Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Нормативно-правовая база органов федерального казначейства, задачи, функции, права и обязанности.



2019-12-29 210 Обсуждений (0)
Нормативно-правовая база органов федерального казначейства, задачи, функции, права и обязанности. 0.00 из 5.00 0 оценок




Санкт-Петербургский Государственный Университет

Экономики и финансов

Кафедра финансов

Финансы и кредит

 

Дипломная работа

 

 

На тему: Казначейская система контроля за исполнением федерального бюджета в Российской Федерации (на примере Отделения федерального казначейства МФ РФ по г. Петрозаводску )

Студента IV курса

Специальность: «Государственные и муниципальные финансы»

Научный руководитель:

г. Санкт-Петербург

 

 

Содержание

 

Введение ………………………………………………………………………. 3

Глава I: Процесс перехода на каначейскую систему

исполнения федерального бюджета

в современной России ………………………………………………………. 6

1.1 История развития казначейской системы

в дореволюционной России ……...……………………………….… 6

1.2 Предпосылки воссоздания казначейской системы

в Российской Федерации ………………………………………….... 10

1.3 Нормативно-правовая база органов федерального казначейства,

задачи, функции, права и обязанности ……………….……………. 18

1.4 Этапы воссоздания казначейской системы …………………….….. 25

1.5 Проблемы становления казначейской системы

современной России. Основные направления развития …..…..….. 33

Выводы ……………………………………………………….………………42

Глава II: Анализ исполнения федерального бюджета на территориальном уровне (на примере Отделения федерального казначейства по г.Петрозаводску) ...…………………………………...…46

2.1 Организационная структура Отделения

федерального казначейства по г. Петрозаводску ……….………… 46

2.2 Исполнение федерального бюджета по доходам ……..………… 50

2.3 Организация работы по исполнению

федерального бюджета по расходам ……..………………… …… 59

2.4 Контроль органов казначейства за целевым использованием

средств федерального бюджета, предоставленных на

возвратной и платной основе …...…………………………… …... 80

2.5 Организация работы по ведению бухгалтерского учета исполнения

 федерального бюджета ………..……………………… …………. 82

Выводы ………………………… ………………………….……………… 85

Заключение …………………… ………………………………………….. 90

Список литературы …………… ………………………………………… 93

Приложения 1-9 ……………… ………………………………………...…97

 

 

Введение

 

Бюджет является центральным звеном финансовой системы любой страны. Бюджет необходим государству для удовлетворения его объективных потребностей в денежных фондах, служащих выполнению его экономических, социальных и политических функций. С помощью бюджета создаются условия для реализации социальных программ, обеспечения сохранности окружающей среды, стимулирования научно-технического прогресса, решения структурных проблем, поддержания обороноспособности страны, обеспечения внутреннего порядка, выполнения иных государственных функций.

Центральное место в бюджетной системе российской Федерации занимает федеральный бюджет, который является основным орудием перераспределения национального дохода и валового внутреннего продукта и играет определяющую роль в реализации социально-экономической политики, проводимой Правительством Российской Федерации. Через параметры федерального бюджета государство регулирует темпы экономического развития, а также взаимоотношения с территориями. Соответственно, нормальное функционирование хозяйственного механизма невозможно без совершенствования бюджетных отношений, без наличия эффективной системы управления бюджетным процессом, в частности, процессом исполнения федерального бюджета.

Переход России к рыночным отношениям и отказ от единой государственной формы собственности в начале 1990-х годов поставил государство перед необходимостью защиты своих финансовых интересов. Банковская система претерпела кардинальные изменения и перестала быть только государственной, поэтому кассовое исполнение федерального бюджета посредством Центрального банка России и системы коммерческих банков оказалось без должного контроля со стороны Правительства Российской Федерации. В сложившейся ситуации актуальными стали вопросы обеспечения учета, подконтрольности, защищенности и управляемости средств федерального бюджета. Сложилась объективная необходимость создания в системе органов исполнительной власти Российской Федерации структуры, способной обеспечить реализацию требований государства по управлению финансами бюджетной системы страны.

История развития экономических отношений в России, а также международный опыт исполнения государственных бюджетов обусловили принятие решения о переходе Российской Федерации на казначейскую систему исполнения федерального бюджета. Процесс формирования системы территориальных органов федерального казначейства начался в 1992 году, правовой основой их создания и деятельности явились Указ Президента Российской Федерации "О федеральном казначействе" и Положение о федеральном казначействе, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации. Общей задачей, поставленной перед органами федерального казначейства, является обеспечение прозрачности исполнения бюджета, полного контроля за движением средств федерального бюджета, эффективного и действенного контроля за целевым расходованием бюджетных средств.

Обострение финансового кризиса усилило необходимость ускоренного перехода к казначейской системе исполнения федерального бюджета с целью сокращения необоснованных расходов бюджета, пополнения его доходной части, оптимизации управления бюджетными средствами, ужесточения контроля за их использованием и укрепления финансовой дисциплины на всех уровнях бюджетной системы. В условиях, когда через федеральный бюджет перераспределяется около половины валового внутреннего продукта, неэффективные методы его исполнения могут стать генератором дестабилизирующих экономику факторов, в то же время, оперативный учет состояния бюджета позволит в значительной мере смягчить или устранить негативные явления в экономике.

Выбор мною темы дипломного проекта обусловлен тем, что в последнее время все большее внимание уделяется проблемам, связанным с экономией и повышением эффективности использования бюджетных средств. Бюджетные средства должны расходоваться на определенные, директивно установленные цели, необходимо контролировать каждый бюджетный рубль. В решении этой задачи многое должна сделать система органов федерального казначейства.

Задачей дипломного проекта является рассмотрение предпосылок перехода на казначейскую систему исполнения федерального бюджета, изучение правовых основ функционирования системы органов федерального казначейства, ее организационной структуры, выделение проблем развития казначейской системы.

Цель дипломной работы – используя практику работы Отделения федерального казначейства по г. Петрозаводску, показать, что развитие казначейской системы идет планомерно и целенаправленно к достижению намеченных целей.

 

 

Глава I: Процесс перехода на каначейскую систему исполнения федерального бюджета в современной России.

 

1.1. История развития казначейской системы в дореволюционной России.

 

Начиная разговор о казначействе, нельзя не вспомнить его историю: истоки развития, причины упразднения с приходом советской власти, а впоследствии причины возрождения этой системы. Ведь федеральное казначейство, созданное Указом Президента Российской Федерации в 1992 году, возникло не на пустом месте, казначейство в России прошло сложный и длинный путь эволюции.

Учет расходования и поступления денежных средств, на Руси осуществлялся издревле. Казначейство Российской империи, существовавшее до 1917 года, представляло собой сильную организацию с хорошо подготовленными, квалифицированными кадрами.

С момента образования государства Российского и до момента вступления на престол Иоанна III учреждений, заведовавших доходами царской казны, не существовало. Впервые слово “казначей” встречается в штатном расписании Казенного приказа, образованного в 1512 г. и заведовавшего царским казначейством в период времени от Иоанна III до царствования Петра I. Казначей, будучи главой важнейшего ведомства государей московских и всея Руси, ведал сбором и хранением всех государственных доходов.[1]

Царствование Петра I внесло коренные преобразования в систему местного управления. Указом от 18 декабря 1708 г. государство было разделено на восемь губерний, во главе которых стояли губернаторы, в состав полномочий которых входило и управление финансами. Также вышеупомянутым Указом была создана Счетная (или Казначейская) контора, которая была призвана следить за правильным и четким поступлением налогов. Она просуществовала до 1742 года.

