Выявление региональных различий взаимодействия хозяйственной деятельности и природной среды
В решении вопросов рационализации природопользования и неразрывно связанной с ней территориальной организации хозяйства важнейшее место занимает выявление региональных различий взаимодействия хозяйственной деятельности и природной среды, т.е. районирование этого процесса. Проводимое ранее экономическое районирование в определенной мере всегда учитывало территориальные физико-географические различия, но этот учет сводился главным образом лишь к оценке природно-ресурсного потенциала района, которая обычно давалась в основном с экономических и отраслевых т.е. технико-технологических позиций, а следовательно не имела комплексного экологического характера. Современные социально-экономические изменения, происходящие в регионах, настоятельно требуют изменений в управлении охраной окружающей среды. Экономические трудности привели к процессу разукрупнения крупных производств и возникновения огромного количества мелких предприятий. При этом вклад мелких хозяйствующих объектов в загрязнение города в некоторых районах не меньше, чем прежде. Кроме того, неизмеримо возросли экологические нарушения коммерческой сферы деятельности. При поддержке Гарвардского института международного развития городским управлением экологии (ныне охраны окружающей среды) еще в 1995 г. сформирована программа по купле-продаже выбросами вредных веществ в атмосферу. Реализация этой программы зависит от многих условий. Наличие карт, отражающих уровень экологического ущерба районов, позволит формировать гибкую систему торговли выбросами с контролируемым процессом уменьшения сильных антропогенных нагрузок на экологически неблагоприятные районы. Следует также отметить, что проведенное экологическое районирование, станет основой слаженной и непротиворечивой деятельности многих городских служб. Банк данных может служить основой для реализации программы купли-продажи выбросами в атмосферу и требований экологической реабилитации городской среды, введения коэффициента экологического районирования для пересмотра ставок платежей за загрязнение окружающей природной среды, оценки стоимости недвижимости города и др. По вопросам экологического районирования приняты следующие нормативные акты: · Постановление Кабинета Министров РК от 29 июля 1993 г.№548 «О неотложных мерах по упорядочению экологического районирования Республики Казахстан». · Концепция экологической безопасности Республики Казахстан, одобренная распоряжением Президента Республики Казахстан №2967 от 30 апреля 1996 года; · Постановление Правительства Республики Казахстан от 03.02.97 г. «Об утверждении плана мероприятий по реализации Концепции экологической безопасности Республики Казахстан»; · Постановление Правительства Республики Казахстан от 19.02.98 г. «Об утверждении Плана мероприятий по реализации Программы действий Правительства Республики Казахстан на 1998-2000 годы». · Постановление Правительства Республики Казахстан от 07.03.2000 г. «О Плане мероприятий по реализации Программы действий Правительства Республики Казахстан на 2000-2002 годы». · Комплексная программа оздоровления экологической обстановки города Алматы «Таза ауа – Жанга дауа» на 1999-2015 годы. По заданию Министерства охраны окружающей среды Государственным предприятием прикладной экологии «Казмеханобр» разработана методология экологического районирования областей. По заданию Алматинского городского управления охраны окружающей среды в 1998 г. разработаны методические подходы по экологическому районированию урбанизированных (городских) территорий. Целью экологического районирования регионов является совершенствование механизмов управления охраной окружающей среды в регионах и природопользованием, включающее: · определение допустимой экологической нагрузки на различные регионы; · определение допустимых значений развития промышленной, энергетической и транспортной инфраструктур для каждого региона; · оценка допустимого экологического риска разных регионов и оценка ущерба здоровью людей; · обоснование методики организации схемы мониторингового обследования при получении достоверных и оперативных экологических данных (с учетом морального и физического износа существующей системы мониторинга и с учетом внедрения эксперимента по купле-продаже выбросов вредных веществ в атмосферу); · создание картографической автоматизированной системы (ГИС-технологии) для визуальной обработки полученных данных и прогнозирования экологических процессов в регионах; · разработка проектов под выбранные приоритетные проблемы районов и города и оптимальных экологических мероприятий, улучшающих методы охраны окружающей среды. Объект экологического районирования - отдельный регион: социально-экономические и природные объекты, а также сам человек (биомедицинские и социально-демографические исследования). Основные ожидаемые результаты: - Сбор и обобщение существующей в различных источниках экологической информации за последние несколько лет; - Проведение дополнительных обследований характеристики экологии города; - Создание компьютерных экологических карт; - Осуществление экологического районирования города, что будет основой принятия природоохранных решений как для управления, так и для других городских служб; - будет отработан механизм и структура экологического аудита. - в перспективе планируется опубликование Атласа окружающей среды города. В настоящее время доработаны методические материалы по экологическому районированию территории: 1. Осуществляется сбор, обобщение, анализ существующих материалов по состоянию окружающей среды и здоровья населения в регионах РК. 2. Проведен анализ воздействия вредных факторов окружающей среды на здоровье населения. Определены границы зон с различной степенью риска здоровью населения. 3. Создается электронный экологический банк данных в виде серии электронных карт, которые дополнены специальными информационными таблицами. Банк данных структурно делится на блоки: природные условия; состояние окружающей среды; градостроительство; социально-экономические условия; здоровье населения; нормативы природопользования. По каждому региону должны быть созданы: - схема гидрографической сети и водоохранных зон; - схема почвенно-растительных условий; - схема загрязнения атмосферы выбросами предприятий; - схема загрязнения почв; - схема загрязнения подземных вод; - картограмма плотности расселения населения на территории; - схема дислокации производственных предприятий (по интенсивности использования территорий, в разрезе классов вредности, по предельно-допустимым выбросам, по наличию производственных территорий); - схема улично-дорожной сети (шумовые характеристики и валовый выброс вредных веществ); - схема шумового воздействия аэропорта; - схема воздействия электромагнитного излучения; - схема зонирования по приведенному комплексному показателю первичной заболеваемости населения; то же болезнями органов дыхания;. то же по заболеваемости детского населения; , то же подростков; то же взрослого населения. 4. Проводятся работы по расчету территориальных экологических нормативов (ограничений) природопользования: - ограничение по загрязнению окружающей среды; - определение экологически допустимых пределов использования природных ресурсов; - экономические ограничения – установление рациональной и экологически безопасной структуры отраслей производства; - территориальные ограничение – выделение участков с различной степенью хозяйственной деятельности.
Популярное: Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (230)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |