Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Реализация методических рекомендаций по обучению прикидке и оценке результатов вычислений в 5- 6 классах



2019-12-29 241 Обсуждений (0)
Реализация методических рекомендаций по обучению прикидке и оценке результатов вычислений в 5- 6 классах 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Фрагмент урока №1

Класс: шестой

Тема: «Умножение положительных и отрицательных чисел»

Тип урока: закрепление нового материала

Цель фрагмента: на основе правил сравнения и умножения положительных и отрицательных чисел без вычислений, путем рассуждений (экономя тем самым время), выполнять задания

Учебник: Виленкин Н.Я и другие [11]

На данную тему отводится три часа. Этот урок второй по теме: «Умножение положительных и отрицательных чисел». На первом уроке были рассмотрены два основных правила умножения положительных и отрицательных чисел и первично закреплены путем выполнения пробных и тренировочных упражнений.

На следующем уроке (этап которого и рассматривается) учитель, проводя необходимую актуализацию знаний, предлагает ученикам такое задание.

Пример:

· Число a – положительное, а число b – отрицательное. Сравните с нулем произведение этих чисел.

· Числа m и n – отрицательные. Сравните с нулем произведение этих чисел.

Еще раз вспомнив правило, ребята пытаются ответить, какому числу равно произведение положительного и отрицательного числа. Ответ: отрицательному числу.

Учитель. Всегда ли так?

Ученик. Дети приводят несколько примеров и делают вывод, что всегда. Учитель. А что больше ноль или отрицательное число?

Ученик. Конечно, отрицательное число меньше нуля. Поэтому, если а – положительное, а b – отрицательное, то произведение  будет отрицательным числом, а значит меньше нуля: <0.

Составим произведение m и n ( ).

Учитель. Какими числами являются m и n?

Ученик. Отрицательными числами.

Вспомнив правило умножения отрицательных чисел, делаем вывод, что произведение отрицательных чисел всегда является положительным числом, а значит оно больше нуля. Поэтому произведение >0.

После актуализации знаний, проведенной в подобной форме, учитель предлагает выполнить №1124.

№1124.

Поставьте вместо знака * знак < или > так, чтобы получилось верное равенство:

а) ; в) ; д) ;

б) ; г) ; е) ;

Но учитель добавляет к заданию, что его нужно выполнить не вычисляя.

Учитель. Нужно ли выполнять вычисления, или вы, все-таки, вы заметили, как сразу сравнить?

Буквы а), б) и д) легко сделать, так как только что разобрали эти же случаи в «общем виде». В буквах а) и д) произведение чисел с разными знаками – оно всегда отрицательно, в букве б) произведение отрицательных чисел – оно всегда положительно. Все это дети должны заметить, основываясь на разобранных случаях.

Учитель. Можем ли мы точно так же, не выполняя вычислений, сразу поставить знак в букве в)?

Ученик. Слева вновь мы видим произведение чисел с разными знаками (которое, как мы не раз уже повторили, всегда отрицательно).

Учитель. А какое же число на это раз стоит справа?

Ученик. Положительное число. Теперь мы сравниваем не с нулем, а с положительным числом. А положительное число, всегда больше отрицательного.

Разобрать задание под буквой г) можно в виде такого диалога:

Учитель. Что общего между правой и левой частями в задании под буквой г)?

Ученик. Число -8.

Учитель. Какое это число?

Ученик. Отрицательное.

Учитель. Сколько раз берется число (-8) в правой части?

Ученик. Один

Учитель. А в левой?

Ученик. семь целых и три десятых раза

Учитель. Как вы думаете какое из чисел расположено левее на числовой прямой: (-8) взятое один раз или (-8) взятое 7,3 раза?

Ученик. Второе

Вывод:

В пункте е) отличие от г) лишь в том, что при умножении обыкновенных дробей, мы всегда получаем число по модулю меньшее, чем сами множители.

Таким образом, еще раз видим, на примере данного упражнения, что не всегда необходимы вычисления, так как порой к правильному ответу можно прийти и путем рассуждений, пользуясь лишь правилами сравнения и умножения положительных и отрицательных чисел.

Фрагмент урока №2

Класс: шестой

Тема урока: «Умножение дробей»

Тип урока: применения знаний и умений

Цель фрагмента: повторив правила умножения дробей, но при этом не делая акцента на правилах сравнения дробей, выполнять сравнение произведения с дробью, не прибегая к вычислениям

Учебник: Виленкин Н.Я и другие [10]

Всего на данную тему отводится 4 часа. Это третий урок по теме: «Умножение дробей».

На первых двух уроках были разобраны три основных правила:

· Умножение дроби на число;

· Умножение обыкновенных дробей;

· Умножение смешанных чисел;

А также рассмотрена возможность использования сокращения при умножении дробей, закреплялись эти правила путем выполнения различных упражнений.

На этом уроке на этапе устного счета учителю с учениками необходимо повторить все правила умножения.

1) ; 2) ;

3) ; 4) ;

5) ; 6) ;

Школьники отвечают развернутым ответом: «Для того, чтобы умножить  на 7, нужно числитель умножить на число 7, а знаменатель оставить прежним. Заметим, что числитель и знаменатель можно сократить на 7, получаем, что в числителе остается 1, и в знаменателе – один».

В таком ключе каждый из примеров.

После выполнения всех заданий учитель задает следующие вопросы:

Учитель. Обратите внимание на пример первый. Какие числа мы умножаем?

Ученик.  на 7, то есть дробь на натуральное число

Учитель. -это какая дробь?

Ученик. Это правильная дробь!

Учитель. Какой результат получился при умножении?

Ученик. Единица.

Учитель. Скажите, а этот результат больше или меньше каждого из множителей?

Ученик. , но

Учитель. То есть в результате умножения дроби на натуральное число мы получили результат, меньший самого этого числа?

Учитель. В каком еще примере мы получим результат, меньший, чем натуральное число, на которое умножали?

Ученик. Во втором примере.

Учитель. Верно! А как вы думаете, всегда ли так будет получаться?

Ученик. Да всегда!

Учитель. Почему же? Когда мы умножаем дробь на натуральное число, как вы думаете, какую операцию мы выполняем?

Ученик. Находим дробь от числа. Находим часть от числа, а часть не может получиться больше, чем само число.

Учитель. Молодцы! Поэтому при умножении дроби на натуральное число, всегда получаем число, меньшее, чем само число, на которое умножали.

Учитель. Разберем примеры 3) – 5)

Учитель. Какие числа умножали?

Ученик. Обыкновенны дроби.

Учитель. При умножении получили . Выберите из трех дробей  самую меньшую («Что меньше: третья часть хлеба, шестая или восемнадцатая?»

Ученик. - самая меньшая. . Получили результат меньше каждого из множителей.

Точно так же сравниваем результат с каждым из множителей в примерах 4) и 5) и убеждаемся, что всегда результат умножения двух правильных дробей меньше каждой дроби. Вывод: при умножении двух правильных дробей всегда получим еще меньшую дробь.

После этого этапа учитель предлагает выполнить задание №624 (а, б, в)

№624. Не выполняя умножения, сравните:

а)  и 3; б) и ; в))  и .

Учитель. Посмотрите внимательно на задание и скажите, что мы будем сравнивать в каждом из пунктов? Есть ли что-то общее во всех пунктах задания?

Ученик. Да! В каждом из пунктов сравниваются произведения чисел с одним из множителей.

Пункт а).

Учитель. Какие числа умножаем в пункте а)?

Ученик. Натуральное число на правильную дробь. И мы уже знаем, что результат такого умножения меньше самого натурального числа, на которое умножали, поэтому

Пункт в)

Учитель. В этом пункте какие числа умножаем?

