Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Научно-практические рекомендации по совершенствованию регионального природопользования в Республике Казахстан



2019-12-29 190 Обсуждений (0)
Научно-практические рекомендации по совершенствованию регионального природопользования в Республике Казахстан 0.00 из 5.00 0 оценок




В процессе диссертационного исследованиясформулированы рекомендации по оценке рейтингов городов по степени промышленного воздействия на природную среду, исследована взаимосвязь экологической, промышленной и инвестиционной политики республики, а также разработаны рекомендации по совершенствованию промышленного природопользования в Республике Башкортостан.

Предложенная в диссертации методика составления рейтингов регионов с точки зрения воздействия на природную среду является важным инструментом для выявления «болевых» точек указанных регионов. Составление рейтингов позволяет определить степень привлекательности территорий при реализации долгосрочных стратегий экономического развития (например, для целей рекреационного природопользования, производства экологически чистых продуктов). Данный метод, на наш взгляд, может быть применен при планировании размещения объектов промышленности, поскольку для многих промышленно развитых регионов экологический фактор является лимитирующим для дальнейшего развития и функционирования промышленности.

Для составления рейтингов были выбраны города Республики Башкортостан. Рейтинги составлялись по следующим критериям:

1. Показатель, характеризующий промышленное развитие территории - объем промышленного производства.

2. Показатели валового воздействия на природную среду (промышленные выбросы и сбросы загрязняющих веществ; потребление свежей воды на производственные нужды; образование отходов).

3. Показатели воздействия на природную среду, скорректированные с учетом плотности населения (удельные сбросы загрязненных сточных вод в расчете на душу населения; удельные выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух от стационарных источников в расчете на душу населения; образование отходов в расчете на душу населения).

4. Показатели воздействия на природную среду, скорректированные с учетом площади территории (плотность образования отходов; плотность выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух).

5. Показатели интенсивности промышленного производства (интенсивность промышленного загрязнения водных объектов; интенсивность промышленного водопотребления; интенсивность промышленного загрязнения атмосферного воздуха).

6. Показатель экологически обусловленной заболеваемости: распространенность новообразований среди детского населения.

Как показывает выполненный анализ, предложенный перечень оцениваемых критериев должен быть дополнен и скорректирован для каждого конкретного региона в зависимости от особенностей структуры и специализации промышленности, степени охвата территории экологическим мониторингом и доступности статистической информации и др. Результаты составления рейтинга городов республики за 1991 г. и 2008 г. приведены в табл. 2.

 

Таблица 5

Динамика рейтинга городов по степени промышленного воздействия на природную среду

Группы городов по степени промышленного воздействия на природную среду

Рей-тинг

Города

1999 г. 2009 г.

IV группа: слабое воздействие

1 Алматы Кызылорда
2 Шымкент Жезказган
3 Актобе Семей
4 Темиртау Астана
5 Караганда Актау

III группа: умеренное воздействие

6 Уральск Темиртау
7 Риддер Караганда
8 Усть-Каменогорск Уральск
9 Кызылорда Риддер
10 Жезказган Усть-Каменогорск

II группа: сильное воздействие

11 Семей Семей
12 Астана Астана
13 Актау Актау
14 Петропавловск Петропавловск
15 Балхаш Балхаш

I группа: очень сильное воздействие

16 Костанай Алматы
17 пос.Глубокое Шымкент
18 Атырау Актобе
  19 Павлодар Темиртау
  20 Екибастуз Караганда
       

 

Сравнительный анализ за период с 1999 г. по 2009 г. показал, что ухудшился экологический рейтинг городов

По результатам произведенной нами группировки, к I группе городов с характеристикой «очень сильное воздействие» относятся, а в IV, экологически наиболее привлекательную группу с характеристикой «слабое воздействие».

Результаты рейтинга сопоставлены с инвестиционными проектами на территории республики в рамках осуществления промышленной политики, вследствие чего получены выводы:

1) реализация планируемых инвестиционных проектов приведет к усилению территориальной диспропорции в промышленности: большинство инвестиционных промышленных проектов планируется осуществить в экономически развитых и экологически неблагополучных Центральном и Южном регионах республики в то же время в экономически отсталых и относительно благополучных в экологическом отношении Северо-восточном и Северном регионах инвестиционных проектов запланировано мало.

2) реализация заявленных инвестиционных проектов может привести к ухудшению экологического состояния городов;

3) перспективы экономического развития недостаточно согласованы с экологической политикой Республики Казахстан.

