Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Понятие имиджа организации и его составляющие



2019-12-29 232 Обсуждений (0)
Понятие имиджа организации и его составляющие 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Имидж - понятие нематериальное, относящееся к нематериальным, неявным активам любой компании. С некоторых пор он, наряду с торговой маркой и другими составляющими, значится в финансовом менеджменте не только Североамериканских и Западноевропейских компаний, но и Российских организаций. Речь, конечно же, идет, прежде всего, о крупных корпорациях, которые оценивают имидж в стоимостном выражении в своих балансовых счетах в соответствующей статье: Intangibles - goodwill. Goodwill - это благорасположение, доброе имя компании, которое в условиях равных возможностей для крупнейших организаций имеет огромное значение, представляя очередное доказательство в пользу корпорации, лишний шанс на победу в жесткой конкурентной борьбе. [16;24]

Корпоративный имидж или организационный имидж это образ организации, сформированный в общественном сознании. Другими словами, имидж организации есть целостное восприятие (включающее понимание и оценку) организации различными группами общественности. Таким образом, понятие имиджа организации включает две составляющие:

Описательную (или информационную) составляющую, которая представляет собой образ организации, и оценочную составляющую или составляющую, связанную с отношением.

Оценочную составляющую, которая существует в силу того, что любая информация об организации побуждает оценки и эмоции, которые могут обладать различной интенсивностью, могут приниматься или отвергаться.

Люди оценивают имидж организации через призму своего прошлого опыта, ценностных ориентаций, общепринятых норм, принципов и т.д.

Образ и оценка поддаются лишь условному концептуальному различению. В реальности они неразрывно связаны.[32;13]

Имидж организации может быть позитивным, негативным, нечетким. Целью организации является формирование позитивного имиджа. Позитивный имидж повышает конкурентоспособность организации на рынке. Он привлекает потребителей и партнеров, ускоряет продажи и увеличивает их объем. Он облегчает доступ организации к различным ресурсам: финансовым, информационным, человеческим, материальным. Успешный процесс формирования корпоративного имиджа требует планирования, организации, контроля.

Таким образом, имидж организации можно рассматривать как существующую в сознании людей систему образов и оценок.

Имидж – это мнение, содержащее оценку, а оценка формирует готовность действовать - психологическую установку. [8;12]

Имидж создает реальную социально-психологическую установку, определяющую поведение человека по отношению к объекту.[38]

Неотъемлемым атрибутом любой системы и системы корпоративного имиджа является структура.

Предлагаемая структура включает 5 компонент (или составляющих) представлена на рисунке №1.

Имидж предприятия у потребителей составляют представления людей относительно уникальных характеристик, которыми, по их мнению, обладает продукция предприятия: качество, дизайн, известность торговой марки; предоставляемые предприятием сервисные услуги и система скидок; цена на продукцию; представления потребителей о заявленной миссии и стратегиях предприятия, а также его фирменный стиль.

 


Рисунок №1

Бизнес-имидж предприятия складывается из представлений партнеров о предприятии как субъекте определенной деятельности. В качестве основных детерминант бизнес-имиджа выступают: деловая репутация, или добросовестность (соблюдение этических норм бизнеса) в осуществлении предпринимательской деятельности, надежность, лояльность предприятия к партнерам, информационная открытость, а также деловая активность предприятия, индикаторами которой являются объем продаж, относительная доля рынка, разнообразие товаров, гибкость ценовой политики.

Социальный имидж предприятия — представления широкой общественности о социальных целях и роли предприятия в экономической, социальной и культурной жизни общества. Социальный имидж формируется посредством информирования общественности о социальных аспектах деятельности предприятия, таких как спонсорство, меценатство, поддержка общественных движений, участие в решении проблем экологии, занятости, здравоохранения и т.д., содействие конкретным лицам.

Имидж предприятия для госструктур составляют представления о предприятии представителей региональной администрации, исполнительной и законодательной власти. Параметрами имиджа для госструктур являются: значимость продукции предприятия для региона, степень участия предприятия в региональных социальных программах, выполнение предприятием федеральных и региональных законов, количество предоставляемых рабочих мест для жителей региона, открытость предприятия к неформальным контактам.