Ученик. Обыкновенные дроби. А при умножении дробей получаем дробь меньшую, чем каждая из дробей, которые умножаем. Поэтому .

Пункт б)

Учитель. А какие числа умножаем в этом пункте?

Ученик. Смешанное число и обыкновенную дробь.

Учитель. Какое действие такое умножение нам напоминает?

Ученик. Нахождение дроби от числа. Поэтому результат умножения будет меньше самого смешанного числа, но больше дроби, на которую умножали!

Учитель. Верно!

Таким образом, ученики твердо усваивают для себя, что при нахождении части от числа, мы всегда получим ответ меньший, чем само число. Это поможет им легко находить ошибки в вычислениях, оценив полученный ответ. А также легко выполнять сравнения, подобные тем, что представлены в номере 624, экономя время на вычислениях. Для большей наглядности учитель может дать аналогичные задания, но содержащие дроби, вычисление произведения которых действительно громоздко и долго.

Например:

Сравните, не выполняя вычислений  и 361;

и


Фрагмент урока №3

Класс: шестой

Тема урока: «Сложение отрицательных чисел»

Тип урока: применения знаний и умений

Цель фрагмента: повторить правило сложения отрицательных числе и, не выполняя вычислений, сравнивать сумму отрицательных чисел с одним из слагаемых

Учебник: Виленкин Н.Я и другие [11]

Всего на данную тему отводится 2 часа. Это второй урок по теме: «Сложение отрицательных чисел».

На первом уроке, с опорой на умение складывать отрицательные числа с помощью координатной прямой и знание определения модуля числа, выводится правило сложения отрицательных чисел и основной факт, заключающийся в том, что результатом сложения двух отрицательных чисел является также отрицательное число, вне зависимости от того какие числа складываем (дробные ли, целые ли).

На втором уроке после проведения необходимой актуализации знаний (на конкретных примерах устно повторяется правило сложения отрицательных чисел), учитель проводит с учениками беседу такого характера:

Учитель. Сложим (-6) и (-3).

Ученик. -6+(-3)=-9

Учитель. Изобразим результат сложения на координатной прямой

Ученик.

Учитель. Посмотрите на рисунок, как по отношению к каждому из слагаемых расположена сумма?

Ученик. Сумма на координатной прямой лежит левее каждого из слагаемых.

Учитель. (-9) меньше или больше каждого из слагаемых?

Ученик. -9<-6, – 9<-3

Учитель. Когда мы к отрицательному числу прибавляем отрицательное число, мы в результате получаем большее или меньшее число?

Ученик. Меньшее.

Затем учитель задает ребятам выполнить номер 1046, добавляя, что его нужно выполнить не вычисляя.

№1046. Поставьте вместо * знак < или > так, чтобы получилось верное неравенство:

а) – 17+(-31)* – 17; б) – 22+(-35)* – 35

Пункт а)

Учитель. Какое число встречается и в левой, и в правой части выражения?

Ученик. (-17)

Учитель. Какое (положительное или отрицательное) число прибавляем к (-17)

Ученик. Прибавляем отрицательное число. Значит сумма будет отрицательным числом, еще меньшим, чем каждое из слагаемых.

-17+(-31)<-17.

Сумма (-17) и (-31) меньше, чем само число (-17).

Аналогично разбирается пункт б)

Опять же подобное задание, можно более «эффектно» продемонстрировать, взяв числа, сумму которых вычислять либо долго, либо неудобно.

Фрагмент урока №4

Класс: пятый

Тема урока: «Деление на десятичную дробь»

Тип урока: применения знаний и умений

Цели фрагмента: вспомнить правила деления и умножения на десятичную дробь, а также связать умножение на десятичную дробь с правилом нахождения дроби от числа, выполнив задание, не прибегая к вычислениям

Учебник: Виленкин Н.Я и другие [13]

Всего на данную тему отводится 7 часов. Это третий 4 урок по теме: «Деление на десятичную дробь».

На первых трех уроках были разобраны правила деления на десятичную дробь и деление на 0,1; 0,01; 0,001, а также закреплялись эти правила путем выполнения вводных, тренировочных упражнений. Была написана самостоятельная работа на проверку навыка применения этих правил.

На этом уроке решаются задачи с применением правила деления на десятичную дробь, а также задачи на повторение.

На этапе решения задач учащимся предложено решить задачу на повторение нахождения числа по его дроби и дроби от числа.

№1481. Первое число равно 6,3 и составляет  второго числа. Третье число составляет  второго. Найдите второе и третье числа.

Решая данную задачу, вспоминаем как находить число по его дроби и дробь от числа. Последнее нужно для выполнения следующего задания.

Учитель. Как найти дробь от числа?

Ученик. Число умножить на числитель дроби и разделить на знаменатель.

Учитель. А как найти 0,5 числа 91?

Ученик. Сначала представить число 0,5 в виде обыкновенной дроби .

А затем =45,5

Учитель. А попробуйте умножить 0,5 на 91, какой ответ получим?

Ученик.  Такой же!

Учитель. Делаем вывод: число умножить на десятичную дробь – это тоже самое, что умножить его на числитель и разделить на знаменатель (10,100,1000 и т.п.)

= После этого учитель предлагает выполнить номер 1472.

№1472. Сравните, не вычисляя, значений выражений:

а)  и ; б)  и

Пункт а)

Учитель. Мы только что с вами сказали, что для того, чтобы число умножить на десятичную дробь что нужно сделать?

Ученик. Умножить число на числитель и разделить на знаменатель.

. Ставим знак равенства.

Пункт б)

Учитель. Для того чтобы нам разобраться с пунктом б), нам необходимо вспомнить какое правило?

Ученик. Правило умножения десятичных дробей.

Для того, чтобы умножить десятичные дроби нужно:

1) умножить, не обращая внимания на запятую;

Учитель. Смотрим на выражение, стоящее справа, соответствует ли оно первому пункту правила умножения?

Ученик. Да, так как, чтобы умножить 0,084 на 0,5, нужно сначала умножить 84 на 5.

Учитель. А дальше что необходимо сделать по правилу?

Ученик. 2)Отделить столько знаков, сколько в обоих множителях вместе.

Учитель. Сколько знаков будем отделять в данном случае?

Ученик. Четыре.

Учитель. В какую сторону будем двигать запятую?

Ученик. Влево на 4 знака

Учитель. А какое действие позволяет нам передвинуть запятую влево?

Ученик. Деление на 10, 100, 100, 10000,…

Учитель. В данном случае на сколько надо делить?

Ученик. На число с четырьмя нулями, то есть на 10000.

Учитель. Значит между выражениями в пункте б) какой знак можно поставить?

Ученик. Знак равенства

Выводы: Пункт а) очень пригодится при изучении темы проценты, дети на основе уже разобранного таким образом материала, легко смогут заметить, что найти процент от числа – это тоже самое, что умножить число на десятичную дробь, соответствующую этому проценту.

Фрагмент урока №5

Класс: шестой

Тема урока: «Деление дробей»

Тип урока: применения знаний и умений

Цель фрагмента: повторив правила деления дробей, но при этом не делая акцента на правилах сравнения дробей, выполнять сравнение частного с дробью, не прибегая к вычислениям

Учебник: Виленкин Н.Я и другие [10]

Всего на тему «Деление дробей» отводится 5 часов. Это третий урок по данной теме. На прошлых двух уроках учащиеся познакомились с правилом деления, были разобраны основные случаи деления:

· Деление дроби на натуральное число;

· Деление натурального числа на дробь;

· Деление обыкновенных дробей;

· Деление смешанных чисел;

На этом уроке планируется приступить к решению задач, но прежде выполнить номер из учебника на прикидку и оценку результата вычислений

На этапе устного счета вспоминаем правило деления и проводим следующую беседу:

1) ; 2) ;

3) ; 4) ;

5) ; 6) ;

Школьники отвечают развернутым ответом: «Для того, чтобы разделить  на 2, нужно  умножить на число, взаимно обратное 2, то есть на , а затем применить правило умножения дробей . Заметим, что числитель и знаменатель можно сократить на 2, получаем, что в числителе остается 1, и в знаменателе – три».

