Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Критерии оценки информационных систем



2019-12-29 251 Обсуждений (0)
Критерии оценки информационных систем 0.00 из 5.00 0 оценок




ВВЕДЕНИЕ

 

Финансы занимают особое место в экономических отношениях. Их специфика проявляется в том, что они всегда выступают в денежной форме, имеют распределительный характер и отражают формирование и использование различных видов доходов и накоплений субъектов хозяйственной деятельности сферы материального производства, государства и участников непроизводственной сферы.

Современному руководителю зачастую приходиться принимать решения в условиях неопределенности и риска, что требует от него постоянно держать под контролем различные аспекты финансово-экономической деятельности своего предприятия. Информация, вовремя поданная, грамотно обработанная и систематизированная, в определенной степени гарантирует эффективное управление производством. И наоборот, отсутствие достоверных данных может привести к неверному управленческому решению и, как следствие, - к серьезным убыткам.

Финансы предприятий, будучи частью общей, системы финансовых отношений, отражают процесс образования, распределения и использования доходов на предприятиях различных отраслей народного хозяйства и тесно связаны с предпринимательством, поскольку предприятие является формой предпринимательской деятельности.

В современных условиях рыночных отношений возникает объективная необходимость финансового планирования. Главная цель планирования заключается в повышении финансово-экономической эффективности и финансовой устойчивости предприятия, путем координации усилий всех сотрудников на достижение конечного, количественно определенного результата. Нечеткие цели и отсутствие технологии планирования приводят к тому, что сотрудники планово-экономических и финансовых служб подготавливают документы, по которым затруднительно принимать оперативные решения по управлению финансами и экономикой предприятия. Особенно следует подчеркнуть, что на многих предприятиях используется затратный механизм планирования, когда цена на готовую продукцию формируется на основе полной себестоимости и заданного процента рентабельности.

Подготовленная в плановом (финансовом) отделе информация часто не может быть оперативно сопоставлена с фактическими данными, а когда (много позже, например, через месяц), такая возможность появляется, проведение анализа уже становится не актуальным, поскольку корректирующие план решения принимать слишком поздно.

В широком смысле финансовое планирование понимается как система тотального планирования и контроля целей, потенциала, мероприятий и ресурсов, необходимых для их достижения. Как средство, планирование является инструментом достижения более высоких результатов деятельности организации посредством повышения эффективности процессов управления. С помощью этого инструмента, можно описывать будущие и фактически произошедшие события во взаимосвязи с процессами, происходящими на предприятии и подразделениях, что дает возможность определить, каким образом получился именно такой результат, а не другой, а также помогает определить, что и как нужно сделать для того, чтобы получить желаемый результат. Очевидно, что для этого требуется качественное понимание и количественное описание целей, потенциала, воздействий и реакций на эти воздействия.

В данном дипломном проекте рассмотрены и проанализированы несколько систем планирования. Эти системы наиболее часто упоминаются в современной литературе и представляют собой хорошую базу для моделирования собственной системы на их основе.

В первом разделе осуществляется постановка задачи и изложение основных принципов финансового планирования. Определение основных проблем малых предприятий в принятии управленческих решений и контроле финансовых потоков.

Второй раздел посвящен анализу существующих систем планирования, а также выделяются основные критерии, которыми должны обладать информационные системы такого профиля.

Третий раздел аргументирует использование автоматизированных систем разработки, получивших название CASE-средств, в данном разделе описан процесс разработки функциональной модели на основе BPWin.

В четвертом разделе разработан алгоритм и организация потоков данных в процессе планирования для малого предприятия.

Пятый раздел посвящён проектированию архитектуры информационной системы, проработке средств поддержки пользователя.

Новизна разработки заключается в создании информационной системы способной организовать процесс финансового планирования малого предприятия с единой базой данных и с интеграцией в другие производственные, управляющие автоматизированные системы.

 


ПОСТАНОВКА ЗАДАЧИ

 

В современных условиях рыночных отношений возникает объективная необходимость финансового планирования. Без финансового планирования невозможно добиться прогрессирующей прибыльности.

Финансовое планирование напрямую связано с планированием производственной деятельности предприятия. Все финансовые показатели базируются на показателях объёма производства, ассортимента продукции, себестоимости продукции. Планирование финансовых показателей позволяет находить внутренние резервы предприятия, соблюдать режим экономии. Получение планового размера прибыли и других финансовых показателей возможно лишь при условии соблюдения плановых норм затрат труда и материальных ресурсов. Объём финансовых ресурсов, рассчитанных на основе финансовых планов, устраняет чрезмерные запасы материальных ресурсов, непроизводительные расходы, внеплановые финансовые инвестиции. Благодаря финансовому планированию создаются необходимые условия для эффективного использования производственных мощностей, повышения качества продукции.

Финансовое планирование представляет собой процесс разработки системы мероприятий по обеспечению развития предприятия необходимыми финансовыми ресурсами и повышению эффективности финансовой деятельности в предстоящем периоде.

Преимущества финансового планирования состоят в том, что оно:

· воплощает стратегические цели в форму конкретных финансовых показателей;

· обеспечивает финансовыми ресурсами, заложенными в производственном плане экономические пропорции развития;

· предоставляет возможность определения жизнеспособности проекта предприятия в условиях реальной рыночной конкуренции;

· служит очень важным инструментом получения финансовой поддержки от внешних инвесторов.

Планирование помогает предотвращать ошибочные действия в области финансов, а также уменьшает число неиспользованных возможностей.

Финансовое планирование - это планирование всех доходов и направлений расходования денежных средств предприятия для обеспечения его развития. Финансовое планирование осуществляется посредством составления финансовых планов разного содержания и назначения в зависимости от задач и объектов планирования.

Финансовое планирование является важным элементом корпоративного планового процесса. Каждый руководитель, независимо от своих функциональных интересов, должен быть знаком с механикой и смыслом выполнения и контроля финансовых планов, по крайней мере, настолько, насколько это касается его деятельности.

Финансовый план является инструментом, как для планирования, так и для контроля. В самом начале периода действия он представляет собой план или норматив, в конце периода действия он служит средством контроля, с помощью которого руководство может определить эффективность действий и составить план мероприятий по совершенствованию деятельности компании в будущем.

 

1.1 Цели, задачи и методы финансового планирования

 

Основным направлением финансового управления, является создание эффективной системы планирования, учета, контроля и анализа финансово-экономических показателей деятельности предприятия.

Финансовый план является неотъемлемой частью бизнес планирования предприятия. Он призван обобщить материалы, изложенные в описательной части планирования, для того чтобы представить их в стоимостном выражении.

Основными целями финансового планирования для предприятия являются:

· планирование финансово-экономической деятельности предприятия на определенный период;

· повышение уровня аналитичности рассматриваемой информации, ее приспособленности к сравнению и оценке вариантов решений;

· оптимизация затрат и прибыли предприятия;

· систематический контроль и анализ выполнения плановых показателей, и анализ причин отклонения факта от плана, который повышает уровень управляемости предприятия;

· доведение планов до сведения руководителей разных уровней;

· выявление потребностей в денежных ресурсах и оптимизация финансовых потоков;

· повышение финансовой прозрачности и инвестиционной привлекательности предприятия;

Главной целью финансового анализа, является получение небольшого числа ключевых (наиболее информативных) параметров, дающих объективную и точную картину финансового состояния предприятия, его прибылей и убытков, изменений в структуре активов и пассивов, в расчетах с дебиторами и кредиторами. При этом аналитика и управляющего (руководителя) может интересовать, как текущее финансовое состояние предприятия, так и его проекция на ближайшую или более отдаленную перспективу, т.е. ожидаемые параметры финансового состояния.

Основные задачи финансового планирования на предприятии:

· обеспечивать необходимыми финансовыми ресурсами производственную, инвестиционную и финансовую деятельности;

· определять пути эффективного вложения капитала, оценки степени рационального его использования;

· выявлять внутрихозяйственные резервы увеличения прибыли за счет экономичного использования денежных средств;

· устанавливать рациональные финансовые отношения с кредиторами, бюджетом, банками и другими контрагентами;

· соблюдать интересы акционеров и других инвесторов;

· контролировать финансовое состояние, платежеспособность и кредитоспособность предприятия.

Главной задачей постановки планирования является построение системы управления, основанной на принципах распределения ответственности за отдельные направления деятельности каждого подразделения. Система должна обеспечивать формирование и предоставление ответственным руководителям необходимую информацию для принятия своевременных управленческих решений.

Важный момент финансового планирования - его стратегия. Содержанием стратегии финансового планирования хозяйствующего субъекта является определение его центров доходов (прибыли) и центров расходов. Центр дохода хозяйствующего субъекта - это его подразделение, которое приносит ему максимальную прибыль. Центр расходов - это подразделение хозяйствующего субъекта, являющееся малорентабельным или вообще некоммерческим, но играющим важную роль, в общем производственном процессе.

Для увеличения производительности, качественности и оперативности процессов финансового планирования возникает необходимость разрабатывать и использовать автоматизированные системы. В настоящее время потребность в таких системах очень высока, но не многие существующие удовлетворяют выше описанным требованиям. Первые информационные системы финансового управления были нацелены на крупные предприятия, способные их оплатить и внедрить. Развитие малого предпринимательства побуждает разрабатывать узконаправленные информационные системы для малых предприятий, способных интегрироваться в большие системы управления.

Внедрение системы финансового планирования позволит малому предприятию:

· составлять реальные прогнозы финансово-хозяйственной деятельности;

· вовремя обнаруживать наиболее узкие места в управлении предприятием, используя инструменты многовариантного анализа;

· быстро подсчитать экономические последствия при возможных отклонениях от намеченного плана при помощи финансовых моделей и принять эффективное управленческое решение;

· скоординировать работу малого предприятия на достижение поставленных целей;

· повысить управляемость малого предприятия за счет оперативного отслеживания отклонений факта от плана и своевременного принятия решений.

 

1.2 Функции систем финансового планирования малого предприятия

 

Будучи комплексным управленческим процессом, планирование оказывает столь же комплексное влияние на деятельность аппарата управления. Среди основных функций системы финансового планирования можно выделить следующие:

· планирование и координация;

· принятие решений и делегирование полномочий;

· оценка деятельности;

· оценка и переоценка тенденций;

· взаимодействие и мотивация персонала;

· контроль и анализ.

Планирование и координация. Это - основные функции системы планирования. С одной стороны, сводный план конкретизирует стратегические корпоративные планы, а с другой - консолидирует информацию тактического и оперативного характера. Таким образом, в сводный план, как бы «связываются» между собой стратегическая и оперативно-тактическая плоскости планирования. Поэтому корпоративный план, по сути, устанавливает определенные рамки, внутри которых принимаются все последующие управленческие решения. Развитие предприятия становится более планомерным и предсказуемым, поскольку вероятность неадекватных шагов и разного рода «перекосов» сводится к минимуму.

Принятие решений и делегирование полномочий. Грамотно поставленная система планирования подразумевает четкие процедуры принятия управленческих решений и соответствующее разграничение ответственности. При этом право (и обязанность) принятия решений делегируется именно тому сотруднику, который отвечает за соответствующую область деятельности. При этом снижается нагрузка на руководителей высшего уровня - им больше не приходится тратить время на принятие решений, находящихся в компетенции подчиненных. Что касается управляющих среднего звена, то в условиях отсутствия излишнего вмешательства «сверху» они получают новые возможности для проявления инициативы и реализации своего потенциала.

Оценка деятельности. Показатели исполнения сводного плана могут служить одной из характеристик текущей позиции предприятия и качества бизнеса. Достижение запланированных показателей и отсутствие негативных отклонений факта от плана свидетельствуют о стабильности и устойчивости. Наоборот, существенные отклонения факта от плана говорят либо о несовершенстве системы планирования, либо о недостаточной предсказуемости самого бизнеса.

Оценка и переоценка тенденций. Как известно, построение сводного плана основывается на прогнозах, и, прежде всего на прогнозе продаж. Поэтому план во многом отражает состояние «внешней среды», точнее - оценку ее динамики в будущем. Мониторинг исполнения планов и анализ отклонений может оказать неоценимую помощь в случаях, когда базовые ожидания, прогнозы и тренды требуют переосмысления. Это может произойти как из-за погрешностей в первоначальных прогнозах, так и при изменении внешних тенденций.

Взаимодействие и мотивация персонала. Деятельность по формированию, корректировке, контролю и анализу планов предусматривает тесное общение сотрудников практически всех служб малого предприятия. Кроме того, сводный план должен оказывать мобилизующее воздействие и обеспечивать заинтересованность персонала в достижении запланированных показателей.

Контроль и анализ. Регулярное сопоставление достигнутых результатов с запланированными дает возможность анализировать отклонения и своевременно принимать необходимые решения. Внешние условия могут изменяться, при этом в корпоративный план также должны вноситься необходимые коррективы. Причем вариации внешней среды должны восприниматься системой планирования отдельно от отклонений, возникших по причинам внутреннего характера.

Финансовый план обеспечивает предпринимательский план хозяйствующего субъёкта ресурсами и оказывает большое влияние на экономику предприятия. Происходит это благодаря целому ряду существенных обстоятельств. Во-первых, в финансовых планах происходит соизмерение намечаемых затрат для осуществления деятельности с реальными возможностями. В результате корректировки достигается материально-финансовая сбалансированность. Во-вторых, статьи финансового плана связаны со всеми экономическими показателями работы предприятия и увязаны с основными разделами предпринимательского плана: производством продукции и услуг, научно-техническим развитием, совершенствованием производства и управления, повышением эффективности производства, капитальным строительством, материально-техническим обеспечением, труда и кадров, прибыли и рентабельности, экономическим стимулированием. Таким образом, финансовое планирование оказывает воздействие на все стороны деятельности хозяйствующего субъёкта посредством выбора объектов финансирования, направление финансовых средств и способствует рациональному использованию трудовых, материальных и денежных ресурсов.

Оценка финансового состояния может быть выполнена с различной степенью детализации, в зависимости от цели анализа, имеющейся информации и т.д.

Содержание и основная целевая установка финансового анализа - оценка финансового состояния и выявление возможности повышения эффективности функционирования хозяйствующего субъекта с помощью рациональной финансовой политики. Финансовое состояние хозяйствующего субъекта - это характеристика его финансовой конкурентоспособности (т.е. платежеспособности, кредитоспособности), использования финансовых ресурсов и капитала, выполнения обязательств перед государством и другими хозяйствующими субъектами.

В традиционном понимании финансовый анализ представляет собой метод оценки и прогнозирования финансового состояния малого предприятия на основе его бухгалтерской отчетности. Принято выделять два вида финансового анализа - внутренний и внешний. Внутренний анализ проводится работниками предприятия (финансовыми менеджерами). Внешний анализ проводится аналитиками, являющимися посторонними лицами для предприятия (например, аудиторами).

Анализ финансового состояния малого предприятия преследует несколько целей:

· определение финансового положения;

· выявление изменений в финансовом состоянии в пространственно-временном разрезе;

· выявление основных факторов, вызывающих изменения в финансовом состоянии;

· прогноз основных тенденций финансового состояния.

Финансовое состояние малого предприятия характеризуется системой показателей, отражающих наличие, размещение, использование финансовых ресурсов предприятия и всю производственно-хозяйственную деятельность предприятия.

Основной формой при анализе финансового состояния является баланс. Итог баланса даёт ориентировочную оценку суммы средств, находящихся в распоряжении предприятия. Исследовать структуру и динамику финансового состояния предприятия удобно при помощи сравнительного анали­тического баланса.

 

Планирование и информационные системы

 

Функции планирования весьма разнообразны и достаточно сложны, как с точки зрения объема обработки информации, так и с точки зрения методологи. Сегодня мало у кого возникают сомнения в том, что эти функции могут быть обеспечены только при помощи современных информационных технологий. Но технология технологии - рознь, и вполне естественно, что разные «электронные» инструменты планирования обеспечивают разный уровень качества информации.

Часто для целей планирования используются обычные электронные таблицы. Это один из наиболее простых, доступных и популярных инструментов. Электронные таблицы незаменимы для учёта, они также могут принести пользу и для анализа, но расчёт и формирование плановых показателей становиться очень трудоёмким. Однако, по мере вовлечения в этот процесс все новых и новых подразделений, усложнения методологии и роста объема данных, электронные таблицы (как инструмент планирования) быстро достигают предела своих функциональных возможностей. Кроме того, электронные таблицы не автоматизируют процесс взаимодействия различных рабочих мест при формировании плана, что увеличивает период подготовки планов.

Еще одна категория систем, используемых для планирования - корпоративные системы управления (ERP-системы). Такие системы называют транзакционными, поскольку их основное назначение - планирование, учет и обработка операций. В то же время даже сами разработчики ERP-систем признают, что их системы не обеспечивают выполнение абсолютно всех функций управления, поэтому для отдельных, более детальных и специфических задач (в том числе и для планирования) рекомендуется использование специализированных программных продуктов, в качестве «надстройки» над корпоративной системой управления.

Функциональность специализированного программного обеспечения позволяет полностью преодолеть ограниченность корпоративных систем, поскольку оно изначально разрабатывалось для задач планирования. Такой программный продукт содержит всю необходимую для планирования функциональность, в том числе специальную. К специальным функциям программных продуктов, в частности, относятся: ведение аналитических направлений и классификаторов, описание финансовой структуры и принципов взаимодействия, расчет показателей деятельности, анализ отклонений и другие. Причем реальная работоспособность всех этих функций подтверждается опытом многочисленных предприятий - пользователей такой системы. Используя специализированную систему планирования, экономист может не опасаться того, что рано или поздно он столкнется с проблемами, решение которых система не сможет обеспечить.

Кроме того, специализированная система планирования довольно легко интегрируется с другими системами управления, в том числе с системами класса ERP. Ведь именно ERP-система оперирует внутренними данными отделов и департаментов и, таким образом, выполняет роль поставщика информации для системы планирования. Для обеспечения такой интеграции существуют разные способы. Например, помимо «традиционных» способов (импорт/экспорт через текстовые файлы, электронные таблицы, встроенный ODBC-драйвер), можно организовать «бесшовную» интеграцию с ERP-системами при помощи специального пакета (через специальные адаптеры).

Нацеленность информационной системы на деятельность малого предприятия, требует реализации полного комплекса функций финансового планирования, при этом реализация методологий управления процессами должна быть упрощена и оптимизирована. При этом процесс должен быть централизованным и позволяющий руководителю малого предприятия оперировать планами для принятия оперативных управленческих решений.

Актуальность данного дипломного проекта заключается в разработке такой информационной системы способной реализовать задачи и функции финансового планирования с учётом особенностей малых предприятий. Существующее программное обеспечение на малых предприятиях не удовлетворяет требованиям, и не реализует алгоритмов финансового планирования в полном объёме.

 

1.4 Основные проблемы систем планирования на малых предприятиях

 

Как показывает практика, предприятия, имеющие сложную производственную структуру, остро нуждаются в оперативной экономической и финансовой информации, помогающей оптимизировать затраты и финансовые результаты, принимать обоснованные управленческие решения. К сожалению, принимаемые руководством решения по развитию и организации производства не обосновываются соответствующими расчетами и, как правило, носят интуитивный характер. Решение проблем, возникающих перед руководством, вызывает значительные затруднения, а для многих малых предприятий она стала почти неразрешимой проблемой.