Внутренний имидж предприятия формируют представления персонала о своем предприятии. Персонал при этом рассматривается не только как фактор конкурентоспособности предприятия, одна из ключевых групп общественности, но и как важный источник информации о предприятии для внешних аудиторий. Основными детерминантами внутреннего имиджа являются культура предприятия (система подбора и обучения персонала, система отношений руководства и подчинения, система оценки работы персонала на основании принятых на предприятии критериев, система вознаграждений, система социальных льгот, фирменный стиль предприятия) и социально-психологический климат (настроение и мнение коллектива, индивидуальное самочувствие и оценка условий жизни и работы личности в коллективе).

Корпоративный имидж выступает как один из инструментов достижения стратегических целей предприятия, затрагивающих основные стороны его деятельности и ориентированных на перспективу. Преимущества позитивного имиджа очевидны. Однако позитивная известность не появляется сама собой и не существует сама по себе. Она требует целенаправленной систематической работы, связанной с превращением реального имиджа предприятия в позитивный.

В таблице №1 представлена структура корпоративного имиджа и элементы каждой структурной единицы.

 


Таблица №1

 

Эта структура факторов, влияющих на корпоративный имидж, является единой для любой организации, но количество и разнообразие факторов для каждой из организации - разное. Так как есть факторы, которые являются значимыми в одной, в другой, в силу различных причин являются не актуальными. [26;18-19]

Но основными детерминантами внутрикорпоративного имиджа являются социально-психологический климат и внутрикорпоративная культура. Согласно теории когнитивного диссонанса (Фестингер, 1957), "представления чувства и идеи, вступающие в противоречие с другими представлениями, чувствами и идеями индивида, приводят к нарушению гармонии личности, к ситуации психологического дискомфорта. Испытывая потребность в достижении внутренней гармонии, человек готов предпринимать различные действия, которые способствовали бы восстановлению утраченного равновесия. Поэтому очень важно, чтобы каждый элемент структуры имиджа был информационно заполнен самой организацией. В противном случае, массовое сознание, в силу определенных стереотипов, наполнит содержанием недостающий элемент самостоятельно, что не всегда может пойти на пользу организации: в последующем, внедряя в массовое сознание новую информацию, придется преодолевать барьер уже существующей установки." [30;28]

Поэтому так важно именно профессионально грамотно формировать корпоративный имидж и не допускать появления неадекватной информации, которая могла бы изменить корпоративный имидж не во благо различным организационным показателям.

Исследуя другой источник, автор выделяет еще три компонента, который воздействую на восприятие корпоративного имиджа.

Социальный имидж организации - представления широкой общественности о социальных целях и роли организации в экономической, социальной и культурной жизни общества.

Имидж руководителя или основных руководителей организации включает представления о способностях, установках, ценностных ориентациях, психологических характеристиках, и внешности руководителя.

Визуальный имидж организации - представления об организации, субстратом которых являются зрительные ощущения, фиксирующие информацию об интерьере офиса, торговых и демонстрационных залах, фирменной символике организации.[1;43]

По мнению американских исследователей Т.Питерса и Р.Уотермена, компании, которые сформулировали для себя лишь финансовые цели, как правило, не достигают финансовых результатов, каких достигают компании с более широким диапазоном ценностных установок. Конкретнее этот более широкий диапазон ценностей можно определить как идеологию компании, ее внутренний и внешний имидж.[30;23] Создание и поддержание сильного имиджа требует больших расходов, длительного времени, возникает противоречие между необходимостью постоянно иметь достаточно высокую прибыль и долгосрочными инвестициями в имидж, не дающими быстрой отдачи. Но надо понимать, что если однажды предприятие уступит рыночные позиции, то вернуться на них будет крайне сложно, практически невозможно.