В правление Екатерины II Указом от 25 февраля 1773 года была учреждена “Экспедиция о государственных доходах” – прообраз будущего Минфина. Функцией ее был сбор сведений о государственных доходах, для этого все учреждения представляли в Экспедицию ведомости о доходах, недоимках и взысканиям по ним. На основе этой структуры в Москве и Санкт-Петербурге были открыты особые казначейства, которые ведали всеми государственными расходами, кроме расходов на армию и флот. В уездах органами финансового управления были уездные казначейства, которые являлись исключительно кассовыми учреждениями.

В короткое правление Павла I были предприняты попытки новой реорганизации управления: созданы Главные Департаменты, в т.ч. Департамент финансов, и, наконец, была учреждена должность Государственного казначея.

Александр I, вступив на престол, в 1802 году издал манифест “Об учреждении министерств”, в связи с чем ведомству Государственного казначея были подчинены экспедиции, Казенные палаты и Уездные казначеи в кассовом, счетном и контрольном отношениях. В целом министерская реформа четко оформила единообразную систему управления, в которой Министерство финансов заняло одну из ключевых позиций.

После ряда преобразований, 2 февраля 1821 г. ведомство Главного Казначея было включено в состав Минфина и стало называться Департаментом государственного казначейства. В 1822 г. в Санкт-Петербурге было учреждено Главное казначейство, которое выполняло следующие функции: выдача и учет сумм на содержание Императорского двора и на расходы Министерств и главных управлений в Санкт-Петербурге, а также выплата пенсий лицам, проживающим в столице.

В 1837 году, в период царствования Императора Николая I, уездным казначеям была дана высочайше утвержденная инструкция, точно определившая предметы их деятельности, пределы полномочий, порядок приема платежей, выдачи и хранения сумм, ведения книг, отчетности и т.д. По книгам учета каждое казначейство составляло текущую и окончательную отчетность для казенной платы. Кроме того, уездные казначейства подвергались внезапным ежемесячным проверкам.

В период правления Александра II была поставлена задача введения принципа единства кассы. Кассы Минфина должны были, с одной стороны, соединить все поступающие государственные доходы, а с другой стороны – производить государственные расходы, непосредственно выдавая их прямым кредиторам казны. В 1866 году единство кассы было введено повсеместно. Все кассы Минфина были разделены на доходные (казначейства в уездных и губернских городах, кассы специальных сборщиков) и расходные (Главное казначейство в Санкт-Петербурге и расходные отделы губернских казначейств). Таким образом, в тот период казначейства представляли собой центральные кассы, в которых сосредотачивались получаемые из уездных казначейств доходы для передачи их в Государственный банк на текущий счет Департамента государственного казначейства.

С развитием экономики страны роль финансов значительно возросла. В царствование последнего императора  Николая I (1894-1917г.г.) были проведены структурные и качественные изменения в деятельности Минфина и Департамента Главного казначейства. Произошло значительное увеличение штатов и изменение структуры казначейств, вызванное расширением сферы деятельности казначейства; увеличилось число касс специальных сборщиков.

К 1900 году в России насчитывалось 728 уездных казначейств, входящих в ведомство Департамента государственного казначейства и подчинявшихся Казенным палатам. Исполнительная власть в казначействах принадлежала одному казначею, который надзирал за деятельностью членов казначейства, нес ответственность за сохранность денежных средств, имущества, за исполнением функцией казначейства и своевременным предоставлением отчетности.

К 1917 году Департамент государственного казначейства был основным в системе Минфина. Основные функции казначейства состояли в следующем:

· сбор государственных доходов, их хранение, производство платежей по указанию органов власти, обеспечение движения денежных средств из одного казначейства в другое, контроль и информация о состоянии сбора пошлин, налогов и о недоимках;

· продажа гербовой бумаги, марок, свидетельств, патентов по акцизным сборам;

· выдача свидетельств на право торговли, промыслов, билетов на торговые и промысловые учреждения;

· прием и временное хранение средств присутственных мест, общественных учреждений, перевод денежных средств из одного города в другой;

· выдача пенсий и пособий;

· бухгалтерский учет, составление и представление отчетов.

Таким образом, казначействоосуществляло и обслуживало процесс сбора доходов и финансирования расходов, учетные функции, функцию контроля, банковские и информационные функции. Жесткой и персонифицированной была ответственность казначеев и казначейств за растраты и казенные долги.

С установлением советской власти основой финансово-экономической политики страны был определен целенаправленный переход к безденежному обороту и распределению всех материальных ценностей на равных основаниях между всеми трудящимися. Начались преобразования финансового аппарата, которому в этой системе была уготована роль исполнителя “ …единообразного

 учета и общего счетоводства всего народного хозяйства в целом”.[2]

Декретом Совета народных комиссаров от 4 мая 1919 года Департамент государственного казначейства был упразднен и произошло его слияние с Народным банком РСФСР, в составе которого было образовано сметное отделение по обслуживанию высших и центральных учреждений Советской республики. В условиях тотального планового руководства национальной экономикой совмещение функций казначейства и центрального эмиссионного органа стало наиболее целесообразным. С 1926 года и вплоть до начала 90-х годов в России существовала банковская система кассового исполнения бюджета.

 

1.2. Предпосылки воссоздания  казначейской системы в Российской Федерации.

 

По определению, бюджет – это форма образования и расходования фондов денежных средств для обеспечения функций органов государственной власти и управления.

На различных этапах развития экономики бюджет являлся инструментом осуществления государственной политики, основным источником денежных средств для реализации намеченных программ и мероприятий.

 Бюджетный процесс включает в себя следующие стадии:

- составление проекта бюджета,

- рассмотрение и утверждение бюджета,

- исполнение бюджета,

- подготовка и утверждение отчета об исполнении бюджета.

Исполнение бюджета – важнейший этап бюджетного процесса, который осуществляется при участии органов исполнительной власти, финансовых и налоговых органов, кредитных учреждений, юридических и физических лиц – плательщиков налогов в бюджет, получателей бюджетных средств. В соответствии со ст. 114 Конституции РФ функция исполнения федерального бюджета закреплена за Правительством РФ.

До провозглашения в июне 1991 года независимости Российского государства бюджетная система бывшей РСФСР состояла из двух звеньев – республиканского бюджета РСФСР и нижестоящих бюджетов. Это была типичная для унитарного государства бюджетная система, построенная на принципе единства и централизма.

Принцип единства состоял в том, что все бюджеты, входившие в бюджетную систему РСФСР, организационно были увязаны в единое целое, имели общую систему доходов и одинаковую направленность расходов, составление и исполнение всех бюджетов регламентировалось одинаковыми правилами составления и исполнения государственного бюджета СССР.

Централизм заключался в централизованном руководстве всеми бюджетами из единого - союзного центра. Союзные органы власти были наделены широкими бюджетными правами, при этом почти полностью отсутствовала бюджетная самостоятельность низовых органов государственной власти.[3]

В этих условиях Государственный банк СССР с его сетью банков на местах обеспечивал достаточно полный учет доходов, расходов и остатков бюджета, он обеспечивал функцию кассы как в налично-денежном обслуживании организаций, так и в проведении безналичных расчетов. Распоряжение бюджетными средствами, а также контроль за их целевым использованием осуществлялось Министерством финансов и финансовыми органами на местах.

С образованием в 1991 году самостоятельного суверенного российского государства начался процесс постепенного строительства бюджетной системы Российской Федерации, на иных, чем прежде, федеративных и демократических началах, и, соответственно, процесс становления бюджетного законодательства новой России. Первым шагом на этом пути, зафиксированным сначала в Законе “Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР” (октябрь 1991г.) – а затем в Конституции Российской Федерации, принятой в декабре 1993 года, было четкое выделение трех качественно новых уровней в составе бюджетной системы России:

- первый уровень – федеральный бюджет Российской Федерации;

- второй уровень – бюджеты субъектов Российской Федерации (республиканские бюджеты республик в составе Российской Федерации, краевые и областные бюджеты, окружные бюджеты автономных округов, бюджет автономной Еврейской области, бюджеты городов Москва и Санкт-Петербург);

- третий уровень - местные бюджеты (городские и районные, сельские и поселковые бюджеты).

Одновременно с формированием новой бюджетной системы происходило законодательное закрепление самостоятельности бюджетов национально-государственных и административно-территориальных образований в рамках единой бюджетной системы России. В результате этого, финансовые органы на местах перенесли центр тяжести своей работы на исполнение самостоятельных бюджетов территорий и практически отстранились от обязательного контроля за правильностью и целевым характером использования средств федерального бюджета.

Что касается исполнения доходной части федерального бюджета, то в условиях нестабильной экономической и политической обстановки, при низкой налоговой дисциплине, приоритетной задачей налоговых органов стал контроль за выполнением налогового законодательства, обеспечением поступления налогов и других обязательных платежей. Осуществление же распределения поступающих налогов между бюджетами различных уровней и фактическое распоряжение доходными счетами федерального бюджета перешло на второй план. Все это привело низкой оперативности зачисления доходов на счета федерального бюджета и передачи в местные бюджеты отчислений от регулирующих налогов. Главным недостатком действовавшей системы учета доходов была ее неоперативность: разрыв между моментом сбора налогов и реальным зачислением сумм поступивших налогов в доход федерального бюджета составлял 2-4 рабочих дня, а отчетность в разрезе видов доходов поступала лишь в конце месяца, следующего за отчетным. Таким образом, не было возможности своевременного получения информации об объеме поступающих доходов, что отрицательно влияло на точность составления краткосрочных прогнозов о налогах и платежах и приводил к установлению нереальных лимитов по расходам, а, следовательно, сказывалось на своевременности финансирования.

С развитием рыночных процессов в российской экономике, сопровождавшихся разрушением централизованной государственной банковской системы и образованием разрозненной массы коммерческих банков, Центральный банк РФ, сосредоточив усилия на вопросах организации денежно-кредитного обращения, значительно снизил приоритетность вопросов исполнения федерального бюджета. Был серьезно ослаблен банковский учет бюджетных средств, а коммерческие банки на местах не только устранились от контроля за использованием государственных федеральных средств, но и были заинтересованы в отсутствии такого контроля. Задержки в зачислении налогов и сборов на счета Министерства финансов, предоставлении отчетности о них стали нормой работы многих банков, не исключая и Центральный банк России. Последний практически потерял контроль над счетами бюджетных учреждений, которые с его согласия, в погоне за прибылью, стали переводить бюджетные счета в коммерческие банки, которые Правительству не подвластны.

Децентрализация бюджетной системы России и формирование коммерческой банковской системы исполнения бюджета породили ряд новых проблем, основные из которых можно сформулировать так:

1. Непрозрачность текущего состояния бюджетных счетов. Это, в свою очередь, приводит к следующему:

1) Отсутствие информации о состоянии бюджетных счетов (ситуация, когда никто, кроме держателя счета и обслуживающего банка, не знает, какой объем бюджетных средств имеется в данный момент в распоряжении каждого из бюджетополучателей ). Вместе с тем, по экспертным оценкам, минимальный ежедневный остаток по всем счетам получателей средств федерального бюджета оценивался в размере от 8,5 до 11 трлн. руб. Рациональное использование этого остатка способно снизить потребности в оборотном бюджетном ресурсе и мобилизовать дополнительные резервы финансирования приоритетных бюджетополучателей.

2) Невозможность составления полноценных прогнозов и, соответственно, снижение эффективности управления бюджетными ресурсами вследствие дискретности исполнения бюджета; трудности с получением оперативной информации о кассовых расходах и движении средств.

