Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


ГЛАВА 1. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АНАЛИЗА ФИНАНСОВЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОРГАНИЗАЦИИ



2019-12-29 182 Обсуждений (0)
ГЛАВА 1. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АНАЛИЗА ФИНАНСОВЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОРГАНИЗАЦИИ 0.00 из 5.00 0 оценок




ВВЕДЕНИЕ

      В условиях рыночных отношений в нашей стране каждый хозяйствующий субъект имеет юридическую и экономическую самостоятельность. Положительный финансовый результат деятельности хозяйствующего субъекта свидетельствует об эффективности применяемых форм и методов управления финансовыми ресурсами. Отрицательный результат говорит о недостатках в управлении финансовыми ресурсами и организации производства. Главной целью хозяйственной деятельности организации независимо от вида деятельности и формы собственности в условиях рынка является получение и максимизация прибыли. Именно прибыль обеспечивает устойчивое финансовое положение, является основным стимулом деятельности, выступает вознаграждением за результаты работы. Рост прибыли создает финансовую основу для осуществления расширенного воспроизводства хозяйствующего субъекта и удовлетворения социальных и материальных потребностей учредителей и работников.

      Финансовый анализ есть метод познания финансового механизма организации, процессов формирования и использования финансовых ресурсов для его оперативной и инвестиционной деятельности. Цель анализа – выявление существенных связей и характеристик финансового состояния хозяйствующего субъекта для выработки оптимального управленческого решения.    

      Таким образом, вопрос анализа финансовых результатов в настоящее время весьма актуален. С его помощью осуществляется анализ доходов и расходов деятельности организации, выявляются и изучаются факторы, влияющие на формирование финансового результата хозяйствующего субъекта.

      Главная цель работы – осуществление анализа финансовых результатов деятельности организации и изучение факторов, влияющих на формирование финансового результата.

      Для реализации цели поставлены следующие задачи:

1. Изучение теоретических основ анализа финансовых результатов.

2. Рассмотрение методик анализа финансовых результатов.

      3. Изучение основных технико-экономических показателей ОАО "БАЗ".

      4. Сбор информации для проведения анализа финансовых результатов.

      5. Изучение бухгалтерской отчетности за анализируемый период.

      6. Расчет и изучение влияния показателей на формирование финансового результата.

      7. Осуществление факторного и маржинального анализа прибыли

ОАО "БАЗ" за 2003 г.-2004 г..

      8. Выводы и предложения по улучшению финансового результата деятельности ОАО "БАЗ".

      Объектом исследования в работе является ОАО “БАЗ”. В настоящее время ОАО “Благовещенский арматурный завод” является одним из основных производителей трубопроводной арматуры в стране. Получение прибыли является главной целью производства хозяйствующего субъекта в условиях рыночных отношений. Реализация этой цели возможна в том случае, если организация производит продукцию, которая по своим потребительским свойствам соответствует потребностям общества.    

      Основными источниками информации для анализа финансовых результатов являются следующие формы отчетности: форма № 1 “Бухгалтерский баланс”, форма № 2 “Отчет о прибылях и убытках”. При анализе также используются данные бизнес-плана и аналитического учета к счету 90 “Продажи”, счету 91 “Прочие доходы и расходы”, счету 99 “Прибыли и убытки”. В работе использована бухгалтерская отчетность за 2003 г.-2004 г., 9 месяцев 2005 года.

      В теоретической части работы рассматриваются методические основы анализа финансовых результатов организации. Перечислены основные задачи анализа финансовых результатов. Раскрываются основные теории, объясняющие природу прибыли, факторы, влияющие на ее размер. Приводится модель формирования финансового результата.

      Практическая часть работы посвящена проведению анализа финансовых результатов деятельности ОАО «БАЗ». Финансовый анализ дает более углубленное изучение экономической системы на основе анализа взаимодействующих факторов. Поэтому в работе проведен факторный анализ, в результате которого выявлены основные показатели, влияющие на формирование финансового результата.

