Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Методы оценки и анализа экономического состояния предприятия



2019-12-29 173 Обсуждений (0)
Методы оценки и анализа экономического состояния предприятия 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Для многих предприятий становится все более очевидным, что в настоящее время нельзя управлять, как в прошлом. Прошлый успех еще не гарантирует выживание в будущем. Преобразования, в том числе и структурные, вызваны необходимостью постоянной адаптации к быстроменяющимся условиям внешней среды.

При проведении крупномасштабных преобразований у предприятия могут возникнуть следующие отрицательные моменты: продажа части имущества, продажа части активов, сокращение персонала, переобучение персонала, поэтапное отправление работников в неоплачиваемый отпуск, снижение заработной платы, потеря кредитов и займов, потеря постоянных клиентов.

Как правило, сокращение персонала одно из основных мероприятий при осуществлении реорганизации на предприятии. Результаты сокращения могут иметь следующие последствия для предприятия: риск потери квалифицированных кадров, без которых предприятие не сможет нормально функционировать, отчуждение коллектива от управляющего и снижение мотивации к труду, ухудшение морально-психологической атмосферы в трудовом коллективе и снижение производительности труда.

Одним из важных вопросов улучшения финансового положения предприятия является выбор типа организационной структуры управления. Учитывая множественность существующих названий одних и тех же видов орг. структур, выделим наиболее часто встречаемые орг. структуры: иерархические (формальные, механистические, бюрократические, классические, традиционные), характеризующиеся жесткой иерархией власти в компании, централизованным принятием решений, формализацией используемых правил и процедур, узко определенной ответственностью, и адаптивные (органические, гибкие), характеризующиеся размытостью управления, небольшим количеством уровней управления, гибкостью структуры власти, децентрализацией принятия решений, слабым или умеренным использованием правил и процедур, широко определенной ответственностью в деятельности.

Многие отечественные предприятия, в том числе имеющие большое экономическое значение, находятся на стадии банкротства [10, с.64]. В данных условиях основной решаемый вопрос – это вопрос о возможности или невозможности восстановления стабильности, поиск путей выхода из сложившейся ситуации с минимальными потерями, учитывая интересы трудового коллектива, бюджета, кредиторов. Можно выделить следующие трудности и проблемы, которые могут возникнуть на пути реализации плана преобразования предприятия в рамках арбитражного управления: реструктуризация и реформирование предприятия могут быть существенно затруднены. Одна из основных причин – несвоевременность возбуждения производства по делу о несостоятельности. Чаще всего к данной процедуре обращаются тогда, когда наиболее благоприятное время для преобразований было упущено, предприятие находится в глубочайшем кризисе и негативные последствия данного положения необратимы. Затягивание муниципальными органами процедуры перевода обязательств по обслуживанию объектов социального значения, жилого фонда. Возможность влияния со стороны кредиторов на выбор арбитражного управляющего, кредиторы препятствуют назначению внешнего управляющего, если они не могут контролировать его действия. Следующей проблемой является активное противодействие заинтересованных лиц, частные интересы которых в данных процессах каким-либо образом ущемлены (например, препятствие возврату имущества). Возможность затягивания процедуры возвращения имущества предприятию с помощью судебных разбирательств на различных уровнях.

Следовательно, предприятия в процессе реформирования своего бизнеса сталкиваются с различными проблемами. Это продажа имущества, продажа активов, сокращение персонала, потеря кредитов и займов, потеря постоянных клиентов. Сокращение персонала приводит к потере квалифицированных кадров, ухудшает морально-психологическую атмосферу в коллективе.

 Финансовое состояние предприятия (ФСП) характеризуется системой показателей, отражающих состояние капитала в процессе его кругооборота и способность субъекта хозяйствования финансировать свою деятельность на фиксированный момент времени. В процессе снабженческой, производственной, сбытовой и финансовой деятельности происходит непрерывный процесс кругооборота капитала, изменяются структура средств и источников их формирования, наличие и потребность в финансовых ресурсах и как следствие финансовое состояние предприятия, внешним проявлением которого выступает платежеспособность. Финансовое состояние предприятия может быть устойчивым, неустойчивым (предкризисным) и кризисным. Способность предприятия своевременно производить платежи, финансировать свою деятельность на расширенной основе, переносить непредвиденные потрясения и поддерживать свою платежеспособность в неблагоприятных обстоятельствах свидетельствует о его устойчивом финансовым состоянии, и наоборот. Если платежеспособность – это внешнее проявление финансового состояния предприятия, то финансовая устойчивость – внутренняя его сторона, отражающая сбалансированность денежных и товарных потоков, доходов и расходов, средств и источников формирования. Финансовая устойчивость предприятия – это способность субъекта хозяйствования функционировать и развиваться, сохранять равновесие своих активов и пассивов в изменяющейся внутренней и внешней среде, гарантирующее его постоянную платежеспособность и инвестиционную привлекательность в границах допустимого уровня риска.[14. с 278]

 Оценка платежеспособности внешними инвесторами осуществляется на основе характеристики ликвидности текущих активов, которая определяется временем, необходимым для превращения их в денежные средства.

Ликвидность баланса – это возможность субъекта хозяйствования обратить активы в наличность и погасить свои платежные обязательства.

Она зависит от степени соответствия величины имеющихся платежных средств величине краткосрочных долговых обязательств.

Ликвидность предприятия – это более общее понятие, чем ликвидность баланса (предполагает привлечение заемных средств со стороны).

Ликвидность характеризует как текущее состояние расчетов, так и перспективу.[28 с.248]

Устойчивое финансовое состояние достигается при достаточности собственного капитала, хорошем качестве активов, достаточном уровне рентабельности с учетом операционного и финансового риска, достаточности ликвидности, стабильных доходах и широких возможностях привлечения заемных средств. Для обеспечения финансовой устойчивости предприятие должно обладать гибкой структурой капитала, уметь организовывать его движение таким образом, чтобы обеспечить постоянное превышение доходов над расходами с целью сохранения платежеспособности. Финансовое состояние предприятия, его устойчивость и стабильность зависят от результатов его производственной, коммерческой и финансовой деятельности. Если производственный и финансовый планы успешно выполняются, то это положительно влияет на финансовое положение предприятия. И, наоборот, в результате недовыполнения плана по производству и реализации продукции происходит повышение ее себестоимости, уменьшение выручки и суммы прибыли и как следствие ухудшение финансового состояния предприятия и его платежеспособности.

Следовательно, устойчивое финансовое состояние не является счастливой случайностью, а итогом грамотного, умелого управления всем комплексом факторов, определяющих результаты хозяйственной деятельности предприятия. Устойчивое финансовое положение в свою очередь оказывает положительное влияние на выполнение производственных планов и обеспечение нужд производства необходимыми ресурсами. Поэтому финансовая деятельность должна быть направлена на обеспечение планомерного поступления и расходования денежных ресурсов, выполнение расчетной дисциплины, достижение рациональных пропорций собственного и заемного капитала и наиболее эффективное его использование. [14 с.274]

Основными задачами анализа финансового состояния предприятия являются.

1. Оценка и прогнозирование финансовой устойчивости предприятия.

2. Поиск резервов улучшения финансового состояния предприятии и его устойчивости.

3. Разработка конкретных мероприятий, направленных на укрепление финансовой устойчивости предприятия.

Анализ финансовой устойчивости основывается главным образом на относительных показателях, так как абсолютные показатели баланса в условиях инфляции очень трудно привести в сопоставимый вид. Относительные показатели анализируемого предприятия можно сравнивать: с общепринятыми нормами для оценки степени риска и прогнозирования возможности банкротства; аналогичными данными других предприятий, что позволяет выявить сильные и слабые стороны предприятия и его возможности; аналогичными данными за предыдущие годы для изучения тенденций улучшения или ухудшения финансового состояния предприятия.

Финансовый анализ – это глубокое исследование экономический явлений на предприятии, выявление тенденций и причин отклонения от плана таких финансовых показателей, как прибыль, объем продаж, рентабельность, себестоимость, оборотный капитал и др. Содержание анализа вытекает из его функций. Одной из таких функций является изучение характера действия экономических законов, установление закономерностей и тенденций экономических явлений и процессов в конкретных условиях фирмы. Следующая функция анализа – контроль над выполнением планов и управленческих решений, за экономным использованием ресурсов. В настоящее время это звено аналитики называют контроллингом. Центральная функция анализа – поиск резервов повышения эффективности бизнесов на основе изучения опыта других фирм и современных достижений науки, а также разработка мероприятий по использованию выявленных резервов в процессе хозяйственной деятельности.

Финансовое состояние субъектов хозяйствования, его устойчивость во многом зависит от соотношения собственных и земных средств и соотношения основного т оборотного капитала. Необходимость в собственном капитале обусловлена требованиями самофинансирования предприятий, он является основной их самостоятельности и независимости.

