Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Классификация автомобилей



2019-12-29 301 Обсуждений (0)
Классификация автомобилей 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Классификация - это разделение автомобилей на группы или категории в зависимости от конструкции, назначения или технических особенностей.

По назначению автомобили подразделяются на грузовые, пассажирские и специальные.

Специальные автомобили не выполняют транспортную работу, т.е. не перевозят пассажиров или грузы. Они перевозят только специальное оборудование установленное на них. К специальным автомобилям относятся пожарные, уборочные автомобили, автомастерские, автолавки, автокраны и т.п. Пассажирские автомобили вместимостью до 8 человек не считая водителя относятся к легковым, свыше 8 человек к автобусам.

Вместе с грузовыми автомобилями они могут быть общего назначения и специализированными. Специализированные автомобили имеют спецоборудование для специфической транспортной работы (рефрижератор, банковский бронированный автомобиль, скорая помощь, панелевоз и т.п.).

Грузовые автомобили и прицепы общего назначения имеют неопрокидывающийся бортовой кузов, оборудуемый иногда дугами с тентом. Легковые автомобили общего назначения не имеют специализированного оборудования. Они могут иметь дополнительное оборудование (буксировочное устройство, сигнализация и т.д.).

Все автомобили могут эксплуатироваться с прицепом, полуприцепом или прицепом-роспуском.

Прицеп - это транспортное средств, в котором лишь незначительная часть полной массы передается на буксирующий автомобиль.

Полуприцеп - это вид прицепа, значительная часть полной массы которого передается на буксирующий автомобиль.

Прицеп-роспуск - это прицеп предназначенный для перевозки длинномерных грузов и имеющий дышло изменяющейся длины.

Автомобиль предназначенный для работы с прицепом называется бортовым тягачом. Седельным тягачом называют автомобиль предназначенный для работы с полуприцепом.

В соответствии с отраслевой нормалью ОН 025270-66 принятой в 1966 легковые автомобили подразделяются на 5 классов в зависимости от рабочего объема двигателя, выраженного в дм3.

 

Класс автомобиля Рабочий объем (дм3)
Особо малый до 1,2
Малый от 1,2 до 1,8
Средний от 1,8 до 3,5
Большой свыше 3,5
Высший рабочий объем не регламентируется

 

В основе классификации автобусов лежит их габаритная длина в местах, на основании которой они подразделяются на 5 классов.

 

Класс автобуса Длина автобуса (в м)
Особо малый до 5,0 м
Малый от 6,0 до 7,5 м
Средний от 8,0 до 9,5 м
Большой от 10,5 до 12,0 м
Особо большой 18 м и более

 

Основой классификации грузовых автомобилей служит их полная масса. В зависимости от нее все грузовые автомобили подразделяются на 7 классов.

 

Полная масса (т)
1 до 1,2 т
2 от 1,2 т до 2,0 т
3 от 2 до 8,0 т
4 от 8 до 14 т
5 от 14 до 20 т
6 от 20 до 40 т
7 свыше 40

 

Все многообразие прицепов и полуприцепов отраслевой нормалью сводилось к шести основным группам: 1 - легковые; 2 - автобусные; 3 - грузовые (бортовые); 4 - самосвальные; 5 - цистерны; 6 - фургоны.

С классификацией иностранных автомобилей дело обстоит следующим образом: единой классификации обязательной для всех стран и всех заводов не существует. Но есть рекомендации Европейской экономической комиссии при ООН. В соответствии с этой классификацией все автомобили, мотоциклы и прицепы рекомендуется разделить на 4 группы: “L”, “M”, “N”, “O”. Подобный принцип классификации закреплён в российском ГОСТ Р 52051‑2003 “Механические транспортные средства и прицепы. Классификация и определения”.