      Любой финансовый анализ будет недостаточно полным без применения экономико-математических методов. Они дают более углубленное изучение экономической системы и оценку последствий их изменения на развитие моделируемой системы. Использование компьютера позволяет значительно увеличить объем вычислений, дает возможность оценить и отобрать различные варианты решений, повысить точность и сократить трудоемкость вычислительных процессов. Результаты этой работы отражены в работе. Где также рассматриваются предложения по улучшению финансовых результатов деятельности ОАО «БАЗ», дается оценка экономической эффективности предложенных мероприятий.

 

ГЛАВА 1. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АНАЛИЗА ФИНАНСОВЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОРГАНИЗАЦИИ

      1.1. Цель, задачи и источники информации анализа финансовых

             результатов

      Управление любым объектом требует знания его исходного состояния, сведений о том, как существовал и развивался объект в периоды, предшествующие настоящему. Получив достаточно полную и достоверную информацию о деятельности объекта в прошлом, о сложившихся тенденциях в его функционировании и развитии, можно вырабатывать уверенные управленческие решения, бизнес-планы и программы развития объектов на будущие периоды. Финансовый анализ не только дает возможность судить о положении организации на данный момент, но и служит основой, необходимой предпосылкой выработки стратегических решений, определяющих перспективы развития хозяйствующего субъекта. Потребности в финансовом анализе существуют всегда, независимо от вида экономических отношений, складывающихся в обществе [12, с. 15]. В условиях рыночной экономики субъекты хозяйственной деятельности прибегают к анализу финансовых результатов организации периодически в процессе регулирования, контроля, наблюдения за состоянием и работой хозяйствующего субъекта, составления бизнес-планов и программ, а также в особых ситуациях.

      Главная цель анализа - получение нескольких основных, наиболее информативных параметров, дающих объективную и точную картину финансового состояния организации, его прибылей и убытков, изменений в структуре активов и пассивов, в расчетах с дебиторами и кредиторами. Такая информация может быть получена в результате проведения анализа финансовых результатов по научно обоснованной методике [34, с. 484].

      В условиях рыночных отношений каждый хозяйствующий субъект выступает как обособленный товаропроизводитель, который экономически и юридически самостоятелен. Самостоятелен в выборе сферы бизнеса, формировании товарного ассортимента. Он определяет затраты, формирует цену, учитывает выручку от продажи, а следовательно, выявляет прибыль или убыток по результатам деятельности. Конечный финансовый результат организации складывается под влиянием: финансового результата от продажи продукции (работ, услуг); финансового результата от продажи основных средств, нематериальных активов, материалов и другого имущества (части операционных доходов и расходов); операционных доходов и расходов (за вычетом результатов от продажи имущества); внереализационных прибылей и убытков; чрезвычайных доходов и расходов [17, с. 433]. Получение прибыли является непосредственной целью производства хозяйствующего субъекта в условиях рынка. Прибыль отражает положительный финансовый результат.

      Прибыль - это конечный финансовый результат деятельности организации, характеризующий абсолютную эффективность его работы. Она выступает важнейшим фактором стимулирования производственной и предпринимательской деятельности хозяйствующего субъекта, удовлетворения социальных и материальных потребностей трудового коллектива. За счет прибыли выполняются внешние финансовые обязательства перед бюджетом, банками, внебюджетными фондами и другими организациями [22, с. 7]. Она характеризует степень деловой активности и финансового благополучия. По прибыли определяется уровень отдачи авансированных средств в доходность вложений и активов. В условиях рынка субъект хозяйствования стремится, если не к максимальной прибыли, то к такой величине прибыли, которая обеспечит динамическое развитие производства в условиях конкуренции. Полученный финансовый результат позволит ему удержать позиции на рынке данного товара, обеспечит его выживаемость.