2. Низкая оперативность зачисления доходов на счета федерального и региональных бюджетов, задержки с поступлением бюджетных ресурсов бюджетополучателям, что, в свою очередь, не способствует стабильности отношений между распорядителями и получателями бюджетных средств.

3. Расширение возможностей для злоупотребления должностных лиц бюджетных учреждений, в том числе нецелевого использования средств федерального бюджета.

4. Неэффективность использования остатков по счетам бюджетополучателей. Наличие значительного совокупного остатка по бюджетным счетам позволяет ставить вопрос о плате за их использование.

5. Подверженность бюджетных средств дополнительным рискам потерь вследствие финансовой несостоятельности обслуживающих банков.[4]

Таким образом, действовавший механизм использования федеральных финансовых ресурсов был слабо адаптирован к современным экономическим условиям, не обеспечивал “прозрачность” бюджета и эффективный контроль за целевым и рациональным использованием бюджетных средств. Он характеризовался многоступенчатостью, низкой оперативностью и раздробленностью, не позволял определить величину кассовых расходов и совершать разумный маневр государственными финансовыми ресурсами в условиях их дефицитности.

К середине 1992 года Российская Федерация пришла к состоянию, когда исполнение федерального бюджета практически вышло из-под контроля Правительства, а ведь эта функция закреплена за Правительством Конституцией Российской Федерации. Вот тогда и встал вопрос о создании правительственного инструмента исполнения бюджета. Опираясь на международный опыт и практику функционирования отечественной финансовой системы, было принято практически безальтернативное решение об организации в составе Министерства финансов Российской Федерации системы органов федерального казначейства и переходе на казначейскую систему исполнения федерального бюджета.

Цели введения казначейского метода исполнения бюджета можно сформулировать так:

· Сделать процесс расчетно-кассового исполнения бюджета прозрачным и подконтрольным государственным органам. Это позволяет постоянно иметь актуальную и полную информацию о наличии денежных средств у всех бюджетополучателей. Исключаются всевозможные задержки в переводе денежных средств.

· Консолидировать остатки по бюджетным счетам на едином счете казначейства и управлять ими. Это позволяет мобилизовать в бюджет дополнительные ресурсы, полнее осветить потребности конкретных звеньев сети бюджетных учреждений, улучшить управляемость государственным долгом, снизить масштабы нецелевого использования бюджетных средств путем устранения доступа должностных лиц бюджетополучателей к наличным средствам бюджета и установления жесткого контроля за движением безналичных средств.

· Повысить защищенность бюджетных средств от экономических потрясений и банковских рисков. Это позволит устранить потерю средств бюджета из-за некомпетентных действий распорядителей или непосредственных получателей, а также защитить их от несостоятельности банков.

· Улучшить контроль за целевым использованием бюджетных средств.[5]

Необходимо отметить, что переход на казначейское исполнение федерального бюджета активно поддерживается международными финансовыми организациями, в том числе Международным валютным фондом и Мировым банком. Поддержка реформирования системы федерального казначейства со стороны этих организаций позволила рассчитывать на привлечение иностранных кредитов на цели развития казначейской системы.

Основное предназначение казначейской системы – содействие оптимальному управлению государственными финансовыми ресурсами. Данная задача охватывает чрезвычайно широкий спектр функций, выполнение которых органами федерального казначейства адекватно роли казначейства в сфере бюджетно-налоговой политики, проводимой в стране. Эта роль может быть пассивной, когда казначейство лишь доводит до бюджетных учреждений ресурсы, выделенные главными распорядителями бюджетных ассигнований в соответствии с законом о федеральном бюджете, а может быть активной, когда казначейство жестко регламентирует процесс исполнения и контролирует все расходы бюджетных учреждений, полностью ведет их бюджетный учет, а также управляет всеми государственными активами.

