Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Приобщение детей к системе экологических ценностей и изучению природы, воспитание экологической культуры.



2019-12-29 215 Обсуждений (0)
Приобщение детей к системе экологических ценностей и изучению природы, воспитание экологической культуры. 0.00 из 5.00 0 оценок




Задачи:

1. создание комплекса мероприятий, обеспечивающих охрану и укрепление здоровья, профилактику заболеваний, особый режим питания и отдыха в экологически благоприятной среде;

2. формирование потребности в здоровом образе жизни;

3. обеспечение условий саморазвития личности ребенка и его педагогической поддержки;

4. воспитание необходимого осознания того, что охрана природы и рационального использования ее ресурсов должно стать неотъемлемым личным делом;

5. формирование экологических знаний, осознанности экологических проблем современности;

6. создание эмоционально-нравственного комфорта во временном детском коллективе;

7. создание необходимых условий для интеграции в программу и отработки форм экологического воспитания и просвещения детей и подростков;

8. создание условий для раскрытия творческих способностей детей средствами прикладного, изобразительного и театрального искусства, выявления лидерских качеств в социальных отношениях;

9. обучение навыкам анализа собственной творческой деятельности;

10. создание условий для приобретения подростками социально значимого опыта, направленного на определение перспектив собственного развития.

Структура программы основана на длительных (сменных) сюжетно-ролевых играх, реализующих цели и задачи обозначенных выше направлений.

Содержание программы: Реализация данной программы предполагает организацию четырех тематических смен (продолжительность каждой смены 21 день).

1 смена «Фестиваль регионов России «Я - ГРАЖДАНИН РОССИИ»

2 смена «Фестиваль МУЗ».

3 смена «Фестиваль СИНЕМА» (см. Приложение 3)

4 смена «Фестиваль индейцев ПАУ - ВАУ» (см. Приложение 4)

Анализ изученной нами литературы по проблеме исследования, включенное наблюдение, результаты опросов детей и педагогов, анализ программы летнего отдыха позволили нам выявить условия инновационной деятельности в детском оздоровительном лагере и сформулировать некоторые рекомендации по совершенствованию инновационной деятельности педагогов.

Инновационная деятельность современного педагога должна быть:

· практико-ориентированной, т.е. быть направленной на разрешение конкретных и реальных проблем жизни в детском оздоровительном лагере;

· непрерывной, т.е. осуществляться постоянно, систематически;

· контекстной, т. е. проводится в естественных условиях процесса воспитания и обучения ребят, отдыхающих в детском оздоровительном лагере;

· оптимистичной, т.е. включать в себя позитивную установку на успех;

· индивидуализированной, т.е. строиться на основе и с учетом имеющегося уникального опыта педагога, его оригинальной системы профессиональных «конструктов», особенностей педагогического стиля.

Изучив опыт инновационной деятельности в условиях детского оздоровительного лагеря, мы можем сделать следующие выводы. Детский оздоровительный лагерь представляет собой одно из учреждений дополнительного образования детей и имеет свою специфику. Совместное проживание детей, сжатые сроки пребывания в лагере (обычно 21 день), постоянное общение со взрослыми наставниками, особые природные условия проживания (живописная местность, лес, озеро и т.п.), возможность заниматься любимым делом создают особые условия для развития детей. Детский лагерь создает благоприятные условия для самосовершенствования и самореализации личности. В условиях лагеря могут быть организованы все ведущие виды деятельности (коммуникативная, спортивная, трудовая, познавательная, эстетическая, художественно-творческая, образовательная и т.п.). Детский оздоровительный лагерь – это и особые условия для педагогической деятельности, которая, на наш взгляд, носит ярко выраженный инновационный характер. По результатам проведенного анкетирования педагогов можно сделать вывод: для осуществления инновационной деятельности в детском оздоровительном лагере нужны квалифицированные, творческие педагоги, которые сами заинтересованы в осуществлении инновационной деятельности, а также достаточное финансирование и поддержка со стороны администрации.

По результатам анкетирования детей выяснилось, что дети отдыхающие в детском оздоровительном лагере «Звездный» в целом довольны организацией досуга, он достаточно насыщенный и разнообразный.

Приведенный нами пример образовательно-оздоровительной программы свидетельствует о том, что:

- программа направлена на формирование типовых навыков социального поведения у детей и подростков;

-заявленные мероприятия и тематика смен направлены не только на создание интересного отдыха детей в период летних каникул, но и на расширение их знаний по экологическим вопросам;

- материально – техническая база ДОЛ «Звездный» способствует реализации данной программы;

- программа предполагает использование инновационных способов ее реализации, а значит и особой квалификации и опыта педагогического коллектива.


Заключение

Этап развития, на котором находятся сегодня педагогическая теория и практика, характеризуется состоянием изменчивости, постоянной динамики. Неслучайно в педагогической среде так часто употребляются понятия, связанные с попыткой обозначить феномен новизны, выделить его из традиционной педагогической практики: «новшество», «нововведение», «новация», «инновация».

Происходящие процессы модернизации образования, «всеобщая инноватизация» размыли границы между пониманием традиционного и инновационного в образовании. Вряд ли сейчас остался педагог, который в своей практике не пробовал использовать новые методики и технологии, не пытался перестроить программу и свою деятельность под особенности современных учащихся, образовательный и социальный заказ.

Инновационная деятельность всегда направлена на создание нового: на поиск новых путей решения, старых проблем, на внедрение новых технологий, на построение новых отношений между участниками образовательного процесса, на достижение новых результатов, на получение новых знаний.

Инновационная деятельность не только рождает инициативу, стремление к систематическому пополнению знаний, она побуждает также провести рефлексию своей деятельности, а главное, помогает создавать ситуацию успеха, которая способствует профессиональному и личностному развитию педагогов. Однако в связи с необходимостью практической экспертизы инновационных явлений, процессов и результатов учителям-исследователям необходимы определенные ориентиры для анализа изменений, происходящих в педагогической реальности.

Изучая инновационную деятельность в детском оздоровительном лагере, мы пришли к выводу о необходимости создания специальных условий для ее осуществления. В связи с этим, необходимо иметь в виду следующее.

Во-первых, выбор тематики инновационной деятельности должен соотноситься с регламентирующими федеральными и региональными документами по стратегии развития образования.

Во-вторых, необходимо открытое информационное пространство о направлениях и результатах инновационной деятельности, что позволит, выбирая тему для создания новшеств, учесть опыт коллег, работающих по избранному направлению.

В-третьих, нужны программы повышения квалификации, которые помогут развивать навыки исследовательской деятельности педагогов.

В-четвертых, важно сформировать условия для развития культуры инновационной деятельности педагогов, чтобы реализовать тот потенциал, который есть в каждом из творчески работающих в ДОЛ. При этом основной задачей становится не столько задача научить чему-либо новому коллектив педагогов, сколько стимулировать их самообучение, чтобы в процессе деятельности педагоги, работающие в детском оздоровительном лагере, смогли сами находить и получать необходимые знания, а также могли применять эти знания в своем творческом поиске.

Подлинно успешной инновационная деятельность любого педагога сможет быть только в случае регулярной и активной поддержки (психологической и материальной) со стороны администрации.

Подводя итоги нашего исследования, мы можем сказать, что цель – выявление условий инновационной деятельности в детском оздоровительном лагере – достигнута, задачи реализованы.

 


Список литературы

1. Адольф В.А., Ильина Н.Ф. Инновационная деятельность педагога в процессе его профессионального становления. - Красноярск: Поликом, 2007.

2. Алексеева, Л. Н. Инновационные технологии как ресурс эксперимента/ Л. Н. Алексеева// Учитель. – 2004. – № 3.

3. Белкин, А. С. О педагогическом творчестве учителя / А. С. Белкин ; Урал. гос. пед. ун-т. – Екатеринбург, 2000.

4. Валеев Г.Х. Методология и методы психолого-педагогических исследований: Учебное пособие для студентов 3–5-х курсов педагогических вузов по специальности «031000 – Педагогика и психология».– Стерлитамак: Стерлитамак. гос. пед. ин-т, 2002.

5. Горовая В.И., Тарасова С.И. Подготовка учителя к исследовательской деятельности. – М.: Илекса; Ставрополь: Ставрополь-серввысшкола, 2002.

6. Гурье Л.И. Проектирование педагогических систем: Учеб. пособие; Казан. гос. технол. ун-т. – Казань, 2004.

7. Дахин, А. Н. Российское образование: модернизация или развитие?/ А. Н. Дахин// Народное образование. – 2003. – № 2.

8. Ефремов, К. Образовательный потенциал загородных детских лагерей / К. Ефремов // Народное образование. - 2004. - № 3.

9. Инновационное обучение: стратегия и практика - материалы первого научно-практического семинара психологов и организаторов школьного образования (Сочи, 3-10 октября, 1993 г.) / Под ред. В.Я. Ляудис. М., 1994.

10. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь: Для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр “Академия”, 2003.

11. Лазарев, В. С. Понятие педагогической и инновационной системы школы/ В. С. Лазарев// Сельская школа. – 2003. – № 1.

12. Лазарев, В. С. Управление нововведениями – путь к развитию школы/ В. С. Лазарев// Сельская школа. – 2004. – № 1.

13. Люкшина, М. А. Досуговая деятельность в летнем лагере / М. А. Люкшина //Воспитательная работа в школе. - 2006. - № 2.

14. Методика воспитательной работы: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. В.А. Сластенина. – М.: Издательский центр «Академия», 2005.

15. Назимов, С. С. Педагогические инновации в национально-региональном компоненте содержания образования/ С. С. Назимов// Учитель.–2005.–№ 6.

16. Новосёлов, А. С. Новизна и критерии новизны в педагогических разработках/ А. С. Новосёлов// Школьные технологии. – 2003. – № 4.

17. Общая и профессиональная педагогика: Учебное пособие для студентов, обучающихся по специальности «Профессиональное обучение»: В 2-х книгах / Под ред. В.Д. Симоненко, М.В. Ретивых. - Брянск: Изд-во Брянского государственного университета, 2003. - Кн.1.

18. Ожегов, С.И. Словарь русского языка/ С. И. Ожегов. – М.: 1978.

19. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений / В.А.Сластенин, И.Ф.Исаев, А.И.Мищенко, Е.Н.Шиянов. — М.: Школа-Пресс, 1997.

20. Подымова Л. С. Подготовка учителя к инновационной деятельности. — М., 1995. Управление современной школой: Пособие для директора школы / Под ред. М.М. Поташника. — М., 1992.

21. Пугачёва, Н. Б. Психолого-педагогическое обеспечение инновационной деятельности общеобразовательного учреждения/ Н. Б. Пугачёва// Завуч. –2005 – № 3.

22. Рапацевич, Е. С. Педагогика. Большая современная энциклопедия/Е. С. Рапацевич.– Минск: Современное слово. – 2005.

23. Сластенин В.А., Подымова Л.С. Педагогика: Инновационная деятельность. М., 1997.

24. Селиванов В.С. Основы общей педагогики: Теория и методика воспитания / Под ред. В.А. Сластенина. – М.: Издательский центр «Академия», 2000.

25. Слободчиков, В.И. Инновации в образовании: основания и смысл Слободчиков // Исследовательская работа школьников : науч.-метод. журн. - М., 2004. – N 2. № 3.