Внутренний имидж и идеология организации тесно связаны. Внутренний имидж создает эмоциональный тон восприятия идеологических установок, иллюстрирует идеологию в ярких доходчивых образах, формирует у персонала чувство патриотизма к данной организации. Чистая идеология как система ценностей, моделей поведения, не подкрепленная верно построенным имиджем организации, воспринимается как искусственная, нереальная установка. В то же время имидж организации без идеологической наполненности не воспринимается цельно, он является как бы набором ярких фрагментов без смыслового содержания. Внутренний корпоративный имидж пока самая недооцениваемая часть делового имиджа отечественных организаций. [48]

Далее более подробно необходимо рассмотреть понятие внутрикорпоративного имиджа как одного из основных аспектов моей работы.

Под внутренним имиджем организации принято понимать представления о ней собственных работников. Служащие при этом рассматриваются здесь не только как фактор конкурентоспособности организации и одна из ключевых групп общественности, но и как важный источник информации об организации для внешних аудиторий.

Имидж организации является различным для каждой из групп общественности, разделенных по психографическим, поведенческим и демографическим принципам. Во-первых, в силу того, что для различных групп общественности в разной степени важны те или иные характеристики организации, а во-вторых, в силу того, что различные группы общественности соприкасаются с различными сторонами жизнедеятельности организации, или, выражаясь более точно, соприкасаются с теми или иными сторонами существования организации в разной степени. Можно говорить о том, что для внутренней общественности остаются важными факторы, которые являются значимыми при формировании корпоративного имиджа в целом, однако в силу объективных причин, для каждой из групп одни критерии могут превалировать над другими. Роль одних факторов для каждой из групп сотрудников организации возрастает, других – уменьшается.

Сегодня практически ежедневно каждый человек в сфере торговли или обслуживания контактирует с персоналом той или иной компании. Учитывая, что мы живем в условиях рыночной экономики следует помнить, что мнение о компании самого сотрудника более компетентно для любого потенциального клиента или руководителя конкурирующей компании. Для того, чтобы это мнение было положительным, необходимо сформировать позитивный внутренний имидж и корпоративный как стратегическое преимущество перед конкурентами.[3; 22]

Служащие зачастую играют роль гораздо более серьезного передатчика информации о положении дел в компании, чем СМИ. В публикациях руководство фирмы может освещать свою деятельность с выгодной стороны и демонстрировать потребителям свои товары или услуги через PR-кампании. Но когда информация передается сотрудниками организации своим друзьям, знакомым, коллегам или даже конкурентам, она обычно не приукрашивается и не выставляется в выгодном свете. Поэтому работа по формированию имиджа с персоналом – совсем не пустая трата времени, но крайне важная задача.

Атмосфера работы в компаниях, уделяющих внимание разработке своей идеологии и имиджу, разительно отличается от атмосферы деидеологизированных фирм. В последних люди работают только ради денег или карьеры. Коллектив таких компаний разлагается сплетнями и нездоровыми слухами, которыми заполняется идеологический и имиджевый вакуум. Очевидно, что о рациональном использовании трудовых ресурсов и их мобилизации в таких компаниях говорить нельзя. Таким образом, следует формировать и поддерживать здоровый социально-психологический климат в организации. Профессиональные команды формируют такой бизнес, стоимость и ценность которого постоянно растет. Компаниям с отлаженным внутренним коммуникационным полем не страшны кризисы, они надежно защищены от неизбежных испытаний в турбулентной среде рынка. [46]

Объединение персонала на основе индивидуальных целей (зарплата, карьера, учеба) для достижения общей цели (прибыль и процветание фирмы), то есть, формирование команды, способной решать задачи любого уровня сложности – суть и смысл PR-строительства внутреннего коммуникационного поля.

Программы внутрикорпоративного public relations должны способствовать эффективному управлению человеческим фактором, повышению мотивации персонала, развитию профессионализма, поддержке необходимой инициативы и ответственности сотрудников.

Если в компании нет отлаженной коммуникационной системы - аналогично финансовой, кадровой, рыночной и др. – ее заменяют слухи и дезинформация, которые плодят ошибки и растят снежный ком проблем.[41]

 



2019-12-29 232 Обсуждений (0)
Понятие имиджа организации и его составляющие 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Понятие имиджа организации и его составляющие

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (232)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)