      Убытки по результатам деятельности высвечивают ошибки, просчеты в направлениях использования средств, ставят хозяйствующий субъект в критическое финансовое положение, не исключающее банкротство [35, с. 22].

      Качество принимаемых управленческих решений на уровне хозяйствующего субъекта зависит от качества их аналитического обоснования. Получение небольшого числа ключевых показателей, дающих объективную оценку финансового состояния хозяйствующего субъекта, является основной целью финансового анализа [19, с.129].

      А.Д.Шеремет и Р.С.Сайфулин определили следующие задачи анализа финансовых результатов:

      - анализ и оценка уровня и динамики показателей прибыли;

      - факторный анализ прибыли от реализации продукции (работ, услуг);

      - анализ финансовых результатов от прочей реализации, внереализационной деятельности и финансовой деятельности;

      - анализ и оценка использования чистой прибыли;

      - анализ взаимосвязи затрат, объема производства (продаж) и прибыли;

      - анализ взаимосвязи прибыли, движения оборотного капитала и потока денежных средств;

      - анализ и оценка влияния инфляции на финансовые результаты.

      Г.В.Савицкая отражает следующие основные задачи анализа

финансовых результатов:

      - систематический контроль за выполнением планов продажи продукции и получением прибыли;

      - определение влияния как объективных, так и субъективных факторов на финансовые результаты;

      - выявление резервов увеличения суммы прибыли и рентабельности;

      - оценка работы организации по использованию возможностей увеличения прибыли и рентабельности;

      - разработка мероприятий по использованию выявленных резервов

[36, с.213].

      Система показателей финансовых результатов включает в себя не только абсолютные (прибыль), но и относительные (рентабельность) показатели эффективности использования. Чем выше уровень рентабельности, тем выше эффективность хозяйствования [11, с. 174].

      Методологической основой анализа финансовых результатов в условиях рыночных отношений является принятая для всех организаций независимо от организационно-правовой формы и формы собственности модель их формирования и использования. Приступая к анализу финансовых результатов, следует различать прибыль (убыток) от основной деятельности: продажа товара, продукции, работ, услуг; прочие доходы и расходы: проценты к получению (к уплате), доходы от участия в других организациях, прочие операционные доходы и расходы, финансовые результаты от внереализационных операций; прибыль (убыток) до налогообложения и чистую прибыль (убыток) отчетного периода [27, с. 243].

      Прибыль (убыток) от основной деятельности включает в себя прибыль (убыток) от продажи товаров, продукции, работ, услуг и определяется как разность между выручкой от продажи товаров, продукции, работ, услуг (за минусом НДС, акцизов и обязательных аналогичных платежей) и себестоимостью проданных товаров, продукции, работ, услуг, коммерческих и управленческих расходов [14, с. 19].

      Важнейшими факторами, влияющими на сумму прибыли от продажи, являются:

      - изменение цены продажи продукции;

      - изменение себестоимости проданной продукции;

      - изменение величины коммерческих и управленческих расходов;

      - изменение объема проданной продукции;

      - изменение структуры ассортимента проданной продукции [13, с. 109].

      Прочие доходы и расходы включают проценты к получению (уплате),

прочие операционные доходы (расходы), финансовые результаты от внереализационных операций.

      Доходами организации признается увеличение экономических выгод в результате поступления активов (денежных средств, иного имущества) и (или) погашения обязательств, приводящее к увеличению капитала этой организации, за исключением вкладов участников [5, с. 101].

      Расходами организации признается уменьшение экономических выгод в результате выбытия активов (денежных средств, иного имущества) и (или) возникновения обязательств, приводящее к уменьшению капитала этой организации, за исключением уменьшения вкладов по решению участников (собственников имущества) [6, с. 108].

      Прибыль (убыток) до налогообложения представляет алгебраическую сумму прибыли (убытка) от продажи товаров, продукции, работ, услуг и прочих доходов и расходов.

