Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Социально-педагогические аспекты инновационной деятельности в детском оздоровительном лагере



2019-12-29 270 Обсуждений (0)
Социально-педагогические аспекты инновационной деятельности в детском оздоровительном лагере 0.00 из 5.00 0 оценок




Традиционная культурно-досуговая направленность деятельности педагога (вожатого, воспитателя) недостаточна, современная практика требует дополнить ее социально-педагогической составляющей.

Изучение состояния детства в Российской Федерации позволяет утверждать, что формирование социально-педагогической компетентности педагога приобретает сегодня особую актуальность. По данным за 2006 год выросло число детей с ограниченными возможностями здоровья (587 тысяч детей), детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (731 тысяча детей), детей, находящихся в социально опасном положении (676 тысяч детей). Указанные группы детей нуждаются в социальной реабилитации, адаптации и интеграции в общество, в том числе и в условиях летних лагерей. (31)

Проблема качества деятельности вожатых и воспитателей неразрывно связана с проблемой состояния здоровья детей и их социализацией в обществе. То, что здоровье детей призвано основополагающей ценностью российского общества, нашло свое отражение в Концепции демографического развития РФ на период до 2015 года, в Федеральной целевой программе «Дети России» на 2007-2010 годы и в других нормативных документах. Так, в перечень основных задач Программы «Дети России» входит задача охраны здоровья детей и подростков.

Очевидно, что улучшение состояния здоровья детей требует проведения системы мероприятий, направленных на снижение показателей детской заболеваемости, инвалидности и смертности, сохранение и укрепление здоровья на всех этапах развития ребенка. Эти задачи в той или иной степени решают и вожатые детских оздоровительных лагерей.

Изучая социально-педагогические аспекты инновационной деятельности, мы опираемся на структуру социально-педагогической компетентности педагога детского оздоровительного лагеря, разработанную Чагиной Н. С.

I. Когнитивный компонент (теоретический) выражается в социально педагогических знаниях; знаниях основ социально-культурной и досуговой деятельности; знаниях основ оказания первой медицинской помощи, особенностях охраны здоровья и техники безопасности; знаниях возрастных особенностей детей, особенностях поведения детей различных социальных групп, детей с проблемами в развитии, и методов работы с ними; знаниях индивидуально – психологических особенностей личности, группы, коллектива; знаниях нормативно – правовой базы деятельности вожатого, воспитателя детского оздоровительного лагеря; информированности о требованиях к личности вожатого или воспитателя; общепедагогических и психологических знаниях.

II. Личностный компонент выражается во внутренней готовности осуществлять социально-педагогическую деятельность; педагогическом оптимизме вожатого (воспитателя); гуманистической позиции; альтруизме; милосердии; осознании своих профессионально-личностных ориентаций; толерантности; эмпатии; устойчивой мотивации к осуществлению социально-педагогической деятельности; развитой личностной и профессиональной рефлексии; открытости; коммуникабельности; общепрофессиональной культуре личности; ответственности; инициативности; креативности.

III. Технологический компонент выражается в умении взаимодействовать с детьми различных социальных групп; умении организовывать досуг детей; профессиональной мобильности; умении выполнять социально-педагогические функции; умении оказать педагогическую поддержку воспитанникам; применять социально-педагогические знания на практике в условиях лагеря; овладении методами развития у детей навыков толерантного, творческого поведения, самопознания, ценностных ориентаций и формирования мотивации к здоровому образу жизни, а также методами, способствующими адаптации ребенка к новым условиям, успешной его интеграции в микросоциуме, компенсации и реабилитации; умении создавать каждому ребенку ситуации успеха и ощущение принятости.

В соответствии с предложенной структурой Чагина Н. В. выделяет три уровня социально-педагогической компетентности вожатых, воспитателей в детском оздоровительном лагере:

- низкий (начальный): вожатый, воспитатель проявляет интерес к профессиональной деятельности; но трудно ориентируется в сложных педагогических ситуациях, организаторские способности проявляет редко; эмпатия и рефлексия проявляются также достаточно редко, что мешает налаживанию тесных контактов с детьми, родителями и коллегами, слабо развита креативность, не стремится к самосовершенствованию и самореализации;

- средний (репродуктивный): предполагает наличие теоретических знаний, но применять их на практике вожатый не готов; его умения ограничены применением знаний лишь в рамках конкретной ситуации; общителен, но не всегда гибок в отношениях с детьми, родителями и коллегами; организаторские качества проявляются в недостаточной степени; интерес к выбранной профессиональной деятельности выражен недостаточно; обладает достаточно высоким уровнем развитости эмпатии и рефлексии; творческая деятельность осуществляется под воздействием стимулирующих извне факторов; невысока потребность к самосовершенствованию и самореализации;

- высокий (креативный): у вожатого сформированы общие социально-педагогические знания, умения, навыки, способы решения профессиональных задач; ярко выражена способность и готовность к научно-исследовательской работе; в контактах с детьми, родителями, коллегами проявляет открытость, общительность, гибкость, умеет устанавливать доброжелательные отношения; обладает организаторскими способностями; проявляет постоянное стремление к творчеству, к самопознанию, самосовершенствованию и самооценке. Применяет на практике социально-педагогические технологии соответственно ситуации.

Заметные изменения, свидетельствующие о становлении личности вожатого, воспитателя как субъекта собственной социально-педагогической деятельности, происходят в структуре технологического компонента; взаимодействие вожатого с детьми и коллегами отличаются выраженной гуманистической направленностью. В структуре педагогического мышления важное место занимают рефлексия и эмпатия. Вожатый, воспитатель отличается высокой степенью результативности педагогической деятельности, мобильностью социально-педагогических знаний, утверждением отношений сотрудничества и сотворчества с воспитанниками и коллегами. (34;251-256)

Таким образом, социально-педагогическая работа в оздоровительном лагере проявляется в форме совместной анимационной деятельности ребенка и педагога, в ходе которой оба участника педагогического процесса взаимно обогащают свой социальный опыт через творческое познание себя и своего мира.



2019-12-29 270 Обсуждений (0)
Социально-педагогические аспекты инновационной деятельности в детском оздоровительном лагере 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Социально-педагогические аспекты инновационной деятельности в детском оздоровительном лагере

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (270)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)