Структурно-инвестиционная политика государства
Инвестиционная политика, выступающая как совокупность различных мероприятий, воздействует на различные (прежде всего субъективные) составляющие инвестиционного климата. Она актуализируется через разработку и реализацию стратегии регулирования инвестиционной деятельности. [2, c. 54] Эффективность инвестиционной политики измеряется степенью изменения инвестиционного климата в более благоприятную сторону. В свою очередь, более благоприятное состояние инвестиционного климата влияет на инвестиционную политику в сторону ее дальнейшего совершенствования. Инвестиционный климат - это среда, в которой протекают инвестиционные процессы. Он формируется под воздействием взаимосвязанного комплекса законодательно-нормативных, организационно-экономических, социально-политических и других факторов, определяющих условия инвестиционной деятельности в отдельных стране, регионе, городе. [2, c. 58] Инвестиционная политика как деятельность, отражающая создание системы предпосылок, возможностей и условий для инвестиционной активности, в равной степени касается не только органов государственной власти и государственного управления всех уровней, но и предпринимателей. Определяющей является государственная инвестиционная политика, представляющая собой составную часть государственной экономической и социальной политики государства. Инвестиционная политика государства это комплекс целенаправленных мероприятий, проводимых государством по созданию благоприятных условий для всех субъектов хозяйствования с целью оживления инвестиционной деятельности, подъема экономики, повышения эффективности производства и решения социальных проблем. [7, c. 21] Цель государственной инвестиционной политики состоит в реализации стратегии экономического и социального развития страны. Являясь важнейшим рычагом воздействия на предпринимательскую деятельность субъектов хозяйствования и экономику в целом, инвестиционная политика государства призвана способствовать активизации инвестиционной деятельности в стране, направленной на рост экономики, увеличение темпов и объемов производства, повышение эффективности общественного производства и изменение его структуры, ускорение научно-технического прогресса, реализацию задач социального развития. Цель инвестиционной политики и особенности конкретно сложившейся экономической ситуации в стране определяют её задачи: - выбор и поддержка развития отдельных регионов и отраслей экономики; - поддержка развития малого и среднего бизнеса; - обеспечение сбалансированности развития всех отраслей хозяйства; - стимулирование развития экспортных производств; - обеспечение конкурентоспособности отечественной продукции; - реализация программы жилищного строительства в стране и др. Кроме государственной инвестиционной политики, различают региональную, отраслевую и инвестиционную политику субъектов хозяйствования. Они тесно взаимосвязаны между собой, но доминирующей является инвестиционная политика государства.[7, c. 25] Именно государственная инвестиционная политика устанавливает правила игры в области инвестиций и создает благоприятные условия для развития инвестиционной деятельности путем: - совершенствования системы налогов, механизма начисления амортизационных отчислений; - установления субъектам инвестиционной деятельности специальных налоговых режимов; - защиты интересов инвесторов; - предоставления субъектам инвестиционной деятельности условий пользования землёй и другими природными ресурсами; - принятия антимонопольных мер; - развития финансового лизинга; - проведения переоценки основных фондов в соответствии с темпами инфляции; - создания благоприятных условий для привлечения иностранных инвестиций; - научно-технической и кредитно-финансовой политики и т.д. Региональная инвестиционная политика - система мер, осуществляемых на уровне региона, способствующих мобилизации инвестиционных ресурсов и определению направлений их наиболее эффективного и рационального использования в интересах жителей региона и инвесторов. Её целью является подъем экономики, повышение её эффективности и обеспечение самофинансирования развития региона.[8, c. 137] Региональная инвестиционная политика решает следующие задачи: -создание инфраструктуры инвестиционного рынка; -определение приоритетных направлений инвестирования; -поддержка инвестиций со стороны местных властей; -обеспечение интеграции регионального инвестиционного рынка в общеэкономический; -создание условий для притока инвестиционных ресурсов в регионы; -формирование инвестиционной открытости и привлекательности регионов, их инвестиционного имиджа; Отраслевая инвестиционная политика - совокупность действий, преследующих такие цели, как: - выбор и инвестиционная поддержка приоритетных отраслей экономики, развитие которых обеспечивает поступательность экономического развития страны; - государственная структурная и промышленная политика; - экономическая и оборонная безопасность страны, а также ускорение научно-технического прогресса.