         Чистая прибыль (убыток) определяется как разность между суммой прибыли (убыток) до налогообложения, уменьшенной на сумму текущего налога на прибыль и чрезвычайных расходов, и увеличенной на сумму чрезвычайных расходов.

      Текущим налогом на прибыль (текущим налоговым убытком) признается налог на прибыль для целей налогообложения, определяемый исходя из величины условного расхода (условного дохода), скорректированной на суммы постоянного налогового обязательства, отложенного налогового актива и отложенного налогового обязательства отчетного периода [7, с. 162].

      Основными источниками информации для анализа финансовых результатов являются следующие формы отчетности: форма № 1 «Бухгалтерский баланс», форма № 2 «Отчет о прибылях и убытках». При анализе также используются данные бизнес-плана и аналитического учета к счету 90 «Продажи», счету 91 «Прочие доходы и расходы», счету 99 «Прибыли и убытки».

      Бухгалтерская отчетность должна давать достоверное и полное представление о финансовом положении организации, финансовых результатах ее деятельности и изменениях в ее финансовом положении. Достоверной и полной считается бухгалтерская отчетность, сформированная исходя из правил, установленных нормативными актами по бухгалтерскому учету [4, с. 57].

      Отчетность используется внешними пользователями для оценки эффективности деятельности организации, а также для экономического анализа самого хозяйствующего субъекта. Она необходима для оперативного руководства структурными подразделениями, служит базой для составления бизнес-плана.        

       Модель формирования финансового результата отражена на рисунке 1.

 


  

 

 


Рис.1. Модель формирования финансового результата

 

      Информационное обеспечение анализа и принятие решений по управлению финансовыми результатами деятельности организации формируется за счет внешних и внутренних источников информации. Отчетность организации базируется на обобщении данных финансового учета и является информационным звеном, связывающим хозяйствующий субъект с обществом и деловыми партнерами [39, с. 318].

      Использование всех представляющих интерес показателей, формируемых из внешних и внутренних источников, позволяет создать на каждой организации целенаправленную систему информационного обеспечения, ориентированную не только на эффективное и оперативное управление формированием прибыли, но и на принятие стратегических решений [21 , с. 185].

      Содержание финансового анализа во многом определяется тем, кто является пользователем информации. Одной из задач бухгалтерского учета является обеспечение информацией, необходимой внутренним и внешним пользователям бухгалтерской отчетности для контроля за соблюдением законодательства РФ при осуществлении организацией хозяйственных операций и их целесообразностью, наличием и движением имущества и обязательств, использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами [2, с. 6].

      Для внутренних пользователей организации: руководителей, учредителей и собственников имущества - необходима оценка целесообразности произведенных затрат и достигнутых финансовых результатов, финансовой устойчивости и конкурентоспособности. Расчет возможностей и перспектив дальнейшего развития эффективности использования заемных средств, выявление убытков, непроизводительных расходов и потерь. Составление обоснованных прогнозов о финансовой состоятельности организации. Для внешних пользователей: инвесторов, кредиторов, поставщиков - необходима оценка финансового состояния организации, эффективности использования собственного и заемного капитала, дебиторской и кредиторской задолженностей, имущества организации [40, c. 18].

      1.2.Основные направления анализа финансовых результатов

 

      Финансовые результаты деятельности хозяйствующего субъекта характеризуются суммой полученной прибыли и уровнем рентабельности. Чем больше величина прибыли и выше уровень рентабельности, тем эффективнее функционирует организация, тем устойчивее ее финансовое состояние. Поэтому поиск резервов увеличения прибыли и рентабельности - одна из основных задач в любой сфере бизнеса [25, с. 354].

      Проводить анализ прибыли и рентабельности продукции А.Д.Шеремет предлагает в следующей последовательности:

      1. Формируется ряд показателей, в которых проявляются финансовые результаты организации. При этом выделяются такие показатели, как валовая прибыль, прибыль (убыток) от продаж, прибыль (убыток) от продаж и прочей внереализационной деятельности, прибыль (убыток) до налогообложения (общая бухгалтерская прибыль), прибыль (убыток) от обычной деятельности, чистая прибыль (нераспределенная прибыль (убыток) отчетного периода).

      2. Анализ на предварительном этапе проводится как по абсолютным показателям прибыли, так и по ее относительным показателям - по рентабельности продаж.

      3. Углубленный анализ осуществляется путем исследования влияния на величину прибыли и рентабельность продаж различных факторов, которые подразделяются на группу внешних и группу внутренних факторов.

      4. Затем анализируется влияние инфляции на финансовые результаты от продаж продукции.

      5. Изучается качество прибыли - обобщенная характеристика структуры источников формирования прибыли.

      6. Проводится анализ рентабельности активов организации.

      7. Осуществляется маржинальный анализ прибыли.

      Г.В.Савицкая выделяет три взаимосвязанных области анализа финансовых результатов хозяйственной деятельности организации: собственно анализ финансовых результатов деятельности организации, анализ прибыли и рентабельности по международным стандартам и анализ использования прибыли организации.

      Анализ финансовых результатов деятельности организации Г.В.Савицкая предлагает осуществлять последовательно, изучая:

      - состав совокупной прибыли, ее структуру, динамику и выполнение плана за отчетный год;

      - прибыль от продаж, ее структуру, динамику и выполнение плана за отчетный год, влияние на прибыль ассортиментной политики организации;

      - факторы, влияющие на изменение прибыли в целом по организации;

      - состав внереализационной прибыли, ее структуру, динамику и выполнение плана за отчетный год;

      - рентабельность организации с выделением трех групп показателей рентабельности;

      - показатели, характеризующие окупаемость издержек производства и инвестиционных проектов;

      - показатели, характеризующие прибыльность продаж;

      - показатели, характеризующие доходность капитала и его частей;

      - факторы, влияющие на рентабельность производственной деятельности в целом по организации и по каждому виду продукции, рентабельность совокупного капитала;

      - методические основы определения резервов увеличения суммы прибыли и рентабельности.

      Порядок формирования финансовых результатов организации (прибыли) В.В.Бочаров рассматривает, систематизируя статьи, входящие в отчет о прибылях и убытках. Он показывает формирование прибыли от валовой до нераспределенной (чистой) прибыли (непокрытого убытка) отчетного периода.

      Анализируя производство и продажу продукции, С.А.Бороненкова проводит анализ безубыточности продаж, в рамках которого изучает взаимосвязь между объемом продаж, выручкой и прибылью организации и определяет «точку критического объема производства, выше которой идет зона прибыльности организации, ниже - зона убытков».

       В процессе анализа используются следующие показатели прибыли:

      - маржинальная прибыль (разность между выручкой и переменными затратами);

      - прибыль от реализации продукции, товаров, услуг (разность между суммой маржинальной прибыли и постоянными расходами отчетного периода);

      - общий финансовый результат до налогообложения (финансовые результаты от продажи продукции, работ и услуг, доходы и расходы от финансовой и инвестиционной деятельности, внереализационные и чрезвычайные доходы и расходы);

      - налогооблагаемая прибыль (рассчитывается исходя из ставки налога и прибыли, подлежащей налогообложению, рассчитанной нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания отчетного (налогового) периода)

[1, с. 423];

      - чистая прибыль - это та ее часть, которая остается в распоряжении организации после уплаты всех налогов, экономических санкций и прочих обязательных отчислений;

      - капитализированная (нераспределенная) прибыль - это часть чистой прибыли, которая направляется на финансирование прироста активов;

      - потребляемая прибыль - та ее часть, которая расходуется на выплату дивидендов персоналу хозяйствующего субъекта или на социальные программы.