Финансирование деятельности предприятия только за свой счет собственных средств не всегда выгодно для него, особенно в тех случаях, когда производство имеет сезонный характер, тогда в отдельные периоды будут накапливать большие средства на счетах в банке, а в других их будет не доставать. Следует иметь в виду, что если цены на финансовые ресурсы невысокие, а предприятие может обеспечить более высокий уровень отдачи на вложенный капитал, чем платить за кредитные ресурсы, то, привлекая заемные средства, оно может повысить рентабельность собственного капитала

Следовательно, оттого насколько оптимально соотношение собственного и заемного капитала во многом зависит финансовое положение предприятия.

Важным показателями, характеризующие финансовую устойчивость предприятия являются:

1. Коэффициент финансовой независимости (удельный вес собственного капитала в его общей сумме);

2. Коэффициент финансовой зависимости (доля заемного капитала в общей валюте баланса);

3. Коэффициент финансового риска (отношение заемного капитала к собственному).

Чем выше уровень первого показателя и ниже второго и третьего, тем устойчивее финансовое состояние предприятия. В отраслях, где низкий коэффициент оборачиваемости капитала, коэффициент риска не должен превышать 0,5. В других отраслях, где оборачиваемость капитала высокая и доля основного капитала низкая, коэффициент может быть выше 1.

 Размещение средств предприятия также имеет очень большое значение в финансовой деятельности и повышении ее эффективности. От того какие инвестиции вложены в основные и оборотные средства, сколько их находится в сфере производства и обращения в денежной и материальной форме, насколько оптимально их соотношение, во многом зависят результаты производственной и финансовой деятельности, следовательно и финансовая устойчивость предприятия. [ 14 с.278]

Одно из ведущих мест, анализа финансового состояния предприятия, принадлежит себестоимости продукции.

Себестоимость продукции – это выраженные в денежной форме затраты на производство и реализацию продукции. В себестоимости продукции как синтетическом показателе отражаются все стороны производственной и финансово – хозяйственной деятельности предприятия: степень использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов и качество работы отдельных работников и руководства в целом. Исчисление этого показателя необходимо по многим причинам, в том числе для определения рентабельности отдельных видов продукции и производства в целом, определения оптовых цен на продукцию, осуществления внутрипроизводственного хозрасчета, исчисления национального дохода в масштабах страны. Себестоимость продукции является одним из основных факторов формирования прибыли. Если себестоимость повысилась, то при остальных равных условиях размер прибыли за этот период обязательно уменьшится за счет этого фактора на такую же величину. Между размерами величины прибыли и себестоимости существует обратная функциональная зависимость. Чем меньше себестоимость, тем больше прибыль, и наоборот. Себестоимость является одной из основных частей хозяйственной деятельности и одним из важнейших элементов совокупности целей управления любым производством. При анализе себестоимости используются различные ее виды:

- технологическая себестоимость – сумма затрат на осуществление технологического процесса изготовления продукции (заработная плата производственных рабочих, начисления на фонд заработной платы, затраты на материалы и энергию, затраты на техническое обслуживание, ремонт и амортизацию оборудования; стоимость инструмента и приспособлений) за исключением затрат на покупные детали;

- цеховая себестоимость – сумма затрат цеха на производство продукции;

- производственная себестоимость – сумма затрат предприятия на производство продукции, включающая цеховые себестоимости, затраты по управлению производством в целом в пределах предприятия, т.е. общехозяйственные расходы;

- частичная себестоимость, включающая лишь переменные издержки и т.д.

Непосредственной задачей анализа себестоимости являются: проверка обоснованности плана по себестоимости, прогрессивности норм затрат; оценка выполнения плана и изучение причин отклонений от него, динамических изменений; выявление резервов снижения себестоимости; изыскание путей их мобилизации

Следующие важные показатели, которые комплексно отражают эффективность деятельности предприятия, рациональность использования им своих ресурсов, доходность направлений деятельности (производственной, предпринимательской, инвестиционной и т.д.) являются прибыль и рентабельность. Для выявления финансового результата необходимо сопоставить выручку с затратами на производство продукции и ее реализацию, т.е. с себестоимостью продукции. Предприятие получает прибыль, если выручка превышает себестоимость; если выручка равна себестоимости, то удалось лишь возместить затраты на производство и реализацию продукции и прибыль отсутствует; если затраты превышают выручку, то предприятие получает убыток, т.е. отрицательный финансовый результат, что ставит его в сложное финансовое положение, не исключая банкротство. Именно для этого, чтобы последнее не произошло, и необходимо изучать показатели прибыли, факторы, влияющие не нее, а также показатель рентабельности, который отражает эффективность текущих затрат и получается отнесением прибыли к затратам или используемому капиталу. Если прибыль выражается в абсолютной сумме, то рентабельность – это относительный показатель интенсивности производства, так как отражает уровень прибыльности относительно определенной базы. Организация рентабельна, если сумма выручки от реализации продукции достаточна не только для покрытия затрат на производство и реализацию, но и для образования прибавочного продукта, а значит, для осуществления развития. В процессе анализа следует изучить динамику перечисленных показателей рентабельности, выполнение плана по их уровню и провести межхозяйственные сравнения с предприятиями – конкурентами. Рекомендуемые пороговые значения для основных индикаторов финансового состояния предприятия.