Когда устный счет закончен, учитель проводит следующую беседу:

Учитель. При делении целого числа на правильную дробь, мы получаем результат меньший или больший, чем само это число?

Ученик. Больший (в номере 2 устного счета получается 18, а число которое делили 16<18)

Учитель. Какое действие напоминает деление числа на дробь?

Ученик. Нахождение числа по его дроби (или по его части)

Учитель. А что больше число или его часть?

Ученик. Число, конечно. Значит при делении натурального числа на дробь всегда получаем число большее, чем само число, которое делим.

Учитель. Следующий пример 3 из устного счета. Какие числа делим?

Ученик. Натуральное число на неправильную дробь.

Учитель. Результат получается больше или меньше самого числа?

Ученик. Меньше.

Учитель. Как вы думаете почему?

Ученик. Потому что при делении на неправильную дробь, применив правило и умножив число на взаимно обратное делителю, мы число умножаем на правильную дробь. Или находим часть от числа, а часть всегда меньше самого числа.

Учитель. Вывод: при делении числа на правильную дробь всегда получаем число большее самого числа, которое делим, а при делении на неправильную дробь, наоборот – меньшее.

Учитель. Попробуйте сами, глядя на результаты сформулировать подобные выводы для деления дроби на дробь (если не получается, то используя аналогичную систему вопросов, вместе с учителем делают вывод)

Ученик. При делении обыкновенных дробей результат получается больше, чем та дробь, которую делим.

Учитель. А случай деления смешанного числа схож с каким случаем?

Ученик. С делением натурального числа!

Учитель. Верно!

Затем учитель предлагает, используя только что полученные знания, решить номер 668.

№668. Не выполняя деления, сравните:

а)  и 9; б)  и 6; в) и ; г)  и

Пункты а) и б)

Учитель. В этих пунктах какие числа делим?

Ученик. Натуральные числа на дробь: в пункте а) – на правильную дробь, в пункте б) – на неправильную.

Учитель. А с чем необходимо сравнить частное?

Ученик. С самим натуральным числом.

Учитель. Что можно сказать о результате деления в пункте а)?

Ученик. Что он всегда больше самого натурального числа самого, а пункте б) – всегда меньше. Поэтому ;

Пункт в)

Учитель. В этом пункте какие числа делим?

Ученик. Обыкновенные дроби.

Учитель. С чем сравниваем?

Ученик. С делимым.

Учитель. А мы с вами выяснили, что результат такого деления всегда больше или меньше делимого?

Ученик. Всегда больше! Поэтому

Пункт г)

Учитель. Какие числа делим?

Ученик. Смешанное число на правильную дробь.

Учитель. Такой случай аналогичен…

Ученик. Случаю деления натурального числа на правильную дробь, значит результат будет больше делимого, то есть больше, чем само смешанное число

Таким образом при дальнейшем решении задач ученикам будет легче заметить ошибку, так как они сумеют оценить правильность своего ответа, прикинув каким будет результат, зная что должно получатся в том или ином случае деления.

Фрагмент урока №6

Класс: шестой

Тема: «Свойства действий с рациональными числами»

Тип урока: закрепление нового материала

Цель фрагмента: формирования умения отыскания наиболее короткого и удобного пути вычисления, основываясь на свойствах рациональных чисел

Учебник: Виленкин Н.Я и другие [11]

На тему «Свойства действий с рациональными числами» отводится три часа. Этот второй урок по данной теме. На первом уроке были освещены основные свойства действий с рациональными числами и выполнены вводные упражнения на применение этих свойств. На втором уроке планируется выполнение тренировочных упражнений, некоторые из которых позволяют формировать вычислительную культуру рациональных вычислений, пользуясь уже известными свойствами.

После повторения свойств действий с рациональными числами и определения рационального числа вспоминаем, что эти свойств призваны прежде всего «упростить нам жизнь», делать наши вычисления на порядок проще. Но для этого нужно быть очень внимательным, и перед тем как приступать к вычислениям, посмотреть, а нельзя ли что-нибудь упростить.

Среди номеров, выбранных для классной работы, учитель предлагает выполнить номер 1206.

№1206. Выбрав удобный порядок вычислений, найдите значения выражений:

а)

б)

в)

Учитель. В каждом из пунктов встречаются вперемешку действия с десятичными, обыкновенными дробями и смешанными числами. Удобно ли нам будет выполнять действия «в лоб», последовательно складывать или вычитать, находя при этом общий знаменатель и т.п.?

Ученик. Нет! Применив распределительное свойство, можно поменять местами пары чисел таким образом, чтобы в одно скобке оказались десятичные дроби, а далее следовали обыкновенные дроби или смешанные числа с одинаковыми знаменателями (или наоборот).

Пункт а)

Это самый простой пример, школьники без затруднений находят пары «удобных чисел» и выполняют необходимые действия.

Пункт б)

В этом примере на первый взгляд только одна «удобная пара», но в процессе решения можно заметить появление еще одной.


Пункт в)

Учитель. Как проще выполнять действия в этом примере?

Ученик. Все дроби со знаменателем 14 запишем сначала, а затем – все дроби со знаменателем 12.

Таким образом на протяжении всей темы, ученики учатся максимально (насколько это возможно) упрощать сначала числовые, а затем буквенные выражения, что приводит к упрощению вычислений и меньшим затратам времени и сил.

Фрагмент урока №7

Класс: пятый

Тема урока: «Проценты»

Тип урока: комбинированный урок

Цели урока: наглядно, используя соревновательный момент, показать более короткий способ нахождения «красивого процента» от числа

Учебник: Виленкин Н.Я и другие [13]

Всего на данную тему отводится 5–6 часов. Это второй урок по теме: «Проценты».

На первом уроке было введено понятие процента и представление его в виде десятичной дроби и, наоборот, представление дроби в виде процента, находили 1% от числа и число по его одному проценту.

На этом уроке после этапа актуализации знаний и объяснения решение задачи на нахождение процента от числа (задачи первого типа) учитель выписывает на доске так называемые «красивые проценты», нахождение которых наиболее простое и быстрое: 5%, 10%, 20%, 25%, 50%, 100%

Переводим проценты сначала в десятичную, а затем в обыкновенную дробь.

Учитель. Для того, чтобы найти 5,10,20,25,50 процентов, достаточно (судя по тем обыкновенным дробям, которые этим процентам соответствуют), число разделить на…

Ученик. 20, 10, 5, 4, 2 части

Далее при выполнении классной работы будем решать задачи первого типа (на нахождение процента от числа). Необходимо дать несколько задач, где встречаются «красивые проценты».

Задача. Миша съел 75% всех конфет. Всего конфет было 56. Сколько конфет осталось?

Учитель, проходя по классу замечает того, кто уже начал решать задачу только что изученным «классическим» способом: число делим на сто, находим 1% и т.д. Ученик идет к доске и оформляет задачу.

Съел? шт. – 75%

Всего 56 шт. – 100%

Ост? шт. – ?%

Учитель. А можно ли эту же задачу решить проще?

Другой ученик. Да, узнаем, что осталось 100–75=25%, а 25% – это «красивый процент», поэтому число всех конфет достаточно поделить на 4.

Учитель. Иди к доске, посмотрим, кто решит задачу быстрее.

1 вариант

1) 56:100 = 0,56 – 1%

2) конфет осталось

2 вариант

1) 56:4=14 конфет осталось

Второй ученик справится быстрей.

Таким образом школьникам при помощи мини – соревнования наглядно показана быстрота, красота и удобство использования рационального способа решения задачи.

 

 


Заключение

Вычислять быстро, подчас на ходу – это требование времени. Числа окружают нас повсюду, а выполнение арифметических действий над ними приводит к результату, на основании которого мы принимаем то или иное решение. Понятно, что без вычислений не обойтись как в повседневной жизни, так и во время учебы в школе.

В ходе анализа научно–методической литературы были выделены различные приемы быстрого счета, приведено разделение этих приемов на общие и специальные, а также рассмотрены приемы, описанные различными математиками (С.А. Рачинским, Я. Трахтенбергом).

Помимо приемов устного счета в дипломной работе выделены приемы прикидки и оценки результата вычислений. Нами были обозначены лишь те приемы, которые доступны для понимания и усвоения учащихся 5–6 классов, а также связаны с теоретическим содержанием курса математики 5-6 классов и соответствуют идее, которая прослеживается в учебнике Виленикина Н.Я и др., который был использован при составлении фрагментов уроков.

В 5–6 классе для учеников самым трудным является этап самоконтроля. Выполнение контрольной работы быстрее всех, даже не задумываясь о возможности ошибки, является психологической особенностью школьников этого возраста. А обучение прикидке и оценке результата вычислений помогает ученикам найти неточности, благодаря тому, что они учатся видеть заведомо неверный ответ.

Формируя каждый из компонентов, мы формируем вычислительную культуру ученика в целом.

Эффективное формирование вычислительной культуры учащихся зависит от правильного сочетания форм и методов обучения учащихся, в основе которого лежит и учет психологических особенностей.

На основе анализа существующих методов, форм и средств обучения для формирования вычислительной культуры школьников, а в частности формирования прикидки и оценки результата вычислений, был выделен в качестве основного эвристический метод, и в параграфе четвертом подробно описано сходство этого приема с приемами прикидки.

При осуществлении обучения учащихся в 5–6 классах в соответствии с темой дипломной работы используются общие и специальные приемы устного счета, приемы рассуждений, приемы угадывания при обучении прикидке и оценке результата вычислений, полезны также будут наглядность и соревновательность.

В дипломной работе представлены разработанные автором 7 фрагментов уроков. В каждом фрагменте указан этап применения того или иного приема, обычно он следует после актуализации знаний или этапа устного счета.

Было установлено, что задачи на прикидку и оценку результатов вычислений встречаются не только в рассмотренных в работе учебниках математики для 5–6 классов, но и, что является наиболее важным, в заданиях итоговой государственной аттестации и единого государственного экзамена. Были приведены примеры таких заданий и способы их решения. А также, неотъемлемой частью является то, что обучение прикидке и оценке результатов вычислений считается обязательным, в соответствии с государственным стандартом.

Таким образом, задачи, поставленные в данной дипломной работе, были выполнены, тем самым цель работы была достигнута.

 

 


Библиография

 

1. Баврин, И.И. Сельский учитель Рачинский и его задачи для умственного счета [Текст]. – М.: ФИЗМАТЛИТ, 2003. – 112 с. – Б-ка физ.-мат. лит. для школьников и учителей.

2. Большой толковый психологический словарь / Ребер Артур (Penguin). Т.2. Пер. с англ. – М.: Вече, АСТ, 2000. – 560 с.

3. Груденов, Я.И. Совершенствование методики работы учителя математики [Текст]. – М.: Просвещение, 1990. – 224 с.

4. Емельяненко, М.В. Система развивающих заданий по теме «Умножение многозначного числа на однозначное» // Начальная школа, 1996. – №12. – с. 47–51.

5. Избранные лекции по методики преподавания математики / Московский педагогический государственный университет (МПГУ) им. В.И. Ленина, составитель Т.В. Малкова – М.:Пометей, 1993. – 177 с.

6. Катлер, Э. Система быстрого счета по Трахтенбергу. Перевод П.Г. Каминского и Я.О. Хаскина [Текст] / Катлер, Э., Мак–Шейн. – М.: Просвещение, 1967. – 134 с.

7. Кочагина, М.Н. ГИА 2009. Математика [Текст]: Сборник заданий: 9 класс / М.Н. Кочагина, В.В. Кочагин. – М.: Эксмо, 2008. – 240 с. – (Государственная итоговая аттестация (по новой форме): 9 класс). Пособие для выпускников 9-го класса

8. Крутецкий, В.А. Психология обучения и воспитания школьников [Текст]. – М.: Просвещение, 1976.

9. Ларина, Л.Н. Роль учителя в формировании вычислительной культуры учащихся: [Электронный документ]. – (http://www.gym5cheb.ru/lessons/index.php–numb_artic=412071.htm.) 13.04.2010

10. Математика [Текст]: учеб. для 6 кл. общеобразоват. учреждений. В 2 ч. Ч. 1: Обыкновенные дроби / Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов, А.С. Чесноков и др. – 17-е изд. – М.: Мнемозина, 2006. – 153 с.: ил.

11. Математика [Текст]: учеб. для 6 кл. общеобразоват. учреждений. В 2 ч. Ч. 2: Рациональные числа / Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов, А.С. Чесноков и др. – 17-е изд. – М.: Мнемозина, 2006. – 142 с.: ил.

12. Математика [Текст]: учеб. для 5 кл. общеобразоват. учреждений. В 2 ч. Ч. 1: Натуральные числа / Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов, А.С. Чесноков и др. – 18-е изд. – М.: Мнемозина, 2006. – 153 с.: ил.

13. Математика [Текст]: учеб. для 5 кл. общеобразоват. учреждений. В 2 ч. Ч. 2: Дробные числа / Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов, А.С. Чесноков и др. – 18-е изд. – М.: Мнемозина, 2006. – 157 с.: ил.

14. Математика. 6 кл. [Текст]: учеб. для общеобразоват. учреждений / И.И. Зубарева, А.Г. Мордкович. – 5-е изд. – М.:Мнемозина, 2006. – 264 с.: ил.

15. Математика. 5 кл. [Текст]: учеб. для общеобразоват. учреждений / И.И. Зубарева, А.Г. Мордкович. – 8-е изд. – М.:Мнемозина, 2008. – 270 с.: ил.

16. Муравин, К.С. Воспитание вычислительной культуры на уроках алгебры [Текст] // Преподавание алгебры в 6–8 классах / cост.: Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк. – М.: Просвещение, 1980. – С. 150–167.

17. Оценка качества подготовки выпускников основной школы по математике / Г.В. Дорофеев, Л.В. Кузнецова, Г.М. Кузнецова и др. – М.: Дрофа, 2000. – 80 с.: ил.

18. Саранцев, Г.И. Методика обучения математике в средней школе [Текст]: учеб. пособие для студентов мат. спец. пед. вузов и ун–тов / Г.И. Саранцев. – М.: Просвещение, 2002. – 224 с.

19. Минаева, С. Формирование вычислительных умений в основной школе / Математика: прил. к газ. «Первое сентября». – 2006. – 16–31 янв. (№2). – с. 3–6.

20. Федотова, Л.Н. Повышение вычислительной культуры учащихся [Электронный документ]. – (http://festival.1september.ru/articles/210122.) 16.01.2010

21. Шейнина, О.С. Математика. Занятия школьного кружка [Текст]: 5–6 кл.: портфель учителя / О.С. Шейнина, Г.М. Соловьева. – М.: из-во НЦ ЭНАС, 2002. – 208 с.

 

 



2019-12-29 241 Обсуждений (0)
Реализация методических рекомендаций по обучению прикидке и оценке результатов вычислений в 5- 6 классах 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Реализация методических рекомендаций по обучению прикидке и оценке результатов вычислений в 5- 6 классах

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (241)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)