Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Возникновение и становление игровой деятельности



2019-12-29 717 Обсуждений (0)
Возникновение и становление игровой деятельности 0.00 из 5.00 0 оценок




История возникновения игры как способа решения затруднений в деятельности, передачи информации для обучения, развлечения и эстетического совершенствования человека в ряде работ.

Д.Б.Эльконин в книге «Психология игры» предполагает, что возможны несколько вариантов возникновения и становления игровой деятельности. Одна из них - на заре человечества, когда охота занимала одно из центральных мест в жизни первобытнообщинного общества, после неудачной охоты могла возникнуть ситуация, требующая имитации действий охотников во время ловли дичи. Если неудача на охоте могла быть вызвана несогласованностью коллективных действий охотников, то возникала необходимость отработки этих действий. Или после удачной охоты охотники рассказывали, как всё происходило, и кто себя проявил. При этом воссоздавались элементы реальной действительности, а это - признаки игры.

В этих случаях происходит выделения из целостной реальной и жизненно важной трудовой деятельности той её части, которая может быть названа ориентировочной в отличие от исполнительской, непосредственно связанной с получением материального результата.

Таким образом, можно с уверенностью сказать, что первые игровые формы возникли ещё в слаборазвитых общинных формациях. Они могли выступать как средство обучения, коллективо-образования, передачи информации. При этом они наделялись высшим магическим смыслом для обеспечения защитной функции перед силами природы. Так возникли ритуальные игры.

Выделяют следующие признаки ритуальной игровой формы:

· имитация реальной трудовой деятельности;

· осуществление совместной деятельности по поиску выхода из кризисной ситуации;

· разыгрывание ролей;

· наличие магического смысла.

С развитием общества, со сменной формацией (то первобытнообщинной к рабовладельческой и феодальной) ритуалы и обряды перестают играть важную роль в жизни общества. В играх появляются две основные разновидности: игры - театрализованные представление и спортивные игры.

Игра рассматривается как феномен культуры.

Игра становится важнейшей частью досуга народа. В них проявляется ловкость, смекалка, юмор участников. Они - средство самовыражения народа в утехах и развлечениях.

Долгое время единственной развёрнутой формой существования игры была - детская игра. Однако в настоящее время игра вновь приобрела значительный вес и довольно высокий статус в подготовке и переподготовке взрослого населения, в решении инновационных проблем в жизни общества.

Немецкий психолог К.Гросс, первым предпринявший попытку систематического изучения игры, считал, что игра для ребёнка является изначальной школой поведения, школой жизни. Из игры ребёнок извлекает пользу.

Игра, по мнению многих учёных, есть вид развивающей деятельности, форма освоения социального опыта, одна из сложных способностей человека.

Так как игра - основной вид деятельности ребёнка. Это свободная и самостоятельная деятельность, возникающая по инициативе ребёнка. В процесс игры вовлекается вся личность ребёнка: познавательные процессы, воля, чувства, эмоции, потребности, интересы. В результате происходят удивительные изменения этой личности. Игра очень специфический вид деятельности, которому присуще все характеристики деятельности, но все они - особенные.

Всякая деятельность имеет цель. Какова же цель игры? На первый взгляд она «бесцельна»: дети прыгают, бегают. На самом же деле игра имеет цель, не очевидную, но от этого не менее значимую, чем цель любой другой деятельности. Это - осознание ребёнком себя причастным к миру взрослых, перенесение во «взрослую» жизнь.

А каково содержание игровой деятельности? Игра как бы дана самой природой, чтобы ребёнок подготовился к взрослой жизни.

Говоря о деятельности, мы говорим и об её процессе. Если в любой другой, неигровой, деятельности важна, прежде всего, цель, результат, то в игре важен в основном процесс, так как видимой цели игра как бы не имеет. Именно интерес к самому процессу игры является той движущей силой, которая позволяет игре длиться.

Любая деятельность может происходить как самодеятельность. Игра же всегда самодеятельность. Трудиться, например, можно и с радостными чувствами, и с неприязнью. Игра без получения удовольствия невозможна.

Игра всегда радостна для играющих. Если в игре возникают отрицательные эмоции, то она прекращается, разваливается.