 

Таблица 1.1 Индикаторы финансового состояния

Показатели финансовой устойчивости Показатели платежеспособности Показатели деловой активности Показатели рентабельности
1.Совокупный капитал организации 1. Коэффициент покрытия запасов 1. Объем продаж (выручка от реализации) и прибыль 1.Рентабельность продукции (услуг) (рентабельность продаж)
2. Коэффициент концентрации собственного капитала 2. Коэффициент текущей, абсолютной и быстрой ликвидности 2.Оборачиваемость оборотного капитала, запасов, средств в расчетах 2.Рентабельность совокупного капитала
  3. Соотношение заемных и собственных средств   3. Коэффициент обеспеченности запасов и затрат собственных источников   3.Оборачиваемость собственных средств, кредиторской и дебиторской задолженности   3.Рентабельность финансовых вложений
4. Коэффициент концентрации привлеченного капитала 4. Соотношение кредиторской и дебиторской задолженности 4. Коэффициенты производительности 4.Рентабельность собственного и рентабельность заемного капитала
  5. Структура активов по степени ликвидности 5.Продолжительность операционных и финансовых циклов, прочие показатели деловой активности 5.Рентабельность основного капитала

 


Современный финансовый анализ играет важную роль в обеспечении эффективности финансового менеджмента на предприятии, является важным фактором успеха.

Система экономической информации, существующая на предприятии, связана с системным анализом двунаправленной связью. С одной стороны, для анализа черпают данные из экономической информации, которая является отправной точкой для анализа. С другой стороны, в результате выполненного анализа возникает новая информация, используемая в дальнейшем при планировании и управлении.

Можно выделить следующие виды информации, используемые при анализе финансово – хозяйственной деятельности какой – либо фирмы:

- законодательно- нормативная информация (государственные и региональные законы, правовые акты, нормативные документы предприятия служебные инструкции, учетная политика и т.д.);

- прогнозно-плановая информация;

- отчетная информация, представляемая обычно в форме статистической, налоговой и бухгалтерской отчетности.

Не всякая информация о финансово-хозяйственной деятельности может быть получена из стандартных форм учета и отчетности. Иногда для получения необходимой информации приходится организовывать специальные наблюдения, применяя при этом приемы маркетинговых и проектных исследований.

 Существенную роль при анализе финансового состояния и хозяйственной деятельности предприятия играет отчетная информация. Для качественного и достоверного анализа необходимо провести следующую предварительную подготовку отчетной информации:

- сквозную – проверка данных, содержащихся в отчетном периоде с помощью стыковок одних и тех же показателей по различным формам;

- приведение данных отчетности к сопоставимому виду;

- подготовку аналитического баланса – нетто, позволяющего одновременно провести горизонтальный, вертикальный, трендовый, коэффициентный и факторный анализы.

 Основными источниками информации для анализа финансового состояния служит баланс предприятия – система показателей, характеризующая поступление и расходование средств путем их сравнения. Бухгалтерский баланс отражает в денежной форме средства предприятии по их состоянию, размещению, использованию и источникам образования. Ценность балансовых проводок заключается в том, что все, подлежащее учету, рассматривается с двух позиций: что представляет собой данный объект учета и за счет каких источников он был приобретен.

В ходе анализа для характеристики различных аспектов финансового состояния применяются как абсолютные показатели, так и финансовые коэффициенты, представляющие собой относительные показатели финансового состояния предприятия. Последние рассчитываются в виде отношений абсолютных показателей финансового состояния или их линейных комбинаций.

Основное требование к информации, представленной для экономического анализа заключается в том, чтобы она была полезной для пользователей, т.е. чтобы эту информацию можно было использовать для достоверного анализа и принятия обоснованных деловых решений. Чтобы быть полезной, информация должна отвечать соответствующим критериям (требованиям):

- уместность означает, что данная информация значима и оказывает влияние на решение, принимаемое пользователем. Информация считается также уместной, если обеспечивает возможность перспективного и ретроспективного анализа;

- достоверность информации, которая определяется ее правдивостью, преобладанием экономического содержания над юридической формой, возможностью проверки и документальной обоснованностью;

- информация считается правдивой, если она не содержит ошибок и пристрастных оценок, а также не фальсифицирует событий хозяйственной жизни;

- нейтральность предполагает, что финансовая отчетность не делает акцента на удовлетворение интересов одной группы пользователей общей отчетности в ущерб другой;

- понятность означает, что пользователи могут понять содержание отчетности без специальной профессиональной подготовки;

- сопоставимость требует, чтобы данные о деятельности предприятия были сопоставимы с аналогичной информацией о деятельности других фирм.

 В ходе формирования финансовой информации должны соблюдаться определенные ограничения на информацию, включаемую в отчетность:

1) оптимальное соотношение затрат и выгод, означающее, что затраты на составление отчетности должны разумно соотноситься с выгодами, извлекаемыми предприятием от представления этих данных заинтересованным пользователям;

2) принцип осторожности (консерватизма) предполагает, что документы отчетности не должны допускать завышенной оценки активов и прибыли и заниженной оценки обязательств;

3) конфиденциальность требует, чтобы отчетная информация не содержала данных, которые могут нанести ущерб конкурентным позициям предприятия.

Пользователи информации различны, цели их часто конкурируют, а нередко и противоположны. Среди пользователей финансовой информации выделяют обычно три укрупненные группы: пользователи, внешние по отношению к конкретному предприятию; сами предприятия (точнее их владельцы и высший управленческий персонал); собственно бухгалтеры и финансисты. Нейтральность и объективность информации предполагает возможность использования ее всеми группами пользователей.

В настоящее время специалистами выделяются пять относительно самостоятельных подходов к системе анализа финансовой информации:

- школа эмпирических прагматиков. Приоритет отдается анализу кредитоспособности компании, ее возможности расплатиться по краткосрочным обязательствам;

- школа статистического финансового анализа. Основная идея – необходимость рассчитывать по данным бухгалтерских балансов и отслеживать статистику многообразных аналитических коэффициентов, которые потом должны сравниваться с пороговыми значениями в разрезе отраслей, подотраслей и групп однотипных компаний;

- школа мультивариантных аналитиков. Основная задача заключается в построении пирамиды взаимосвязанных показателей финансового состояния предприятия и в построении компьютерных имитационных моделей зависимости аналитических коэффициентов с рыночной ценой акции;

- школа прогнозирования возможного банкротства. Финансовая устойчивость компании, которая предпочитает перспективный анализ ретроспективному. Это означает, что ценность бухгалтерской отчетности определяется ее способностью обеспечить предсказуемость возможного банкротства компании;

- школа участников фондового рынка. Самое новое направление, связанное с использованием бухгалтерской отчетности для прогнозирования эффективности инвестирования в те или иные ценные бумаги и степени связанного с этим риска.

Из достижений в развитии методологии бухгалтерского учета следует выделить: рассмотрение бухгалтерского учета как функции управления; усиление оперативности и аналитичности учета исходя из требований анализа хозяйственной деятельности, планирования и управления; моделирование бухгалтерского учета как необходимого условия электронной формы счетоводства; организация учета затрат на производство в разрезе не только калькуляционных единиц, но и по центрам ответственности - цехам и другим подразделениям.

Опыт развития капитализма сформировал науку о финансовом анализе, тесно связанную с бухгалтерским учетом. По мере строительства социализма и планового хозяйства в СССР финансовый анализ трансформировался в анализ хозяйственной деятельности. Анализ все более отдалялся от бухгалтерского учета, по существу, он превращался в технико-экономический анализ.

Период перехода на рыночные условия вновь вернул к жизни финансовый анализ, необходимый для внешних пользователей информации. Важно отметить, что комплексный анализ хозяйственной деятельности не отменяется – он получил развитие как управленческий анализ. В отличие от западных стран, где управленческий анализ рассматривается как часть управленческого учета, В России он развивается как самостоятельная теория и практика.

Переход к рыночной экономике в России требует развития методологии и организации экономического анализа адекватных рыночным отношениям. Стоит задача сохранить методологические ценности в области экономического анализа централизованно-плановой экономики и использовать опыт, накопленный в передовых странах рыночной экономики. К тому же в развивающемся мире постоянно ставятся новые задачи, необходимо совершенствовать экономический анализ в условиях развития процессов глобализации мирового хозяйства.

 



2019-12-29 173 Обсуждений (0)
Методы оценки и анализа экономического состояния предприятия 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Методы оценки и анализа экономического состояния предприятия

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (173)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)