Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Анализ прибыли и рентабельности предприятия



2019-12-29 174 Обсуждений (0)
Анализ прибыли и рентабельности предприятия 0.00 из 5.00 0 оценок




Конечные финансовые результаты деятельности предприятия характеризуются суммой полученной прибыли и уровнем рентабельности.

Общий финансовый результат предприятия за отчетный период отражается в отчетности в развернутом виде и представляет собой алгебраическую сумму прибыли (убытка) от реализации продукции (работ, услуг); реализации основных средств, нематериальных активов и иного имущества и результата от другой финансовой деятельности; прочих внереализационных операций [15].

Объектом полноценного экономического интереса со стороны хозяйствующего субъекта выступает максимально возможный объём прибыли. Основными факторами наращивания прибыли признаются цена, физический объём реализации, а также уровень себестоимости реализуемой продукции.

Анализ прибыли всегда дополняется анализом рентабельности производства и выпускаемой продукции. Рентабельность отражает степень доходности или прибыльности капитала, уровень окупаемости текущих затрат. Показатель рентабельности реализованной продукции используют, как инструмент в инвестиционной политике и ценообразовании (см. таблицу 2.5).

 

Таблица 2.5 − Основные финансовые результаты деятельности ЧУПП «ТелеМикс» в 2007-2009 гг.

Показатель 2007 г. 2008 г. 2009 г.
Прибыль от всей деятельности, млн. р. 6016,5 6430,8 3668,7
Прибыль от реализации продукции, млн. р. 5867,1 6639,2 3402,3
Чистая прибыль, млн. р. 4477,8 4726,6 2613,4
Рентабельность реализованной продукции, % 26,67 23,3 16,4

 

В 2009 г. предприятие в целом сработало рентабельно [16]. Прибыль от всей деятельности составила 3668,7 млн. р., прибыль от реализации продукции - 3402,3 млн. р., чистая прибыль – 2613,4 млн. р.

Падение рентабельности производства в 2009 г. вызвано опережающим ростом затрат по сравнению с изменением цен. Основные факторы, определившие рост затрат на изготовление продукции: рост цен на материалы и комплектующих у поставщиков, падение покупательской способности стран-импортёров продукции предприятия, рост стоимости энергоносителей и др., выполнение задания по росту оплаты труда.

Для проведения более глубокого анализа проследим динамику показателей прибыли на ЧУПП «ТелеМикс», используя данные отчетности предприятия. Динамика показателей прибыли на ЧУПП «ТелеМикс» за 2007 – 2009 годы представлены в Приложении Д.

Из данных представленных в Приложении Д видно, что в 2009 г. на ЧУПП «ТелеМикс» балансовая прибыль составила 3668,7 млн. р. Прибыль отчетного года состоит из: прибыли от реализации продукции – 3402,3 млн. р.; прибыли от операционных доходов – 365,6 млн. р.; убытка от внереализационных расходов – минус 99,2 млн. р.

Балансовая прибыль в 2009 г. существенно уменьшилась по сравнению с 2008 г. (на 2762,1 млн. р.), что привело также к соответствующему сокращению прибыли, остающейся в распоряжении предприятия (на 2113,2 млн. р.). Данное падение объёма прибыли можно объяснить начавшимися проблемами с реализацией продукции на новых рынках и расчётами со старыми партнёрами в связи с началом экономического кризиса, а как следствием падением покупательской активности и началом экономии денежных средств, замораживанием намеченных проектов [16].

На уменьшение балансовой прибыли негативно повлияло значительное сокращение прибыли от реализации продукции (на 3236,9 млн. р.). При этом следует отметить, что доходы от операционной деятельности увеличились на 420,2 млн. р., а убытки от внереализационной деятельности сократились на 54,6 млн. р.

Для того чтобы проанализировать, за счет чего произошло изменение прибыли от реализации продукции в 2009 г. по сравнению с прибылью, полученной в 2008 г., проведем ее факторный анализ.