Успешное развитие экономики любого государства во многом зависит от достоверности и оперативности получения информации о состоянии государственных финансовых и материальных ресурсов, а также возможности эффективного управления ими. Правительство Российской Федерации должно иметь полную информацию о доходах и расходах федерального бюджета, а также иметь возможность прогнозировать сроки и объемы поступления доходов в федеральный бюджет. Основным поставщиком такой информации для Правительства является федеральное казначейство. Обладая необходимыми сведениями, Правительство может оценивать работу органов государственного управления и получает более ясное представление об экономических последствиях проводимой ими бюджетной политики.

Таким образом, федеральное казначейство, осуществляя контроль за всеми поступлениями и выплатами Правительства, выполняет в структуре органов государственной исполнительной власти роль “кассира” и “главного бухгалтера”. Причем эта роль не ограничивается работой только с бюджетными деньгами, контролю должны подвергаться и государственные внебюджетные средства, а в конечном итоге – все государственные ресурсы.[6]

Нормативно-правовая база органов федерального казначейства, задачи, функции, права и обязанности.

Началом воссоздания системы органов федерального казначейства в России послужило подписание 8 декабря 1992 года Президентом Российской Федерации Указа № 1556 “О федеральном казначействе”. Единая централизованная система органов казначейства была создана с целью повышения действенности государственной бюджетной политики, эффективного управления доходами и расходами в процессе исполнения федерального бюджета РФ, повышения оперативности в финансировании государственных программ, усиления контроля за целевым и экономным использованием государственных средств.

Федеральное казначейство Российской федерации входит в систему органов исполнительной власти, действует в составе Министерства финансов РФ и подчиняется министру финансов РФ. В своей деятельности казначейство руководствуется Конституцией и законами Российской федерации; Указами и распоряжениями Президента РФ; постановлениями и распоряжениями Правительства РФ; приказами и распоряжениями министра финансов РФ.

В целях решения организационных вопросов создания казначейской системы Постановлением Совета Министров–Правительства РФ № 864 от 27 августа 1993 года было утверждено Положение о федеральном казначействе Российской Федерации, в котором определены структура, задачи и функции, права и обязанности органов казначейства.

Система органов федерального казначейства представляет собой вертикальную структуру, которая включает в себя три уровня. (рис. № 1).

В соответствии с Положением о федеральном казначействе главными задачами органов казначейства являются:

· организация, осуществление и контроль за исполнением федерального бюджета, управление доходами и расходами этого бюджета на счетах казначейства в банках, исходя из принципа единства кассы;

· регулирование финансовых отношений между федеральным бюджетом и государственными внебюджетными фондами, финансовое исполнение этих фондов, контроль за поступлением и использованием внебюджетных (федеральных) средств;

· осуществление краткосрочного прогнозирования объемов государственных финансовых ресурсов, а также оперативное управление этими ресурсами в пределах установленных на соответствующий период государственных расходов;

· сбор, обработка и анализ информации о состоянии государственных финансов, представление высшим законодательным и исполнительным органам государственной власти и управления Российской Федерации отчетности о финансовых операциях Правительства РФ по федеральному бюджету , о государственных внебюджетных фондах, а также о состоянии бюджетной системы РФ;

· управление и обслуживание совместно с Центральным банком России и другими уполномоченными банками государственного внутреннего и внешнего долга Российской Федерации;

· разработка методологических и инструктивных материалов, порядка ведения учетных операций по вопросам, относящимся к компетенции казначейства, обязательных для исполнения органами государственной власти и управления; ведение операций по учету государственной казны РФ.

 

 

Функции, выполняемые органами казначейства, в обобщенном виде можно представить в виде схемы (рис. 2).

Федеральными законами о федеральном бюджете на соответствующий год осуществляется закрепление за органами федерального казначейства конкретных полномочий.