[8, c. 138] Отраслевая инвестиционная политика разрабатывается на уровне отдельных отраслей экономики и межотраслевых комплексов. Инвестиционная политика предприятия - это система мероприятий, позволяющих обеспечить выгодное вложение и быструю окупаемость инвестиций в целях обеспечения финансовой устойчивости и платежеспособности предприятия, высоких темпов развития в долгосрочной перспективе, повышения конкурентоспособности производства. Инвестиционная политика предприятия вытекает из стратегических целей его бизнес-плана и направлена на обеспечение финансовой устойчивости предприятия. В процессе реализации этой политики предприятие должно обеспечивать: высокие темпы экономического развития за счет увеличения объемов деятельности, отраслевой и региональной диверсификации производства; максимизация доходов (прибыли) от инвестиционной деятельности; минимизацию инвестиционных рисков; изыскание путей ускорения реализации инвестиционных программ. Важнейшими принципами разработки инвестиционной политики предприятий являются: [8, c. 140] - нацеленность инвестиционной политики на достижение стратегических планов предприятия и его финансовую устойчивость; - оптимизация структуры источников инвестиционных ресурсов; - правильный выбор методов финансирования инвестиций; - поиск и оценка инвестиционно привлекательных реальных проектов и отбор наиболее эффективных из них; - формирование оптимальной структуры инвестиционного портфеля. В основу структурно-инвестиционной политики положены следующие принципы: 1. формирование активных собственников; 2. активизация межотраслевого перелива капитала; 3. преемственность целей структурной политики перспективного и среднесрочного периодов; 4. необходимость соизмерения целей структурной политики с реальными социальными и финансовыми ограничениями, а также ограничениями, обусловленными состоянием инфраструктуры экономики Казахстана Как правило, структурно- инвестиционная политика проводится на макроэкономическом и микроэкономическом уровнях. На макроэкономическом уровне решаются следующие задачи: - повышение совокупного спроса и емкости внутреннего рынка; - создание благоприятных условий для сбережений и увеличения нормы накоплений; - создание и совершенствование механизма трансформации накоплений в инвестиции и обеспечение благоприятных условий для непрерывного осуществления этого процесса; - увеличение валового объема инвестиций; - стимулирование экспорта; - регулирование импорта в целях защиты отечественных производителей. На микроэкономическом уровне решаются следующие задачи: - поддержка и стимулирование развития экономически эффективных предприятий и организаций; - ликвидация и реорганизация неэффективных структур; - недопущение возможности появления новых монополий; - стимулирование и регулирование развития фондового рынка в интересах обеспечения межотраслевого перелива капитала. На основе этих задач и условий, а также применительно к уровням структурной политики определяются ее основные направления: 1. Идентификация и всемирная поддержка "точек роста", т.е. предприятий и хозяйствующих субъектов, реализующих проекты и программы, обеспечивающие нахождение и освоение реального платежеспособного спроса на свободном рынке; 2. Постепенное выведение из хозяйственного оборота неэффективных предприятий и производств; 3. Определение величины гарантированного спроса для субъектов свободного рынка, ориентирующихся на государственные заказы всех уровней как потребителей его продукции, а также объемов и направлений вложения государственных ресурсов, необходимых для обеспечения функционирования тех сфер жизнедеятельности, за которые эти структуры несут прямую ответственность; 4. Создание, совершенствование и постоянное обновление системы проектов и программ задельного характера - научных, инновационных, производственно-инновационных. В послании Президента народу Казахстана достаточно много внимания уделено недостаткам в планировании, необходимости структурной перестройки экономики и смене приоритетов в бюджетной и инвестиционной политике, системных изменений в реальном секторе экономики и необходимости формирования устойчивой и конкурентоспособной среды в отдельных секторах экономики.[9] Возросшие возможности государства предоставляют шанс Казахстану достойным образом интегрироваться в мировой процесс разделения труда. Для этого Казахстан располагает необходимым сырьевым и производственным потенциалом, имеется достаточно высокий научный и образовательный уровень населения, который в сочетании с уровнем реформированности и открытости экономики при активном воздействии со стороны государства создает предпосылки для успешного решения проблем формирования условий для устойчивого экономического роста. Таким образом, для проведения системной структурно-инвестиционной политики необходимы комплексные меры государства и хозяйствующих субъектов, сопровождаемые масштабными и долгосрочными вложениями, прежде всего, в обрабатывающую промышленность. В 2003 году принят Закон Республики Казахстан "Об инвестициях" от 08.01.2003 № 373-II, в котором были сохранены все оправдавшие себя и положительно зарекомендовавшие положения раннего инвестиционного законодательства, учтен международный опыт стимулирования и поддержки инвестиций. Принципиально новыми положениями данного закона стали обеспечение равенства прав отечественных и иностранных инвесторов, усовершенствование механизмов разрешения инвестиционных споров и др. [1] Необходимо отметить, что в новом законе закреплен принцип стабильности ранее заключенных контрактов с иностранными инвесторами. Сохранён принцип поддержки приоритетных для государства 237 видов деятельности (среди которых - обрабатывающая промышленность, машиностроение, сельское хозяйство, транспорт, коммуникаций и многие другие) путем предоставления инвестиционных преференций. Они предусмотрены в виде инвестиционных налоговых льгот на срок до 10 лет, освобождения от уплаты таможенных пошлин, а также предоставления государственных натурных грантов. [1]
Популярное: Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (211)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |