее нами была исследована потребность в самосовершенствовании. Результаты приведены на Рис. 7.

 


Рис.7 Результаты исследования потребности в самосовершенствовании до проведения тренинговой программы

 

Высокий уровень потребности в самосовершенствовании был обнаружен у 30% ЭГ и 20% КГ, что говорит о желании быть независимыми, развивать свою личность. Персональный рост подталкивает их к самостоятельности, которая в своем крайнем выражении может превращаться в желание ни от кого не зависеть.

Средний уровень выявлен у 50% экспериментальной и 50% контрольной групп. В процессе жизни меняются потребности и желания людей, в зависимости от них человек понимает каких качеств или средств не хватает для достижения цели и старается их развить или получить, таким образом, совершенствуя себя при помощи самовоспитания. Девочки этой группы стремятся совершенствовать свои умения и навыки в различных областях, но если их настигает неудача - они способны опустить руки, не добившись желаемого результата.

Низкий уровень данной потребности означает, что 20% экспериментальной группы и 30% контрольной либо не стремятся быть целеустремленной, активной личностью, либо считают себя идеальными и поэтому не показывают особого желания менять что либо в своей жизни.

Последним из психологических качеств личности нами был исследован уровень терпимости, который показал, насколько испытуемые раздражительны по отношению к окружающим (Рис.8).


Рис.8 Результаты исследования уровня терпимости испытуемых до проведения тренинговой программы

 

Высокий уровень толерантности показали 40% и 30% экспериментальной и контрольной групп соответственно. Люди данной категории редко показывают раздражение, всегда сдержанны, главное для них – душевное равновесие.

Средний уровень терпимости, показанный 50% обеих групп, говорит о том, что испытуемые данной категории способны держать себя в руках, однако, не всегда сдерживают себя, особенно по отношению к тем, кто им не приятен.

Низкий уровень терпимости говорит о том, что девочки данной группы не способны контролировать свои негативные эмоции, что значительно усложняет взаимоотношения с окружающими. Такие результаты были выявлены у 10% экспериментальной группы и 30% контрольной.

Таким образом, проведенное исследование лидерского потенциала личности, а так же уровня развития необходимых качеств лидера показало, что примерно у половины исследуемой выборки все эти качества развиты хорошо, но есть и испытуемые, нуждающиеся в дополнительном развитии и формировании необходимых качеств.

Таким образом, видно, что по уровню технической подготовленности и по психологическим качествам в начале эксперимента группы практически не отличались.

Для того чтобы в последующем определить эффективность экспериментальной методики был проведен корреляционный анализ между показателями по психологическим тестам и технической подготовленности. Его результаты до проведения эксперимента отраженны в таблицах 9 и 10.

 

Таблица 9 Корреляционная взаимосвязь показателей технических действий и психологических исследований в ЭГ до эксперимента

Техническая подготовленность     Психологические тесты Ведение мяча с обводкой стоек, с. Штрафной бросок, кол-во попаданий из 10 Бросок в кольцо после ведения мяча, кол-во попаданий из 10
«Способен ли ты быть лидером?!» 0,2 -0,14 0,22
«Твой психологический тип в общении» 0,1 0,02 0,21
Коммуникативные способности 0,35 0,42 0,8
Организаторские способности -0,7 -0,53 -0,21
Потребность в самосовершенствовании 0,3 0,35 0,3
Уровень терпимости 0,43 -0,03 0,17

 

Из таблицы видно, что взаимосвязь между психологическими и техническими качествами в основном очень слабая и слабая (r = от 0,09 до 0,49). Средняя взаимосвязь просматривается в штрафном броске с организаторскими способностями (r = -0,53), сильная взаимосвязь просматривается в обводке стоек с организаторскими способностями (r = -0,7), так же тесная взаимосвязь выявлена в броске после ведения мяча с коммуникативными способностями (r = 0,8).

 

Таблица 10 Корреляционная взаимосвязь показателей технических действий и психологических исследований в КГ до эксперимента

Техническая подготовленность     Психологические тесты Ведение мяча с обводкой стоек, сек. Штрафной бросок, кол-во попаданий из 10 Бросок в кольцо после ведения мяча, кол-во попаданий из 10
«Способен ли ты быть лидером?!» -0,2 -0,4 0,18
«Твой психологический тип в общении» 0,8 -0,3 -0,15
Коммуникативные способности 0,3 -0,3 0,3
Организаторские способности 0 -0,6 0,6
Потребность в самосовершенствовании -0,3 0 0
Уровень терпимости 0,4 -0,5 -0,3

 

Из таблицы видно, что взаимосвязь между психологическими и техническими качествами в основном очень слабая и слабая (r = от 0,09 до 0,49). Средняя взаимосвязь просматривается в штрафном броске с организаторскими способностями (r = -0,6), так же в броске мяча после ведения с организаторскими способностями (r = 0,6) и в штрафном броске с уровнем терпимости (r = -0,5). Сильная взаимосвязь просматривается в обводке стоек с психологическими типами в общения (r = 0,8).



2019-12-29 243 Обсуждений (0)
Анализ и интерпретация результатов констатирующего эксперимента 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Анализ и интерпретация результатов констатирующего эксперимента

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (243)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.013 сек.)