26. Слободчиков В. И. Инновации и эксперимент в образовании/ Слободчиков В. И./ С какими проблемами могут столкнуться практики при строении инновационной системы?, 2008 - №6

27. Совайленко, В. В. Тридцать лет спустя: новаторы снова нужны/ В. В. Совайленко// Учительская газета. – 2002. – № 47.

28. Сысоева М.Е. Основы вожатского мастерства/ М.Е. Сысоева, С.С. Хансова. – М.: Центр гуманитарной литературы «РОН», 2002.

29. Таран Ю.В. Социально-педагогическая деятельность детского оздоровительного лагеря/ Ю.В. Таран// народное образование. - 2004. - №3.

30. Тюнников, Ю. С. Анализ инновационной деятельности общеобразовательного учреждения: сценарий, подход/ Ю. С. Тюнников// Стандарты и мониторинг в образовании. – 2004. –№ 5.

31. Федеральная целевая программа «Дети России» на 2007-2010

32. Хуторской А. В. Личностная ориентация образования как педагогическая инновация/ А. В. Хуторской// Школьные технологии. – 2006. – № 1.

33. Чагина Н.С. Педагогическое обеспечение процесса формирования социально-педагогической компетентности вожатого// Вестник Университета РАО, 2008. - № 2.

34. Чагина Н.С. Теоретическая модель социально-педагогической деятельности вожатого в детском оздоровительном лагере // Психолого- педагогические проблемы социального становления личности: сборник научных трудов / Под. ред. Н.Н.Никитиной, И.Д.Демаковой. – Ульяновск: УлГПУ, 2007.

35. Юсуфбекова Н. Р. Общие основы педагогических инноваций: Опыт разработки теории инновационного процесса в образовании. — М., 1991.

36. Шахид Юсуф От креативности к инновации/Шахид Юсуф/Вопросы образования. – 2007.-№4.

37. http://journal.sakhgu.ru/work.php?id=38

38. http://www.in-exp.ru/magazine.html

39. http://www.vodokanal-travel.ru

40. http://www.in-exp.ru/inexp-6-2008/38-teor-in-exp-dejat/125-vved-in-probl.html

41. http://festival.1september.ru/articles/516438/

42. http://www.humanities.edu.ru/db/msg/84281

43. http://www.innovprom.ru/innovacii-v-pedagogike

 


Приложения

 

Приложение 1

 

Анкета для педагогов

1. Какое у вас образование? ____________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Педагогический стаж___________________________________

3. Опыт работы в ДОЛ__________________________________________

4. Как вы понимаете, что такое инновационная деятельность? ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5. Какую деятельность в ДОЛ вы бы отнесли к инновационной деятельности? Почему?_____________________________________________

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

6. Существует ли, на ваш взгляд, возможность для организации и осуществления инновационной деятельности в условиях ДОЛ? Если «да», то что для этого нужно?________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

Благодарим за участие!


Приложение 2

 

Анкета для детей

1. Где ты учишься?_____________________________

2. Как ты узнал о лагере «Звездный»?_________________________

3. Ты сам захотел поехать в лагерь или тебя убедили (родители, другие родственники, друзья)?________________________________________

4. Был ли ты раньше в нашем лагере?

5. Понравилось ли тебе отдыхать в нашем лагере?_________________________________________________________________________________________________________________

6. В каких интересных делах ты принял участие сам или со своим отрядом?__________________________________________________

7. Посещал ли твой отряд конный манеж?__________________

8. Хотел бы ты больше времени проводить на улице?____________

9. Были ли у тебя конфликты в лагере?____________________________________________________

10. Что бы ты хотел сделать в лагере по-другому?____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 