К категории L относятся все те из них, которые имеются менее четырех колес (мотоциклы, мотороллеры, трехколесные транспортеры и т.д.). Делятся они на две основные подкатегории:

первая (L1-L2) - это АТС, рабочий объем двигателей которых не превышает 50 см3, а максимальная конструктивная скорость - не более 40 км/ч;

ко второй подкатегории (L3-L5) относятся двух- и трехколесные транспортные средства с техническими параметрами больше тех, что описаны выше, но при этом их полная масса не должна превышать 1000 кг;

категория М включает в себя АТС, предназначенные для перевозки пассажиров, имеющие не менее четырех колес или три колеса и полную массу более 1 т. Это легковые автомобили, микроавтобусы и автобусы. Категория М подразделяется на три подкатегории:

к первой (М1) относятся автомобили, имеющие, помимо водителя, не более 8 мест для сидения. То есть это практически все легковушки и некоторая часть микроавтобусов;

вторая (М2) включает автомобили, в которых более 8 мест для сидения, помимо водительского, но их полная масса не превышает при этом 5 т;

транспортные средства для перевозки пассажиров полной массой более 5 т относятся к подкатегории (М3).

категория N включает грузовые автомобили, начиная от пикапов и заканчивая карьерными самосвалами. Она, как и предыдущая, делится на три подкатегории:

в первую (N1) включены автотранспортные средства полной массой менее 3,5 т;

во вторую (N2) - полной массой от 3,5 до 12 т;

в третью (N3) - полной массой свыше 12 т.

Следует отметить, что подкатегории N1, N2 и N3 не всегда трактуются как легкий, средний и тяжелый класс грузовиков. Зачастую к легкому классу принято относит грузовые автомобили полной массой до 6 т, к среднему - от 6 до 15 т, а к тяжелому - свыше 15 т.

категория О включает прицепы и полуприцепы. Она делится на четыре подкатегории: О1, О2, О3 и О4.

Если эти данные свести в таблицу, то предлагаемая классификация автомобилей, мотоциклов и прицепов будет выглядеть следующим образом:

 

Классификация автотранспортных средств, принятая в Правилах ЕЭК ООН

Обозначение категории Обозначение подкатегории Тип АТС Полная масса, т Объем двигателя, см3 Примечания
  L1, L2 АТС двух- и трехколесные Не регламентируется До 50 м3 вкл. Мотоциклы, мотороллеры
L L3-L5 -“- До 1000 кг Не ограничен Мотоциклы, мотороллеры массой до 1000 кг
  М М1 АТС с двигателем, предназначенные для перевозки пассажиров и имеющие не более 8 мест для сиденья (кроме места водителя) Не регламентируется Не ограничен Легковые автомобили
  М2 Те же, имеющие более 8 мест для сиденья (кроме места водителя) до 5,0 -“- Автобусы
  М3 -“- Свыше 5,0 -“- Автобусы, в том числе сочлененные
  N1 АТС с двигателем, предназначенные для перевозки грузов До 3,5 Не ограничен Грузовые автомобили, специальные автомобили
  N N2 -“- Свыше 3,5 до 12,0 -“- Грузовые автомобили, автомобили-тягачи, специальные автомобили
  N3 -“- Свыше 12,0 -“- -“-
  О1 АТС без водителя До 0,75 -“- Прицепы и полуприцепы
  О О2 -“- Свыше 0,75 до 3,5 -“- -“-
  О3 -“- Свыше 3,5 до 10,0 -“- -“-
  О4 -“- Свыше 10,0 -“- -“-

 

Общеевропейская классификация необходима для применения и разработки общих стандартов, таможенных правил, сертификации, дорожного законодательства и в других подобных случаях.

Для водительских удостоверений автомобили обозначаются в соответствии с Европейской Конвенцией о дорожном движении, которая была принята в 1968 г. и включила в себя следующие категории:

Категория А- мотоциклы, мотороллеры, мотокарты, мотоколяски и другие мототранспортные средства

Категория В-автомобили, разрешенная максимальная масса которых не превышает 3500 кг и число сидячих мест которых, помимо сиденья водителя не превышает восьми Категория С-автомобили, предназначенные для перевозки грузов, разрешенная максимальная масса которых превышает 3500 кг

Категория Д-автомобили, предназначенные для перевозки пассажиров и имеющие более 8 сидячих мест помимо сиденья водителя

Категория Е- составы транспортных средств с тягачем, относящимся к категориям В, С, Д, которыми водитель имеет право управлять, но которые сами не входят в одну из этих категорий или в эти категории.

Соответствие категорий транспортных средств указанных в Конвенции о дорожном движении с категориями автомобилей рекомендуемыми Европейской экономической комиссией можно увидеть в сравнительной таблице.

 


 


L

M

N

O

L1L2 L3-L5 M1 M2 M3 N1 N2 O1 O2 O3 O4

мотоциклы

легковые автомобили автобусы автобусы, в т.ч. сочлененные грузовые автомобили специальные грузовые автомобили тягачи

приц епы, полуприцепы

А

В D D+E C C

E

                     

 

Кроме официально признанных классификаций существует неофициальная, но широко используемая так называемая Общепринятая европейская классификация, согласно которой выделяются классы: H, B, C, D, E, F, куда автомобили входят в зависимости от размеров, мощности двигателя, комплектации, стоимости. К классу А относятся автомобили с двигателями не большого литража и не высокой стоимости. К классу F - дорогие престижные, как правило большие автомобили с мощными двигателями. В промежуточные классы без четких классифицирующих критериев вписываются все многообразие выпускаемых в мире автомобилей.

Индексация автомобилей.

До 1966 г. каждая новая модель автомобиля индексировалась буквами, обозначающими завод производитель: ГАЗ - Горьковский автозавод; ЗиЛ - завод имени Лихачева и цифрами, причем Горьковскому автозаводу были выделены цифры от 1 до 99, заводу Лихачева - от 100 до 200 и т.д. В 1966 г. отраслевая нормаль не только классифицировала автомобили, но на основании ее была принята система обозначения автомобилей, прицепов и полуприцепов.

В соответствии с этой системой каждый новый автомобиль получал кроме буквенного сокращения завода-изготовителя и индекс, состоящий из цифр.

Первая цифра обозначает класс автомобили: по рабочему объему двигателя для легкового автомобиля, по длине - для автобуса и по полной массе - для грузовых автомобилей, прицепов и полуприцепов.

Вторая цифра указывает на тип автомобиля:

1 - легковой автомобиль

2 - автобус

3 - грузовой автомобиль (или пикап)

4 - седельный тягач

5 - самосвал

6 - цистерна

7 - фургон

8 - резерв

9 - специальный автомобиль.

Для прицепов вторая цифра является показателем соответствия типу тягача.

1 - прицеп для легкового автомобиля

2 - прицеп для автобуса и т.д.

Третья и четвертая цифры указывают на порядковый номер модели. Пятая цифра показывает, что это модификация, а не базовая модель. Шестая цифра показывает вариант исполнения:

Для холодного климата - 1.

Экспортное исполнение для умеренного климата - 6.

Экспортное исполнение для тропического климата - 7.

Некоторые автомобили имеют в своем обозначении цифры 01, 03, 04 через тире. Это говорит о том, что модель или модификация имеет какие-то дополнительные комплектации или является переходной.

Две первые цифры, присваиваемые автомобилем, автобусам и прицепам приведены в следующих таблицах:


Индексы легковых автомобилей

Рабочий объем двигателя (л) Индекс
до 1,2 11
от 1,2 до 1,8 21
от 1,8 до 3,5 31
свыше 3,5 41
не регламентируется 51

 

 


Индексы автобусов

Габаритная длина (м) Индекс
до 5 м 22
от 6 до 7,5 32
от 8 до 9,5 42
от 10,5 до 12 52
16,5 и более 62

 

Индексы грузовых и специальных автомобилей

Полная

Тип автомобилей

масса С бортовой платформой Седельные тягачи Самосвалы Цистерны Фургоны Специальные
до 1,2 т 13 14 15 16 17 19
1,2-2,0 т 23 24 25 26 27 29
2,0-8,0 т 33 34 35 36 37 39
8,0-14 т 43 44 45 46 47 49
14,0-20,0 53 54 55 56 57 59
20,0-40,0 63 64 65 66 67 69
свыше 40 73 74 75 76 77 79

 

Индексы прицепов и полуприцепов

Типы прицепов Прицепы Полуприцепы
Легковые 81 91
Автобусные 82 92
Грузовые (бортовые) 83 93
Самосвальные 85 95
Цистерны 86 96
Фургоны 87 97

 

Никакой закономерности в индексации автомобилей даже одной страны нет.

Что касается европейских правил, то обозначение категории или подкатегории автомобилей, мотоциклов, прицепов и полуприцепов из классификации, принятой в Правилах ЕЭК ООН никогда и никак не фигурируют в индексации автомобилей.

Каждая автомобильная фирма имеет свою систему классификации, в соответствии с которой и маркирует свои автомобили.

Маркировка автомобилей.

В России в 1996 г. на основании Международного стандарта ИСО 3779-73 был разработан ОСТ 37.001.269‑96 «Транспортные средства. Маркировка» (В настоящее время ОСТ 37.001.269‑96 отменён. С 1 января 2004 года введён в действие ГОСТ Р 51980‑2002 «Транспортные средства. Маркировка». Содержание ГОСТ Р 51980‑2002 во многом аналогично ОСТ 37.001.269‑96, но имеются некоторые дополнительные требования. Стандарт определяет места нанесения кода VIN, размер символов и др.) В соответствии с этими стандартами каждый автомобиль должен иметь индивидуальный идентификационный номер «VIN». Он содержит полную информацию об изготовителе, автомобиле и его характерных особенностях и состоит из 17 цифровых и буквенных символов, разбитых на три части:

 

ХХХХХХХХХХХХХХХХХ

3.Указательная часть

2.Описательная часть

1.Международный идентификационный

код изготовителя

Код изготовителя

Код страны

Географическая зона

 

1 Часть Международный идентификационный код изготовителя включает в себя три знака

- первый обозначает географическую область где изготовлен автомобиль

- второй страну изготовителя

- третий код самого изготовителя.

Североамериканский производитель имеет первый знак в Международном идентификационном коде изготовителя от 1 до 5, европейский - от S до Z. Автомобиль, выпущенный в Африке от А до Н, а в Азии от J до R.

Первые два знака международного идентификационного кода в соответствии с ИСО 3780 закрепляются за страной и контролируется международным «Обществом автомобильных инженеров (SAE)», которая работает под руководством Международной организации по стандартизации (ИСО).

В нашей стране, три первые знака этого кода для российских автомобилей присваивает Центральный научно-исследовательский автомобильный и автомоторный институт (НАМИ).

Отечественные производители имеют следующие Международные идентификационные коды изготовителя

Ижевский автомобильный завод- ХТК

Горьковский автомобильный завод- ХТН

Волжский автомобильный завод- ХТА

Камский автомобильный завод- ХТС

Автомобильный завод имени Ленинского комсомола- ХТВ

Ульяновский автомобильный завод- ХТТ

2. Описательная часть автомобиля состоит из шести цифровых или буквенных знаков и содержит информацию о двигателе автомобиля, типе кузова, полной массе и т.д.

Эти сведения каждая фирма зашифровывает определенной буквой или цифрой, в соответствии с принятой на этой фирме системой.

Общего стандарта для всех автопроизводителей не существует и никакой закономерности не существует. Например на АЗЛК описательная часть (позиции 4-9) заполняются следующим образом:

позиции 4-6:214

позиция 7:1 или 2: 1 хатчбек 2 седан.

позиция 8:0,2, 4, V, Y, R - вариант исполнения автомобиля (колесная база мм/двигатель)

- 0 - 2580/ВАЗ 2106

2 - 2580/УЗАМ 3313; 3317; 3318

4 - 2580/Renault F3R

позиция 9:0, 2, 3, 5 - рабочий объем двигателя, см3

- 0 - 1600

- 2 - 1700

- 3 - 1800

- 5 - 2000.

Исключение из этой системы кодировки представляет хатчбек 214101 с колесной базой 2780 и двигателем ВАЗ 2106.

3. Третья, указательная часть призвана дать возможность отличить один автомобиль от другого. Указательная часть идентификационного номера состоит из восьми знаков, причем последние четыре знака обязательно должны быть цифрами.

Обычно первая цифра указательной части показывает год выпуска автомобиля. Для обозначения календарного года изготовителя автомобиля используются следующие символы, рекомендуемые стандартом на весь период, на который предусмотрено его действие.