Прибыль от реализации продукции в целом по предприятию зависит от четырех факторов первого уровня соподчиненности: объема реализации продукции (VРП), ее структуры (Удi), себестоимости (Сi) и уровня отпускных цен (Цi):

 

 (2.1)

 

При проведении расчета за план будут приниматься значения показателей за 2008 г., за факт − значения за 2009 г.

Расчет влияния этих факторов на сумму прибыли можно определить, используя следующие данные. Исходные данные для проведения факторного анализа прибыли от реализации продукции приведены в таблице 2.6.

 

Таблица 2.6 – Исходные данные для факторного анализа прибыли от реализации продукции в 2009 г.

Показатель План, млн. р. План, пересчитанный на фактический объем продаж, млн. р. Факт, млн. р.
Выручка от реализации продукции (без налогов из выручки), В 35115,6 24729,3 25221,6

Полная себестоимость, С

28476,4

20053,8

21819,3

Прибыль от реализации продукции, П 6639,2 4675,5 3402,3

 

Изменение прибыли от реализации за счет изменения: объема и структуры реализованной продукции ( ):

 

, (2.2)

 

где  – плановое значение прибыли от реализации продукции, пересчитанное на фактический объем продаж, млн. р.;

 – плановое значение прибыли от реализации продукции, млн. р.

 

 млн. р.

 

- только объема продаж ( ):

 

, (2.3)

 

где  – коэффициент выполнения плана по реализации продукции.


, (2.4)

 

где  – фактический объем реализованной продукции, млн. р.;

 – плановый объем реализованной продукции, млн. р.

 

 млн. р.

 

- структуры реализованной продукции ( ):

 

, (2.5)

 млн. р.

 

- полной себестоимости ( ):

 

, (2.6)

 млн. р.

 

отпускных цен ( ):

 

, (2.7)

 млн. р.

 

Результаты расчетов факторов первого уровня на сумму прибыли от реализации продукции приведены в таблице 2.7.


Таблица 2.7 − Результаты расчетов факторов первого уровня на сумму прибыли от реализации продукции

Факторы Значение, млн. р.
Объем реализованной продукции -884,3
Структура реализованной продукции -1079,4
Цены на продукцию +492,3
Себестоимость реализованной продукции -1765,5
Итого -3236,9

 

Результаты расчетов показывают, что уменьшение прибыли от реализации в 2009 г. по сравнению с предыдущим годом (минус 3236,9 млн. р.) произошло за счет значительного увеличения полной себестоимости продукции. Из-за данного показателя сумма прибыли сократилась на 1765,5 млн. р. Также отрицательное влияние оказал объём и структура реализованной продукции (-884,3 млн. р. и 1079,4 млн. р. соответственно).

Положительное влияние на значение анализируемого показателя оказало изменение цены на реализованную продукцию, поспособствовавшее увеличению суммы прибыли на 492,3 млн. р.

Исходя из результатов анализа, можно сделать вывод, что главным резервом увеличения прибыли является снижение себестоимости продукции. Решающим условием снижения себестоимости служит непрерывный технический прогресс. Внедрение новой техники, комплексная механизация и автоматизация производственных процессов, совершенствование технологии, внедрение прогрессивных видов материалов позволяют значительно снизить себестоимость продукции. Снижение себестоимости продукции обеспечивается так же за счет повышения производительности труда. С ростом производительности труда сокращаются затраты труда в расчете на единицу продукции, а следовательно, уменьшается и удельный вес заработной платы в структуре себестоимости.

Далее проведем факторный анализ изменения различных показателей рентабельности (рентабельность продукции и рентабельность продаж) с 2007 по 2009 гг. методом цепной подстановки [3].

Исходные данные для анализа представлены в таблице 2.8.