В качестве возможной альтернативы сложившейся экономике республики с высокой долей природоемких отраслей в структуре промышленности, обосновываются рекомендации по развитию пищевой промышленности. Речь идет о формировании в республике рынка экологической продукции и услуг. С этой точки зрения интерес представляет развитие пищевой промышленности на основе производства уникальных, экологически чистых продуктов питания.

Для вхождения в число 50-ти наиболее развитых стран мира Казахстану следует снижать показатели эмиссий в окружающую среду, в расчете на единицу ВВП. В этих целях Министерство намерено со следующего года по примеру зарубежных коллег устанавливать квоты на выбросы для регионов Казахстана.

Промышленные предприятия вынуждены соизмерять свои выбросы и сбросы с региональными квотами. И это должно способствовать общему изменению в лучшую сторону экологической ситуации. Тем самым будет повышаться и общий уровень конкурентоспособности казахстанских территорий, их инвестиционная привлекательность.

С целью содействия устойчивому развитию РК, привлечения инвестиций в природоохранную сферу, МООС 28.03. 2009 года в г. Астана организован Международный Бизнес-форум по устойчивому развитию и корпоративной социальной ответственности.

Данный Бизнес-форум призван способствовать вовлечению компаний в процессы устойчивого развития и совершенствованию принципов корпоративной ответственности путем создания эффективных политических, законодательных и практических инструментов в странах ЦА.

В работе данного мероприятия приняли участие представители Парламента РК, государственных органов, зарубежных стран, международных организаций и финансовых институтов, а также научных кругов.

16 апреля 2009 года Европейской Бизнес Ассоциацией Казахстана совместно с нашим Министерством в городе Алматы был организован Международный Форум «Энергетика. Энергосберегающие технологии. Альтернативные источники энергии». По результатам Форума была принята Резолюция, в которой было рекомендовано Правительству РК разработать меры поддержки инновационных решений в энергетике, перехода к использованию альтернативных источников энергии.

Расширяется международное сотрудничество в вопросах охраны окружающей среды.

Ратифицированные Роттердамская и Стокгольмская конвенции позволят привлечь финансовые средства международных доноров и приступить к ликвидации исторических загрязнений опасными веществами.

В 2009г. с применением компьютерного модуля МАРКАЛ РГП «КазНИИЭК» МООС выполнено моделирование выбросов ПГ в атмосферу с учетом различных сценариев экономического развития. Результаты расчетов и выводы о целесообразности ратификации Киотского протокола направлены в государственные органы для согласования.

С целью объединения евразийского процесса устойчивого развития МООС выдвинуты предложения о проведении в Казахстане совещания министров экологии стран Европы по устойчивому развитию в 2008 году, министров экологии стран Азиатского и Тихоокеанского региона по устойчивому развитию в 2010 году, а также Всемирного Саммита по устойчивому развитию в 2017 году.

Важную роль играет взаимодействие с неправительственными организациями в вопросах охраны окружающей среды. С 18 наиболее активными из таких организаций подписана декларация по взаимодействию и сотрудничеству в области охраны окружающей среды.

В целях выработки предложений и рекомендаций, при министерстве создан Общественный экологический совет, оценивающий экологические последствия разрабатываемых государственных стратегий и программ.

Принято решение об обязательном участии представителей Общественного экологического совета в работе коллегии министерства, а также во всех проводимых мероприятиях. Примером этого может явиться заседание круглого стола 30 января 2009 года по обсуждению целевых показателей в области охраны окружающей среды, в котором приняли участие представители общественности, ученые, эксперты.

МООС применяется современная модель государственного экологического контроля, разработанная на основе 23 принципов, предложенных Организацией по экономическому сотрудничеству и развитию для стран ВЕКЦА.

 

3.3 Совершенствование экономического механизма регулирования регионального природопользования в РК

 

Методы административно-правового взаимодействия с потенциально возможными нарушителями экологического равновесия также как и стандарты и нормативы имеют важное значение в системе административно-правовых механизмов управления природопользованием.

К ним можно отнести: оценку воздействия на состояние окружающей среды (ОВОС), экологическую экспертизу, экологический аудит, экологическое страхование, экологическую сертификацию, экологическое лицензирование, экологическую паспортизацию, прямые запреты и др.

Оценка воздействия на состояние окружающей среды (ОВОС). Оценка воздействия на состояние окружающей среды (ОВОС) - служит для обеспечения структуры и процедуры сбора, учета и предоставления информации о характере и степени опасности всех потенциальных видов воздействия на окружающую природную среду предполагаемым к реализации природопользованием с целью комплексной оценки возможных негативных последствий, а также разработки мероприятий по предотвращению деградации природной среды и сохранению благоприятных условий жизнедеятельности людей [57].

ОВОС осуществляется для инвестиционных проектов, схем социально-экономического развития территорий, технико-экономического обоснования (ТЭО) предпроектной и проектной документации и др. На предпроектных этапах ОВОС осуществляется в форме комплексного экологического мониторинга.

Основной задачей ОВОС является качественное и количественное прогнозирование основных экологических, геоэкологических (экогеологических и экогеографических) и социально-экономических последствий хозяйственной деятельности, оценка альтернативных мест размещения объектов природопользования, технических решений и разработка рекомендаций по выбору оптимальных вариантов деятельности с позиций минимизации экологических рисков, по организации природоохранных и восстановительных мероприятий.

Структура ОВОС и состав необходимых исследований существенно зависят как от специфики проектируемого объекта природопользования, так и от особенностей территории, на которой его предполагается расположить. При этом можно выделить наиболее типичные разделы, без которых ОВОС не обходится [61]:

· характеристика и анализ природных и социально-экономических особенностей территории, в которой обычно выделяют подразделы – физико-географическая характеристика территории; гидрография и гидрология; рельеф и его устойчивость к техногенным воздействиям; геологическое строение, экогеологические и гидрогеологические условия; свойства многолетнемерзлых пород; почвы, растительность, животный мир, население и хозяйство, археологические, исторические и культурные памятники, культовые места и сооружения;

· анализ воздействия природных, природно-техногеных и техногенных процессов, явлений и объектов на компоненты окружающей природной среды;

· прогнозирование возможных последствий реализации проектных решений;

· оценка экологического риска, сопряженного с реализацией проекта;

· экономическая оценка вероятного (ожидаемого) экологического ущерба природной среде, населению и условиям его проживания и хозяйственной деятельности (с учетом вероятных аварий);

· анализ технических решений с точки зрения их воздействия на окружающую среду, анализ альтернативных решений;

· выбор оптимальных решений (вплоть до отказа от реализации проекта), разработка рекомендаций по снижению, устранению, компенсации негативных последствий реализации проекта;

· разработка рекомендаций по природоохранным мероприятиям, мониторингу окружающей среды на всех этапах реализации проекта;

· заключение о воздействии на окружающую природную среду.

Разработка технико-экономического обоснования ОВОС проводится с расчетом на периоды строительства и эксплуатации проектируемого объекта, а при необходимости и его ликвидации. При этом по каждому из компонентов природной среды в процессе ОВОС разрабатываются мероприятия по предотвращению или снижению степени воздействия проектируемого объекта природопользования. Указываются характеристики этих мероприятий, режим эксплуатации, капитальные вложения и эксплуатационные расходы на реализацию мероприятий, а также их эколого-экономическая эффективность.

При составлении раздела ОВОС «оценка экологического риска, сопряженного с реализацией проекта», экологический риск понимается как количественная мера опасности негативных изменений в структуре и функционировании природных и природно-техногенных систем в случае воздействия естественных и/или техногенно обусловленных событий и процессов на среду обитания. Оценка риска всегда сопряжена с оценкой возможного ущерба [5]. Факторы, определяющие наличие экологического риска, подразделяются на фоновые (природные и социальные) и сопряженные с техногенной (антропогенной) деятельностью. Природные факторы особенно важны при оценке потенциального риска и представляют собой параметры компонент природных экогеосистем, изменение (утрата) которых отрицательно отражается на их устойчивости, например, способности к саморегуляции и самовосстановлению. К социальным факторам относятся - плотность населения, его этнические, культурные и социальные особенности, которые могут оказать существенное негативное влияние на степень проявления негативных последствий от возможных воздействий проектируемого техногенного объекта. Вторая группа факторов экологического риска - это характеристики самого оцениваемого воздействия (состав и количество загрязняющих веществ, поступающих в окружающую среду при реализации данного проекта, вероятность возникновения аварийных ситуаций и т.д.) [22].

Более подробно методологические особенности анализа риска приведены в следующей главе.

Работы по ОВОС включают подготовительный этап, состоящий из сбора и обобщения фондовых и литературных материалов, этап полевых исследований, которые при выполнении мониторинговых наблюдений могут растянуться во времени до трех лет, а также этап камеральной обработки и систематизации собранного материала и написание отчета.

В качестве нормативной базы ОВОС выступают Федеральные природоохранные законы, постановления Правительства РК и приказы министерств, а также другие ведомственные нормативные документы (ГОСТы, СНиПы, инструкции, методические рекомендации и пр.) [55].



2019-12-29 190 Обсуждений (0)
Научно-практические рекомендации по совершенствованию регионального природопользования в Республике Казахстан 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Научно-практические рекомендации по совершенствованию регионального природопользования в Республике Казахстан

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (190)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)