Одной из основных причин является отсутствие на малом предприятии стратегии, финансово-экономических целей и критериев. Отсутствие у руководства четкого понимания целей, сложность ориентации в рыночных условиях, приводит к тому, что планирование отодвигается на второй план, неизбежно уступая место решению текущих дел. Кроме того, существующие форма и содержание плановой информации, а также оперативность предоставления часто не позволяют использовать ее для целей управления.

Нечеткие цели и отсутствие технологии планирования приводят к тому, что сотрудники планово-экономических и финансовых служб подготавливают документы, по которым затруднительно принимать оперативные решения по управлению финансами и экономикой предприятия.

Особенно следует подчеркнуть, что на многих малых предприятиях используется затратный механизм планирования, когда цена на готовую продукцию формируется на основе полной себестоимости и заданного процента рентабельности.

Подготовленная в плановом (финансовом) отделе информация часто не может быть оперативно сопоставлена с фактическими данными, а когда (много позже, например, через месяц), такая возможность появляется, проведение анализа уже становится не актуальным, поскольку корректирующие планы решения принимать слишком поздно.

Распространена ситуация, когда планово-экономический отдел (ПЭО) рассчитывает плановые данные на основе фактических данных по производству за аналогичные периоды в прошлом, при этом, как правило, теряется связь с планом продаж, который должен являться основой комплексного финансового плана предприятия.

Следует подчеркнуть, что основным недостатком работы многих ПЭО является отсутствие документов, предоставляющих руководству возможность оценить будущее состояние предприятия (например, через месяц), знать какими оборотными средствами оно будет располагать, принимать решения по их наиболее эффективному распределению. Необходимыми для этого документами являются: отчет о прибылях и убытках, плановый агрегированный баланс, план движения денежных средств.

Выходом из такого положения в условиях рынка является организации на малом предприятии системы финансового планирования. Прежде всего, именно финансовый план дает четкое понимание и возможность анализа различных вариантов достижения поставленных целей, с последующим выбором оптимального по заданным критериям (прибыль, поступления денежных средств, структура баланса и т.д.). Начав планировать, руководители, как правило, начинают более четко понимать свои цели, корректировать сводные планы. Точность планирования при этом повышается.

Планирование и контроль результата деятельности предприятия стали невозможными без формирования сводного плана как основного инструмента гибкого управления малым предприятием, обеспечивающего точной, полной и своевременной информацией высшее руководство. В плане предприятия находят свое отражение результаты планирования и контроля в виде плановых, ожидаемых и фактических данных и отклонение фактических показателей от плановых. С его помощью разрабатывается стратегия эффективного развития малого предприятия в условиях конкуренции и нестабильности, анализируется и контролируется работа предприятия. Поэтому сводный план служит важным инструментом руководства при разработке мероприятий по достижению целей предприятия.

План представляет собой, выраженные в конкретных показателях цели, альтернативы достижения целей, последствия возникновения альтернатив на цели, фактические результаты реализации управленческий решений, отклонения от запланированных результатов. Его так же можно определить как процесс принятия решений, с помощью которого предприятие оценивает целесообразность притока и оттока активов.

Выявление перечисленных трудностей, с которыми сталкиваются в процессе управления малые предприятия, позволяют смоделировать и спроектировать информационную систему финансового планирования, удовлетворяющую перечисленным выше требованиям.


АНАЛИЗ СИСТЕМ ФИНАНСОВОГО ПЛАНИРОВАНИЯ

Критерии оценки информационных систем

 

Представим собирательный образ системы планирования, содержащей большинство функций и свойств различных систем. В сравнении с ней можно объективно определить достоинства, недостатки и особенности таких систем, представленных сегодня на российском рынке. Итак, рассмотрим элементы технологии планирования и подходы в их автоматизации с четырех позиций [2]:

· состав и свойства информационных объектов системы планирования;

· функциональность и алгоритмы системы;

· организация работы пользователей с системой;

· архитектура, платформа и средства интеграции.

Опишем подробные требования к каждой из этих позиций.



2019-12-29 251 Обсуждений (0)
Критерии оценки информационных систем 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Критерии оценки информационных систем

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (251)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.017 сек.)