Последние шесть знаков - это порядковый номер автомобиля.

Для написания VIN используются только арабские цифры от 0 до 9 и буквы латинского алфавита кроме О; Q; I. В документ VIN вносится одной строкой без промежутков между составляющими частями.

VIN является составной частью основной маркировки автомобиля.

Маркировка автомобилей.

Любое изделие промышленного производства имеет маркировку предприятия, выпустившего эту продукцию.

Маркировка - это товарные знаки, символы, надписи и изображения, наносимые на изделие и дающие информацию об изделии и его изготовителе, а также данные необходимые для монтажа и эксплуатации изделия. Маркировка может быть основной (обязательной) и дополнительной (рекомендуемой). Основную маркировку выполняют на следующих изделиях:

а) грузовых автомобилях, в том числе специализированных и специальных на их шасси, тягачах, с бортовой платформой, а также автомобилях многоцелевого назначения и специальных колесных шасси;

б) легковых автомобилях, в том числе специализированных и специальных на их базе, грузопассажирских;

в) автобусах, в том числе специализированных и специальных на их базе;

г) троллейбусах;

ж) прицепах и полуприцепах;

е) автопогрузчиках;

ж) двигателях внутреннего сгорания;

з) мототранспортных средствах;

и) шасси грузовых автомобилей;

к) кабинах грузовых автомобилей;

л) кузова легковых автомобилей;

м) блоках двигателей внутреннего сгорания.

Товарный знак (табличка) маркировки содержит:

- идентификационный номер

- индекс (модель, модификация, исполнение двигателя (при рабочем объеме 125 см3 и более)

- допустимую полную массу

- допустимую массу, приходящуюся на каждую ось/оси тележек, начиная с передней оси.

Таблички заводских данных ВАЗа и АЗЛК выглядят следующим образом.

 

Табличка заводских данных Волжского автомобильного завода

 

ВАЗТоварный знак предприятия-изготовителя

 

ХТА212100К0037611Идентификационный номер автомобиля

 

двигатель 2121Модель двигателя

 


1395 кг1-635 кг

1995 кг2-760 кг

 

№ для запчастейНомер для запчастей

соответствует номеру выхода автомобиля с конвейера

 


Табличка заводских данных автомобилей «Москвич»

 

Товарный знакТоварный знак предприятия-изготовителя предприятия-изготовителя

             
 
 


АЗЛКАЗЛК

 КУЗОВ BODY214112

     
 

Номер°419146ХТВ214120 №0307159 °Иденти-

кузовафикаци-

онный

двигатель engine1470 KGномер

2470 KGавтомо-

331 03119261-775 KGбиля

2-695 KG

 

Модель двигателя Номер двигателя

Дополнительная маркировка является рекомендуемой и может выполняться как видимой, так и невидимой (видимой в ультрафиолетовых лучах).

Видимую маркировку наносят на наружную поверхность следующих частей автомобиля:

а) стекла ветрового окна с правой стороны вдоль верхнего края стекла на расстоянии около 20 мм от уплотнителя;

б) стекла окна задка - с левой стороны, вдоль нижнего края стекла, на расстоянии около 20 мм от уплотнителя;

в) стекол окон боковин (подвижные) в задней части, вдоль нижнего края стекла, на расстоянии около 20 мм от уплотнителя;

г) фар и задних фонарей - на стекле (или ободке), вдоль нижнего края вблизи боковин кузова (кабины).

Невидимую маркировку наносят, как правило:

а) на обивку крыши - в центральной части, на расстоянии около 20 мм от уплотнителя стекла ветрового окна;

б) обивку спинки сиденья водителя - на левой (по ходу движения ТС) боковой поверхности, в средней части, вдоль каркаса спинки;

в) поверхность корпуса переключателя указателей поворота вдоль оси колонки рулевого механизма.

Иностранные автомобили в маркировке кроме VIN кода имеют информацию об эксплуатационных нормах, комплектации и индивидуальном оснащении машины, регионе экспорта, коде лакокрасочного покрытия и многом другом.

 



2019-12-29 301 Обсуждений (0)
Классификация автомобилей 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Классификация автомобилей

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (301)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)