Приложение 3

План 3 смены лета 2009 года «ФЕСТИВАЛЬ СИНЕМА

17 июля, ПТ. 18 июля, СБ. 19 июля, ВС. 20 июля, ПН.
  Утро: 10:00-13:00 Занятия в конном манеже, экоцентре, зоопарке, кружках, МСК (спортзалы и бассейн), на стадионе (футбол), на открытых спортплощадках по расписанию. 10:00-13:00 Презентации творческих кружков 10.00 – 13.00 Встречи в музыкальном и хореографическом павильонах Утро: Линейка 10:00-13:00 Занятия в конном манеже, экоцентре, зоопарке, кружках, МСК (спортзалы и бассейн), на стадионе (футбол), на открытых спортплощадках, велопрогулки, катание на лодках и катамаранах по расписанию 10:00-13:00 Знакомство с экоцентром Репетиции к открытию Утро: Линейка 10:00-13:00 Занятия в конном манеже, экоцентре, зоопарке, кружках, МСК (спортзалы и бассейн), на стадионе (футбол), на открытых спортплощадках, велопрогулки, катание на лодках и катамаранах по расписанию Репетиции к открытию
День: Заезд, размещение, игры на знакомство, экскурсия по территории лагеря День: 17:00-19:00 Занятия в, экоцентре, творческих кружках, МСК (спортзалы и бассейн), на стадионе (футбол), на открытых спортплощадках, велопрогулки, катание на лодках и катамаранах по расписанию. 17.30 Представление педколлектива «Актеров вызывали?» День: 17:00-19:00 Занятия в, экоцентре, творческих кружках, МСК (спортзалы и бассейн), на стадионе (футбол), на открытых спортплощадках, велопрогулки, катание на лодках и катамаранах по расписанию. 17.30 Игра по станциям «Мир кино» День: 17:00-19:00 Занятия в, экоцентре, творческих кружках, МСК (спортзалы и бассейн), на стадионе (футбол), на открытых спортплощадках, велопрогулки, катание на лодках и катамаранах по расписанию. 17.30 открытие смены театрализованное представление на стадионе
Вечер: Отрядные мероприятия   Вечер: 20.15 – 22. 00 Дискотека «Давайте познакомимся» Вечер: Отрядные мероприятия Вечер: 20.15 Дискотека «Дресс - код»

 

 

21 июля, ВТ 22 июля, СР.

Июля, ЧТ.

24 июля, ПТ. 25 июля, СБ. 26 июля, ВС. 27 июля, ПН.
Утро: Линейка 10:00-13:00 Занятия в конном манеже, экоцентре, зоопарке, кружках, МСК (спортзалы и бассейн), на стадионе (футбол), на открытых спортплощадках, велопрогулки, катание на лодках и катамаранах по расписанию репетиции к конкурсу «Звезда». 11.00 открытие спартакиады Утро: Линейка 10:00-13:00 Занятия в конном манеже, экоцентре, зоопарке, кружках, МСК (спортзалы и бассейн), на стадионе (футбол), на открытых спортплощадках, велопрогулки, катание на лодках и катамаранах по расписанию репетиции к конкурсу «Звезда»

Утро: Линейка

10:00-13:00 Занятия в конном манеже, экоцентре, зоопарке, кружках, МСК (спортзалы и бассейн), на стадионе (футбол), на открытых спортплощадках, велопрогулки, катание на лодках и катамаранах по расписанию

репетиции к конкурсу «Звезда»

Утро: Линейка 10:00-13:00 Занятия в конном манеже, экоцентре, зоопарке, кружках, МСК (спортзалы и бассейн), на стадионе (футбол), на открытых спортплощадках, велопрогулки, катание на лодках и катамаранах по расписанию репетиции к родительскому дню

Утро:

2019-12-29 215 Обсуждений (0)
Приобщение детей к системе экологических ценностей и изучению природы, воспитание экологической культуры. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Приобщение детей к системе экологических ценностей и изучению природы, воспитание экологической культуры.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Почему в редких случаях у отдельных людей появляются атавизмы?
Почему наличие хронического атрофического гастрита способствует возникновению и развитию опухоли желудка?
Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (215)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)