Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Законодательная и нормативно-правовая база оценки товаров, ввозимых на таможенную территорию РФ



2019-12-29 248 Обсуждений (0)
Законодательная и нормативно-правовая база оценки товаров, ввозимых на таможенную территорию РФ 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Определение таможенной стоимости товаров, ввозимых на таможенную территорию РФ, основывается на принципах определения таможенной стоимости товаров, установленных нормами международного права и общепринятой международной практикой. Базовым соглашением, содержащим основные принципы оценки товаров для таможенных целей, является ГАТТ 1994 (Статья VII), а также Соглашение по применению VII статьи ГАТТ (1).

Нормативно-правовая база таможенной оценки товаров в РФ включает:

Таможенный кодекс РФ 2003 г. (ТК РФ);

закон РФ от 21.05.1993 г. № 5003-1 “О таможенном тарифе”;

приказ ГТК РФ от 28.11.2003 г. № 1356 "Об утверждении инструкции о действиях должностных лиц таможенных органов, осуществляющих таможенное оформление и таможенный контроль при декларировании и выпуске товаров";

приказ ГТК РФ от 05.12.2003 г. № 1399 "Об утверждении положения о контроле таможенной стоимости товаров, ввозимых на таможенную территорию РФ";

приказ ФТС РФ от 06.09.2006 г. № 829 "Об утверждении формы бланков декларации таможенной стоимости (ДТС-1 и ДТС-2) и инструкции о порядке заполнения декларации таможенной стоимости";

приказ ФТС РФ от 16.04.2008 г. № 435 "Об утверждении форм декларации таможенной стоимости (ДТС-3 и ДТС-4) на товары, вывозимые с таможенной территории РФ и инструкции о порядке заполнения декларации таможенной стоимости";

приказ ФТС РФ от 20.09.2007 г. № 1166 "Об утверждении комплектов бланков "Форма корректировки таможенной стоимости и таможенных платежей (КТС-1)", "Добавочный лист (КТС-2)" и инструкции о порядке заполнения форм корректировки таможенной стоимости и таможенных платежей";

иные приказы и письма ГТК и ФТС России, регламентирующие порядок заявления и контроля таможенной стоимости товаров.

Как уже было отмечено, основу современной процедуры таможенной оценки товаров, принятой в большинстве стран мира, составляют статья VII ГАТТ и Соглашение о применении статьи VII ГАТТ. Россия не является участницей ГАТТ, однако принятие ею международных стандартов, в том числе в области таможенной оценки товаров, отвечает ее интересам по интеграции в международные экономические отношения, расширению своих торговых связей, вступлению во Всемирную торговую организацию. Важным этапом на пути достижения этих целей является приведение правовой базы РФ в соответствие с нормами международного права и общепринятой международной практикой. Унификация российского законодательства по таможенной оценке ввозимых товаров с нормами Соглашения о применении статьи VII ГАТТ является одним из центральных вопросов на переговорах по вступлению России во Всемирную торговую организацию. Названные обстоятельства обусловили необходимость внесения изменений в Закон РФ от 21.05.1993 г. № 5003-1 "О таможенном тарифе", что было сделано Федеральным законом от 08.11.2005 г. № 144-ФЗ "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О таможенном тарифе", вступившим в силу 01.07.2006 г.

Несмотря на то, что РФ не является участницей Соглашения о применении статьи VII ГАТТ, в силу п.1 ст.12 Закона РФ "О таможенном тарифе" положения международного права и общепринятая международная практика составляют основу системы таможенной оценки товаров, ввозимых в РФ. В этой связи законодательная база и правоприменительная практика должны ориентироваться на мировые стандарты таможенной оценки товаров, нормы указанного выше Соглашения, рекомендации ВТО по применению его положений.

Перечень методов определения таможенной стоимости, выработанных и закрепленных в международно-правовых нормах, аналогичен и в РФ. Это методы:

1) метод по стоимости сделки с ввозимыми товарами;

2) метод по стоимости сделки с идентичными товарами;

3) метод по стоимости сделки с однородными товарами;

4) метод вычитания;

5) метод сложения;

6) резервный метод.

Приведенный перечень методов определения таможенной стоимости является исчерпывающим.

В Законе РФ от 21.05.1993 г. № 5003-1 "О таможенном тарифе" установлены основные принципы таможенной оценки, которые в равной мере должны соблюдаться и декларантами, и таможенными органами при определении таможенной стоимости товаров, являются следующие.

1. Первоосновой таможенной стоимости признается стоимость сделки, как она определена в ст. 19, 19.1 Закона РФ "О таможенном тарифе".

Стоимость сделки - это цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате за товары при их продаже на экспорт в РФ (цена сделки), к которой дополнительно должны быть начислены и скорректированы в соответствии со ст. 19 Закона РФ "О таможенном тарифе" (таблица 1).

 

Таблица 1

Дополнительные начисления и вычеты из цены сделки

Дополнительные начисления к цене сделки Вычеты из цены сделки
1. Расходы в размере, в котором они произведены покупателем, но которые не включены в цену, фактически уплаченную или подлежащую уплате

Расходы на производимые после ввоза на таможенную территорию РФ оцениваемых товаров строительство, возведение, сборку, монтаж, обслуживание или оказание технического содействия в отношении таких

 - на выплату агенту (посреднику), за исключением вознаграждений, уплачиваемых покупателем своему агенту (посреднику) за оказание услуг, связанных с покупкой товаров
- на тару, если для таможенных целей она рассматривается как единое целое с товарами

оцениваемых товаров, как промышленные установки, машины или оборудование

 - на упаковку, включая стоимость упаковочных материалов и работ по упаковке
2. Соответствующим образом распределенная стоимость следующих товаров и услуг, прямо или косвенно предоставленных покупателем бесплатно или по сниженной цене для использования в связи с производством и продажей на экспорт в РФ оцениваемых товаров в размере, не включенном в цену, фактически уплаченную или подлежащую уплате:

Расходы по перевозке (транспортировке) оцениваемых товаров после их прибытия на таможенную территорию РФ

 - сырья материалов и комплектующих, которые являются составной частью ввозимых товаров;
 - инструментов, штампов, форм и других подобных предметов, использованных при производстве ввозимых товаров;
 - материалов, израсходованных при производстве ввозимых товаров;
 - проектирования, разработки, инженерной, конструкторской работы, дизайна, художественного оформления, чертежей и эскизов, произведенных (выполненных) в любой стране, за исключением РФ, и необходимых для производства оцениваемых товаров
3. Платежи за использование объектов интеллектуальной собственности (за исключением платежей за право воспроизведения в РФ), которые относятся к оцениваемым товарам и которые покупатель прямо или косвенно должен уплатить в качестве условия продажи таких товаров, в размере, не включенном в цену, фактически уплаченную или подлежащую уплате, при условии, что такие платежи относятся только к ввозимым товарам

Пошлины, налоги и сборы, взимаемые в РФ

4. Любая часть дохода, полученного в результате последующей продажи, распоряжения иным способом или использования товаров, которая прямо или косвенно причитается продавцу
5. Расходы по перевозке (транспортировке) товаров до аэропорта, морского порта или иного места прибытия товаров на таможенную территорию РФ
6. Расходы по погрузке, выгрузке или перегрузке товаров, проведению иных операций, связанных с их перевозкой (транспортировкой) до аэропорта, морского порта, иного места прибытия товаров на таможенную территорию РФ
7. Расходы на страхование в связи с международной перевозкой товаров

 

В таможенную стоимость не включаются расходы, если они выделены из цены фактически уплаченной или подлежащей уплате, заявлены декларантом и подтверждены документально.

таможенная стоимость товар контроль

таможенная стоимость товар контроль

Исходя из Закона РФ от 21.05.1993 г. № 5003-1 "О таможенном тарифе" общий порядок определения таможенной стоимости можно представить в виде схемы, представленной ниже на рисунке 1.

 

Рис.1. Структура таможенной стоимости товаров, ввозимых в РФ

 

В соответствии со ст.12 Закона РФ от 21.05.1993 г. № 5003-1 "О таможенном тарифе" основным методом таможенной оценки является метод по стоимости сделки с ввозимыми товарами (первый метод). Определение первого метода как основного означает, что таможенная стоимость ввозимых на таможенную территорию РФ товаров должна определяться по этому методу во всех случаях, когда выполняются условия его применения, установленные Законом РФ "О таможенном тарифе".

В зарубежных государствах - участниках Соглашения о применении статьи VII ГАТТ соответствующие положения в полной мере реализуются на практике: порядка 90 - 98% всех экспортно-импортных операций оцениваются с использованием первого метода. Большинство товаров, ввозимых в РФ, также оценивается по первому методу, однако доля их значительно меньше.

2. Методы таможенной оценки, предусмотренные Законом РФ "О таможенном тарифе", применяются в строго заданной последовательности. Порядок последовательного применения методов таможенной оценки означает, что каждый последующий метод может быть применен только в том случае, если не выполняются условия применения предыдущего метода, за исключением методов вычитания и сложения (методы 4 и 5). В новой редакции Закона (п.2 ст.12) однозначно установлено, что последовательность применения методов 4 и 5 может быть изменена только по желанию декларанта, таможенный орган при самостоятельном определении таможенной стоимости не вправе изменить последовательность применения методов таможенной оценки. Такая редакция Закона соответствует международным документам, рекомендациям ВТО.

Последовательное применение методов - один из основополагающих принципов таможенной оценки товаров. Его практическая значимость сводится к тому, что величина таможенной стоимости, определенная с помощью каждого последующего метода, все с большей степенью отдалена от реальной стоимости конкретного перемещаемого товара, носит обобщенный, "теоретический" характер.

Последний из предусмотренных настоящим законом резервный метод (метод 6) согласно п.2 комментируемой статьи может применяться только в том случае, если таможенная стоимость не может быть определена с использованием ни одного из предыдущих методов.

Обобщив вышесказанное, можно заключить, что таможенная стоимость ввозимых в РФ товаров определяется при помощи 6 методов, основывающихся на общих принципах таможенной оценки принятых в международной практике. Базовым документом, на основе которого разработаны данные методы, является ГАТТ. Данные методы закреплены и регламентированы законом “О таможенном тарифе”, и направлены на сочетание интересов участников ВЭД и таможенных органов. Идеи некоторых исследователей о том, что посредством манипуляций со способами расчета таможенной стоимости товара государство-импортер может повысить уровень таможенно-тарифной защиты, неуместны, так как таможенная стоимость является основой таможенного налогообложения, и в соответствии со своей сущностью должна быть фундаментальной (31).

3. Следующий важный принцип таможенной оценки товаров, ввозимых в РФ, закреплен в п.3 статьи 19 закона “О таможенном тарифе”. Согласно указанной норме таможенная стоимость товаров и сведения, относящиеся к ее определению, должны основываться на количественно определяемой и документально подтвержденной достоверной информации. Требованию о документальном подтверждении, количественной определенности и достоверности сведений, используемых при определении таможенной стоимости, должна соответствовать информация, относящаяся ко всем структурным компонентам таможенной стоимости. Данный принцип нашел свое отражение и в п.2 ст.323 ТК РФ.

В первую очередь, на возможную недостоверность указывает несоответствие сведений, содержащихся в разных (или даже в одном и том же) документах, представленных к таможенному оформлению, если эти данные должны совпадать (сведения об условиях продажи и поставки товаров, цене, количестве и др.).

Однако доказать недостоверность представленных документов и сведений очень сложно (для этого необходимо проведение экспертизы документов, что может повлечь значительные временные и финансовые расходы, не говоря уже о том, что проведение экспертизы в отношении всех товаров, заявленная таможенная стоимость которых вызывает сомнение просто невозможно).

При оценке документов на предмет достоверности и надлежащего оформления должностное лицо таможенного органа, прежде всего, обратит внимание, определены ли в документах стоимость и количество товара, подтверждены ли указанные данные во всех представленных документах, оформлены ли эти документы надлежащим образом.

Количество товара, подлежащего передаче продавцом покупателю, является существенным условием договора купли-продажи. Условие о количестве товара может быть согласовано путем установления в договоре порядка его определения. В соответствии с п.2 ст.465 Гражданского кодекса РФ, если договор купли-продажи не позволяет определить количество подлежащего передаче товара, договор не считается заключенным.

В пункте 1 постановления "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с определением таможенной стоимости товаров" Пленум ВАС РФ пояснил, что условие о количественной определенности не выполнено, если в документах, выражающих содержание сделки, отсутствует ценовая информация, относящаяся к количественно определенным характеристикам товара.

Достоверность - это объективная характеристика информации, которую можно определить как соответствие сведений реальным обстоятельствам, действительности. Однако критерии этого понятия у таможенных органов и у суда часто не совпадают. На практике таможенные органы встречаются с масштабной фальсификацией документов, выражающих содержание внешнеторговых сделок и представляемых в подтверждение таможенной стоимости (по некоторым данным - до 70%) (21).

Наличие только признаков недостоверности заявленной таможенной стоимости является основанием для принятия таможенным органом решения об уточнении таможенной стоимости, однако не является основанием для принятия решения о ее корректировке.

Заявленная таможенная стоимость и достоверность сведений, используемых для ее определения, подтверждаются различными документами, сопровождающими внешнеторговую сделку и представляемыми в таможенные органы в ходе таможенной оценки товаров.

Под несоблюдением условия о документальном подтверждении и достоверности цены сделки с ввозимыми товарами следует понимать отсутствие документального подтверждения заключения сделки в любой, не противоречащей закону форме или отсутствие в документах, выражающих содержание сделки, информации об условиях поставки и оплаты товаров либо наличие доказательств недостоверности таких сведений (п.1 указанного постановления Пленума ВАС РФ).

В целом перечень основных документов, которыми может быть подтверждена заявленная таможенная стоимость, утвержден приказом ФТС России от 25.04.2007 г. № 536 "Об утверждении перечня документов и сведений, необходимых для таможенного оформления товаров в соответствии с выбранным таможенным режимом" и различается в зависимости от того, осуществляется ли ввоз или вывоз товаров, а также от применяемого метода определения таможенной стоимости. Помимо основных документов таможенный орган на основании п.4 ст.323 ТК РФ вправе запросить у декларанта дополнительные документы в целях подтверждения заявленной таможенной стоимости.

4. Процедура определения таможенной стоимости должна быть общеприменимой, то есть не различаться в зависимости от источников поставки товаров. Данный принцип направлен на обеспечение справедливой и единообразной системы таможенной оценки товаров, применение равных правил и одинаковых методик определения таможенной стоимости вне зависимости от таких факторов, как страна производства, страна отправления товаров, конкретный производитель и т.д.; процедура определения таможенной стоимости должна быть универсальной, единой.

5. Процедура таможенной оценки ввозимых товаров не должна использоваться для борьбы с демпингом.

Во многих документах методология таможенной оценки товаров классифицировалась как серьезный и сложный дополнительный протекционистский барьер (нетарифного характера). Вместе с тем основное функциональное назначение таможенной стоимости - служить налоговой базой для целей исчисления таможенных пошлин, налогов; "манипулирование" методологией таможенной оценки товаров в целях защиты национальной экономики, в частности, от ущерба вследствие демпингового импорта противоречит правовой природе и назначению этого института.

6. В целях обеспечения законности, единообразия и беспристрастности определения таможенной стоимости ввозимых товаров не должна использоваться произвольная или фиктивная таможенная стоимость товаров.

Произвольная или фиктивная таможенная стоимость - это стоимость, не соответствующая реальным обстоятельствам и условиям конкретной сделки, во исполнение которой осуществляется ввоз товаров, не относящаяся к оцениваемым товарам, не подтвержденная документально. Такая произвольная или фиктивная величина не может использоваться в целях таможенной оценки товаров.

Названные выше базовые принципы таможенной оценки не должны рассматриваться как ограничивающие полномочия таможенных органов проверять в порядке, предусмотренном таможенным законодательством РФ, подлинность документов, представленных декларантом в целях определения таможенной стоимости товаров, и достоверность содержащихся в них сведений. Это важное положение закреплено в п.5 комментируемой статьи. В соответствии с п.25 положения о контроле таможенной стоимости товаров, ввозимых на таможенную территорию РФ, утвержденного приказом ГТК России от 05.12.2003 г. № 1399, должностные лица специализированного подразделения по контролю таможенной стоимости (отдел контроля таможенной стоимости) таможни осуществляют проверку правильности определения таможенной стоимости, а также проверку документов и сведений, представленных в подтверждение заявленной таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу РФ.

Совокупность рассмотренных принципов таможенной оценки, а также методов определения таможенной стоимости, порядок их применения, права и обязанности сторон - декларанта и таможенного органа - в процессе определения таможенной стоимости, правовое регулирование процедуры таможенной оценки товаров образуют понятие системы определения таможенной стоимости (системы таможенной оценки) товаров.

Наряду с этим, в систему определения таможенной стоимости включаются также порядок заявления таможенной стоимости и контроль таможенной стоимости.

 



2019-12-29 248 Обсуждений (0)
Законодательная и нормативно-правовая база оценки товаров, ввозимых на таможенную территорию РФ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Законодательная и нормативно-правовая база оценки товаров, ввозимых на таможенную территорию РФ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (248)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)