      Размер финансового результата во многом зависит от учетной политики, применяемой на организации. Организация должна раскрывать принятые при формировании учетной политики способы бухгалтерского учета, существенно влияющие на оценку и принятие решений заинтересованными пользователями бухгалтерской отчетности [3, с. 39]. Действующие нормативные акты предоставляют право субъектам хозяйствования самостоятельно выбирать некоторые методы учета, способные существенно повлиять на формирование финансового результата.

      Они допускают следующие методы регулирования финансовым результатом организации:      

      1. Изменение стоимостных границ отнесения имущества к основным средствам или к оборотным активам, что влечет за собой изменение суммы текущих затрат и прибыли в связи с различными способами отнесения их на затраты.

      2. Изменение метода переоценки основных средств путем индексации первоначальной стоимости с использованием среднестатистических коэффициентов пересчета или прямым пересчетом первоначальной стоимости в цены, сложившиеся на дату переоценки на соответствующие виды основных средств. От выбранного метода переоценки основных средств зависят фонд переоценки имущества, сумма амортизационных отчислений и как результат - величина прибыли и собственного капитала организации.

      3. Использование метода ускоренной амортизации по активной части основных средств также приводит к увеличению себестоимости продукции и уменьшению суммы прибыли и налога на прибыль.

      4. Применение различных методов оценки нематериальных активов и способов начисления амортизации по ним.

      5. Изменение метода определения прибыли от продажи продукции.

      6. Выбор метода оценки потребленных материально-производственных запасов.

      7. Изменение порядка списания затрат по ремонту основных средств на себестоимость продукции.

      8. Изменение сроков погашения расходов будущих периодов, сокращение которых ведет к росту себестоимости продукции отчетного периода [9, с. 9].

      Учетная политика, формируемая в организации, открывает большой простор для выбора методологических приемов, способных радикально менять всю картину финансовых результатов и финансового состояния организации. В процессе анализа необходимо установить соответствие принятой учетной политики хозяйствующего субъекта действующим нормативным положениям по ведению бухгалтерского учета [10, с. 12]. Также следует определить влияние изменений в учетной политике на сумму балансовой, налогооблагаемой, чистой прибыли, а также на размер налогов и сумму выплаченных дивидендов акционерам.

      Процесс управления прибылью включает в себя осуществление таких функций, как планирование конечных финансовых результатов, учет формирования, распределения и использования прибыли, оценка и анализ достигнутого уровня, принятие управленческих решений. Таким образом, результаты анализа используются для принятия решений в области управления прибылью. Цель анализа прибыли состоит в выяснении причин, обусловивших изменение прибыли, определении резервов ее роста и подготовке управленческих решений по мобилизации выявленных резервов [32, с. 11].

      Для достижения данной цели в ходе проведения анализа решаются следующие задачи:

      - оценка выполнения плана и динамика финансовых результатов;

      - изучение состава и структуры прибыли;

      - выявление и количественное изменение влияния факторов формирования прибыли;

      - анализ и оценка качества прибыли;

      - изучение направлений, пропорций и тенденций распределения прибыли;

      - выявление резервов роста прибыли;

      - разработка рекомендаций по наиболее эффективному использованию прибыли с учетом перспектив развития организации.

      На величину прибыли оказывают влияние также эффект производственного и финансового рычага. Эффект производственного (операционного) рычага показывает, во сколько раз изменение прибыли больше темпов прироста объема продажи. Увеличение прибыли происходит за счет эффекта масштаба производства. При этом, чем больше доля постоянных расходов в общей сумме издержек, тем больше эффект производственного рычага. Эффект финансового рычага характеризует изменение прибыли при рациональном использовании заемных средств. Увеличение доли заемного капитала позволяет снизить как налогооблагаемую прибыль, так и налог на прибыль, взимаемый с организации. Однако риск финансовой деятельности организации возрастает [16, с. 205].

      Прибыль используется в соответствии с уставом организации. За счет нее осуществляется инвестирование производственного развития, выплачиваются дивиденды акционерам организации, создаются резервные и страховые фонды. Погашаются убытки, полученные организацией в предыдущие периоды деятельности [15, с. 125].

      Экономические факторы, определяющие величину финансового результата:

      - рыночно - конъюнктурные (повышение конкурентоспособности, организация эффективной рекламы, развитие внешнеэкономических связей);

      - хозяйственно - правовые и административные (налогообложение, государственное регулирование тарифов и цен);

      - материально - технические (использование прогрессивных и экономических предметов труда, проведение модернизации материально-технической базы производства);

      - организационно - управленческие (освоение новых, более совершенных видов продукции);

      - экономические (финансовое планирование деятельности организации, анализ и поиск внутренних резервов роста прибыли);

      - социальные (повышение квалификации работников, улучшение условий труда и отдыха работников).    

      Рентабельность - один из важнейших показателей эффективности производства, используемых для оценки деятельности организации. Хозяйствующий субъект работает рентабельно в том случае, если доходы, полученные им в результате производственно-хозяйственной деятельности, превышают расходы на производство работ [33, с. 292].    

      Рентабельность есть относительный показатель, который характеризует степень доходности, выгодности, прибыльности и позволяет оценить, какую прибыль имеет субъект хозяйствования с каждого рубля средств, вложенного в активы. Показатели рентабельности более полно, чем прибыль, отражают конечные результаты хозяйствования, потому что их величина показывает соотношение эффекта с наличными и использованными ресурсами [37, с. 268].

      Вся предпринимательская деятельность в условиях рыночных отношений делится на три вида:

      - операционную (основную);

      - инвестиционную (вложения средств в акции, капитальные вложения);

      - финансовую (получение и уплата дивидендов, процентов) [24, с. 22].

      В соответствии с этим в анализе финансовых показателей Л.Н.Чечевицына выделяет следующие группы показателей относительной доходности:

      - рентабельность продукции, работ, услуг;

      - рентабельность производственных фондов;

       - рентабельность всего имущества;

      - рентабельность вложений и ценных бумаг;

      - рентабельность издержек производства и инвестиционных проектов

[38, с. 352].

      Источниками информации для анализа показателей рентабельности продукции, работ, услуг являются форма № 2 «Отчет о прибылях и убытках», учетные регистры хозяйствующего субъекта.

      Показатели рентабельности характеризуют эффективность использования средств или результатов работы организации, а также платежеспособность или возможность расплатиться с кредиторами и акционерами поступающими денежными средствами [26, с. 101].

 

 

      1.3.Методика анализа финансовых результатов

 

      Анализ финансовой и хозяйственной деятельности организаций связан с обработкой обширной информации, характеризующей самые разнообразные аспекты функционирования хозяйствующего субъекта как производственного, финансового, имущественного, социального комплекса. Документально- информационной основой анализа финансовых результатов служат данные бухгалтерского учета. Сами эти данные позволяют высказывать суждения о состоянии дел в организации, но глубокий анализ требует их обработки. Положительный финансовый результат хозяйственной деятельности организаций свидетельствует об эффективности применяемых форм и методов управления финансовыми ресурсами. Отрицательный результат или его отсутствие – о недостатках в управлении финансовыми ресурсами, организации производства и возможности банкротства организации [28, с. 119].

      За последние годы методики исследования во всех отраслях науки стали более совершенными. Важным приобретением экономической науки является использование математических методов в экономических исследованиях, что делает анализ более глубоким и точным. В работе рассмотрены методики анализа финансовых результатов разных авторов.  

      Расчет финансового результата от продажи продукции по методике Э.А.Маркарьян имеет следующий вид:

                                              РQ = QP – S – K                                          (1)

где QP – выручка от продажи товаров, продукции, работ, услуг (за минусом НДС, акцизов и аналогичных обязательных платежей);   

      S – себестоимость товаров, продукции, работ, услуг;

      K – коммерческие расходы.

      Если в соответствии с учетной политикой организации управленческие расходы списываются с кредита счета 26 в дебет счета 90, то они отражаются в форме № 2 по отдельной строке. В этом случае используется формула:

                                           РQ = QP – S – K – У                                       (2)

где У – управленческие расходы.

      На динамику суммы прибыли от продаж могут оказать влияние изменение объема и структуры проданной продукции, ее полной себестоимости и оптовых цен. Между изменением объема продаж и размером полученной прибыли существует прямая пропорциональная зависимость при продаже рентабельной продукции и обратная зависимость при продаже убыточной.

      Увеличение объема продаж рентабельной продукции приводит к увеличению массы прибыли. Влияние изменения объема продажи на сумму прибыли можно определить по следующей формуле:

                        ∆РQ = Р0 * К1,2 – Р0 или ∆РQ = Р0 * ( К1,2 -1)                    (3)

где ∆РQ – прирост прибыли за счет изменения объема продаж;

Р0 – прибыль за предыдущий год;

К1,2 – коэффициент изменения объема продаж (отношение объема продаж

    отчетного года к объему продаж предыдущего года).

      Влияние на прибыль ассортимента и структуры продаж продукции расчитывается по формуле:

                     ∆РС = Р1,0 – Р0 * К1,2 или ∆РС = (Р1,0 - Р0) - ∆РQ                                (4)

где ∆РС – прирост прибыли в результате изменения структуры и ассортимента    

            продажи продукции;    

Р1,0 – прибыль, полученная от фактически проданной продукции в отчетном       году в ценах и по себестоимости предыдущего года.                         

      Существенное влияние на сумму прибыли оказывает изменение полной себестоимости продукции. Между уровнем себестоимости и прибылью наблюдается обратная зависимость. Снижение себестоимости приводит к увеличению суммы прибыли, и наоборот. Влияние изменения себестоимости продажи на сумму прибыли определяется по формуле:

                                                 ∆S = S1 – S1,0                                                                             (5)

где ∆S – прирост (уменьшение) полной себестоимости продаж;

S1 – фактическая себестоимость продажи отчетного года;

S1,0 – полная себестоимость товаров по ценам предыдущего года.

Величина прибыли находится в прямой зависимости от изменения оптовых цен на продукцию и тарифов на работы и услуги, поскольку представляет собой разницу между стоимостью продажи в оптовых ценах и ее полной себестоимости. Влияние находится по формуле:

                                              ∆QZ = QP1 – QP1,0                                                                        (6)

где ∆QZ – прирост (уменьшение) выручки от продажи за счет изменения цен и 

            тарифов;

QP1 – фактический объем продаж за отчетный год в действующих ценах;

QP1,0 – объем продаж по ценам предыдущего года.

      Методика анализа финансового результата при использовании системы «директ-костинг» усложняется в условиях многономенклатурного производства, когда необходимо учитывать влияние изменения структуры себестоимости проданной продукции. Используется следующая модель:

                                             Р = QP * МД – ПЗ                                        (7)

где Р – прибыль (убыток) от продажи продукции, работ, услуг;

QP – выручка от продажи продукции, работ, услуг;

МД – доля маржинального дохода в выручке от продажи продукции;

ПЗ – постоянные затраты.

      Доля маржинального дохода в выручке рассчитывается по формуле:

                                             МД = ∑ Уi * МДi                                                                        (8)

где Уi – удельный вес каждого вида продукции в общей сумме выручки;

<


2019-12-29 182 Обсуждений (0)
ГЛАВА 1. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АНАЛИЗА ФИНАНСОВЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОРГАНИЗАЦИИ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: ГЛАВА 1. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АНАЛИЗА ФИНАНСОВЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОРГАНИЗАЦИИ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (182)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.017 сек.)