Цели аттестации персонала
Выделяют следующие виды аттестаций: итоговую, промежуточную и специальную (по особым обстоятельствам). При итоговой аттестации, которая дает полную и разностороннюю оценку трудовой деятельности и морального облика работника и во многом помогает понять людей, предвидеть их поведение в тех или иных ситуациях, проводится раз в три - пять лет. Промежуточная аттестация проводится регулярно через определенные периоды (иногда раз в квартал и даже ежемесячно), и каждая последующая базируется на результатах предыдущей. В крупных западных фирмах для руководителей и специалистов она проводится раз в год; для других категорий (новичков, лиц, включенных в резерв рабочих и младших служащих) раз в 6 мес. Специальная аттестация в связи с особыми обстоятельствами, (направление на учебу, утверждение в новой должности и пр.) проводится перед принятием соответствующего решения. Наряду с аттестацией в практике управления персоналом может иметь место самооценка (самоаттестация) на основе письменных ответов на вопросы специальных анкет. Испытуемые сами дают оценку выполнению своих служебных обязанностей, достигнутым результатам, профессионализму, производственной дисциплине и пр. Это позволяет узнать, какие требования они предъявляют к себе. Однако самооценка весьма субъективна (завышена или занижена), поэтому должна обсуждаться в коллективе или с руководителем. Анкета для самоаттестации может выглядеть следующим образом: - ключевые области работы или выполняемые задания; - отношение к работе и оценка ее эффективности; - области, где работа была выполнена хорошо (плохо); - причины успехов (трудностей); - предложения о путях улучшения работы; - планы карьеры. Источниками информации о себе могут служить: мнение окружающих (целесообразно составить список тех, чье мнение о себе важно знать), анализ своей жизни, ключевых событий, специальных анкет. Функции аттестации могут быть явными и скрытыми. К явным относятся: - установление в официальном порядке пригодности данного лица к выполнению той иной работы; - контроль выполнения поставленной задачи; - поиск резервов повышения эффективности труда; - решение вопроса об объеме, путях и формах обучения, переподготовки и пр. Скрытыми функциями могут быть: - выполнение требования вышестоящего руководства; - придание большего веса принятым прежде кадровым решениям; - знакомство руководителя с сотрудниками; - разрушение круговой поруки, существующей в коллективе; - активизация работы; - возложение формальной ответственности за расстановку кадров на аттестационную комиссию и пр. Нужно помнить, что аттестация мотивирует и является предпосылкой изменения поведения работника. Общая позитивная оценка улучшает результаты работы в 70-90% случаев, но способствует формированию завышенной самооценки; общая отрицательная оценка порождает неуверенность в себе. Поэтому более обоснована оценка конкретных поступков. Типичная процедура аттестации работающего персонала состоит из следующих основных элементов: 1) Разъяснение руководителем целей и порядка аттестации. 2) Предварительная оценка работника всеми теми, с кем ему приходится контактировать. 3) Участие в общих дискуссиях, деловых играх, выполнение специальных заданий, тестов, сдача экзаменов, 4) Обобщение руководителем наблюдений, данных опросов, самоотчета и подготовка к беседе. 5) Предварительная беседа аттестуемых с руководителем. 6) Написание им заключения. 7) Собеседование аттестуемых с комиссией. 8) Постановка целей и задач на предстоящий период и разработка плана профессионального развития. 9) Подготовка итогового документа. 10) Осуществление практических мероприятий (изменение должности, премирование и пр.). Аттестации предшествует заполнение анкеты на аттестуемого непосредственным руководителем или сотрудником кадровой службы. Аттестация при правильном ее проведении несет в себе ряд потенциальных выгод как для организации, так и для аттестуемых работников (табл. 3).
Таблица 3
Популярное: Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (216)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |