Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Оценка эффективности программы развития лидерских качеств у девочек-подростков, занимающихся баскетболом



2019-12-29 235 Обсуждений (0)
Оценка эффективности программы развития лидерских качеств у девочек-подростков, занимающихся баскетболом 0.00 из 5.00 0 оценок




По результатам контрольного эксперимента удалось отследить изменения, произошедшие за период проведения программы по развитию лидерских качеств личности в экспериментальной и контрольной группе.

Полученные результаты наглядно представлены на рисунке 9.

 

Рис.9 Результаты диагностики лидерского потенциала личности до и после проведения тренинговой программы


Сравнительный анализ результатов исследования лидерского потенциала до и после эксперимента показывает, что в экспериментальной группе увеличилось количество испытуемых со средними показателями. Так, до проведения программы их было 40%, после проведения программы – 50%. Такой прирост произошел за счет уменьшения испытуемых с низкими показателями. То есть, после проведения программы у испытуемых уменьшились показатели низкого лидерского потенциала за счет влияния на них лидера команды.

В контрольной группе произошли незначительные изменения, снизилось количество испытуемых с высокими показателями, и повысилось количество испытуемых со средними показателями по данной методике. Это свидетельствует о том, что со временем лидерский потенциал личности способен несколько увеличиваться или уменьшаться самостоятельно, но для эффективного повышения уровня лидерских качеств, их необходимо развивать при помощи специальных методик.

По результатам повторного исследования (оценка типа общения) (Рис.10) можно отметить, что в экспериментальной группе произошли следующие изменения:

 

Рис.10 Результаты диагностики психологического типа в общении до и после проведения тренинговой программы


Увеличилось число испытуемых, показавших тип в общении - амбаверт за счет понижения шкалы интроверта (до эксперимента амбаверты составляли 30%, после – 40%, интроверты: до эксперимента 30%, после – 20%). То есть, благодаря усилиям лидера часть испытуемых стала общительнее, им стало легче находить контакт с внешним миром. В контрольной группе таких изменений не произошло.

Сравнительный анализ результатов диагностики коммуникативных и организаторских способностей до и после эксперимента представлен на Рис. 11,12.

Высокий уровень коммуникативных способностей в экспериментальной группе после эксперимента изменился с 20% до 30%, средний уровень увеличился с 40% до 50%, это произошло за счет понижения низкого и ниже среднего уровней. Очевидно, что влияние лидера благоприятно сказывается на атмосфере в команде. В контрольной группе никаких изменений выявлено не было.

 

Рис.11 Результаты диагностики коммуникативных способностей до и после проведения тренинговой программы

 


Рис.12 Результаты диагностики организаторских способностей до и после проведения тренинговой программы

 

Исходя из Рис.12 можно сделать следующие выводы: в экспериментальной группе значительно повысился уровень высоких организаторских способностей (с 10% до 40%) за счет уменьшения низких.

В контрольной группе произошли незначительные изменения: на 10% повысился уровень высоких организаторских способностей и ниже среднего за счет понижения очень высоких и средних способностей. Способность мобилизовывать группу в зависимости от поставленной задачи – необходимая функция лидера, успешное исполнение которой повышает интерес к общекомандной деятельности у всех членов команды и, соответственно, улучшает результат.

Сравнительный анализ потребности в самосовершенствовании до и после тренинговой программы показал, что в экспериментальной группе повысились показатели высокой и средней потребности за счет понижения низкой, в то время, как в контрольной группе изменений не произошло. Рост лидера влияет на рост личных качеств и потребностей команды, таким образом, каждый стремится приблизиться к лидеру (Рис.13).

 


Рис.13 Результаты диагностики потребности в самосовершенствовании до и после проведения тренинговой программы

 

По результатам повторного исследования уровня терпимости у испытуемых можно отметить, что в экспериментальной группе произошли следующие изменения: высокий уровень терпимости повысился с 30% до 50%, средний уровень вырос на 10%. Действия лидера направлены на оптимальное взаимодействие со всей командой. Но плодотворная работа невозможна без налаженного контакта между её членами, следовательно, возросший уровень терпимости снижает риск ссор и недопониманий в команде. В контрольной группе никаких изменений не выявлено (Рис.14).

 

Рис.14 Результаты исследования уровня терпимости испытуемых до и после проведения тренинговой программы


Ввиду того, что экспериментальной группе после проведения занятий по тренинговой программе произошли значительные изменения качеств личности, мы можем сделать вывод об эффективности предложенной программы.

Сравнительный анализ показателей лидера в экспериментальной группе до и после эксперимента показан на Рис.15.

 

Рис.15 Динамика психологических показателей лидера экспериментальной группы до и после эксперимента

 

A – Тест «Способен ли ты быть лидером?!»

B – Психологический тип в общении;

C – Коммуникативные способности;

D – Организаторские способности;

E – Потребность в самосовершенствовании;

F – Уровень терпимости;

Исходя из данных Рис.15 видно, что психологические показатели личности у лидера имеют положительную динамику.

Для статистической проверки подвергнем результаты методик до и после эксперимента корреляционному анализу по критерию Спирмена. Для этого воспользуемся пакетом программ Microsoft Office, программой Excel.

 


Таблица 11 Корреляционная взаимосвязь показателей технических действий и психологических исследований в ЭГ после эксперимента

Техническая подготовленность   Психологические тесты Ведение мяча с обводкой стоек, с. Штрафной бросок, кол-во попаданий из 10 Бросок в кольцо после ведения мяча, кол-во попаданий из 10
«Способен ли ты быть лидером?!» 0,5 0,6 0,7
«Твой психологический тип в общении» 0,3 0,3 0,5
Коммуникативные способности 0,5 0,6 0,7
Организаторские способности 0,73 0,5 0,88
Потребность в самосовершенствовании 0,5 0,3 0,5
Уровень терпимости 0,5 0,3 0,4

 

После эксперимента в экспериментальной группе наблюдаются значительные изменения (Табл. 11). В основном просматривается средняя и сильная взаимосвязь. Значительный прирост во взаимосвязи наблюдается в броске в кольцо после ведения с лидерским потенциалом (r = 0,7), с организаторскими способностями (r = 0,88).

 

Таблица 12 Корреляционная взаимосвязь показателей технических действий и психологических исследований в КГ после эксперимента

Техническая подготовленность   Психологические тесты Ведение мяча с обводкой стоек, с. Штрафной бросок, кол-во попаданий из 10 Бросок в кольцо после ведения мяча, кол-во попаданий из 10
«Способен ли ты быть лидером?!» 0,03 -0,6 0,2
«Твой психологический тип в общении» 0,4 -0,6 -0,2
Коммуникативные способности 0,3 0,52 -0,3
Организаторские способности 0,3 0,6 -0,3
Потребность в самосовершенствовании 0,7 0,3 0,6
Уровень терпимости 0,01 -0,12 0,2

 

В контрольной группе произошли незначительные изменения (Табл. 12). Прирост во взаимосвязи наблюдается в потребности в самосовершенствовании с ведением мяча с обводкой стоек (r = 0,7), так же с броском в кольцо после ведения (r = 0,6).

Ввиду того, что в экспериментальной группе после внедрения программы произошли значительные изменения психологических качеств личности, и технических качеств можно сделать вывод об эффективности предложенной программы. Следовательно, данная программа может быть рекомендована для развития лидерских качеств подростков, занимающихся баскетболом педагогам и тренерам, работающим с данной категорией детей.


Выводы

 

1. Анализ литературы показал, что сегодня тренировочный процесс в баскетболе это не только формирование физических, технических и тактических навыков спортсменов, но и успешное знание психологии спорта для достижения поставленных целей. В тренировочном процессе важным является привлечение лидера команды к подготовке к тренировочной и соревновательной деятельности. Он оказывает огромное влияние на свою команду, показывает наиболее действенные пути решения поставленных задач, направляет общекомандную деятельность.

2. Исследование выявило, что в экспериментальной группе после внедрения программы произошли значительные изменения психологических качеств личности. Так, увеличилось количество испытуемых со средними показателями лидерского потенциала с 40% до 50% (на 10%).

По методике исследования типа в общении произошли следующие изменения: увеличилось число испытуемых, показавших тип в общении – амбаверт с 30% до 40% (на 10%).

По результатам диагностики коммуникативных и организаторских способностей увеличилось количество испытуемых с высокими показателями. Так, на 10% возрос уровень коммуникативных способностей высокого и среднего потенциала, с 10% до 40% (на 30%) повысился уровень высоких организаторских способностей.

Исследование уровня потребности в самосовершенствовании показало, что повысились показатели высокой и средней потребности с 30% до 40% (на 10%) и с 50% до 60% (на 10%) соответственно.

По результатам исследования уровня терпимости у испытуемых в экспериментальной группе повысился высокий уровень терпимости с 30% до 50% (на 20%), средний уровень вырос на 10%.

В контрольной группе значительных изменений не произошло.

3. Корреляционный анализ показателей технических действий и психологических исследований в начале и конце эксперимента позволил выявить, что применяемая тренинговая программа действительно не только повышает уровень развития психологических качеств, необходимых лидеру, но и положительно влияет на эффективность тренировочной деятельности.

Действительно из результатов корреляционного анализа видно, что в конце эксперимента в экспериментальной группе взаимосвязь исследуемых показателей средняя(r = 0,5 – 0,69) и сильная (r = 0,7 – 0,99) . В контрольной группе произошли изменения, но незначительные, взаимосвязь в этой группе в основном слабая и средняя (r = от 0,3 до 0,6).

Это подтверждает выдвинутую гипотезу.

 


Список литературы

 

1. Адаир, Д. Психология лидерства / Д. Адаир. - М.: Эксмо, 2005. - 352 с.

2. Адаир, Д. Эффективное лидерство / Д. Адаир. - М.: Эксмо, 2003. - 320 с.

3. Акимова, Л.Н. Психология спорта: курс лекций / Л.Н. Акимова. - Одесса: Студия «Негоциан», 2004. - 127 с.

4. Андреева, Г.М. Социальная психология / Г.М.Андреева. – М.: МГУ, 1980. – 365 с.

5. Бабушкин, Г.Д., Психологический практикум для специализации «Теория и методика видов спорта» / Г.Д. Бабушкин, И.А. Рогов. – Омск: СибГАФК, 2004. - 83 с.

6. Беннис, У. Как становятся лидерами. Менеджмент нового поколения / У. Беннис, Р. Томас. - М.: Вильяме, 2006. - 208 с.

7. Браткин, А.Л. Чемоданчик тренера. 10 продаваемых тренингов / А.Л. Браткин, И.А. Скоробогатова. - И. : Генезис, 2004. - 205 с.

8. Вечер, Л.С. Поведение руководителя / Л.С. Вечер. – Мн.: Новое знание, 2000. – 208 с.

9. Войцеховский, С.М. Книга тренера / С.М. Войцеховский. - М.: Физкультура и спорт, 2001. - 311 с.

10. Волков, Б.С. Возрастная психология : учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по пед. специальностям / Б.С. Волков, Н.В. Волкова. - М. : Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2005. - 343 с.

11. Гогунов, Е.Н. Психология физического воспитания и спорта: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е.Н. Гогунов, Б.И. Мартьянов. - М. : «Академия», 2002. – 288с.

12. Джамгаров, Т.Т. Лидерство в спорте / Т.Т.Джамгаров, В.И.Румянцева. – М. : Физкультура и спорт, 1983. – 80 с.

13. Джулиани, Р.У. Лидерство / Р.У. Джулиани. - М. : Мирамакс, 2002. - 408 с.

14. Евтихов, О. В. Тренинг лидерства: Монография / О.В. Евтихов. - СПб. : Речь, 2007. - 256 с.

15. Ежова, Н.Н. Рабочая книга практического психолога / Н.Н. Ежова. – Ростов на Дону: Феникс, 2005. - 315 с.

16. Железняк, Ю.Д. Основы научно-методической деятельности в физической культуре и спорте: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Ю.Д.Железняк, П.К.Петров. - М.: «Академия», 2001. - 264 с.

17. Жеребова, Н.С. Лидерство в малых группах как объект социально-психологического исследования. Психология и психоанализ власти / Н.С. Жеребова. - Самара: БАХРАХ, 1999. – 264 с.

18. Жуков, Ю.М. Методы практической социальной психологии / Ю. М. Жуков. - М.: Аспект Пресс, 2004. - 256 с.

19. Загорский, Б.И. Физкультура / Б.И. Загорский, И.П. Залетаев, Ю.П. Пузырь. - М.: Высшая школа, 2000. - 383 с.

20. Ильин, Е.П. Психология физического воспитания; для институтов и факультетов физической культуры / Е.П. Ильин. - [б.м] : Издательство РГПУ им. А. И. Герцена, 2000. - 70 с.

21. Карпов, А. В. Психология менеджмента / А.В.Карпов. - М. : Гардарики, 2003. - 584 с.

22. Клее, М. Психология подростка. Психосексуальвое развитие / М. Клее. - М.: Педагогика, 1991. – 420с.

23. Коломейцев, Ю.А. Взаимоотношения в спортивной команде / Ю.А.Коломейцев. – М. : Физкультура и спорт, 1984. – 128 с.

24. Крайг, Г. Психология развития / Г. Крайг. - СПб. : Питер, 2000. - 992 с.

25. Кристофер, Э. Тренинг лидерства / Э. Кристофер, Л. Смит. - СПб.: Питер, 2002. – 320 с.

26. Кричевский, Р.Л. Психология руководства и лидерства в спортивном коллективе / Р.Л.Кричевский, М.М.Рыжак. – М.: МГУ, 1985. – 224 с.

27. Кричевский, Р.Л. Механизмы лидерства в юношеских коллективах / Р.Л.Кричевский // Проблемы детской и педагогической психологии. Вып. 9. - М. : 1976. - С. 23-26.

28. Курамшин, Ю.Ф. Теория и методика физической культуры / Ю.Ф. Курамшин. - М. : Советский спорт, 2004. - 464 с.

29. Либо, М. Команда в спорте и бизнесе / М. Либо // Персонал-Микс. – 2002. - №3. – С. 13-19.

30. Макмэхон, Г. Тренинг уверенности в себе / Г. Макмэхон. - М. : Эксмо, 2002. - 208 с.

31. Максвелл, Дж. Воспитай в себе лидера / Дж. Максвелл. - Мн. : «Попурри», 2007. - 400 с.

32. Макшанов, С.И. Психология тренинга: Теория. Методология. Практика: Монография / С.И.Макшанов. - СПб. : Образование, 1997. - 238 с.

33. Мальчиков, А.В. Социально психологические основы управления спортивной командой / А.В.Мальчиков. – Смоленск: СГИФК, 1987. – 81 с.

34. Мамонтов, С.Ю. Поверь в себя. Тренинг уверенности в себе / С.Ю.Мамонтов. - СПб. : Питер, 2001. - 160 с.

35. Менегетти, А. Психология лидера / А.Менегетти. - М.: Онтопсихология, 2004. - 258 с.

36. Нельсон, Б. Умение управлять для "чайников" / Б. Нельсон, П. Экономи. - М.: Издательский дом "Вильямс", 2004. - 192 с.

37. Немов, Р.С. Психология: Учеб. для студентов высш. пед. учебн. Заведений / Р.С.Немов. – М.: Просвещение: ВЛАДОС, 2001. – 640 с.

38. Общая и спортивная психология. Учебник для высших физкультурных учебных заведений / Под ред. Г.Д. Бабушкина. - Омск: СибГУФК, 2004. -400с.

39. Общая и спортивная психология. Учебник для высших физкультурных учебных заведений / Под ред. Г.Д. Бабушкина, В.М. Мельникова. - Омск: СибГАФК, 2000. - 192 с.

40. Овчарова, Р.В. Технологии практического психолога образования / Р.В.Овчарова. – М.: ТЦ “Сфера”, 2000. – 448 с.

41. Попов, А.Л. Психология: Учебное пособие для физкультурных вузов и факультетов физического воспитания / А.Л. Попов. – М.: Флинта: Наука, 2002. – 336 с.

42. Практическая психология для менеджеров. - М.: Информационно-издательский дом "Филинъ", 1996. - 368с.

43. Рогов, Е.И. Настольная книга практического психолога: Учеб. пособие: В 2 кн. / Е.И.Рогов. - М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2002. - 384 с.

44. Семенова, Г. И. Спортивная метрология: Учебно-методическое пособие / Г.И. Семенова. - Тобольск : Просвещение, 2006. - 30 с.

45. Социальная психология: Учебное пособие для студентов вузов / Сост. Е. П. Белинская, О. А. Тихомандрицкая. - М.: Аспект Пресс, 2003. - 471 с.

46. Социальная психология: Учебное пособие для студентов высш. учебных заведений / Под ред. А. Н. Сухова, А. А. Деркача. - М.: Академия, 2001. -512 с.

47. Смоленцева, В.Н. Психическая саморегуляция в процессе подготовки спортсменов / В.Н.Смоленцева. - Омск: СибГУФК, 2003. - 196 с.

48. Топышев, О.П. Теория и практика лидерства в спортивной команде /О.П. Топышев. - М.: - 2000. – 348 с.

49. Физическое воспитание и всестороннее развитие личности / Под ред. Ю.К. Бабанского. - М.: «Просвещение», 2004. - 89 с.

50. Фопель, К. Сплоченность и толерантность в группе. Психологические игры и упражнения / К.Фопель. - М.: Генезис, 2005. - 336 с.

51. Холодов, В. С. Теория и методики физического воспитания и спорта / В.С. Холодов, В.С. Кузнецов. - М.: «Академия», 2000. - 480 с.

52. Цзен, Н. Психотренинг: игры и упражнения / Н. Цзен, Ю. Пахонов. - М.: Независимая фирма «Класс», 2004. - 74 с.

53. Чалдини, Р. Социальная психология. Агрессия. Лидерство. Группы / Р. Чалдини. - СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2002. - 256 с.

54. Шейн, Э. Организационная культура и лидерство. Построение. Эволюция. Совершенствование / Э.Шейн. - СПб. : Питер, 2002. - 336 с.

55. Шибутани, Т. Социальная психология / Т.Шебутани. - М. : Феникс, 2002. -544 с.

56. Щебетенко, А.И. Психологические тесты для лидера коллектива / А.И.Щебетенко. - М. : ТЦ Сфера, 2005. - 160 с.

57. Янг, Р. Лидерство в командах / Р.Янг. Перевод с англ. - М. : ГИППО (HIPPO), 2004. - 122 с.


Приложение

Приложение 1



2019-12-29 235 Обсуждений (0)
Оценка эффективности программы развития лидерских качеств у девочек-подростков, занимающихся баскетболом 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Оценка эффективности программы развития лидерских качеств у девочек-подростков, занимающихся баскетболом

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (235)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)