Как уже было сказано, игра - вид деятельности, мотив которой заключается не в результатах, а в самом процессе. Для ребёнка игра средство самореализации и самовыражения. Она позволяет ему выйти за приделы ограниченного мира детской и построить собственный мир. Игра обеспечивает ребёнку эмоциональное благополучие, позволяет реализовать самые разные стремления и желания и, прежде всего желание действовать, как взрослые, желание управлять предметами.

В игре развивается способность к воображению, вниманию, образному мышлению.

Это происходит благодаря тому, что в игре ребёнок стремится воссоздать широкие сферы окружающей действительности, выходящие за пределы его собственной практической деятельности, а сделать это он может с помощью условных действий.

В игре ребёнок получает и опыт произвольного поведения, учится управлять собой, соблюдая правила игры, сдерживая свои непосредственные желания ради поддержания совместной игры.

Обратимся к игре как к педагогической категории. Так как игра занимает огромное место в развитии, то она давно используется как педагогическое средство. Так, ещё в конце прошлого века игру в целях развития стали использовать дефектологи: лечение заикающихся детей, отстающих в психическом развитии и т. д.

Игра в педагогическом процессе может «сливаться» с другими видами деятельности, обогащая их. Так, например, общеизвестно, что положительный эффект даёт слияния трудовой и игровой деятельности в детском возрасте. Кроме того, отдельное место в педагогике занимают дидактические игры, существенно обогащая процесс обучения.

Какие же задачи может помочь реализовать педагогу игровая деятельность? Прежде всего, это установление контакта с ребёнком. Говоря о таком способе установления контакта, педагоги называют его контактом содружества, сотворчества, лучшим способом вступить в доверительные, дружеские отношения с ребёнком.

Игра также является прекрасным средством диагностики, как личности, так и группы. Кроме личного развития ребёнка, игра позволяет установить, к чему ребёнок стремится, в чём нуждается, так как в игре он стремится занять желаемую роль. С помощью игры мы можем осуществить оценочную деятельность, так как игра - всегда является тестом для педагога, позволяя развивать, диагностировать и оценивать одновременно.

Если ребёнку не хочется заниматься каким-то трудом, если ему не интересно учиться, то и тут игра может придти на помощь, потому что это - мощное стимулирующее средство.

Игра - явление сложное и многогранное. Можно выделить следующие её функции:

1. Обучающая функция - развитие обще учебных умений и навыков, таких, как память, внимание, восприятие и другие.

2. Развлекательная функция - создание благоприятной атмосферы на занятиях, превращение урока, других форм общения взрослого с ребёнком из скучного мероприятия в увлекательное приключение.

3. Коммуникативная функция - объединение детей и взрослых, установление эмоциональных контактов, формирование навыков общения.

4. Релаксационная функция - снятие эмоционального (физического) напряжения, вызванного нагрузкой на нервную систему ребёнка при интенсивном учении, труде.

5. Психотехническая функция - формирование навыков подготовки своего психофизического состояния для более эффективной деятельности, перестройка психики для интенсивного усвоения.

6. Функция самовыражения - стремление ребёнка реализовать в игре творческие способности, полнее открыть свой потенциал.

7. Компенсаторная функция - создание условий для удовлетворения личностных устремлений, которые не выполнимы (трудно выполнимы) в реальной жизни.

8. Диагностическая функция - выявление отклонений от нормативного поведения, самопознание в процессе игры.

9. Коррекционная функция - внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей.

Итак, игра – это жизненно важный и необходимый элемент в развитии, как индивидуума, так и общества в целом. По сложности характера игр можно судить о бытие, правах и навыках данного общества. Для ребёнка в игре предоставляется возможность представить себя в роли взрослого, копировать увиденные когда-либо действия и тем самым, приобретая определённые навыки, которые могут пригодиться ему в будущем. Дети анализируют определённые ситуации в играх и делают выводы, предопределяя свои действия в схожих ситуациях в будущем.

 



2019-12-29 717 Обсуждений (0)
Возникновение и становление игровой деятельности 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Возникновение и становление игровой деятельности

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (717)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)