 

Таблица 2.8 − Исходные данные для факторного анализа рентабельности продукции

Показатель 2007 2008 2009
Полная себестоимость, млн. руб. (С) 21999,2 28476,4 21819,3

Прибыль от реализации продукции, млн. руб. (П)

5867,1

6639,2

3402,3

Рентабельность продукции, % (Р) 26,67 23,31 16,48
Рентабельность продаж, % (Р) 21 18,9 13,5

 

Сначала проанализируем изменение рентабельности продукции ( ) в 2008 г. по сравнению с 2007 г.

 

, (2.8)

 

где  – изменение рентабельности за счет изменения прибыли от реализации продукции, %;

 – первый условный показатель, рассчитанный при фактическом значении прибыли от реализации и плановом значении себестоимости продукции, %;

 – плановое значение рентабельности, %;

 ,  – плановое и фактическое значения прибыли, млн. р.;

 – плановое значение полной себестоимости продукции, млн. р.

 

 

Изменение рентабельности за счет изменения полной себестоимости рассчитаем по формуле 2.9


, (2.9)

 

где  – изменение рентабельности за счет изменения полной себестоимости, %;

 – фактическое значение рентабельности, %;

 – фактическое значение полной себестоимости, млн. р.

 

 

Таким образом, рентабельность в 2008 г. снизилась по сравнению с 2007 г. на 3,36% из-за изменения полной себестоимости – этот фактор уменьшил рентабельность на 6,87%. Другой фактор первого порядка – изменение прибыли от реализации – оказал положительное влияние на рентабельность – 3,51%.

Проанализируем влияние факторов на изменение рентабельности продукции с 2008 по 2009 г.

 

 

Таким образом, рентабельность в 2009 г. снизилась по сравнению с 2008 г. на 7,71%.

 


Таблица 2.9 − Результаты расчетов влияния факторов первого порядка на уровень рентабельности продукции

Факторы

Значение, %

2008 г. к 2007 г. 2009 г. к 2008 г.
Изменение прибыли 3,51 -11,36
Изменение себестоимости продукции -6,87 3,65
Итого -3,36 -7,71

 

На изменение анализируемого показателя негативное влияние оказали сокращение прибыли от реализации (этот фактор уменьшил рентабельность на 11,36%). Следовательно, можно сделать вывод, что резервами повышения уровня рентабельности являются рост прибыли от реализации, а также снижение её полной себестоимости.

Далее проанализируем изменение другого важного показателя работы предприятия – рентабельности продаж (оборота)  – с 2008 по 2009 гг.

 

 (2.10)

 

Стоит отметить, что в некоторых случаях в расчете вместо прибыли от реализации продукции используется значение чистой прибыли.

Таким образом, будет исследована зависимость изменения рентабельности продаж от влияния двух факторов – выручки и себестоимости.

 

, (2.11)

 

где  – изменение рентабельности продаж за счет изменения, %;

 – первый условный показатель, рассчитанный при фактическом значении выручки и плановом значении себестоимости продукции, %;

 – плановое значение рентабельности, %;

 ,  – плановое и фактическое значения выручки, млн. р.;

 – плановое значение полной себестоимости продукции, млн. р.

 

 

Изменение рентабельности продаж  вычислим по формуле 2.12

 

, (2.12)

 

где  – изменение рентабельности продаж за счет изменения полной себестоимости, %;

 – фактическое значение рентабельности продаж, %;

 – фактическое значение полной себестоимости, млн. р.

 

 

Итак, на изменения рентабельности продаж (-4,87%) положительное влияние оказало изменение себестоимости продукции (+21,5%) и отрицательное влияние – изменение выручки (-26,9%).

Таким образом, подтвердился сделанный ранее вывод о том, что важнейшим резервом повышения рентабельности работы предприятия является увеличение выручки от реализации выпускаемой продукции.

 



2019-12-29 174 Обсуждений (0)
Анализ прибыли и рентабельности предприятия 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Анализ прибыли и рентабельности предприятия

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (174)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)