Понятие социально-экономической безопасности
Социально-экономическая безопасность – это такое состояние народного хозяйства, когда реализуются наиболее значительные национально-государственные социально-экономические интересы на общественно приемлемом уровне. В Методических рекомендациях НИЭИ Минэкономики по разработке программы повышения конкурентоспособности белорусской экономики (февраль 2003 г.), [4], под страновой конкурентоспособностью понимается состояние, по существу соответствующее социально-экономической безопасности, а именно, способность страны обеспечить стабильно высокий относительно других стран уровень конечного потребления и валового накопления в расчете на душу населения. Выделяется восемь факторов, определяющих конкурентоспособность страны: · открытость экономики, которая определяет степень интеграции в мировую экономику и может быть выражена через экспортную ориентацию производства; · государственное управление как стимулирующий фактор социально-экономических и экологических процессов; · финансы, как фактор оптимизации соотношения между потреблением и сбережением; · менеджмент по всем составляющим бизнеса (конкурентные стратегии, развитие продукта, контроль качества, управление финансовыми операциями корпораций, управление кадрами, маркетинг); · труд, сочетающий в себе качество трудовых ресурсов, эффективность рынков труда, трудовое законодательство и т.д.; · технология, определяемая уровнем НИОКР, заимствованием иностранных технологий, компьютеризацией; · инфраструктура, включающая терминалы, транспортную сеть, сети телекоммуникаций, энергоснабжения и т.д.; · институты, определяющие надежность гарантий исполнения законов, защиты прав собственника. Обеспечение социально-экономической безопасности предполагает противодействие угрозам и учет рисков. Угрозы – это вероятные опасности нанесения ущерба национально-государственным интересам. Риски – это потенциальные опасности, которые могут быть вызваны теми или иными действиями (или бездействием). Изложенные выше компоненты социально-экономических национально-государственных интересов, которые находятся под действием определенных угроз, диктуют необходимость обеспечения безопасности страны в сфере обеспечения ТЭР и другими видами материальных ресурсов, в сфере поддержания конкурентоспособности экономики в целом, в сфере организации рынка труда, поддержания жизненного стандарта, обеспечения стабильности денежной единицы и экологии. Рассмотрим основные виды угроз национально-государственным интересам и меры по ослаблению их влияния. Энергетическая безопасность является важнейшей слагаемой общей социально-экономической безопасности Беларуси, что обусловлено некоторыми объективными условиями (практическое отсутствие доступных ископаемыми энергоносителей), а также и рядом субъективных факторов (преобладание расточительных схем прямого и косвенного энергопотребления на производстве и в быту, высокий уровень физического износа энергогенерирующего оборудования и т.д.). Приоритетным направлением обеспечения энергетической безопасности является снижение энергоемкости ВВП примерно на 3–5% в год. Реально допустить, что, несмотря на полную мобилизацию резервов снижения энергопотребления, Беларусь не сможет на 100% обеспечить себя ТЭР. Если учесть также, что по мере развития в обозримом будущем существенной альтернативы традиционным источникам энергии не предвидится, а потребность в энергии будет нарастать, то решение проблемы энергетической безопасности Беларуси лежит в плоскости политических решений, т.е. в плоскости более тесной экономической интеграции с другими странами. Энергетическая безопасность является главным фактором социальной безопасности. Нужно отметить, что если для энергетической безопасности решающими является внешние угрозы, то для демографической безопасности – внутренние (и косвенно внешние, хотя они могут быть не менее влиятельными, чем внутренние). Существуют и некоторые пороговые значения социальной безопасности, среди которых Республика Беларусь имеет относительно благополучные значения только по уровню дифференциации доходов и преступности, но в целом угроза депопуляции остается и по прогнозам до 2020 г. Специалисты выделяют и такой аспект экономической безопасности, как внешнеэкономическую безопасность, которая тесно связана и с энергетической безопасностью. В свете современных угроз важное значение приобретает диверсификация экспорта по примеру некоторых стран Юго-Восточной Азии, а также соблюдение предельно-критических показателей экспорта. Социально-экономическая безопасность зависит и от экологической безопасности, которая находится под серьезными угрозами вследствие катастрофы на ЧАЭС и влияния других факторов. Геополитическое положение Республики Беларусь диктует необходимость обеспечения и транспортно-коммуникационной безопасности. Основной ее задачей является сохранение и укрепление конкурентных преимуществ страны, обусловленных ее геополитическим и географическим положением. Поэтому в процессе формирования единого транспортного, энергетического и экономического пространства с Российской Федерацией предстоит максимально сохранить за Республикой Беларусь долю собственности, а также экономическую самостоятельность в части транспортно-коммуникационной инфраструктуры, активнее привлекать средства зарубежных инвесторов для ее развития.
Таблица 2 - Угрозы энергетической безопасности Республики Беларусь и меры по их предотвращению
Примечание: По некоторым прогнозам нефтяных ресурсов в РФ хватит не более, чем на 30 лет. Кроме того, РФ имеет интересы, в частности, по расширению экспорта ТЭР в Китай, бурно растущая экономика которого нуждается в астрономических объемах энергии. Таблица 3 - Угрозы демографической безопасности Республики Беларусь и меры по их преодолению
Таблица 4 - Показатели социальной безопасности Республики Беларусь [8] |
2019-12-29 | 192 | Обсуждений (0) |
5.00
из
|
Обсуждение в статье: Понятие социально-экономической безопасности |
Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓ |
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...
Система поиска информации
Мобильная версия сайта
Удобная навигация
Нет шокирующей рекламы