Для эффективного решения задач, поставленных перед органами федерального казначейства, последние наделены такими правами:

· открывать счета для зачисления и выдачи средств в учреждениях Центрального банка РФ, иных уполномоченных банках и финансово-кредитных учреждениях;

· производить в министерствах, ведомствах, на предприятиях, в учреждениях и организациях, в банках и иных финансово–кредитных учреждениях любых форм собственности, проверки денежных документов, регистров бухгалтерского учета, отчетов, планов, смет и иных документов, связанных с зачислением, перечислением и использованием средств федерального бюджета, а также получать необходимые объяснения, справки и сведения по вопросам, возникающим при проверках;

· получать от банков, иных финансово-кредитных учреждений справки о состоянии счетов предприятий, учреждений и организаций, использующих средства федерального бюджета, государственных внебюджетных фондов, а также внебюджетные (федеральные) средства;

· требовать от руководителей и других должностных лиц проверяемых учреждений и организаций устранения выявленных нарушений порядка исполнения федерального бюджета, контролировать их устранение;

· приостанавливать операции по счетам предприятий, учреждений и организаций (включая банки и иные финансово–кредитные учреждения), использующих средства федерального бюджета, государственных внебюджетных фондов и внебюджетные (федеральные) средства, в случаях

 

непредставления (или отказа предъявить) органам казначейства и их должностным лицам бухгалтерских и финансовых документов, связанных с использованием указанных средств;

· изымать у предприятий, учреждений и организаций документы, свидетельствующие о нарушениях порядка исполнения федерального бюджета, государственных внебюджетных фондов и совершения операций с внебюджетными (федеральными) средствами. Основанием для изъятия соответствующих документов является письменное постановление должностного лица органа казначейства;

· выдавать обязательные для исполнения предписания о взыскании в бесспорном порядке с предприятий, учреждений и организаций в средств федерального бюджета или внебюджетных (федеральных) средств, используемых не по целевому назначению, с наложением на предприятия, учреждения и организации, допустившие такие нарушения, штрафа в размере действующей учетной ставки Центрального банка РФ. Данное право предоставлено только руководителю федерального казначейства и руководителям органов казначейства по субъектам Российской Федерации;

· налагать на банки или иные финансово-кредитные учреждения штраф в случаях несвоевременного исполнения ими платежных документов на перечисление и зачисление средств в доход федерального бюджета РФ, в государственные внебюджетные фонды, либо средств из федерального бюджета и указанных фондов на счета получателей в соответствующие банки или финансово-кредитные учреждения в размере действующей в банке (финансово–кредитном учреждении), допустившем нарушение, процентной ставки при краткосрочном кредитовании, увеличенной на 10 пунктов; вносить в Центральный банк РФ представления о лишении соответствующих банков и иных финансово- кредитных учреждений лицензий на совершение банковских операций. Данное право также предоставлено только руководителю федерального казначейства и руководителям органов казначейства по субъектам Российской Федерации.

В соответствии со статьей 167 Бюджетного кодекса РФ органы федерального казначейства несут ответственность за:

· правильность исполнения федерального бюджета, ведение счетов и управление бюджетными средствами;

· финансирование расходов, связанных с предоставлением бюджетных ссуд, бюджетных инвестиций, государственных гарантий с нарушением порядка, установленным Бюджетным Кодексом РФ;

· полноту и своевременность перечисления средств бюджетополучателям;

· своевременность зачисления бюджетных средств на счета получателей;

· своевременность представления отчетов и других сведений, связанных с исполнением бюджета;

· своевременность доведения уведомлений о бюджетных ассигнованиях и лимитах бюджетных обязательств до получателей бюджетных средств;

· финансирование расходов, не включенных в бюджетную роспись;

· финансирование расходов сверх утвержденных лимитов обязательств бюджет



2019-12-29 210 Обсуждений (0)
Нормативно-правовая база органов федерального казначейства, задачи, функции, права и обязанности. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Нормативно-правовая база органов федерального казначейства, задачи, функции, права и обязанности.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (210)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.017 сек.)